12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бабченкова Оксана Алексеевна1063
Россия, Курская обл., г.Железногорск
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
5

Влияние индивидуальной работы по развитию речи  на обогащение сюжетов игр


РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ ЧЕРЕЗ ИГРУ


Влияние индивидуальной работы по развитию речи

 на обогащение сюжетов игр (из опыта работы)


      Ни у кого не вызывает сомнения то, что детей надо учить чтению, счету, письму. Но и не менее важно учить детей игровой деятельности, в которой раскрывается и формируется личность ребенка.

В последние годы отмечается резкое ухудшение речевого развития детей. И в тоже время нам, педагогам ДОО приходится убеждаться в том, что часть детей дошкольного возраста просто не умеет играть.

Я считаю, что одна из причин этого заключается в том, что с этими детьми никто в семье не играл и не играет, поскольку родители предпочитают другие виды деятельности (проводят время за компьютером, с телефоном в руках). Следующая причина состоит в том, что эти дети в раннем возрасте были по разным обстоятельствам лишены общения со сверстниками и не научились налаживать с ними взаимоотношения. Они предпочитают играть в одиночку. Содержанием их игр редко становятся человеческие взаимоотношения, но если и становятся, то свидетельствуют об ограниченных знаниях о людях, которые их окружают, что говорит о бедном социальном опыте ребенка.

t1681754338aa.jpg Формирование игровой деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР предполагает ее организацию воспитателем и логопедом. Именно сюжетно-ролевые игры оказывают огромное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за неё, подражает голосам зверей, звукам предметов.

В процессе наших игр с детьми, я много разговариваю с ребенком, в результате чего даже у ребёнка с ЗРР возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить о чём-либо, сообщить что-то. Стараюсь всячески побуждать ребенка обращаться ко мне с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность ребенка.

t1681754338ab.jpgОбучение детей сюжетно-ролевой игре сопровождаю подробным рассказом о содержании действий: «Эта кукла Аня. Аня хочет спать. Куда положим Аню? и т.д. Учитывая, что у детей с ТНР часто снижено понимание обращённой речи, слежу за тем, насколько ребёнок понимает меня. С этой целью прошу ребенка называть или показывать игрушки, о которых идёт речь в игре. При этом словами сопровождаю как свои действия, так и действия ребенка: «Я качаю Аню. Оля качает Аню.» и т.д.

В игре дети не всегда сами могут сразу выполнять действия в правильной последовательности: они часто укладывают куклу спать, не сняв с неё обувь. Обращаю внимание ребенка на порядок выполнения действий: «Я пришла домой. Я снимаю обувь. Я снимаю пальто» и только потом даются задания типа: «Уложи куклу спать».

В группе компенсирующей направленности в форме занятия обучаю детей основным практическим действиям с сюжетными игрушками, ввожу новые слова и объясняю их значение (Н.: тема «Транспорт»- машина- приехала, отьехала, переехала, объехала, а также слова- шофер, водитель, автослесарь), а дальнейшее развитие игры и ее обогащение осуществляются воспитателями в игре «Юный водитель».

t1681754338ac.jpgБлагодаря такой индивидуальной работе, дети смогут с каждым разом делать сюжет игры более интересным и разнообразным. Сюжетно-ролевые игры помогают ребенку накапливать знания, осваивать язык, общаться, развивать мышление и воображение. Таким образом учитель-логопед расширяет активный словарь, дошкольникам усваиваются функции словоизменения и словообразования, фраза становится более развернутой, что необходимо для формирования связного высказывания. У детей активно формируется умение пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации.



Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.