Внеаудиторное занятие по теме «Лексика». Викторина
Васильева Елена Акимовна
Нюрбинский технический лицей
Внеаудиторная деятельность «Занимательный русский»
Тема. Лексика и фразеология
Цели:
Систематизация знаний и умений учащихся 7 класса по общим вопросам русского языка.
Расширить знания учащихся о русском языке, формировать культуру речевого общения, способствовать повышению грамотности учащихся.
Развивать творческое воображение учащихся.
Воспитывать чувство любви к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты
Предметные: знать предмет изучения лексики, фразеологии, назначение слова и фразеологизма в языке, понятие «антонимы», «устаревшие слова», «заимствованные слова»; уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма в контексте, пользоваться словарями, подбирать примеры на все изученные лексические понятия.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действия в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и учителем.
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
А Шибаев «Слова. Слова»
Организационная часть урока
Актуализация опорных знаний. Проблемный вопрос.
Здравствуйте, дорогие дети. Могуч и прекрасен русский язык. Прочитайте эпиграф нашего занятия. Многие писатели, учёные говорили о богатстве и красоте русского языка.. Он создавался тысячелетиями, пополнялся новыми словами и выражениями. Действительно ли все на свете можно назвать словами?
Проблемная беседа на основе вопросов
( К каждому ответу учащиеся приводят самостоятельно подобранные примеры)
- Что изучает лексика?
- Чем отличается лексическое значение от грамматического?
Может ли у одного слова быть два или несколько значений? Как связаны их значения?
- Какие слова называются синонимами? Антонимами? Каково их значение в речи?
- Какую роль в художественных произведениях имеют диалектные, профессиональные, устаревшие слова, неологизмы? Почему их называют лексикой ограниченного употребления? Только ли в художественных произведениях они уместны?
- Какие слова называют заимствованными? При каких условиях они появляются в языке?
- Чем фразеологизмы отличаются от словосочетаний?
Дети отвечают на вопросы.
Сегодня мы проведем викторину по теме «Лексика и фразеология»
Итак, викторина начинается!
1 конкурс. Разминка «Вопрос-ответ» (по 7 вопросов каждой команде, за каждый правильный ответ – 1б)
Слова какой части речи могут заменять существительные в предложениях? (местоимения)
Какая часть речи обозначает признак предмета? (прилагательное)
Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)
Какими признаками обладают глаголы и причастия с постфиксом –ся? (возвратностью)
Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)
Как в современном языке звучит древнерусское слово «град»? (город)
Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)
Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)
Что означает фразеологизм «дать стрекача»? (убежать)
К какой части речи относятся слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)
Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика)
Как пишутся со словами частицы «то», «либо», «кое», «нибудь»? (через дефис)
Как изменяются наречия? (не изменяются)
Какие буквы не обозначает звук? ( Ъ Ь)
2 конкурс. Устаревшие слова.
В языке есть слова, ограниченные по употреблению. Одни устарели, вышли из нашего повседневного употребления, но продолжают жить в художественных произведениях. Что это за слова? (устаревшие: историзмы, архаизмы)
В приведённом отрывке найдите устаревшие слова, объясните их значение (в случае затруднения обращайтесь к словарю). С какой целью А.С.Пушкин их использует?
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
3 конкурс. Объясните значения устаревших слов
Тать | Вор |
Вепрь | Кабан |
Ланита | Щека |
Агнец | Ягнёнок |
Рамо | Плечо |
Десница | Правая рука |
Око | Глаз |
Зеница | Зрачок |
Стезя | Путь |
Лихо (сущ.) | Горе |
уста | Губы |
Чело | Лоб |
Душегрейка | Шуба |
4 конкурс.
В разные эпохи в русский язык проникали слова из других языков. Русский язык сохранил свою полную самостоятельность и лишь обогатился за счет заимствованных слов. В 19 веке между филологами разгорелся спор о необходимости заимствований. Писатель Шишков и известный лингвист В. Даль предлагали заменить заимствованные слова «своими».
Что означали бы эти слова:
| |
Ловкосилие | Гимнастика |
Подобень | Портрет |
Сине-алый | Фиолетовый |
Дальнеразговорня | Телефон |
Путевик | Маршрут |
Мокроступы | Калоши |
Мирооколица | Атмосфера |
Себятник | Эгоист |
Самоподымальщик | лифт. |
Топталище | Тротуар |
5 конкурс Фразеология
Объясните значение фразеологизмов
Вернемся к нашим баранам - призыв к говорящему не отвлекаться от основной темы; констатация говорящим того, что его отступление от темы разговора окончилось и он возвращается к сути.
Волк в овечьей шкуре - так мы называем злых людей, прикидывающихся добряками, хищников всякого рода, которые прячутся под маской кротости, чтобы ввести в заблуждение и удобнее напасть на легковерных.
Собаку съесть - о том, кто является знатоком чего-либо, имеет богатый опыт в чём-либо.
Козёл отпущения - лицо, которому достается за чужие грехи.
Держать в ежовых рукавицах - держать кого-либо в строгом повиновении, очень строго и сурово обходиться с кем-либо.
Делить шкуру неубитого медведя - распределять прибыль от еще не осуществлённого дела, предприятия.
Тёмная лошадка - о человеке, чьи качества, возможности неясны, неизвестны.
Собака на сене - про человека, который не делится тем, что не нужно ему самому.
Медвежья услуга - неуклюжая, неловкая, неумелая услуга, вредящая кому-либо, приносящая вместо помощи неприятность.
Мартышкин труд - бесполезный, напрасный труд.
6 конкурс. Подберите к данным фразеологизмам антонимичные пары
Повесить нос
Заварить кашу
Расхлёбывать кашу
Ни зги не видно
Подведение итогов. Награждение команд.
Ведущий: Итак, веселая викторина подошла к концу. Вы молодцы, много знаете и умеете дружно работать. .Надеемся, что сегодняшняя викторина не только доставила вам удовольствие, но и повысила вашу грамотность, приобщила к богатству русского слова, вызвала интерес.