Урок литературного чтения: Добро и зло в Сказке «О жабе и розе» В.М.Гаршина
Тема: Добро и зло в «Сказке о жабе и розе» В.М.Гаршина
ЦЕЛЬ:
- познакомить обучающихся с творчеством В.М.Гаршина и его произведением «Сказка о жабе и розе», подведение обучающихся к выводу о том, что дающий добро – бессмертен, что безнравственный эгоизм – обречен.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить работу над « Сказкой о жабе и розе» В.М.Гаршина.
Помочь учащимся осмыслить мир как воплощение добра и зла, счастья и сострадания.
Учить видеть прекрасное, сделать прекрасное частицей своей жизни.
Формировать понятия счастья, смысл жизни, способность к самоотдаче, добро, зло, красота.
Развивающие:
Развитие логического мышления на основе отработки логических операций: анализа (при характеристики главных героев), синтеза, обобщения (что собой олицетворяет каждый главный герой в этом произведении), сопоставления (чем похожи жизни розы и мальчика), установление причинно - следственных связей.
Развивать навыки правильного выразительного чтения.
Развитие самостоятельности (Работа с текстом произведения).
Работать над развитием речи, развивать воображение, наблюдательность.
Воспитательные:
Воспитывать доброе отношение к окружающим людям, к природе.
Воспитывать умение анализировать поступки других людей.
Воспитывать культуру умственного труда, умение слушать и уважать мнение своих товарищей, давать оценку собственной деятельности.
Технологии:
Проблемного обучения
ИКТ
Интерактивные формы (работа в группах, составление кластера, эвристическая беседа)
Ход урока:
1.Орг.момент.
-Скажите, ребята ,из какого произведения следующий отрывок:
« Когда она в первый раз увидела цветок своими злыми глазами, что-то странное зашевелилось в ее сердце. Она не могла оторваться от нежных лепестков, все смотрела и смотрела…»
-Верно, В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе», вы должны были с ней познакомиться дома самостоятельно.
- Назовите ее главных героев.
-О чем эта сказка, выберите один из ответов и подчеркните его:
- об открытии жабой прекрасного цветка
-.об открытии закона выживания среди живых существ
-.о вечной борьбе добра и зла.
Но пусть выбранный вами ответ станет вашим маленьким секретом, который вы раскроете в конце урока.
-А сейчас давайте поговорим о В.М. Гаршине, что вы можете нам рассказать о его жизни. творчестве…Слушаем вас…
-Тогда давайте проведем Блиц-опрос “Верите или не верите?”(на листочках+или-)
1. Автор сказки “Лягушка-путешественница”
2. Родился в дворянской семье.
3. В четыре года собрался на войну.
4. Воспитывал отец.
5. Учился плохо.
6. В семь лет прочитал “Собор Парижской Богоматери" Виктора Гюго.
7. Имеет образование горного инженера.
8. Произведен в офицеры.
-А теперь у каждого из вас есть карта – информатор, по которой вы можете прочитать биографию Гаршина и свои ответы.
-Проверка-обратная связь-да или нет
- О каком произведении В.М.Гаршина мы с вами будем говорить на уроке?
-А если вы вновь обратитесь к карте-информатору ,вы сможете познакомиться с историей написания сказки и ответьте, как музыка Антона Григорьевича Рубинштейна способствовала этому?
(Гаршин слушал прекрасную музыку и смотрел на безобразного старика. Автор хотел, поделиться со всеми, как он понимает прекрасное и безобразное, доброе и злое.)
- А хотите послушать эту мелодию ?Поднимите руки, кому это интересно.
-Писатель слушал, а в голове его уже
складывались слова этой сказки.(включить мелодию)
– Прочитайте отрывок со слайда.
Мир жабы злобен;
Нам предстоит его раскрыть.
А роза, милое созданье,
Она сотворена любить.
Вот эти два противоречья
Без них никак нельзя нам быть.
Задача наша на сегодня-
Добро и зло разоблачить.
- Прочитав стихотворение, определите - какую задачу сегодня на уроке мы должны выполнить.
Обратите внимание на последнюю строку стихотворения.
- Таким образом, задача нашего урока:
Раскрыть понятия "Добро" и "Зло" через характеристику героев.
- Как вы понимаете слова "Добро" и "Зло"?
