Статья «Внедрение образовательной робототехники в работу с детьми дошкольного возраста»

6
0
Материал опубликован 24 March 2021 в группе

ВНЕДРЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РОБОТОТЕХНИКИ В РАБОТУ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 176 «Золотой петушок» города Чебоксары Чувашской Республики, marina_andreeva_su_56@mail.ru

Аннотация. Цель реализации программы по обучению дошкольников основам робототехники - развитие технического творчества и формирование научно – технической профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники. Новизна программы заключается в исследовательско-технической направленности обучения, которое базируется на новых информационных технологиях, что способствует развитию информационной культуры и взаимодействию с миром технического творчества.

Ключевые слова: образовательная робототехника, программирование, конструирование, лего-конструирование, дополнительное образование.

Один из самых популярных вопросов, задаваемых ребенку с детства, — «Кем ты хочешь стать?» Если в шестидесятые годы двадцатого века каждый ребенок знал ответ (космонавтом!), то в наши дни этот вопрос ставит в тупик и детей, и их родителей. Однако мнения видных деятелей науки сходятся к одному прогнозу — наступает «эра роботов», и специалисты в области робототехники станут одними из самых востребованных на рынке труда. Появляется новая образовательная технология – образовательная робототехника.

Лего-конструирование и образовательная робототехника - это новая педагогическая технология. Она представляет собой передовые направления науки и техники, является новым междисциплинарным направлением обучения и воспитания детей, их всестороннего развития.

Эта образовательная технология особенно актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, так как:

- позволяет осуществлять интеграцию практически всех образовательных областей («Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»);

- позволяет педагогу объединять игру детей с познавательско-исследовательской и экспериментальной деятельностью;

- помогает формировать познавательные действия, закрепляет становление сознания;

- развивает воображение и творческую активность ребенка;

- формирует умение работать в коллективе сверстников.

В МБДОУ «Детский сад № 176» города Чебоксары уже третий год (с октября 2018 года) реализуется программа дополнительного образования «Рободетки». Она направлена на развитие технического творчества детей и формирование научно – технической профориентации у детей старшего дошкольного возраста средствами робототехники.

Задачи реализации программы:

- формировать первичные представления о робототехнике, ее значении в жизни человека, о профессиях, связанных производством технических средств и с их изобретением;

- приобщать детей к научно – техническому творчеству: формировать умение поставить техническую задачу, собрать и изучить необходимую информацию, найти решение поставленной задачи и осуществить свой творческий замысел;

- развивать продуктивную (конструктивно-модельную) деятельность: обеспечить освоение детьми дошкольного возраста основных приёмов и способов сборки модели и ее дальнейшего программирования с использованием робототехнических средств;

- формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности и окружающего мира: формировать представление о правилах безопасного поведения при работе с компьютером и прочим оборудованием, необходимым при конструировании робототехнических моделей;

- воспитывать особое ценностное отношение к собственному труду, труду других детей и к его результатам;

- формировать навыки сотрудничества: работа в малой группе (в паре), в команде, в коллективе.

Занятия по программе дополнительного образования проводятся в отдельном кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Создана предметно-развивающая среда:

Интерактивная доска;

Технические средства обучения (ТСО) - моноблок-компьютер – 5 шт.;

Наборы конструктора LEGO WeDo 2.0 – 11 шт.

Наборы конструктора LEGO Простые механизмы – 5 шт

Наборы магнитного конструктора Polidron – 5 шт.

Наборы конструктора Polidron проектирование – 3 шт.

Пластмассовый конструктор Изобретатель – 1 шт.

Робот-пчела BeeBot – 6 шт. и обучающие коврики для них.

Кружок робототехники посещают дети старших и подготовительных групп. Занятия проводятся подгруппами по 10 человек (За одним моноблоком и с одним набором Lego Education WeDo 2.0 работают 2 ребенка).

В работе используется разнообразные конструкторы и программируемые роботы: Lego Education WeDo 2.0, Lego «Простые механизмы», Полидрон «Проектирование» и магнитный, логоробот «Bee-Bot» и др.

Остановимся подробнее на работе с использованием обучающего конструктора Lego Education WeDo 2.0. Работа по созданию модели из лего-конструктора в кружке ведется в четыре этапа:

исследование (дети изучают задачу),

создание (дети конструируют модель из конструктора)

программирование (написание компьютерной программы)

обыгрывание (модель приводится в движение и изменяется).

1 этап. Исследование. Виртуальная научная лаборатория WeDo 2.0 Макса и Маши — отличная возможность для учащихся приобщиться к вопросам или проблемам из реальной жизни. Макс и Маша готовы предложить отличные проекты и с радостью приглашают ребят в научную лабораторию LEGO® Education WeDo 2.0!

2 этап. Создание модели – этап непосредственно конструирования. Модель создается с использованием пошаговой инструкции.

3 Этап. Программирование. Создается программа по образцу, предложенному программным обеспечение WeDo 2.0. Блоки программы соединяются между собой по принципу «вагончиков» в составе поезда – друг за другом и ребенку интуитивно понятно, что и куда нужно подсоединить.

4 этап. Обыгрывание созданной модели. Вносятся изменения в конструкцию модели или ее программу, и изучается, какое влияние на поведение модели оказывают эти изменения. Дети придумывают сюжеты игры, разыгрывают сюжетно-ролевые ситуации, задействуют в них свои модели.

Продолжительность работы над каждым проектом с пошаговыми инструкциями и открытым решением составляет около полутора часов. Поэтому каждый проект создается в течение двух занятий по 45 минут. Первое занятие – исследование, конструирование и программирование по образцу, предложенному программным обеспечением.

Второе занятие по проекту – конструирование небольшого фрагмента модели (например, тележки у робота-тягача, подвижной платформы в симуляторе землетрясения, дверцы шлюза, животного-опылителя и т.д.), программирование на усмотрение детей, внесение изменений в созданную модель (например, конструирование нового животного-опылителя, корабля по замыслу, изменение конфигурации и размеров колес в гоночном автомобиле и т.д.)

В результате реализации программы дети научились:

- создавать модель из конструктора Лего, ориентируясь на пошаговую инструкцию, умеют корректировать созданную модель;

- составлять компьютерную программу, изменять ее по своему желанию;

- знают название многих деталей Лего и их расположение в отсеках коробки,;

- знают название блоков компьютерной программы и их назначение;

- активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми;

- научились договариваться, учитывать интересы напарника, сопереживать неудачам и радоваться успехам других.


Литература

«Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 2010. - 195 с.

Программа курса «Образовательная робототехника» . Томск: Дельтаплан, 2012.- 16с.

Книга для учителя компании LEGO System A/S, Aastvej 1, DK-7190 Billund, Дания; авторизованный перевод - Институт новых технологий г. Москва.

Пособие для учителя LegoEducationWeDo 2.0 - LEGO Group, перевод ИНТ, - 224 с., илл.

Филиппов С. А. Робототехника для детей и родителей под редакцией д-ра техн. наук, проф. А. Л. Фрадкова, С.-П., «НАУКА», 2011.

Ташкинова Л. В. Программа дополнительного образования «Робототехника в детском саду» // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 230-232.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации