Статья «Внедрение активных методов обучения как способа интеллектуального и творческого развития личности»
ВНЕДРЕНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ КАК СПОСОБА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО И ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
С. В. Семенова
ОБПОУ «Курский государственный
политехнический колледж», г. Курск
Модернизация российского образования направлена на изменение подходов к методике преподавания, расширение арсенала методических приемов, активизацию деятельности обучающихся в ходе занятия. Мне как преподавателю необходимо не только доступно излагать материал, но и создавать на уроке ситуации, способствующие творческому развитию личности, мыслительной деятельности студентов, привитию им навыков самостоятельных практических действий. Учение только тогда станет для ребят радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий, среди которых я выделяю технологию проблемного обучения, развития критического мышления, проектную технологию, информационно-коммуникативную и другие, формирует положительную мотивацию студентов, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности. К тому же знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются.
На уроках истории очень важно грамотно работать с информацией. В эпоху Интернета нет недостатка информации, есть недостаток умения работать с ней. Одна из проблем, с которой я сталкиваюсь на своих уроках, - низкая учебная мотивация студентов, возникающая вследствие неумения работать с текстом. Свою задачу я вижу в том, чтобы научить студентов работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить, выделить главное, систематизировать и определенным образом представить. Важной частью этой работы является преобразование исторического материала из одной знаковой системы в другую (превращение сложных, объёмных текстов в более компактные и визуально удобные). Визуальное и наглядное представление материала запоминается лучше. Существуют различные приемы представления информации с помощью схемно-знаковых моделей, среди которых в своей работе я использую кластеры и ассоциограммы.
Прием «Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластер как метод развивающего обучения помогает конкретизировать тему, образ, помогает развитию речи, мышления, воображения.
Для создания кластера нужно:
1) Ознакомиться с текстом.
2) Составить кластерную схему, используя связи между понятиями.
3) В центре листа записать ключевое слово или словосочетание, которое является главным для раскрытия темы, идеи.
4) Вокруг ключевого понятия пишутся слова или словосочетания, выражающие суть идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. Слова должны быть выделены одинаковым цветом.
5) Затем по мере записи все понятия, термины соединяются с ключевым словом. У каждого слова-спутника тоже могут появиться свои слова-спутники.
6) Схема кластера должна быть аккуратной. Во время работы можно использовать словари, энциклопедии, Интернет.
В итоге появляется запись-структура, которая отражает размышления студентов. Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем. В начале изучения курса истории мы составляем кластеры в ходе совместного обсуждения в группе, затем обучающиеся смогут выполнять эту работу на практическом занятии и самостоятельно при выполнении домашней работы.
Составление кластеров включаю в рабочие программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, подготовки специалистов среднего звена. Например, студенты, осваивающие специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений, составляют на практических занятиях кластеры по следующим темам: «Крещение Руси: причины, основные события, значение», «Итоги и цена преобразований Петра Великого», «Отечественная война 1812 года», «Основное содержание и этапы реализации столыпинской аграрной реформы, ее влияние на экономическое и социальное развитие России», «Военно-политические планы сторон накануне Второй мировой войны. Подготовка к войне», «Глобализация и национальные культуры в конце ХХ - начале ХХI века», «Послевоенное советское общество, духовный подъем людей».
Северное (Ленинград)
Центральное (Москва)
Южное (Киев)
грубые просчеты руководства страны в оценке реальной военной обстановки
Обучающиеся выполняют работу, затем осуществляют представление результата деятельности, отвечают на вопросы студентов группы и преподавателя. Вот один из примеров кластера «Начало Великой Отечественной войны»:Направления ударов немецких войск
Причины поражений КА в начальный период войны
170 дивизий
2,7 млн человек
ослабление обороноспособности страны и боеспособности Красной Армии репрессиями
Советские войска
Начало Великой Отечественной войны - 22 июня 1941 г.
