Статья «Влияние индивидуальной работы по развитию речи на обогащение сюжетов игр»

РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ЧЕРЕЗ ИГРУ
Влияние индивидуальной работы по развитию речи
на обогащение сюжетов игр (из опыта работы)
Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счету, письму. Но и не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.
В последние годы отмечается резкое ухудшение речевого развития детей. И в тоже время нам, педагогам ДОО приходится убеждаться в том, что часть детей дошкольного возраста просто не умеет играть.
Я считаю, что одна из причин этого заключается в том, что с этими детьми никто в семье не играл и не играет, поскольку родители предпочитают другие виды деятельности (проводят время за компьютером, с телефоном в руках). Следующая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте были по разным обстоятельствам лишены общения со сверстниками и не научились налаживать с ними взаимоотношения. Они предпочитают играть в одиночку. Содержанием их игр редко становятся человеческие взаимоотношения, но если и становятся, то свидетельствуют об ограниченных знаниях о людях, которые их окружают, что говорит о бедном социальном опыте ребенка.
Формирование игровой деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР предполагает ее организацию воспитателем и логопедом. Именно сюжетно-ролевые игры оказывают огромное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей, звукам предметов.
В процессе наших игр с детьми, я много разговариваю с ребенком, в результате чего даже у ребёнка с ЗРР возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить о чём-либо, сообщить что-то. Стараюсь всячески побуждать ребенка обращаться ко мне с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность ребенка.
Обучение детей сюжетно-ролевой игре сопровождаю подробным рассказом о содержании действий: «Эта кукла Аня. Аня хочет спать. Куда положим Аню? и т.д. Учитывая, что у детей с ТНР часто снижено понимание обращённой речи, слежу за тем, насколько ребёнок понимает меня. С этой целью прошу ребенка называть или показывать игрушки, о которых идёт речь в игре. При этом словами сопровождаю как свои действия, так и действия ребенка: «Я качаю Аню. Оля качает Аню.» и т.д.
В игре дети не всегда сами могут сразу выполнять действия в правильной последовательности: они часто укладывают куклу спать, не сняв с неё обувь. Обращаю внимание ребенка на порядок выполнения действий: «Я пришла домой. Я снимаю обувь. Я снимаю пальто» и только потом даются задания типа: «Уложи куклу спать».
В группе компенсирующей направленности в форме занятия обучаю детей основным практическим действиям с сюжетными игрушками, ввожу новые слова и объясняю их значение (Н.: тема «Транспорт»- машина- приехала, отьехала, переехала, объехала, а также слова- шофер, водитель, автослесарь), а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляются воспитателями в игре «Юный водитель».
Благодаря такой индивидуальной работе, дети смогут с каждым разом делать сюжет игры более интересным и разнообразным. Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку накапливать знания, осваивать язык, общаться, развивать мышление и воображение. Таким образом учитель-логопед расширяет активный словарь, дошкольникам усваиваются функции словоизменения и словообразования, фраза становится более развернутой, что необходимо для формирования связного высказывания. У детей активно формируется умение пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.