12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Вьюнникова Ирина Николаевна20

Внеклассная работа со студентами колледжа, на примере кружка немецкого языка (из опыта работы)


Внеклассная работа по иностранному языку в средне-специальном учебном заведении является одним из средств развития творческих способностей личности студентов, привития им чувства коллективизма, воспитания толерантности и уважительного отношения к представителям других национальностей, интереса к культуре и традициям страны изучаемого языка.

Если студентам предлагаются интересные по форме и содержанию внеклассные мероприятия, совершенно естественно развивается интерес к предмету, появляется желание совершенствовать свои знания.

Таким образом, во внеклассной работе заложен огромный потенциал. Выходя за рамки обязательных учебных программ, она способствует более тесному контакту и общению между преподавателем и студентами, а также студентов друг с другом.

К тому же, цели, которые ставит перед собой любой преподаватель, могут быть достигнуты в комплексе: воспитательные, познавательные, развивающие и обучающие.

В каждом отдельном случае, будь то кружок или конференция, КВН или праздник, задачи будут варьироваться, но ведущие цели остаются неизменно важными для каждого из типов внеклассных мероприятий. Это обретение более прочных знаний и возможности более широкого гуманитарного развития у студентов технического колледжа.

Общими методологическими принципами организации внеклассной работы являются высокий уровень ее проведения и связь практических навыков с изучаемой теорией. При организации внеклассной работы по иностранному языку необходимо учитывать и более частные принципы, как-то: совершенствование владения языком и коммуникативное воспитание в единстве с обучением и развитием, сочетание педагогического руководства с активностью, самодеятельностью и инициативой студентов.

Организация внеклассной работы ведется на основе добровольности и увлекательности, высокой квалификации руководителя и доверия к нему со стороны студентов, единства воспитания обучения и развития, связи с выбранной профессией.

Высокий уровень проведения внеклассных мероприятий подразумевает тщательнейшую и кропотливую подготовку, индивидуальную работу с каждым из участников по совершенствованию произносительных навыков.

Место проведения внеклассного мероприятия по иностранному языку не может выглядеть неухоженным или слишком большим. Внеклассное мероприятие, проводимое на иностранном языке, требует камерности, задушевности и внимания к мелочам в оформлении (вырезанные ажурно скатерти на столах, свечи, рождественские венки, пироги по народным рецептам, увитые хмелем стены, сделанные своими руками ясли для младенца Иисуса и т.д.). Все это позволяет провести внеклассное мероприятие на иностранном языке не формально, а с творчеством и самоотдачей, оставляя добрую память у его участников.

Связь практических навыков с изучаемой теорией подразумевает междисциплинарные связи, т.е. непосредственную направленность полученных знаний, умений и навыков по иностранному языку и другим предметам. Не случайно очень привлекательными для студентов являются мероприятия, связанные с профессией: «Все мы немного технологи», «Из истории хлебопечения на Руси», «Бухгалтер-слово иностранное». К проведению таких мероприятий привлекаются и преподаватели ведущих специальных дисциплин, и зачастую они открывают для себя студентов с совершенно не знакомой стороны, меняя стереотипы.

Совершенствование владения языком в процессе подготовки и проведения внеклассного мероприятия является не самоцелью, а, пожалуй, самым его важным результатом. Достигается он за счет необходимости выразить средствами иностранного языка большое количество информации, решить коммуникативные задачи, используя красивый литературный язык, соблюдая поведенческие нормы. Ведь не секрет, что молодежь перестала читать и выражать свои мысли интеллигентно и правильно. Изучаемый литературный иностранный язык возвращает их к родному, не менее красивому, и развивает любовь через родной язык к иностранному.

Тематика внеклассных мероприятий может быть гораздо шире, чем аудиторных занятий, с добавлением новой информации и комбинированием знаний, полученных в предыдущие годы обучения.

Добровольность в подготовке и проведении предполагает наличие у студентов определенных интересов. А для развития интереса необходимо увлечь студентов, учитывая способности и уровень знаний каждого.

Внеурочное общение студентов на иностранном языке приближается к естественному, мотивированному пользованию иностранным языком, столь необходимому для речевой практики и овладения языком.

Увлекательность предполагает наличие определенного круга интересов, которые следует выявить, используя методы психологического тестирования, и учитывать их при планировании внеклассных мероприятий. Они не могут и не должны быть одинаковыми ежегодно, более того, делом чести преподавателя должны стать неповторимые, разнообразные по тематике, приемам разработки внеклассных мероприятий. Внеклассная работа не терпит шаблона, схемы и регламентации.

Эти ведущие принципы организации внеклассной работы определяют ее содержание и формы, которые должны постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.

За годы преподавания немецкого языка в колледже было опробовано много форм внеклассной работы, но ведущее место в ней занимают праздники: «День Урожая» («Erntedankfest»), Рождество (Weihnachten) и Пасха (Ostern). Являясь главными календарными праздниками немцев, они не могут не привлекать своими обрядами, традициями, красочностью и зрелищностью. Накопленный материал позволяет варьировать сценарий, а выдумка и фантазия участников праздника каждый год привносит новые интересные изменения, обновляя проведение праздника.

Приведенный ниже сценарий одного из значимых и массовых праздников дают возможность применить их в любом учебном заведении, в котором ведется внеклассная работа по иностранному языку. Но это не значит, что нет других прекрасных праздников, которые можно отметить в более узком кругу участников: День Матери, День св. Мартина, Троица, День 3-х Святых Королей и т.д. Необходимо только желание их подготовить и провести, выдумки и творчество, воображение и активность.

Не менее зрелищными познавательными и массовыми являются проводимые на иностранном языке «Литературные гостиные», посвященные творчеству известных поэтов и писателей. Читательская культура наших детей, к сожалению, оставляет желать лучшего. Зачастую она отсутствует вообще, забыты классики родной литературы, не говоря уже об иностранной. Детям неизвестны имена великого Гете, Шиллера, а об их произведениях студентов можно и не спрашивать.

К соревновательным формам работы относятся конкурсы, викторины, олимпиада, игры, КВН и др. Их объединяет то, что во время проведения этих мероприятий их участники проявляют творческий азарт, соревновательную инициативность, стремление знать больше других и сделать лучше других. Все это способствует лучшему запоминанию и практическому применению используемого в мероприятии материала, а также учит студентов оценивать свои знания и умения в сражении с другими. Сам факт, что мероприятие вызывает интерес и активность и дает возможность студентам проявить себя в увлекательной для них деятельности, способствует более прочному и быстрому запоминанию иноязычных слов и выражений. Соревнование дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, т.к. стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое.

«День Урожая»

Как и любое культурно-массовое мероприятие, проводимый праздник требует тщательной подготовки, распределения ролей, разучивания песен и стихов, нескольких репетиций, отработки произношения.

Необходимо предусмотреть соответствующее украшение аудитории, выпечку пирогов по национальным рецептам, создание выставки из осенних даров природы.

Этот праздник можно проводить под открытым небом, от этого он станет живее, ярче, красочнее и достовернее, будет способствовать привитию студентам чувства благодарности и уважения к крестьянскому труду, расширит знания о культурно-исторических традициях немецкого народа.

По сценарию этого праздника проводятся конкурсы: «Накорми соседа» и «Лучшая хозяйка». Необходимо продумать одежду и принадлежности для участников.

