12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Рагулина Любовь Давыдовна3264
Россия, Новосибирская обл., Тогучинский район, с. Киик

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРЕНИНГА, ИГРОТЕРАПИИ, МУЗЫКОТЕРАПИИ 

Цель: показать важность эмоциональной регуляции жизнедеятельности человека,

Задачи:

  • развить у учащихся умения слушать других людей;
  • владеть и управлять своими эмоциями.
  • развивать умения работать в группе и команде,
  • тренировать умение владеть и управлять своими эмоциями;
  • снять эмоционально-психическое напряжение среди учащихся;
  • развивать коммуникативно-социальные качества.

Ход занятия

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Чем интересен и полезен был сегодня школьный день? Что вам запомнилось? Какие чувства вы при этом испытали?

- А произошли ли события, которые вас огорчили, обидели, не понравились? Какое ваше мнение по данному поводу? Каковы чувства?

2. Игра – активатор.

Здороваемся друг с другом, приветствуем по - дружески, с улыбкой:

  • рукопожатием,
  • похлопыванием по плечу,
  • пяточками,
  • объятием,
  • носочками,
  • щечками (носиками).

Сегодня мы поговорим с вами о том, что так хорошо известно каждому - о чувствах и эмоциях.

3. Игра «Море волнуется…»

Но прежде предлагаю поиграть в игру «Море волнуется…»

Казалось бы, кто не знает, как в нее играть? Но условие несколько изменю. Я буду говорить: « Море волнуется раз…два…три… на месте СКУЛЬПТУРА (пауза – называется какая – нибудь эмоция или чувство) замри».

Вы постараетесь это изобразить с помощью поз и мимики: радость, печаль, восторг, безразличие, удивление, испуг, восхищение, грусть, бодрость, ярость, счастье, обида, спокойствие, гнев, любовь.

4. Понятия «Чувства и эмоции».

Очень приятно, что вы после игры такие веселые, радостные, довольные.

Вот такие состояния: веселый, довольный, радостный или наоборот грустный, печальный, испуганный, робкий и т.д. – называются эмоциями, чувствами человека.

Знакомы ли вам эти слова?

Когда вы наблюдаете за восходом солнца, слушаете музыку, читаете книгу, танцуете, мечтаете о будущем, вы, так или иначе, представляете свое отношение к окружающему миру. Книга или ваша работа могут радовать или огорчать, вызывать чувство удовольствия или разочарования. В чувствах проявляется также удовлетворенность или неудовлетворенность своим поведением, поступками или высказываниями. Таким образом, чувсва и эмоции представляют собой своеобразное отношение человека к окружающей

действительности и самому себе. Они затрагивают самые разные области нашей с вами жизни. Это может быть:

  • общение со сверстниками,
  • взаимоотношения с взрослыми,
  • учеба,
  • спорт,
  • размышления о само себе и своих качествах,
  • знакомство с природой и произведениями искусства,
  • походы, путешествия и познания окружающего мира.

5. Спектр эмоций (видео - ролик)

Спектр чувств и эмоций, переживаемых человеком, многообразен и велик. Давайте-ка вместе подумаем и назовем те чувства, которые вы знаете, которые вы когда-то испытали.

Цель: назвать и запомнить как можно больше разных чувств. В этом помогут картинки

(волнение, страх, тревога, восхищение, любопытство, угнетение, унижение, счастье, покой…)

Спасибо, вы правильно выполнили задание.

Таким образом, мы видим, что

любой человек может переживать самые различные чувства и эмоции. Некоторые из них нам нравятся, какие-то нет. Но это не значит, что они плохие или ненужные.

6. Быстрый круг.

- Как вы думаете, зачем нам нужны эмоции, которые нам не нравятся? Какую роль в нашей жизни они играют? (дети высказываются).

Обобщение:

Эмоции, которые нам не нравятся, являются своеобразными сигналами о состоянии, которые испытывает человек. Полученная от них информация – побудитель к действию, за которым следует изменение ситуации, а значит, и состояния человека. Не будь, таких эмоций мы не смогли бы разобраться, что в окружающем нас мире плохо, опасно, а что хорошо, что нам нравится, а что – нет. И у нас не было бы стимула пытаться, что-либо в нем изменить, измениться самому.

7. Игра «Эмоциональный термометр»

Правила игры: На игровом бланке попробуйте составить эмоциональный портрет своего вчерашнего дня. Оценивайте события дня с момента вашего пробуждения. Поставьте кружок (крестик) в зону, соответствующему вашему самочувствию утром, днем и вечером

Например, УТРОМ:

– Когда вы проснулись, ваше настроение было…

– Когда вы завтракали или одевались на работу, вы чувствовали …

– В школе ваше настроение….

