12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Созаонова Залина Михайловна117
Учитель начальных классов.Имею 1 категорию.Стаж педагогической работы 25 лет.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»


Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс

Тип урока: Изучение нового материала.

УМК: «Школа России


Тема

В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»

Цель


Познакомить учащихся с произведением М. Гаршина "Сказка о жабе и розе".

Планируемый результаты


Предметные:

познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, начать знакомство со сказкой,

развивать умение понимать прочитанное,

формировать понимание единства автора и его произведений.

Сформировать понятия «мир доброта», «мир зла»; способствовать формированию умения раскрывать и сравнивать образы героев, делать выводы, приводить примеры из жизни.

Метапредметные:

умение слышать, слушать и понимать участника диалога, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя. Умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

Личностные:

воспитать позитивное отношение к живой природе, формировать единое понятие добра и зла, умение высказать свою точку зрения и выслушать чужую.

Ресурсы

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение

Мультимедиапроектор, интерактивная доска, листы оценки, индивидуальные карточки.




Ход урока



Этапы занятия


Деятельность

учителя


Деятельность

обучающихся



УУД

Планируемые результаты

Организационный

Вот опять звенит звонок,

Приглашает на урок.

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Проверил? Садись!

И с усердием трудись!

Постарайся все понять

И внимательно читать

Дети получают положительный настрой.


Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

Создание положительной мотивации.


Проверка домашнего задания


Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе?

Что было вашим домашним заданием? Кто подготовился и готов пересказать сказку?

Что является темой и главной мыслью произведения?


Пересказывают. отвечают на вопросы


Актуализация знаний.


- Отгадайте загадки

Она сырость обожает –
На болоте проживает. Жаба



Кустами разрастается,
Шипами защищается Роза


- Как вы думаете, чем мы будем заниматься, и о чём будем говорить на сегодняшнем уроке?

-Что такое добро, по вашему мнению?

-Что такое зло?

Сегодня мы научимся осмыслять мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, увидим прекрасное, сделаем прекрасное частицей своей жизни.

Высказывают предположения.










Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные

- постановка и решение проблемы;

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Формулируют тему урока.


Работа над темой
























Рассказ учителя о В. М. Гаршине.

Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности...

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю!

В.М. Гаршин много странствовал, хорошо учился, был любознательным гимназистом, увлекался естествознанием.

Чтение сказки.

Чтение 1 части.

-Каким вы представили себе цветник? Какие слова вам помогли в этом?

-Что украшало заброшенный цветник?

- Как можно озаглавить эту часть?

«Заброшенный цветник»

Чтение 2 части

- Как можно озаглавить вторую часть?

«Рождение прекрасной розы»

-Что думает о розе автор? Подробно ли она описана?

Правильно! Гаршин описывает не саму розу, а утро, росу, всё вокруг.

Она счастлива и о её счастье нам говорит её аромат: «Тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами.»

Чтение 3 части

-Как можно назвать эту часть произведения?

«Уродливая жаба»

-Что говорит о жабе автор?

Гаршин очень точными словами определяет её и мы можем представить себе образ жабы с помощью словосочетаний: жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая.

Чтение 4 части

-Что вы узнали о мальчике?

Прочитайте отрывок, где автор описывает нам мальчика.

«Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.»

-Где он любил проводить время?

Почему больше не выходил в цветник?

Чтение 5 части

-Как можно озаглавить эту часть сказки?

«Молитва розы»

-Что сказала жаба розе, когда впервые увидела её?

-Какая опасность грозила бедной розе?

Как думаете, спасут ли розу?

Чтение 6 части

Как можно озаглавить эту часть?

«Последняя улыбка умирающего»

-Что спасло розу от жабы?

-Как думаете, спаслась ли она, ведь её срезали?

-Похожи ли роза и мальчик? Чем?

Правильно! Они оба бледны, но мальчик от болезни, а роза от страха.


Познавательные

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами


Учатся слушать, наблюдать и делать простые выводы, высказывать своё мнение.


Физкультминутка

Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках)
Распускают лепестки (Начинают медленно вставать)
Ветерок чуть дышит (раскрывают руки над головой)
Лепестки колышет (раскачиваются)
Наши чудные цветки
Закрывают лепестки
Головой качают (раскачиваются)
Тихо засыпают (и медленно принимают исходное положение)












Закрепление изученного материала

Работа в группах.

Предлагаю группам составить синквейн о персонажах этой сказки. Группам 1ряда – о мальчике. 2 ряда- о розе. 3 ряда – о жабе.

Проверка.

По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя, спасут наш наполненный различными человеческими недостатками мир. Несмотря на то, что в конце произведения и роза, и любящий цветы мальчик умирают, но их уход вызывает хоть и печальные и немного светлые чувства у читателей, так как они оба любили прекрасное.

К тому же, смерть цветка принесла последнюю радость умирающему ребенку, она скрасила последние минуты его жизни. И сама роза была рада, что погибла, совершая добро, больше всего она боялась принять смерть от мерзкой жабы, ненавидящей её всем своим нутром. И уже только за это мы можем быть благодарны прекрасному и благородному цветку.

Таким образом, эта короткая сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе.

В этом произведении жаба, конечно, несет зло и представляет собой жадность- это зло)

Роза- добрая, нежная. Она символ добра )

(Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить пользу людям, добро победит зло, добрые дела не забываются) 

Регулятивные:

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зад



















Рефлексия

-Какие задачи стояли перед нами? Мы их выполнили?

- На парте у вас лежат жабы и розы. Если вы довольны своей работой на уроке, поднимите картинку с розой, а если нет – с жабой.



Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.











Подведение итогов

Чему вас научил сегодняшний урок?

Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему.


Сегодня отметки на уроке получают…

Открываем дневники, записываем домашнее задание


Регулятивные:

- оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями, осуществлять итоговый контроль.

















Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.