Предмет: Литературное чтение
Класс: 4 класс
Тип урока: Изучение нового материала.
УМК: «Школа России
Ход урока
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | | |
УУД | Планируемые результаты | |||
Организационный | Вот опять звенит звонок, Приглашает на урок. Проверь, дружок, Готов ли ты начать урок? Проверил? Садись! И с усердием трудись! Постарайся все понять И внимательно читать | Дети получают положительный настрой. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | Создание положительной мотивации. |
Проверка домашнего задания | Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Что было вашим домашним заданием? Кто подготовился и готов пересказать сказку? Что является темой и главной мыслью произведения? | Пересказывают. отвечают на вопросы | | |
Актуализация знаний. | - Отгадайте загадки Она сырость обожает – Кустами разрастается, - Как вы думаете, чем мы будем заниматься, и о чём будем говорить на сегодняшнем уроке? -Что такое добро, по вашему мнению? -Что такое зло? Сегодня мы научимся осмыслять мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания, увидим прекрасное, сделаем прекрасное частицей своей жизни. | Высказывают предположения.
| Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; Познавательные - постановка и решение проблемы; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | Формулируют тему урока. |
Работа над темой | Рассказ учителя о В. М. Гаршине. Вдумчивый взгляд писателя свидетельствует о серьезном отношении к жизни, ко всему тому, за что он в ответе. Умный, строгий облик подчеркивает не только его характер и образованность, но и требовательность к себе и к своей творческой деятельности... Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. А детство у него было не таким уж и счастливым. По каким-то причинам мать ушла из семьи, когда мальчику было 5 лет. Ее не было несколько лет. Мальчик очень переживал расставание с матерью, поэтому он старался хорошо учиться и много читать. Он был внимательным читателем, очень наблюдательным мальчиком. Когда он повзрослел, то стал глубоко сострадать людям. Это нашло отражение в его произведениях. Он считал, что писатель должен не только разделять с людьми страдания, ответственность за боль, но и принять на себя главную их долю! В.М. Гаршин много странствовал, хорошо учился, был любознательным гимназистом, увлекался естествознанием. Чтение сказки. Чтение 1 части. -Каким вы представили себе цветник? Какие слова вам помогли в этом? -Что украшало заброшенный цветник? - Как можно озаглавить эту часть? «Заброшенный цветник» Чтение 2 части - Как можно озаглавить вторую часть? «Рождение прекрасной розы» -Что думает о розе автор? Подробно ли она описана? Правильно! Гаршин описывает не саму розу, а утро, росу, всё вокруг. Она счастлива и о её счастье нам говорит её аромат: «Тонкий свежий аромат был словами, слезами, молитвами.» Чтение 3 части -Как можно назвать эту часть произведения? «Уродливая жаба» -Что говорит о жабе автор? Гаршин очень точными словами определяет её и мы можем представить себе образ жабы с помощью словосочетаний: жирная старая жаба, жабьи глаза, раздувала грязно-серые бородавчатые и липкие бока, безобразная лапа. Не радовалась ни утру, ни солнцу, ни хорошей погоде. Ленивая, злая. Чтение 4 части -Что вы узнали о мальчике? Прочитайте отрывок, где автор описывает нам мальчика. «Он был маленький мальчик лет семи, с большими глазами и большой головой на худеньком теле.» -Где он любил проводить время? Почему больше не выходил в цветник? Чтение 5 части -Как можно озаглавить эту часть сказки? «Молитва розы» -Что сказала жаба розе, когда впервые увидела её? -Какая опасность грозила бедной розе? Как думаете, спасут ли розу? Чтение 6 части Как можно озаглавить эту часть? «Последняя улыбка умирающего» -Что спасло розу от жабы? -Как думаете, спаслась ли она, ведь её срезали? -Похожи ли роза и мальчик? Чем? Правильно! Они оба бледны, но мальчик от болезни, а роза от страха. | | Познавательные - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами | Учатся слушать, наблюдать и делать простые выводы, высказывать своё мнение. |
Физкультминутка | Наши чудные цветки (Дети сидят на корточках) | | | |
Закрепление изученного материала | Работа в группах. Предлагаю группам составить синквейн о персонажах этой сказки. Группам 1ряда – о мальчике. 2 ряда- о розе. 3 ряда – о жабе. Проверка. По представлению автора сказки, зло никогда не сможет победить добро, а красота, как внешняя, так и внутренняя, спасут наш наполненный различными человеческими недостатками мир. Несмотря на то, что в конце произведения и роза, и любящий цветы мальчик умирают, но их уход вызывает хоть и печальные и немного светлые чувства у читателей, так как они оба любили прекрасное. К тому же, смерть цветка принесла последнюю радость умирающему ребенку, она скрасила последние минуты его жизни. И сама роза была рада, что погибла, совершая добро, больше всего она боялась принять смерть от мерзкой жабы, ненавидящей её всем своим нутром. И уже только за это мы можем быть благодарны прекрасному и благородному цветку. Таким образом, эта короткая сказка учит читателей стремиться к прекрасному и доброму, игнорировать и избегать зло во всех его проявлениях, быть красивыми не только снаружи, но и, прежде всего, в душе. | В этом произведении жаба, конечно, несет зло и представляет собой жадность- это зло) Роза- добрая, нежная. Она символ добра ) (Надо делать добрые дела, быть доброжелательными, приносить пользу людям, добро победит зло, добрые дела не забываются) | Регулятивные: - умение контролировать процесс и результаты своей деятельности. Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска. Личностные: - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей; - оценивание усваиваемого содержания. Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зад | |
Рефлексия | -Какие задачи стояли перед нами? Мы их выполнили? - На парте у вас лежат жабы и розы. Если вы довольны своей работой на уроке, поднимите картинку с розой, а если нет – с жабой. | | Личностные: - оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, причины неудач. Коммуникативные: - умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. | |
Подведение итогов | Чему вас научил сегодняшний урок? Пусть ваша душа будет также прекрасна, как этот удивительный цветок. Учитесь у мира только хорошему. Сегодня отметки на уроке получают… Открываем дневники, записываем домашнее задание | | Регулятивные: - оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями, осуществлять итоговый контроль. | |