12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Маркин Сергей Алексеевич1116
Россия, Ставропольский край, Георгиевск
1

Влияние педагогических технологий на формирование информационной компетентности у студентов

ВЛИЯНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

У СТУДЕНТОВ


Рынок труда требует от будущих специалистов умения грамотно использовать информационные ресурсы и технологии в своей профессиональной деятельности. В связи, с чем и возникает необходимость при подготовке специалистов среднего звена формировать у них определенный уровень информационной компетентности.

В  широком смысле слова, информационная культура представляет собой корректное использование информации. Это подразумевает поиск необходимой информации, умение ее обрабатывать и применять в конкретных ситуациях.

Обучая студентов с использованием информационных технологий педагогу важно ориентировать на ценностные установки и важность принятия информационно-обоснованных решений. К достижению этих целей ведет ряд  образовательных задач:

- развитие креативного мышления;

- овладение обучающимися основными представлениями в области информатики;

- сформированность представлений о функционировании информационных систем;

- роли информационных технологий в информационном пространстве;

- способа выбора оптимальных решений;

- подготовка к использованию информационных и цифровых технологий;

- информационная культура.

Информационная компетентность ориентируется и на происходящие изменения в системе образования. Поэтому студенту необходимо использовать в процессе обучения цифровые платформы и принимать новые методы организации образовательного процесса.

При формировании информационной культуры студентов важно учитывать следующие критерии:

- нацеленность на эффективность поиска нужной информации;

- в информационных ресурсах выбирать главное;

- умение обосновывать качество информационного продукта и определять его характеристику;

- умение структурировать, систематизировать и представить информацию в нужном формате;

- умение создать информационный продукт;

- показать коммуникативную компетентность при сопровождении информационного продукта;

- формирования уровня информационной грамотности.

К основным видам информационной деятельности студентов относят: получение и сбор информации, ее использование, распределение и хранение. Так же, важно учитывать системную организацию самого процесса: наличие в обучающем пространстве доступа к информации с учетом направлений профессиональной деятельности обучающихся и планированием процессов реализации личностных факторов информационного обучения. Информационное обучение связано с культурным опытом, грамотностью и компьютерной образованностью. Эффективное обучение студентов предполагает использование таких приёмов и методов организации учебной деятельности, которые способствовало бы формированию у них информационной культуры. В этой связи, одним из перспективных направлений информатизации учебного процесса является мультимедийная технология. Ее значимость обусловлена тем, что она позволяют сделать процесс обучения более наглядным за счет использования в процесс восприятия учебной информации, которая задействует чувственные компоненты обучаемых. Это особый вид информационных технологий способный объединить в себе как обычную визуальную информацию - текст, графику, так и динамическую - речь, музыку, видео, анимацию. Обладая мощными распределенными образовательными ресурсами, технология обеспечивает формирование ключевых информационных компетенций. Организация обучения с помощью технологий мультимедиа осуществляется на следующих методических особенностях:

1. Проекты, презентации, уроки с видео демонстрацией, обучающие платформы и системы, электронные справочники.

2. Использование индивидуального подхода, с использованием банка многоуровневых заданий и индивидуализированных обучающих программ.

3. Проведение деловых игр с моделированием ситуаций, которые могут встретиться студентам в будущей профессиональной деятельности.

4. Возможность доступа и сохранения всего материала за курс обучения.

5. Использование метода проектов, ориентированного на принципы последовательности и преемственности.

6. Использование проблемного метода обучения, предусматривающего работу с документами, базами данных, графиками и таблицами.

7. Осуществление принципов мотивации к познанию, системно-информационного анализа и разностороннего восприятия.

По сравнению с традиционным обучением, возможности применения технологий мультимедиа в образовательном процессе обладают рядом достоинств: появилась возможность использовать цветную анимацию, графику, звуковое сопровождение, обновлять учебные материалы, размещать интерактивные элементы, использовать гиперссылки, литературу с образовательных сайтов и электронных библиотек.

Также мультимедийные технологии обладают рядом преимуществ, позволяют создавать различные информационные продукты, которые способствуют установлению личностных и производственных контактов, достижению более глубокого понимания проблем, стоящих перед исполнителем при обработке информации. При формировании информационной культуры студентов для эффективного усвоения учебного материала, выделяются способы мотивации:

- использование в учебном процессе электронных учебников, позволяющих регулярно обновлять и дополнять актуальность и новизну содержания;

- стимулировать интерес к изучаемой проблеме путем использования наглядности, видео и графики;

- происходит развитие информационных запросов;

- использование форм и методов обучения - деловые игры, проблемный метод обучение через исследования и открытия;

- представление электронного материала в гипертекстовом формате, что способствует разделению учебного материала на логические цепочки и позволяет его структурировать.

При проведении занятий с использованием мультимедиа-технологий преподавателю необходимо соблюдать следующие требования к организации работы:

- разработка дидактического материала;

- создание комфортного информационного пространства;

- строгое нормирование продолжительности работы;

- прогнозирование дальнейшей деятельности.

Подводя итог, резюмирую, что педагогические технологии выступают эффективным средством формирования информационной культуры у студентов, в случае если:

- реализуется комплексное применение мультимедиа как образовательной среды;

- мультимедийная среда представляет собой программно-методический комплекс, сочетающий в себе справочные, дидактические и контролирующие функции;

- поддерживаются индивидуальные маршруты освоения мультимедиа в качестве средства, направленного на развитие личности обучающегося.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.