12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Окуловская Ольга Евгеньевна51

Внеклассное мероприятие

«Экологическими тропами Самарского края »


Класс: 6-7

Цель: формирование у учащихся культуры бережного отношения к природе родного края.

Задачи:

1.Способствовать расширению экологического кругозора;

2.Содействовать развитию творческого потенциала учащихся;

3. Привитие любви к родному краю;

3.Способствовать формированию чувства осознания необходимости бережного отношения к природе.

Оборудование:

столы и стулья для команд, фломастеры и ватманы, заранее приготовленные карточки - задания ( см. приложение). Ноутбук, проектор, экран.

Зал украшен плакатами, которые рисовали учащиеся в качестве домашнего задания.

Жюри: ученики 9 классов

Предварительная подготовка:

за неделю до мероприятия учащиеся делятся на равные группы( 3-4 команды, в зависимости от количества учащихся) и придумывают название и девиз команды. Каждая команда имеет свою эмблему. Ученики получают домашнее задание:

1. Растения и животные Самарской области

2. Посмотреть в различных источниках информации о самых необычных животных Самарской области;

1 команда – самое быстрое животное Самарской области(русский сокол-сапсан;

2 команда – самый маленький зверек Самарской области( карликовая бурозубка);

3 команда – самая большая рыба Самарской области (подгорская белуга);

4 команда – самая крупная птица Самарской области(орлан-белохвост).

Ученики собирают информацию о данном животном и оформляют плакат с описанием данного животного, особенностями их жизнедеятельности.




План мероприятия


Звучит музыка: гр.экологи «Экология»

Ведущий (учитель биологии) читает стихотворение:

Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля -
Это русское раздолье,
Это русская земля.
Вижу горы и долины,
Вижу степи и луга -
Это русские картины,
Это Родина моя.
Слышу пенье жаворонка,
Слышу трели соловья -
Это русская сторонка,
Это Родина моя.

Добрый день, уважаемые команды. Сегодня мы с вами совершим путешествие по Самарскому краю, познакомимся с особенностями природы и обитателями нашего края. Для начала необходимо представиться.

Команды выходят по очереди и проговаривают девиз и название команды.

Жюри оценивает выступление команд (жюри состоит из учащихся старших классов)


1 Этап. «Домашняя заготовка»


Ученики презентуют свой плакат и рассказывают о своем животном. Жюри оценивают команды в баллах (учитывается оригинальность выступления, оформление плаката, достоверность информации).


2 Этап « Узнай меня»


Ведущий: Ребята, наш край богат красивыми растениями, вам предстоит узнать и соотнести фотографии растений и их названия. Кто быстрее и правильнее это сделает, тот получает максимальное число баллов.

(Ученикам предлагаются отдельно фотографии растений Самарской области и отдельно на карточках названия, необходимо соотнести название и фото. Выигрывает та команда, которая быстрее соотнесет название и фотографии (приложение 1).


3 Этап «Узнай животное»

Ведущий: капитаны команд получите текст, в котором идет описание животного, обитающего в Самарской области (приложение 2). Команды должны узнать животное, о котором идет речь.

Ответ: слепыш

4 Этап «Узнай чьи следы»


Ведущий: Мы часто оказываемся в ситуации, когда видим на снегу следы в городе. Это могут быть следы людей и домашних животных. А вот если мы окажемся в лесу. Сможем ли мы понять, что за животное недавно прошло. Вам предстоит соотнести животное на картинке и их следы. (Приложение №3)



5 Этап «Тропами красной книги»


Ведущий: Мы редко думаем о том, что богатства растительного мира могут исчерпаться, что растения нуждаются в бережном отношении и защите. Сельскохозяйственная деятельность человека изменила условия жизни растений: вырубаются леса, обмелели реки, истощилась почва. Все это сказалось и на самих растениях. Одни из них погибли, а другие занесены в красную книгу и им грозит полное уничтожение. Стало мало дикорастущих растений с красивыми цветками. Посещая леса, парки и естественные водоемы, мы уносим с собой целые охапки поникших растений, которые потом выбрасываем! Срывая цветущее растение, человек не думает о том, что лишает его возможности оставить потомство. Ведь он срывает растение, которое не дало семена. На следующий год на данном месте не вырастит такое же растение.