- Heute sind wir zusammen gekommen,um ein deutsches Fest zu begehen.Es heisst Erntedankfest.Wir moechten euch von Traditionen dieses Festes erzaehlen und mit euch zusammen interessant und lustig die Zeit verbringen.Alle wissen,dass Deutschland reich an Traditionen ist.Diese Traditionen sind ein Teil des Lebens geworden.Deutsche halten sich an diese Traditionen,die von Generation zu Generation bewahrt werden.Ihr Leben ist,besonders in Doerfern,an Feste gebunden.Stellt euch vor,dass wir uns auch in einem Dorf befinden.Alle Bewohner und Gaeste sammeln sich am Morgen zum Gottesdienst,der oft im Feld gefuehrt wird.Am improvisierten Altar liegen Obst und Gemuese,Bluemen,Alle danken Gott fuer die Ernte und bitten um seine Hilfe fuer das neachste Jahr.Und nach dem Gottesdienst beginnt ein Volksfest.Frauen haben schon Kuchen gebacken,auf dem Dorfplatz stehen Tische und Baenke.Kuchen und Bier werden teuerer als sonst verkauft,aber das gehoert auch zur Tradition-der Gewinn wird dann an armen Familien verteilt.Waehrend des Festes wird getanzt und gesungen.

t1602523186aa.jpg

Bunt sind schon die Waelder.

Gelb die Stoppelfelder.

Und der Herbst beginnt.

Bunte Blaetter fallen,

Graue Nebel wallen,

Kuehler weht der Wind.

Geige spielt und Floete

Bei der Abendroete

Und im Morgenglanz

Junge Winzerinnen

Singen und beginnen

Frohen Erntetanz.

t1602523186ab.jpg

(Maedchen in Nationaltracht tanzen einen Volkstanz)

-Erde,die das uns gebracht,

Sonne,die das reif gemacht,

Liebe Sonne,liebe Erde,

Euer nie vergessen werde!


Teilnehmer 1: - Als die letzte Ähre auf die Erde fiel und das Vieh von den Feldern in die Ställe zurückkehrte, feierten die deutschen Bauern schon das Ernte­dankfest. Angezogen in ihre besten Sonntags­kleider, gingen die Männer und Frauen in die Kirche, um die Ernte einzuweihen. Danach kehr­ten sie in ihre Häuser zurück, um das Ende des heißen Sommers und der schweren Arbeit mit einem fröhlichen Fest zu feiern.

Teilnehmer 2: - Auch nach vielen Jahrhunderten haben die Nachkommen der deutschen Bauern diesen Brauch nicht vergessen und feiern das Erntedankfest als eines ihrer beliebtesten Fes­te. In die Kirche gehen aber heutzutage nur wenige und der Brauch hat auf russischem Boden auch einen eher weltlichen Charakter ange­nommen, aber das widerspricht der Geschichte nicht, denn dieses religiöse Ritual wuchs ja aus einer heidnischen Tradition heraus. Jeder drit­te Deutsche hat heute einen Kleingarten, deswegen dankt er für die gute Ernte lieber den Naturgewalten als dem Gott.

Teilnehmer 3: - Und doch geht es auf unserem Fest nicht ohne einen Altar. Wir machten ihn aus einem ... gewöhnlichen Tisch mit vier Bei­nen. Auf den mit weißem Tischtuch bedeckten Tisch stellten wir die Gaben unserer „kleinen Felder". Die Wände des Raums wur­den, wie früher, mit Girlanden aus Zwiebeln ge­schmückt. Den Gästen wurden köstliche tradi­tionelle Brötchen und Zwiebelkuchen angebo­ten. Man sang nationale Lieder, trank heißen Tee, bewunderte die Gaben der Natur und dank­te einander für ein so gut gelungenes Fest.

t1602523186ac.jpgt1602523186ad.jpg

(Ein Lied wird vorgesungen:)

-Horch,was kommt von draussen rein?Hollahi,hollaho,

Wird wohl mein feins Liebchen sein,hollahilaho!

Geht vorbei und schaut nicht rein,hollahi,hollaho,

Wirds wohl nicht gewesen sein,hollahilaho!

Leute habens oft gesagt,hollahi,hollaho,

Dass ich ein feins Liebchen hab,hollahilaho!

