Внеклассный урок: «История математики»

11
0
Материал опубликован 28 May 2017

Пояснительная записка к презентации

Тема урока: «История математики».

Цель урока:

Знакомство с историей развития математики;

С ее ролью в жизни человека.

Пробудить интерес учащихся к математике.

Знакомство с историей чисел, с возникновением некоторых систем счисления.

Ход урока:

Никто не знает, когда впервые появились счет и число. Но уже несколько десятков тысяч лет назад люди собирали плоды и ягоды, охотились на диких животных, ловили рыбу, делали каменные ножи и топоры. И им надо было знать, хватит ли добычи до следующей охоты, много ли поймано рыбы, надо было делить собранные плоды.

Еще не умея считать, древний охотник знал, все ли собаки вышли с ним на охоту или какая-нибудь убежала. Люди знали, что у человека столько же рук, сколько рогов у оленя, сколько крыльев у птицы. Они научились считать до двух. А все, что шло после двух, называлось «много».

Но потом понадобилось называть и другие числа. Ведь и собак у охотника, и стрел у него, и овец у пастуха может быть больше чем две. Чем многочисленнее становились их стада, тем большие числа становились им нужны. И старые методы счета вытеснил новый – счет по пальцам. Пальцы оказались прекрасной вычислительной машиной. С их помощью можно было сосчитать до 5, а если взять две руки, то и до 10. Тогда этого практически хватало для большинства потребностей людей.

А научившись считать по пальцам до десяти, люди сделали следующий шаг вперед и стали считать десятками.

Практическое задание.

(С помощью пальцев рук ответить)

Сколько человек в вашей семье?

Сколько вам лет?

Из науки о числах.

Появились числа. Каждое число имело свое «имя» и свою символику. Появилась потребность выполнять действия над ними, чтобы решать сложные задачи, встречавшиеся в практической деятельности, пришлось, кроме натуральных чисел, придумать другие числа – обыкновенные, десятичные дроби, отрицательные числа, научиться использовать пропорции, а потом создать новую науку – алгебру, позволявшие решать любые задачи.

Основание системы счисления - это число, на основе которого ведется счет.

-Как вы думаете, на основе чего возникла пятеричная система? (5 пальцев на руке)

- Десятеричная? Мы сейчас ее используем.

Число 3 стало самым излюбленным числом и в мифах, и в сказках. Помните сказку о 3 поросятах, о 3 медведях, о 3 богатырях, и исполняемых желаний тоже 3. В древнем Вавилоне поклонялись 3 божествам: Солнцу, Луне и Венере. Наша жизнь символизируется треугольником: прошлое, настоящее и будущее.

Числу 5 Пифагор отводил особое место, считая его самым счастливым из всех чисел. С этим утверждением великого математика древности согласятся и все современные школьники.

Большим почетом в древности была окружена семерка. Еще в древнем Вавилоне были известны 7 планет. Возможно, магические свойства числа объединялись еще и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звук, запах, вкус) через 7 «отверстий» в голове-2 глаза, 2 уха, 2 ноздри и рот.

У вавилонян подземное царство окружено 7 стенами.

У индусов есть обычай дарить на счастье 7 слоников.

7 чудес света, 7 цветов у радуги.

Да, действительно, эти числа магические.

-У каждого человека есть свое любимое, магическое, счастливое число.

Научились люди считать, теперь им надо было научиться измерять. Ведь без измерений нельзя ни сшить платье, ни узнать который час, а так как люди жили большими группами, начался обмен товарами перешедший потом в торговлю, возникли первые государства. Царские писцы должны были знать, какова площадь поля, купцы длину продаваемой ткани. Тогда появилась нужда в измерениях. В древности длины измеряли локтями, длиной ступни, длинами зерен.

Задания:

Назовите систему мер длины, которую мы сейчас используем.

Назовите геометрические фигуры, которые вы знаете.

Назовите фамилии известных математиков, и чем они знамениты?

Подведение итогов урока.

Что вы узнали нового?

Домашнее задание: Сообщение «Как появились цифры? Как выглядели цифры разных народов?» «Различные систем счисления»

ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ

Предварительный просмотр презентации

ИСТОРИЯ МАТЕМАТИКИ

познакомиться с историей развития математики; с её ролью в жизни человека. пробудить интерес учащихся к математике; Цель урока: Из истории математики

Математика— наука о структурах, порядке и отношениях, которая исторически сложилась на основе операций подсчёта, измерения и описания форм реальных объектов

История возникновения алгебры Алгебра, вместе с арифметикой, есть наука о числах и о величинах вообще. Различие между арифметикой и алгеброй состоит в том, что первая наука исследует свойства данных, определённых величин, значение которых может быть произвольное, а, следовательно, алгебра изучает только те свойства величин, которые общие всем величинам, независимо от их значений.

История возникновения геометрии Слово «геометрия» греческого происхождения. В буквальном смысле оно означает «землемерие». Геометрия -это наука, изучающая формы, размеры и взаимное расположение фигур. Возникла геометрия в Египте более 4000 лет назад. Древние египтяне сумели довольно точно определять площади фигур, объёмы некоторых тел, решать некоторые другие геометрические задачи. Но геометрии как науки у них не было. У них было много различных правил-рецептов, не соединенных между собой общей идеей, не приведённых в единую стройную систему. Египет стали посещать ученые. И достижения египетской науки постепенно стали известны древним грекам. Но греки не просто усвоили достижения египтян. Они исправили их ошибки и развивали геометрию дальше. Именно в древней Греции около 2500 лет назад геометрия стала математической наукой.

Для чего нужна математика? Математика изучает воображаемые, идеальные объекты и соотношения между ними, используя формальный язык. В общем случае математические понятия и теоремы не обязательно имеют соответствие чему-либо в физическом мире. Главная задача прикладного раздела математики — создать математическую модель.

Как люди научились считать. Люди научились считать 25-30 тысяч лет тому назад. Сначала они обозначили числа черточками, а затем научились называть их, а потом уже придумали цифры и стали выполнять над числами арифметические действия, придуманы приборы, облегчавшие счет. Сначала люди умели называть лишь маленькие числа, а потом все большие и большие. Они создали разные системы счисления.

Из науки о числах. Когда-то числа служили только для практических задач. А потом их стали изучать-узнавать их свойства. С помощью чисел выражали и такие понятия, как справедливость, совершенство, дружба. Ученые установили, как по записи числа узнавать, на какие другие числа оно делится. Они научились находить простые числа и стали изучать их свойства. Иногда открытия в науке о числах делали совсем юные математики.

Первые единицы длины. Одной из самых распространенных единиц длины был ЛОКОТЬ, т.е расстояние от локтя до конца среднего пальца. Локтями купцы измеряли продаваемые ткани, наматывая их на руку

Первые единицы длины. Фут- средняя длина ступни человека (английское слово «фут»- ступня). Еще меньшей единицей длины является ДЮЙМ, который был длиной сустава большого пальца. «дюйм»- голландское название большого пальца.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.