12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Маркин Сергей Алексеевич1116 Россия, Ставропольский край, Георгиевск |
Влияние педагогических технологий на формирование информационной компетентности у студентов
ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У СТУДЕНТОВ
Рынок труда требует от будущих специалистов умения грамотно использовать информационные ресурсы и технологии в своей профессиональной деятельности. В связи, с чем и возникает необходимость при подготовке специалистов среднего звена формировать у них определенный уровень информационной компетентности.
В широком смысле слова, информационная культура представляет собой корректное использование информации. Это подразумевает поиск необходимой информации, умение ее обрабатывать и применять в конкретных ситуациях.
Обучая студентов с использованием информационных технологий педагогу важно ориентировать на ценностные установки и важность принятия информационно-обоснованных решений. К достижению этих целей ведет ряд образовательных задач:
- развитие креативного мышления;
- овладение обучающимися основными представлениями в области информатики;
- сформированность представлений о функционировании информационных систем;
- роли информационных технологий в информационном пространстве;
- способа выбора оптимальных решений;
- подготовка к использованию информационных и цифровых технологий;
- информационная культура.
Информационная компетентность ориентируется и на происходящие изменения в системе образования. Поэтому студенту необходимо использовать в процессе обучения цифровые платформы и принимать новые методы организации образовательного процесса.
При формировании информационной культуры студентов важно учитывать следующие критерии:
- нацеленность на эффективность поиска нужной информации;
- в информационных ресурсах выбирать главное;
- умение обосновывать качество информационного продукта и определять его характеристику;
- умение структурировать, систематизировать и представить информацию в нужном формате;
- умение создать информационный продукт;
- показать коммуникативную компетентность при сопровождении информационного продукта;
- формирования уровня информационной грамотности.
К основным видам информационной деятельности студентов относят: получение и сбор информации, ее использование, распределение и хранение. Так же, важно учитывать системную организацию самого процесса: наличие в обучающем пространстве доступа к информации с учетом направлений профессиональной деятельности обучающихся и планированием процессов реализации личностных факторов информационного обучения. Информационное обучение связано с культурным опытом, грамотностью и компьютерной образованностью. Эффективное обучение студентов предполагает использование таких приёмов и методов организации учебной деятельности, которые способствовало бы формированию у них информационной культуры. В этой связи, одним из перспективных направлений информатизации учебного процесса является мультимедийная технология. Ее значимость обусловлена тем, что она позволяют сделать процесс обучения более наглядным за счет использования в процесс восприятия учебной информации, которая задействует чувственные компоненты обучаемых. Это особый вид информационных технологий способный объединить в себе как обычную визуальную информацию - текст, графику, так и динамическую - речь, музыку, видео, анимацию. Обладая мощными распределенными образовательными ресурсами, технология обеспечивает формирование ключевых информационных компетенций. Организация обучения с помощью технологий мультимедиа осуществляется на следующих методических особенностях:
1. Проекты, презентации, уроки с видео демонстрацией, обучающие платформы и системы, электронные справочники.
2. Использование индивидуального подхода, с использованием банка многоуровневых заданий и индивидуализированных обучающих программ.
3. Проведение деловых игр с моделированием ситуаций, которые могут встретиться студентам в будущей профессиональной деятельности.
4. Возможность доступа и сохранения всего материала за курс обучения.
5. Использование метода проектов, ориентированного на принципы последовательности и преемственности.
6. Использование проблемного метода обучения, предусматривающего работу с документами, базами данных, графиками и таблицами.
7. Осуществление принципов мотивации к познанию, системно-информационного анализа и разностороннего восприятия.
По сравнению с традиционным обучением, возможности применения технологий мультимедиа в образовательном процессе обладают рядом достоинств: появилась возможность использовать цветную анимацию, графику, звуковое сопровождение, обновлять учебные материалы, размещать интерактивные элементы, использовать гиперссылки, литературу с образовательных сайтов и электронных библиотек.
Также мультимедийные технологии обладают рядом преимуществ, позволяют создавать различные информационные продукты, которые способствуют установлению личностных и производственных контактов, достижению более глубокого понимания проблем, стоящих перед исполнителем при обработке информации. При формировании информационной культуры студентов для эффективного усвоения учебного материала, выделяются способы мотивации:
- использование в учебном процессе электронных учебников, позволяющих регулярно обновлять и дополнять актуальность и новизну содержания;
- стимулировать интерес к изучаемой проблеме путем использования наглядности, видео и графики;
- происходит развитие информационных запросов;
- использование форм и методов обучения - деловые игры, проблемный метод обучение через исследования и открытия;
- представление электронного материала в гипертекстовом формате, что способствует разделению учебного материала на логические цепочки и позволяет его структурировать.
При проведении занятий с использованием мультимедиа-технологий преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к организации работы:
- разработка дидактического материала;
- создание комфортного информационного пространства;
- строгое нормирование продолжительности работы;
- прогнозирование дальнейшей деятельности.
Подводя итог, резюмирую, что педагогические технологии выступают эффективным средством формирования информационной культуры у студентов, в случае если:
- реализуется комплексное применение мультимедиа как образовательной среды;
- мультимедийная среда представляет собой программно-методический комплекс, сочетающий в себе справочные, дидактические и контролирующие функции;
- поддерживаются индивидуальные маршруты освоения мультимедиа в качестве средства, направленного на развитие личности обучающегося.