Lass sie reden,schweig fein still,hollahi,hollaho,

Kann ja lieben,wen ich will,hollahilaho!

Teilnehmer 1: - Viele der alten ursprünglichen Ernte­bräuche leben nicht mehr. Welcher Bauer holt heute noch sein geschnittenes Ge­treide mit dem Fuhrwerk heim? Wer schneidet sein Gras noch mit der Sense? Da gibt es doch hochmoderne Mähdre­scher, die bereits die Spreu von den Kör­nern trennen und das Stroh - fertig ge­bündelt - ausspucken. Da gibt es doch vollautomatische Mähmaschinen, die das mühsame Aufladen mit Muskelkraft er­sparen. Auf diese Weise geht langsam der Bezug der Menschen zum Boden und zur Natur verloren. Chemische Düngemittel tun ihr Übriges dazu.

Tt1602523186ae.jpg eilnehmer 2: - Ein alter Brauch, der in der Zeit des Erntedankfestes ausgeübt wird, ist uns er­halten geblieben. Allerdings verkommt auch er mehr und mehr zu einer Touris­tenattraktion: der Almabtrieb in den Al­penregionen. Im späten Frühjahr werden die Kühe und das Jungvieh auf die Almen getrieben, wo sie, von Sennerinnen und Sennern bestreut, den Sommer über blei­ben. Je nach Witterung wird das Vieh nun im September wieder talabwärts gebracht. Dazu wird es „bekränzt". Kränze aus Lat­schenwedeln werden mit Blumen zusam­mengebunden. Ab und zu findet sich auch bemalte Holzspäne dazwischen. Dieser Kranz wird nun um den Hals der Kuh ge­hängt, oder auf den Kopf der Kuh befes­tigt. Welch ein farbenfreues, heiteres Bild, wenn die Sennerin ihre Schützlinge wieder in den heimischen Stall zurückbringt. Wenn man so etwas erlebt, empfindet man von innen heraus die manchmal so gedan­kenlos hingeworfenen Worte neu: “Gott sei Dank!“

(Den Teilnehmern und den Gaesten werden Kraenze angeboten)

Teilnehmer 1: - In russlanddeutschen Familien in Sankt-Petersburg hat man im Oktober Kohl gehackt,um ihn fuer den Winter im Fass zu salzen.Wie Frauen und Maedchen das machten,zeigen uns jetzt unsere Studentinnen:

(Kohlkoepfe werden gehackt,das Maedchen,das es schneller und geschickter macht,gewinnt)

t1602523186af.jpg

Teilnehmer 2: - Eine andere Tradition war es, scherzhaft mit gebundenen Augen einen Nachbarn zu fuettern.Nun moechten wir euch demonstrieren, wie das geht!

(Zwei Teilnehmer setzen sich einander gegenueber und versuchen, aus einem Glas Marmelade zu holen und den Loeffel einander in den Mund zu stecken.Wer das geschickter macht, gewinnt)

t1602523186ag.jpgTeilnehmer 3: - Solche scherzhafte Traditionen gab es auch in Bayern,auf dem beruehmten Oktoberfest.Dort werden auch verschiedene Spiele gespielt.Wollt ihr spielen?Unser Spiel heisst „Was liegt im schwarzen Kasten?“

(t1602523186ah.jpg Aus einem Kasten werden Bilder mit Obst und Gemuese geholt,wer mehr Woerter nennt,siegt)

Zum Schluss werden den Teilnehmern und Gaesten deutsche Salzkuchen und Tee angeboten.Die Lehrerin dankt allen und wuenscht viel Erfolg im Lernen.




Опубликовано


Комментарии (1)

Пролубщикова Наталья Владимировна, 12.10.20 в 20:43 0Ответить Пожаловаться
Ирина Николаевна, спасибо за творческий подход к работе и публикацию интересного материала!!!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.