Продолжите анализ вашего эмоционального самочувствия днем и вечером.

Время работы 5-7 мин. Обсуждение.

Проанализируйте свои эмоциональные графики:

– Посмотрите на свои эмоциональные портреты. Как часто у вас менялось настроение? Или наоборот оно было устойчиво и менялось редко?

– Посмотрите все эмоциональные события дня и обведите в кружок те настроения, которые были вызваны другими людьми.

– Посмотрите на обведенные кружки. Если всё эмоциональное самочувствие выразить в %, то сколько % настроений оказалось зависимыми от других людей? Как вы думаете, почему? Какое преимущество вы имеете, если ваше настроение зависит или не зависит от настроения другого человека?

– «Крайние» настроения – очень плохое и очень хорошее, также больше зависят от других людей, чем среднее настроение. Склонны ли вы к «крайним» настроениям?

– Посмотрите, отличается ли по настроению начало дня от середины дня? Почему? Подумайте, что можно сделать, чтобы улучшить ваше самочувствие?

Вывод: Люди резко отличаются по устойчивости настроений, по зависимости настроений от поведения других людей. Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть и управлять своими чувствами, надо очень хорошо знать собственное эмоциональное устройство.

Первым шагом в управлении своим эмоциональным состоянием является его осознание. Затем вспомнить способы, которые помогут вам избавиться от неприятного настроения, перейти в активное рабочее состояние.

– заняться эмоциональной приятной деятельностью;

– заняться спортом;

– пойти в гости, в лес.

8. Микросценки «Чувства и ситуации» (время на подготовку)

Давайте попробуем построить маленький театр. И вы в нем - актеры! При этом ярко выражайте свои чувства.

После просмотра ответим на вопрос: какое чувство испытывают участник, и по каким признакам вам удалось это понять?

Сценка 1. Девочка дарит маме подарок ко дню рождения.

Сценка 2. Учительница ругает ученика за невыполненное домашнее задание.

Сценка 3. Один мальчик предлагает другу на дискотеке выпить пива, но тот отказывается.

- Как вы думаете, какое чувство испытают герои сценки?

- Что помогло вам понять переживания героев? (выражение лица, походка, поведение, произносимые слова, интонация, тембр, сила голоса).

9. Пиктограммы. Анализ эмоциональных состояний по рисункам – что происходит с глазами, ртом, бровями и т.п.?

А если есть возможность видеть не только лицо, но и фигуру человека, наблюдать его поведение, слышать голос и слова, то информация о переживаемом им состоянии становится еще полнее.

10. Подвижная игра – музыкальное сопровождение. (Аня - ведущая)

11. Музыкотерапия «Откройте музыке сердца…» «Вальс цветов» из балета "Щелкунчик" - это необыкновенно красивая музыка, которую написал величайший русский композитор Чайковский ровно 123 года назад (в эти же декабрьские дни 1892 года). Вот фотографии композитора. (Демонстрирую фото) С тех пор её с наслаждением слушают люди во всех странах мира. Художники и композиторы, поэты и писатели всегда вкладывают свои чувства в произведения. Чувства людей - это важная часть жизни. Без чувств вся жизнь людей лишилась бы смысла.

- Какие чувства вы испытывали, слушая эту музыку?

- Что больше понравилось: музыка или фотографии цветов?

- Хотели бы вы оказаться там, среди цветов?

- Какая картинка запомнилась и понравилась больше всего?

- Где в вашем теле вы чувствовали свою нежность, лёгкость, радость при просмотре этого видеоролика?

- Хотели бы еще посмотреть другие ролики, которые дарят радость?

Каждый раз, когда ваше настроение будет грустным, пасмурным, вы можете вспоминать о красоте природы, которую видели сейчас. Старайтесь быть внимательными к красоте реального мира, который вокруг вас каждый день.

12. Музыкотерапия «Цветы нам дарят настроенье…» под симфонию Моцарта

Видео – ролик «Распускающиеся цветы»

Какое настроение вы приобрели?

13. Итоговый круг «Интересное - полезное»

-Интересное – полезное

-Неправильное – обидное

-Важное – нужное

-Новое – знакомое.

Опубликовано в группе «Сообщество педагогов - психологов ДОУ и школ»


Комментарии (4)

Бобровницкая Виктория, 08.07.18 в 00:07 0 Ответить Пожаловаться
Интересный тренинг
Андреева Наталья Николаевна, 08.07.18 в 02:53 0 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Любовь Давыдовна, за материал, за Ваше желание делиться с коллегами.
Рагулина Любовь Давыдовна, 08.07.18 в 20:17 1 Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Наталья Николаевна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.