Соотношение
сил сторон
Сражения
преимущество Германии перед СССР в военно-экономическом потенциале; двухлетний боевой опыт немецкой армии
просчеты военно-стратегического характера
Битва под Москвой (30.09.1941-20.04.1942)
Немецкие войска
190 дивизий
5,5 млн человек
Оборона Брестской крепости (22 июня-конец июля 1941 г.)
Танковое сражение под Берестечком, Луцком, Дубно (26-29 июня 1941 г.)
Смоленское сражение (10.07. - 10.09.
1941г.)
Оборона Одессы 5.08.-16.10.1941г.
Начало блокады Ленинграда (08.09 1941)
Оборона Севастополя (30.10.1941-04.07.1942)
Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом следующие навыки: выделять ключевые слова; систематизировать необходимую информацию; анализировать, сравнивать и обобщать; развивать монологическую и диалогическую речь.
Еще одним нетрадиционным приемом, активизирующим познавательную деятельность, дающим возможность проявиться творческой индивидуальности студентов, является работа с ассоциограммой. Ассоциограмма – это графическое, словесное отображение ассоциаций, связанных с изучаемым явлением, предметом. Так как поток ассоциаций бесконечен и сугубо индивидуален, ассоциограмма позволяет осуществить личностно - ориентированный, развивающий подход к обучению, дает толчок к активной мыслительной деятельности обучающихся.
Существует целый ряд разновидностей ассоциограмм. В своей работе я использую следующие виды:
- свободную круговую ассоциограмму (обучающиеся подбирают слова или словосочетания, каким-либо образом связанные, ассоциирующиеся с центральным словом, и записывают их вокруг него, соединив их отрезками);
- карту мыследеятельности (графическая карта изученного, продуманного, прочувствованного, всплывшего в памяти или желаемого),
- цитатные, звуковые и иллюстративные ассоциограммы, которые отображают историческое событие, историческую эпоху, деятельность исторической личности.
Каждой предложенной ассоциации должно быть дано обоснование, поэтому студенты должны провести большую подготовительную работу по сбору, обработке, анализу информации. Ассоциограммы использую и при изучении нового материала, и как форму контроля на уроках обобщения и систематизации знаний. Работа по составлению ассоциограмм может проводиться на уроке или предлагаться обучающимся для выполнения в качестве домашнего задания в рабочей тетради или на отдельных листах. Это способствует развитию у студентов навыков умственного и творческого труда, навыков самообразования, самоконтроля и взаимоконтроля, общекультурных, коммуникативных, информационных компетенций личности. Вот один из примеров ассоциограммы к кластеру «Начало Великой Отечественной войны»:
А сколько нас тем летом осталось на высотках,
Собой прикрывших Родину свою?
Но нам уже об этом никто не скажет в сводках,
Ведь мы погибли в первом же бою.
В. Третьяков «Шел четвертый день войны»
Такая форма организации учебной деятельности направляет образовательный процесс на развитие знаний и на развитие способностей мышления и творчества, самовыражения. Данные виды работ помогают мне помочь преодолеть инертность и безынициативность студентов на уроке, повысить мотивацию обучающихся, проверить понимание изученной темы. В качестве ориентиров оценивания ответа по кластеру и ассоциограмме выдвигаю следующие требования:- полный ответ, сосредоточенный на главном в данной теме; верные исторические факты;
- четкость, логичность изложения вопроса;
- соответствующие выводы по излагаемой проблеме;
- аккуратность и эстетика оформления;
- содержательные ответы на дополнительные вопросы.
Уроки с применением методов кластера и ассоциограмм способствует самореализации личности обучающегося, значительно повышают качество обучения. Такие методы делают работу творческой и интересной для современных студентов, так как дают возможность не только писать, но и рисовать, побуждают писать тех, кто этого не любит, позволяют каждому проявить себя, приложить свои знания и показать публично достигнутый результат.
Библиографический список:
П. Я. Гальперин Умственное действие как основа формирования мысли и образа. – М.: Вопросы психологии. 1957.
С.И. Заир – бек, И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004.
Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003.