"Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей раннего возраста"

0
0
Материал опубликован 9 April

Тема: «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей раннего возраста»



Мелкая моторика — это развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: Для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно использовать следующие методы и приёмы:

массаж, самомассаж кистей рук;

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;

пальчиковый театр;

лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала;

конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;

различные виды аппликаций;

рисование по трафаретам;

штриховка;

лабиринты;

дидактические игры;

шнуровка;

игры с мелкими предметами;

пазлы, мозаика.

В своей работе я использовала «Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки» автора Г. П. Логиновой. Комплекс состоит из пяти блоков упражнений. Начинаем работу с ведущей руки, потом дополнительная рука, затем включаем обе руки. Цель эксперемента: В эксперименте принимали участие дети от 4-6 лет с задержкой психо-моторного развития. В начале была проведена диагностика, которая показала, что показатели развития данной категории детей, соответствуют 3-х летнему возрасту. Мелкая моторика недостаточно развита, проблемы при застегивании и расстегивании замков, молний, завязывании шнурков; при рисовании карандашом (неправильный захват, слабое нажатие).

Дополнительно, перед занятиями проводился комплекс массажа для рук с использованием предметов (массажных мячей – игольчатые, шипованные; палочки, валики). Данные приспособления улучшают кровообращение, активно воздействуют на движения рук, восстанавливают чувствительность нервных окончаний.

Мелкая моторика влияет на развитие речи у детей младшего возраста, потому что нервные окончания на кончиках пальцев передают сигналы в мозговой центр, что способствует общему развитию ребенка. Развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с мышлением, вниманием, координацией движений, пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением и зрительной памятью, ускоряя развитие речи и мышления.

После проведенного курса занятий с использованием комплекса упражнений Г.П. Логиновой и сенсорно-интегративных методов, была проведена повторная диагностика. Результаты показали значительный прогресс в развитии мелкой моторики у детей. Улучшилась координация движений пальцев, дети стали более уверенно выполнять задания, требующие тонких манипуляций. Возросла скорость и точность выполнения действий с мелкими предметами.

Положительные изменения наблюдались и в речевом развитии. Дети стали более активными в общении, увеличился словарный запас, улучшилось произношение. Появилась связная речь, способность к построению простых предложений. Улучшилось понимание обращенной речи, выполнение инструкций стало более точным и быстрым.

Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил тесную взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речи у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития. Использование комплекса упражнений Г.П. Логиновой в сочетании с сенсорно-интегративными методами оказало положительное влияние на развитие обеих сфер.

Полученные результаты позволяют рекомендовать данный подход для включения в коррекционно-развивающие программы для детей с задержкой психомоторного развития, направленные на стимуляцию речевого развития через развитие мелкой моторики. Важно отметить, что систематичность и индивидуальный подход к каждому ребенку являются ключевыми факторами успеха. Далее представляю некоторые упражнения, которые были использованы в работе.

Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки

Автор Логинова Г.П.

Коррекция динамического праксиса

I блок упражнений.

«Пальчик» (указат. палец)

«Зайчик» (2 пальца)

«Кулак»

Начинать с ведущей руки,

потом дополнительная рука,

двумя руками одновременно (пальчики, зайчики, кулачки).

если ребенок справляется, выполнять то же с выключением зрительного анализатора.

Потом прибавляем:

"Козу-дерезу" (пальчик – зайчик – кулак + коза)

"Кольцо" ("o’key")

"Гусь" – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты.

"Олень" – подготовка к щелбану (1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие – выпрямлены).

Задача – выработать автоматизм.

"Я стукну 1 раз – ты мне покажешь пальчик, 2 раза – зайчик и т.д."

II блок упражнений.

1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок.

2. "Курочка" – веер опущен.

III блок упражнений.

1. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются.

2. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.

IV блок упражнений.

1. "Солнышко" - расставлены пальцы от себя.

2. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.

3. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.

4."Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.

Блоки упражнений с включением обеих рук.

1. "Бинокль" – пальцы собраны

"Петушки" пальцы расставлены

(Бинокль – петушки; бинокль – олень)

(Петушки – курочка + бинокль – олень)

2. "Стол" – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает.

"Стул" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони короткой стороной.

"Кресло" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони длинной стороной.

(Стол – стул – кресло)

3. "Ворота" – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы отводятся.

"Дорога" – руки выпрямить, большие пальцы спрятать.

«Мост» - руки выпрямлены, большие пальцы друг к другу – встречаются фаланги пальцев.

(Ворота – дорога – мост)

4. "Миска" – крест-накрест согнутые ладошки.

"Гнездо" – 2 ладони рядом, чуть заходят одна за другую.

"Гнездо с яичками" – 1 ладонь согнута, другая сверху прикрывает.

(Миска – гнездо + гнездо с яичками)

5. "Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.

(Пальчик – зайчик – улитка с рожками + улитка с домиком).

6. "Ветки" - ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены.

"Корни" – ладони к себе.

(Солнышко – флажок – ветки – корни)

7. "Ваза" – руки вместе, локти соединены, пальцы согнуты.

"Бутон" – руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы разводим.

"Цветок" – пальцы раскрыты.

(Ваза – бутон – цветок)



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации