Внеклассное чтение к 80-летию создания подпольной организации «Молодая гвардия» на тему «Свет пламенных сердец»
К 80-летию создания подпольной организации «Молодая гвардия»
Внеклассное чтение
«Свет пламенных сердец»
( сборник литературных произведений молодогвардейцев )
Цель: познакомить обучающихся с содержанием сборника «Свет пламенных сердец» ; развивать речь обучающихся, мыслительные процессы, логическое и творческое мышление; формировать навыки выразительного чтения и анализа произведений, донести до обучающихся мысль о высоком предназначении человека; воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: проектор, фотографии молодогвардейцев, звукозапись песен «От героев былых времён», «Эхо», «Священная война», «Школьные годы», «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью», «Песня о тревожной молодости», «Аист на крыше».
Ход урока
Звучит песня «От героев былых времён»
Учитель: Мой город Краснодон, маленький и скромный, трудовой и обычный, стал знаменитым. Принесли ему громкую славу юные граждане, создавшие во время Великой Отечественной войны подпольную организацию со звонким именем «Молодая гвардия». Подвиги их были настолько смелыми и патриотическими, что привлекли внимание всего народа. 80 лет отделяют нас от подвига, который стал легендой и славой Луганщины.
Какими они были, эти мальчики и девочки, совершившие неведанный подвиг во имя человечества?
Сегодня молодогвардейцы заговорят с вами из далеких 40-х. Своими стихами, строками дневников, письмами… Они собраны в этом небольшом сборничке, который называется «Свет пламенных сердец». Вы услышите их голоса …
Звучит песня «Эхо».
На экране фотография Олега Кошевого.
Обучающийся: Олег Кошевой. Он родился в культурной, образованной семье. Слушать, а впоследствии самому читать книги было любимым занятием юного Олега. Как вспоминает его мать, Елена Николаевна Кошевая , (на экране фотография Олега Кошевого с матерью). Олег часто говорил ей: «Ты , мамочка, купи мне все книги, чтобы я мог про всё узнать, всё-всё, что в них пишут».
В 1934 семья Кошевых переехала в город Ржищев, живописное местечко, расположенное на берегу Днепра. За отличную учёбу в школе мать подарила Олегу маленькую лодочку. Часто, проснувшись с восходом солнца, мальчик убегал к реке, садился в свою лодочку и уплывал в тихую заводь , где удил рыбу или читал книги. Рассвет, тихий, ласковый шепот камыша, красота небольшого городка, захлёстнутого волной весеннего цветения, - всё это волнует Олега. Через всю жизнь пронёс он память и любовь к месту где прошло его детство. Впоследствии городу детства он посвятил одно из своих первых стихотворений «Я Ржищев крепко полюбил».
Обучающийся читает стихотворение «Я Ржищев крепко полюбил».
Я Ржищев крепко полюбил,
Довольно долго в нём я жил.
Этот район не так большой,
Но славится своей красой.
Потом, он , весь в садах фруктовых,
Покрыл ветвями все дома,
И протекает через город
Русло старинного Днепра…
Я Ржищев крепко полюбил
За то, что дивно он красив,
За то , что в нём впервые я
Увидел красоту Днепра.
Его я полюбил разлив
Весною многоводной –
И день и ночь на лодке б плыл
В его простор свободный!
И рыбу я люблю ловить
Со школьными друзьями,
На берегу уху варить
С картошкой , карасями.
Обучающийся: Взрослея , Олег начинает интересоваться произведениями русских и зарубежных классиков. Он читает А.Толстого, М.Горького, А.Пушкина, М.Лермонтова, Д.Лондона, Д.Байрона, В.Шекспира и др. В школе Олег один из самых активных членов литературного кружка, редактор школьной сатирической газеты «Крокодил». Директор школы №1 им. Горького И.А. Шкреба вспоминает : «Кошевой и Земнухов выпускали школьную сатирическую газету. Вот они вывешивают её в коридоре, и толпа школьников собралась около них. Чтение сопровождается взрывами смеха, шутками, горячими спорами… Да, была – таки у редакторов журналистская струнка…»
Обучающийся: 1941 год .Набатно звучит песня «Вставай, страна огромная» , с которой сотни тысяч советских воинов уходят на фронт .