(Ответы детей: добро - это; зло - это:).
- Как эти понятия определяет толковый словарь?
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру.
Вспомните и восстановите перепутанные логические цепочки(работа в паре)
1.Ленивая жаба
. 2. Цветник
. 3. Болезнь.
4.Роза распустилась.
5.Разговор жабы и розы.
6.Мальчик в цветнике.
7. Уход из жизни мальчика и розы.
8. Просьба мальчика. (Слайд)
Проверка:.1.Цветник.2.Роза распустилась.3. Ленивая жаба. 4.Мальчик в цветнике.5. Болезнь.6.Разговор жабы и розы..7.Просьба мальчика
8. Уход из жизни мальчика и розы.
Нарисуйте шкалу трудности.
- Оцените свою работу по критериям.
-А сейчас встаньте,потянитесь, закройте глаза и представьте все, о чем я буду говорить.
-Вы идете по запущенному саду, вас окружают заросли сорных трав, кругом тень, сырость, и вдруг -откройте глаза
\На интерактивной доске иллюстрации роз и жабы.\
- вы видите кого?
-Вы согласны, что они абсолютно противоположны друг другу?
- Почему Гаршин выбрал для своего произведения таких резко противоположных героев?
- Выразите свои представления о розе и жабе виде кластеров:
РОЗА ЖАБА
Некрасивая
Жирная
Липкая
Ленивая
Злая
Красота
Радость
Любовь
Гордость
Доброта
Игра Ассоциация- Волшебная шкатулка(наждачная бумага, духи, лизун, лоскут шелка)
Поисковая работа.
Выборочное чтение.
- А теперь давайте прочитаем, что думает о розе автор. Стр.
Найдите в тексте описание розы и выразительно прочитайте его. (читают)
-А где росла роза? (в цветнике)
-Как она чувствовала себя в этом цветнике? (она была счастлива).
-Какие чувства испытывает роза? (плакать не от горя, а от счастья жить)
-Вдумайтесь, что хотел сказать автор «…свежий запах был её словами слезами и молитвой»?
-Разве могут розы плакать, молиться? (Эти душевные переживания присущи человеку)
-Какой литературный приём использует автор? (Олицетворение)
-Кого можно представить под образом розы? (Человека с нежной чувствительной душой)
Вывод:
Роза – это символ, под которым автор подразумевает человека, только человеку присущи душевные переживания
Задание второе. Найдите в тексте описание жабы и прочитайте его.
-Почему Жаба ничему не радовалась?
- Что причиняло ей смутное беспокойство?
-Докажите, что Жаба завистлива.
-Какого человека олицетворяет жаба? (Жаба олицетворяет отрицательные качества человека: лень, глупость, зависть, ненависть)
Групповая работа.
Работа в группах –прием «Автобусные остановки» 4группы- по 5 человек.2группы-по 4человека –художники рисуют розу и жабу
1.Мир, в котором живёт роза.
2.Отношение розы к жизни .
3. Мир, в котором живёт жаба.
4. Отношение жабы к жизни .
-работаете карточками – кластерами. приклеиваете их .., потом по кругу проверяем…
Мир жабы: среди корней куста, сырая земля, тень, безобразность, лень.
Отношение к жизни: ленится, объедается, отдыхает, не умеет радоваться, не умет выражать свои чувства, прохрипела, переползла, карабкалась
Мир розы: утренняя роса, прозрачные слезинки, вокруг хорошо, чисто и ясно, прекрасное утро, голубое небо ,свежий утренний ветерок, лучи солнца.
Отношение к жизни: разливала вокруг себя тонкий и свежий запах, и этот запах был ее словами, слезами и молитвой
- Как чувствует себя жаба в такой обстановке? (Хорошо, ей нравится).
- А как человек может чувствовать себя там?(Неуютно, угнетённо …)
- Какой показывает нам жабу автор?
(Жаба бесчувственное и безобразное животное).
- Какой это образ – положительный или отрицательный?
- Значит, жаба – это символ чего? (Зла).
-Что главное для розы?
Отношение к жизни:
- А что описано? (утро, роса, всё вокруг)
- О чём это говорит? (о счастье)
- Какие чувства испытывает роза?
Плакать не от горя, а от счастья жить
-Когда плачут люди от счастья?
