12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Васильева Елена Акимовна18

Васильева Елена Акимовна

Нюрбинский технический лицей



Внеаудиторная деятельность «Занимательный русский»

Тема. Лексика и фразеология

Цели:

Систематизация знаний и умений учащихся 7 класса по общим вопросам русского языка.

Расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся.

Развивать творческое воображение учащихся.

Воспитывать чувство любви к русскому языку.

Планируемые образовательные результаты

Предметные: знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, понятие «антонимы», «устаревшие слова», «заимствованные слова»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать примеры на все изученные лексические понятия.

Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.

Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.

Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!

А Шибаев «Слова. Слова»



 

Организационная часть урока

Актуализация опорных знаний. Проблемный вопрос.

Здравствуйте, дорогие дети. Могуч и прекрасен русский язык. Прочитайте эпиграф нашего занятия. Многие писатели, учёные говорили о богатстве и красоте русского языка.. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Действительно ли все на свете можно назвать словами?

Проблемная беседа на основе вопросов

( К каждому ответу учащиеся приводят самостоятельно подобранные примеры)

- Что изучает лексика?

- Чем отличается лексическое значение от грамматического?

Может ли у одного слова быть два или несколько значений? Как связаны их значения?

- Какие слова называются синонимами? Антонимами? Каково их значение в речи?

- Какую роль в художественных произведениях имеют диалектные, профессиональные, устаревшие слова, неологизмы? Почему их называют лексикой ограниченного употребления? Только ли в художественных произведениях они уместны?

- Какие слова называют заимствованными? При каких условиях они появляются в языке?

- Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний?

Дети отвечают на вопросы.

Сегодня мы проведем викторину по теме «Лексика и фразеология»

Итак, викторина начинается!

1 конкурс. Разминка «Вопрос-ответ»   (по 7 вопросов каждой команде, за каждый правильный ответ – 1б)

Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях?      (местоимения)

Какая часть речи обозначает признак предмета? (прилагательное)

Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)

Какими признаками обладают глаголы и причастия с постфиксом –ся? (возвратностью)

Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)

Как в современном языке звучит древнерусское слово «град»? (город)

Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)


Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)

Что означает фразеологизм «дать стрекача»? (убежать)

К какой части речи относятся слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)

Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика)

Как пишутся со словами частицы «то», «либо», «кое», «нибудь»? (через дефис)

Как изменяются наречия? (не изменяются)

Какие буквы не обозначает звук? ( Ъ Ь)



2 конкурс. Устаревшие слова.

В языке есть слова, ограниченные по употреблению. Одни устарели, вышли из нашего повседневного употребления, но продолжают жить в художественных произведениях. Что это за слова? (устаревшие: историзмы, архаизмы)

В приведённом отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение (в случае затруднения обращайтесь к словарю). С какой целью А.С.Пушкин их использует?

Волхвы не боятся могучих владык,

А княжеский дар им не нужен;

Правдив и свободен их вещий язык

И с волей небесною дружен.

Грядущие годы таятся во мгле;

Но вижу твой жребий на светлом челе.



3 конкурс. Объясните значения устаревших слов

Тать

Вор

Вепрь

Кабан

Ланита

Щека

Агнец

Ягнёнок

Рамо

Плечо

Десница

Правая рука

Око

Глаз

Зеница

Зрачок

Стезя

Путь

Лихо (сущ.)

Горе

уста

Губы

Чело

Лоб

Душегрейка

Шуба

  

4 конкурс.

В разные эпохи в русский язык проникали слова из других языков. Русский язык сохранил свою полную самостоятельность и лишь обогатился за счет заимствованных слов. В 19 веке между филологами разгорелся спор о необходимости заимствований. Писатель Шишков и известный лингвист В. Даль предлагали заменить заимствованные слова «своими».

Что означали бы эти слова:



Ловкосилие

Гимнастика

Подобень

Портрет

Сине-алый

Фиолетовый

Дальнеразговорня

Телефон

Путевик

Маршрут

Мокроступы

Калоши

Мирооколица

Атмосфера

Себятник

Эгоист

Самоподымальщик

лифт.

Топталище

Тротуар


5 конкурс Фразеология

Объясните значение фразеологизмов

Вернемся к нашим баранам - призыв к говорящему не отвлекаться от основной темы; констатация говорящим того, что его отступление от темы разговора окончилось и он возвращается к сути.

Волк в овечьей шкуре - так мы называем злых людей, прикидывающихся добряками, хищников всякого рода, которые прячутся под маской кротости, чтобы ввести в заблуждение и удобнее напасть на легковерных.

Собаку съесть - о том, кто является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт в чём-либо.

Козёл отпущения - лицо, которому достается за чужие грехи.

Держать в ежовых рукавицах - держать кого-либо в строгом повиновении, очень строго и сурово обходиться с кем-либо.

Делить шкуру неубитого медведя - распределять прибыль от еще не осуществлённого дела, предприятия.

Тёмная лошадка - о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.

Собака на сене - про человека, который не делится тем, что не нужно ему самому.

Медвежья услуга - неуклюжая, неловкая, неумелая услуга, вредящая кому-либо, приносящая вместо помощи неприятность.

Мартышкин труд - бесполезный, напрасный труд.


6 конкурс. Подберите к данным фразеологизмам антонимичные пары

Повесить нос

Заварить кашу

Расхлёбывать кашу

Ни зги не видно

Подведение итогов. Награждение команд.


Ведущий: Итак, веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. .Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес.   



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.