Звучит песня «Вставай , страна огромная» .
Вот тогда – то Олег и пишет основную часть своих стихотворений, полных любви к Родине и ненависти к поработителям .
Когда немцы оккупировали Краснодон , в городе была создана подпольная организация «Молодая гвардия» , которая ведёт активную борьбу против оккупантов. Олег Кошевой избирается членом штаба этой организации. Он пишет стихотворение «Грустен и печален парк наш дорогой» . Из – под пера молодого начинающего поэта , как протест против насилия , выходят такие стихи, как «Дни тяжёлые мы переносим» , «На нашу гордую и милую» , «Ты , родная , кругом посмотри» , « Мы смелые, мы крепкие». Их главная тема – вера в скорое освобождение, веру в победу над фашистами, призыв к борьбе.
Обучающиеся читают стихи .
«На нашу гордую и милую»
На нашу гордую и милую,
На наш любимый, тихий край,
На нашу Родину счастливую
Напал фашистский негодяй .
Он осквернил всё дорогое ,
Где только подлая нога
Ступила фрица-людоеда,
Там пепел, смерть и нищета.
Но мы клянёмся, патриоты,
Своею юною душой:
Не пощадим и жизни нашей,
Чтоб уничтожить всех врагов.
Все, как один, возьмём винтовки,
В бою не дрогнем никогда,
За нашу кровь, за наши слёзы
Мы отомстим врагу всегда.
«Мне тяжело»
Мне тяжело , куда только ни глянь,
Везде я вижу гитлеровскую дрянь,
Везде ненавистная форма предо мной,
Эсесовский значок с мёртвой головой .
Я молод. Это да, но грусть меня съедает.
Мне тяжело, что я остался в плену,
Я очень часто наших вспоминаю ,
Что бьются где - то с нечистью в бою.
И я решил, что жить так невозможно,
Смотреть на муки и самому страдать,
Надо скорей пока это не поздно,
В тылу врага, врага уничтожать .
Я так решил, и это я исполню,
Всю жизнь отдам за Родину свою,
За наш народ, за нашу дорогую,
Прекрасную Советскую страну .
Учитель: И он отдал свою жизнь за свою Советскую страну. Отдал в свои 16 лет . Фашистская пуля оборвала жизнь молодогвардейца Олега Кошевого, верного сына своей Отчизны, юного поэта.
Звучит песня «Школьные годы чудесные»
Выходит обучающийся с развёрнутой газетой , зачитывает из неё : «Заметка в краснодонской городской газете «Социалистическая Родина» 13 декабря 1940 года «На отлично и хорошо» .
Сказать, что в девятом классе учиться очень легко , нельзя. Но трудностей непреодолимых нет. Упорная работа над собой , сознательное отношение к учёбе и выполнение домашних работ дают неплохие результаты. Скажу о себе и своих товарищах по классу . В первой четверти этого учебного года я получила оценки «отлично» и «хорошо». Мои товарищи – Татарина и Ковалёв – так же учатся на «отлично» и «хорошо» . Добиться успехов в учёбе нам удалось потому, что мы крепко усвоили , что знания нужны нам и приобретаются путём аккуратного выполнения домашних работ. Придя со школы домой , я правильно использую остаток дня. Отвожу время на выполнение домашних заданий , читаю художественную литературу. В дни отдыха посещаю кино и в библиотеку. Ежедневно занимаюсь физкультурой. Моё социалистическое обязательство – 1940/41 учебный год окончить по всем предметам только на «отлично»
Ульяна Громова , комсомолка, ученица 9-ого класса средней школы №6
На экране фотография Ульяны Громовой в школьные годы .
Учитель: Глубоко и искренне любила литературу Ульяна Громова. Она влюблена была в украинские народные песни и думы, искренне любила русскую и украинскую литературу, глубоко изучала творчество Пушкина , Толстого, Горького, Маяковского , Сковороды, Тычины . К нам дошло её небольшое , но содержательное и взволнованное сочинение о творчестве Павла Тычины , отрывки с классных и домашних работ, выписки из записной книжки Ули .
Её отец Матвей Громов вспоминал : «Я был во дворе, что- то делал на морозе … Когда вошёл в избу , они уже, собаки, связали мою дочь и выводят с избы. Я к ним , а они меня тяжело ударили, я так и сел, осунувшись, около порога … Уля взглядом и словом попрощалась с нами. А когда они ушли, я подумал : на чём же я сижу ? Смотрю , а это деревянный сундучок. Заглянули мы туда с матерью , а там полно тетрадей … Вот это всё её девичье приданное , что осталось нам на память…»
Эти школьные сочинения таят теплоту рук Ульяны , берегут красоту и силу её многогранной души. Эти тетради окроплены слезами её матери и отца . Они , эти ученические тетради , наши неповторимая народная святыня.
Обучающийся: Из записной книжки Ульяны Громовой .
«Любите книгу: она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей, она научит вас уважать человека» (Максим Горький).
«Гораздо легче видеть , как умирают герои, чем слушать вопли о пощаде какого-нибудь жалкого труса» (Джек Лондон).
«Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз и прожить её нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое , и чтобы , умирая, мог сказать : вся жизнь, все силы отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества» (П.Корчагин, «Как закалялась сталь». Н.Островский).
«В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда , и душа , и мысли» (Чехов).
«Смелость города берёт! Дерзайте и не сторонитесь препятствий . Смелый человек чудеса творить может, и никакие пропасти ему не страшны» (Б.Розов, «К незримому солнцу»).
Учитель: Ульяна Громова не прожила и двух десятилетий . Но она осталась вечно живой , вечно молодой в нашей памяти. Она идёт вместе с нами. Она - наша современница.
Звучит песня «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью»
На экране портрет Ивана Земнухова.
Учитель: Я листаю чудом уцелевшие блокнотики Ивана Земнухова. Я их листаю – и читаю в них строки из стихотворений. И пусть те стихи немного наивные , иногда литературно несовершенные, с особым чувством благоговения склоняюсь в поклоне , ибо это – документ души.
Рос Ваня бойким, любознательным мальчиком. В шесть лет он уже читал. В 13 лет пишет свои первые стихи. В них воспевает красоту родного края, любовь к родной природе. Ваня – глубоко одарённая натура, хороший товарищ , любимый сын и брат. Он был не по возрасту серьёзным , вдумчивым. Вспоминая о своём друге, Жора Арутюнянц писал: «Ваня Земнухов выделялся среди своих сверстников . Он был весь какой-то собранный , сосредоточенный. В школе его прозвали «профессором» - и за то , что он много читал, много знал, и за его внешний вид: очки, в руках книжка. Он казался замкнутым, но в нём всегда кипел интерес к чему-то , он был полон внутренней энергии, заражал её всех, с кем беседовал, работал. Поговорить , поспорить о жизни, о человеческих характерах , о поступках, о книге было его любимым делом».
Полный сил и энергии, Ваня страстно желал прожить жизнь так , чтобы остался след, сделать жизнь содержательной, интересной. Он очень любил Пушкина, подражал великому мастеру слова в тех стихах, где говорится о красоте природы. К таким относятся : «Осень», «Песня о весне» и др. Великий русский поэт был для краснодонского юноши идеалом .
Обучающийся читает стихотворение «Песня о весне».
Ясное солнце , сияя
С синих лазурных небес,
Ласково светит, бросая
Луч на синеющий лес.
Где птицы щебечут,
На солнце играя,
И , ввысь улетая,
О счастье поют.
Сердце трепещет от счастья,
Какое приносит весна.
Прощайте, прощайте, ненастья,
Прощай и ты, злая зима.
Пусть птицы щебечут ,
На солнце играя ,
И , ввысь улетая,
О счастье поют.
Всё оживает с весною:
Вдали зеленеют поля,
А там , под далёкой горою,
Слышится голос ручья.
Там птицы щебечут,
На солнце играя,
И , ввысь улетая,
О счастье поют.
Обучающийся: Земнухов был старостой литературного кружка. Ни один из вечеров в школе не проходил без его участия и выступления. Ваня декламировал стихи классиков, а часто и свои.
Очень любил Ваня устное народное творчество.
В 1938 году И.Земнухов вступил в ряды ВЛКСМ . Он принимает активное участие в общественной работе школы, является редактором общешкольной стенгазеты. Школьники всегда с нетерпением ожидали свежего номера.
Пробует свои силы Земнухов и в драматургии . Сохранился отрывок из пьесы И.Земнухова «Встреча», где устами М.Ю.Лермонтова Ваня выражает свои взгляды на назначение литературы.
Обучающийся: Лучшими произведениями являются его стихотворения «На смерть поэта» и «Нет , нам не скучно и не грустно!». Это острополемические строки. В противовес элегии Лермонтова :
И скучно и грустно,
И некому руку подать
В минуту душевной невзгоды,
Ваня пишет :
Нет, нам не скучно и не грустно,
Нас не тревожит жизни путь ,
Измен незнаемые чувства –
Нет! – не волнуют нашу грудь.
Бегут мятежной чередою
Счастливой юности лета ,
Мечты игривою толпою
Собой заполнили сердца .
Нам чуждо к жизни отвращение ,
Чужда холодная тоска,
Горячей юности сомненья
И внутренняя пустота.
Нас радости прельщают мира ,
И без боязни мы вперёд
Взор устремляем , где вершина
Коммуны будущей цветёт.
Обучающийся: Несколько лирических стихотворений Ваня посвятил Клаве Ковалёвой – любимой девушке, которая вслед за Ваней вступила в подпольную комсомольскую организацию «Молодая гвардия».
Меня невольно ты пленяешь
Своею дивной красотой.
И , как Феб , ты вдохновляешь
Какой-то радостной мечтой.
Ты для меня дороже злата,
Дороже всех на свете мне ,
И голос твой как звон булата ,
Звучал так мило в тишине.
И , бледный свет во тьму бросая ,
Луна скользила , как челнок .
Но ты сокрылась , дорогая,
И я остался одинок.
Учитель: Таким был Ваня Земнухов , простой советский юноша, влюблённый во всё прекрасное , отдавший за это прекрасное самое дорогое – жизнь .
Звучит «Песня о тревожной молодости»
ОНа экране фотография Виктора Третьякевича .
Учитель: Каким был в школьные годы этот стройный донецкий парень ? Как и все его ровесники , он любил жизнь. Любил все её краски. Весной выходил далеко за город в степь встречать журавлиные стаи. Он мечтал засадить деревьями Краснодон, город, который с детства стал ему родным . Он много читал, рисовал, любил музыку, стихи.
В 1939 году Виктора , тогда ученика 8-ого класса приняли в комсомол . Он оправдал это доверие учёбой. Его избрали вожаком школьной комсомолии . Но было еще одно увлечение у Виктора. Он был юнкором краснодонской газеты «Социалистическая Родина». Его заметки – это штрихи школьной жизни. И хотя они очень лаконичны по содержанию , но в каждой из них с теплотой рассказывается о школьных делах, ежедневных заботах школьников, об их мечтах.
Март 1940 года . Чувствуется дыхание весны . Виктор , ученик 8-ого класса , вместе со своими товарищами Жорой Прилепским и Шурой Краснянским обращаются через газету ко всем школьникам Краснодона с призывом хорошо подготовится к прилёту птиц. Так в «Социалистической Родине» 26 марта появляется первая заметка.
Обучающийся: «Организованно встретить прилёт птиц».
С наступлением весны к нам прилетят скворцы, жаворонки, чижи, соловьи и другие птицы, приносящие большую пользу сельскому хозяйству.
Мы, учащиеся средней школы им. Ворошилова , взяли обязательство хорошо подготовиться к встрече скворцов, каждый из нас поставит над своей квартирой по одной скворечне.
Обращаемся к учащимся школ нашего района – дружно и организованно встретить прилёт птиц. До прилёта к нам скворцов на каждом доме нужно отремонтировать старые скворечни , а где они отсутствуют, поставить новые.
В. Третьякевич, Ж.Прилепский, А.Краснянский, ученики
средней школы им. Ворошилова.
(«Социалистическая Родина, 26 марта 1940 год.»)
Обучающийся: Виктор любил природу. Об этом рассказывает еще одна заметка , напечатанная через три дня . Третьякевич призывает краснодонских школьников садить деревья. « Нас много, - писал юнкор , - и если каждый ученик посадит одно дерево около своей квартиры , дома – это принесет большую пользу. Устроим весне достойную встречу! На социалистическое соревнование вызываем комсомольцев и учащихся школы им. Горького» .
Заметки за подписью Виктора появляются в газете 5 мая и 4 сентября 1940 года , 17 января и 28 марта 1941 года. Виктор Третьякевич был оперативным корреспондентом .
Обучающийся: Когда грянула Великая Отечественная война Виктор выехал к брату Михаилу в Луганск . Здесь он закончил 10 классов . В период оккупации города фашистами он участвует в партизанском отряде , которым командовал секретарь Луганского подпольного обкома партии И.М. Яковенко . Затем В.Третьякевич был членом штаба подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» в Краснодоне.
1 января 1943 года В.Третьякевич был арестован и вместе со своими боевыми друзьями сброшен в шурф шахты № 5 .
Так трагически оборвалась жизнь одного из краснодонских героев , скромного юноши, отличника учёбы , активного юнкора .
Учитель: Я не верю тем , кто говорит, что люди, которые совершили подвиг, в обыденной жизни бывают неинтересными. Вот перед моим духовным взглядом стоят все молодогвардейцы. И все они талантливы. Олег Кошевой , Ульяна Громова, Иван Земнухов , Виктор Третьякевич, Анатолий Попов, Майя Пегливанова , Виктор Петров восхищают нас своей любовью к литературе , к народной песне, к истории. Лина Самошина насобирала большие коллекции открыток с репродукциями картин великих художников мира. Анатолий Николаев хотел знать всё – поэтому самыми любимыми его книгами были энциклопедии, книги по истории и «Жизнь животных» Брема . Саша Бондарева прекрасно вышивала. Майя Пегливанова и Вася Пирожок любили рисовать. Сергей Тюленин и Анатолий Ковалёв мастерили . Николай Жуков и Виктор Петров были непревзойдёнными мастерами футбола . Антонина Елисеенко и Александра Дубровина были учителями.
Талантливые юноши и девушки, влюблённые в жизнь, уверенно смотрели в будущее , мечтали , верили. Они могли бы стать рабочими и педагогами, музыкантами и литераторами, журналистами и инженерами. Они варили бы сталь и запускали в небо спутники, они делали бы сложные операции и писали бы стихи, они забивали бы голы и рисовали бы картины …
Но они отдали жизнь за то , чтобы сегодня вы, наши современники , садили сады и растили урожаи , варили сталь и добывали уголь , писали стихи и рисовали картины.
Обучающийся:
Нам нужен мир
На голубой планете .
Его хотят
И взрослые и дети .
Им хочется, проснувшись
На рассвете ,
Не вспоминать ,
Не думать о войне !
Нам нужен мир,
Чтоб строить города ,
Сажать деревья и работать в поле .
Его хотят все люди доброй воли .
Нам нужен мир
Навеки! Навсегда!
Звучит песня «Аист на крыше».
Куликова Ирина Геннадьевна