Главное для розы: СЧАСТЬЕ ЖИТЬ
- Что помогает понять счастье розы? (аромат)
ТОНКИЙ СВЕЖИЙ АРОМАТ
БЫЛ СЛОВАМИ, СЛЕЗАМИ, МОЛИТВАМИ
-Что вы поняли? (роза счастлива)
-Говорит ли автор об этом напрямую? (нет
Вывод: В чём разные жаба и роза?
Для Розы Счастье - жить | Для жабы лень |
Подберите синонимы к слову «добрая», отражающие высокие качества личности.
(милосердная, отзывчивая, ласковая, нежная, милостивая, заботливая, добросердечная...).
-Обратимся к “Миру розы” .На каждом лучике надпишите качества характера людей, принадлежащих к этому миру.
Теперь над тем качествам характера поставьте “плюсик”, который относится именно к вам.
- Кого можно представить под образом розы? (человека с нежной чувствительной душой)
-Какой вывод можно сделать?
Вывод:Под образами жабы и розы подразумеваются люди, их поступки
- Кто еще является главным героем? (Мальчик)
- Каким вы его себе представляете? (лет семи, кроткий, бледный, худой, больной, слабый)
- Найдите в тексте строки, в которых автор описывает встречу мальчика с ежом. (чтение эпизода)
- Для чего автор нам дает эту сцену? (Его не боялись, даже маленькие звери. Они понимали. Что он не сделает им ничего плохого.)
- Что это значит? (он был очень добрый)
- К кому из персонажей ближе мальчик? (к розе)
- Почему? Что их сближает? (оба добрые, оба любили прекрасное, оба погибают, даже внешне они похожи: оба бледные, один от болезни, другой от страха.)
- Составим синквейн. (в тетрадях)по вариантам:
1.Роза.
2.Добрая, счастливая.
3. Любит, наслаждается, жертвует.
4. Роза плачет от счастья жить.
5. Добро.
1. Мальчик.
2. Тихий, кроткий.
3. Болеет, переживает, умирает.
4. Беззащитный маленький хозяин цветника.
5. Ребенок.
- Какой УРОК мы должны извлечь из этой сказки? (Верить в добро и делать добро) Чудеса случаются с теми, кто в них верит.
Прочитайте пословицы:
Человек с чистой душой изливает свет красоты и любви.
Жизнь дана на добрые дела.
Доброе дело питает душу и тело.
- Подходят ли они к нашему произведению?
- Какая из них наиболее подходит к нашему произведению? (Жизнь дана на добрые дела.)
- Как вы понимаете ее смысл? (Жизнь прожита не напрасно, если ты помогал людям)
- Разгадали мы очередную загадку В. Гаршина?
- Что он нам хотел сказать? (если ты делаешь добрые поступки, то о тебе будут помнить долгие годы)
- Кого из героев сказки вы представили, перечитав эпиграф? (розу)
- Выполнила ли свою миссию роза? (да, она скрасила последние минуты жизни мальчика и была от этого счастлива)
- А Маша была ей за это благодарна? Прочтите.
(а розу…. Это было самым лучшим происшествием в жизни розы…)
Можно ли сказать: «Мальчик умер, роза завяла и они навсегда ушли из жизни?»
Какова главная мысль рассказа?
Красота спасёт мир.
Добро победит зло.
- Вернёмся к началу урока, вспомните свой маленький секрет-ответ на вопрос-о чем эта сказка, совпал он с главной мыслью?
- О чём заставляет думать это произведение?
(Ответы детей: надо делать добрые дела, быть доброжелательным, приносить людям пользу, добро победит зло, добрые дела не забываются).
Я хочу вам напомнить о том, что у Гаршина Жаба – символ. А вспомните Жабу в сказке «Серая звездочка» Бориса Заходера. Какая она? (Она добрая и полезная, потому что помогала растениям в саду.)
Как же ответить на вопрос: А Жаба – она плохая или хорошая? (Надо смотреть по делам. Добрые дела – доброе мнение. В природе жаба полезна.)
Рефлексия.
Выставление оценок.
А вашим домашним заданием будет: Первое задание для всех: ответить на вопросы (стр.178, 179 )
Второе задание для тех, кто хочет получить дополнительную оценку: составить свое завершение сказки.