"Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей раннего возраста"
Тема: «Влияние мелкой моторики на развитие речи у детей раннего возраста»
Мелкая моторика — это развитие мелких мышц пальцев руки, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции, движения малой амплитуды. Развитие мелкой моторики тесно связано с развитием речи, так как зоны коры головного мозга, отвечающие за эти функции, расположены очень близко друг от друга. Именно в дошкольном возрасте на развитие мелкой моторики следует обращать особое внимание: Для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста можно использовать следующие методы и приёмы:
• массаж, самомассаж кистей рук;
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки;
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;
• пальчиковый театр;
• лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материала;
• конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;
• различные виды аппликаций;
• рисование по трафаретам;
• штриховка;
• лабиринты;
• дидактические игры;
• шнуровка;
• игры с мелкими предметами;
• пазлы, мозаика.
В своей работе я использовала «Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки» автора Г. П. Логиновой. Комплекс состоит из пяти блоков упражнений. Начинаем работу с ведущей руки, потом дополнительная рука, затем включаем обе руки. Цель эксперемента: В эксперименте принимали участие дети от 4-6 лет с задержкой психо-моторного развития. В начале была проведена диагностика, которая показала, что показатели развития данной категории детей, соответствуют 3-х летнему возрасту. Мелкая моторика недостаточно развита, проблемы при застегивании и расстегивании замков, молний, завязывании шнурков; при рисовании карандашом (неправильный захват, слабое нажатие).
Дополнительно, перед занятиями проводился комплекс массажа для рук с использованием предметов (массажных мячей – игольчатые, шипованные; палочки, валики). Данные приспособления улучшают кровообращение, активно воздействуют на движения рук, восстанавливают чувствительность нервных окончаний.
Мелкая моторика влияет на развитие речи у детей младшего возраста, потому что нервные окончания на кончиках пальцев передают сигналы в мозговой центр, что способствует общему развитию ребенка. Развитие мелкой моторики подготавливает соответствующие участки головного мозга к формированию речи. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с мышлением, вниманием, координацией движений, пространственным восприятием, наблюдательностью, воображением и зрительной памятью, ускоряя развитие речи и мышления.
После проведенного курса занятий с использованием комплекса упражнений Г.П. Логиновой и сенсорно-интегративных методов, была проведена повторная диагностика. Результаты показали значительный прогресс в развитии мелкой моторики у детей. Улучшилась координация движений пальцев, дети стали более уверенно выполнять задания, требующие тонких манипуляций. Возросла скорость и точность выполнения действий с мелкими предметами.
Положительные изменения наблюдались и в речевом развитии. Дети стали более активными в общении, увеличился словарный запас, улучшилось произношение. Появилась связная речь, способность к построению простых предложений. Улучшилось понимание обращенной речи, выполнение инструкций стало более точным и быстрым.
Таким образом, проведенный эксперимент подтвердил тесную взаимосвязь между развитием мелкой моторики и речи у детей раннего возраста с задержкой психомоторного развития. Использование комплекса упражнений Г.П. Логиновой в сочетании с сенсорно-интегративными методами оказало положительное влияние на развитие обеих сфер.
Полученные результаты позволяют рекомендовать данный подход для включения в коррекционно-развивающие программы для детей с задержкой психомоторного развития, направленные на стимуляцию речевого развития через развитие мелкой моторики. Важно отметить, что систематичность и индивидуальный подход к каждому ребенку являются ключевыми факторами успеха. Далее представляю некоторые упражнения, которые были использованы в работе.
Комплекс упражнений на развитие мелкой моторики руки
Автор Логинова Г.П.
Коррекция динамического праксиса
I блок упражнений.
«Пальчик» (указат. палец)
«Зайчик» (2 пальца)
«Кулак»
Начинать с ведущей руки,
потом дополнительная рука,
двумя руками одновременно (пальчики, зайчики, кулачки).
если ребенок справляется, выполнять то же с выключением зрительного анализатора.
Потом прибавляем:
"Козу-дерезу" (пальчик – зайчик – кулак + коза)
"Кольцо" ("o’key")
"Гусь" – большой и указательный пальцы соединяются и разъединяются, остальные – подогнуты.
"Олень" – подготовка к щелбану (1 и 3 пальцы соединены в кольцо, другие – выпрямлены).
Задача – выработать автоматизм.
"Я стукну 1 раз – ты мне покажешь пальчик, 2 раза – зайчик и т.д."
II блок упражнений.
1. "Петушок" указательный и большой пальцы – овал, остальные – веер, гребешок.
2. "Курочка" – веер опущен.
III блок упражнений.
1. "Волк" – исходная позиция – "коза", указательный палец и мизинец чуть сгибаются.
2. "Кот" – указательный палец и мизинец сильно сгибаются.
IV блок упражнений.
1. "Солнышко" - расставлены пальцы от себя.
2. "Флажок" – пальцы собрать, развернуть к себе и наклонить.
3. "Улитка с рожками" – исходная позиция – «зайчик» и наклон вперед.
4."Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.
Блоки упражнений с включением обеих рук.
1. "Бинокль" – пальцы собраны
"Петушки" пальцы расставлены
(Бинокль – петушки; бинокль – олень)
(Петушки – курочка + бинокль – олень)
2. "Стол" – ведущая рука кулаком на стол, другая – прикрывает.
"Стул" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони короткой стороной.
"Кресло" – ведущая рука, сжатая в кулак, приставлена к ладони длинной стороной.
(Стол – стул – кресло)
3. "Ворота" – локти на столе, пальцы под прямым углом к себе, большие пальцы отводятся.
"Дорога" – руки выпрямить, большие пальцы спрятать.
«Мост» - руки выпрямлены, большие пальцы друг к другу – встречаются фаланги пальцев.
(Ворота – дорога – мост)
4. "Миска" – крест-накрест согнутые ладошки.
"Гнездо" – 2 ладони рядом, чуть заходят одна за другую.
"Гнездо с яичками" – 1 ладонь согнута, другая сверху прикрывает.
(Миска – гнездо + гнездо с яичками)
5. "Улитка с домиком" – исходная позиция = улитка с рожками + домик (согнутый кулак) на улитку.
(Пальчик – зайчик – улитка с рожками + улитка с домиком).
6. "Ветки" - ладони от себя, одна на другую находят, перекрещивающиеся пальцы расставлены.
"Корни" – ладони к себе.
(Солнышко – флажок – ветки – корни)
7. "Ваза" – руки вместе, локти соединены, пальцы согнуты.
"Бутон" – руки вместе, локти соединены, согнутые пальцы разводим.
"Цветок" – пальцы раскрыты.
(Ваза – бутон – цветок)