Задание: Вы должны за 3 минуты вспомнить и написать как можно больше растений Самарской области, занесенные в красную книгу (приложение № 4).

Физкультминутка

Ведущий: А теперь давайте подвигаемся. Я буду произносить высказывания, а вы в ответ на них совершаете определенные физические действия:

    Если вы согласны, что необходимо экономить воду, хлопните в ладоши!

    Если вы закрываете водопроводный кран, пока чистите зубы, подпрыгните несколько раз!

    Если вы уверены, что курение вредно для здоровья, топните ногой!

    Если вам не нравится запах выхлопных газов, помашите рукой перед лицом!

    Если вы не мусорите на улице, встаньте!

    Если вы выключаете свет, выходя из комнаты, закройте глаза руками!

    Если вы думаете, что охрана природы приносит пользу, скажите «ДА!»

    Если вы, видя насекомое в своей комнате, выпускаете его на волю вместо того, чтобы убить, коснитесь кончика носа.


6 Этап «Найди выход»


Ведущий: К сожалению человек, в процессе жизни производит отходы. В задании соотнесите виды мусора ,производимые человеком и варианты возможного способа утилизации его.

( ученики получают задание на соотнесение и выполняют его. Задание

в приложение № 5)



7 этап «Если вы сбились с дороги»


Ведущий: Человек оказался в лесу один. Куда идти? Как ориентироваться по деревьям, муравейникам, солнцу, растениям, птицам? Итак, каждая команда получает свой ориентир. Каждой команде задается 1 вопрос, на обсуждение 0,5 мин.
1 Команда. Вы в лесу немного заблудились и перед вами муравейник. Поможет ли он вам?
(Башня муравейника всегда находится в направлении к югу от дерева или пня)
2 Команда. 
Перед вами только сосна и ель. Как сориентироваться? 
(Смолы на стволе больше на той стороне, что обращена к югу)
3 Команда. Вам стал попадаться подорожник...
(Значит где – то рядом тропа)
4Команда. 
Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг? 
(Самая спелая ягода расположена на южной стороне)


8 Этап Природные памятники Самарской области


Ведущий: Уважаемые участники, сейчас вы увидите фотографии памятников природы Самарской области, ваша задача ответить, что изображено на фотографии. Получает балл та команда, которая даст более полную информацию о данном месте (приложение № 6).


9 Этап «Конкурс плакатов»


Ведущий: Данный конкурс посвящен защите природы нашего края. Вам необходимо на плакате нарисовать правила поведения в природе в виде схем.

1 команда - правила поведение в лесу;

2 команда - правила поведение на полянке во время пикника ;

3 команда – правила около водоемов:

4 команда – правила поведение в городе.


10 этап Подведение итогов

Жюри подсчитывает баллы, и объявляют победителей.





















Приложение № 1

Карточки для разрезания и соотнесения


Тюльпан Биберштейна

Лен многолетний


Кирказон обыкновенный

Прострел раскрытый

Пижма обыкновенная



















Приложение №2

Задание: О каком животном идет речь?

На краю леса возвыша­ются кучки свежевырытой земли. Многие скажут, это работа крота. Но, присмотревшись, мы обнаруживаем интересную картину: все горки земли расположены как по цепочке - одна за другой.

 Тот, кто видел места, где водятся кроты, удивится - эти зверьки так не выбрасывают вырытую землю. Специ­алист же скажет сразу: это работа __________, зверька, с первого взгляда похожего на крота, но принадлежащего совершенно к другому отряду грызунов. Его ближайшие родственники - крысы и суслики. Длина тела ________ составляет 20-26 см.

 _________род очень древний. Первые родственни­ки зверька, который роет ходы под вашими ногами, появились на нашей планете 20 млн лет назад. Мир тогда был не очень похож на современный, не было на земле и человека. Мамонт, которого обычно называют как что-то очень древнее, - младенец по сравнению со данным животным.

Обычно говорят: «Слепой, как крот». Но крот по части зрения может дать фору ________. Он хотя и плохо, но все же видит. У_______ глаз нет совсем - они заросли кожей, на их месте можно обнаружить только черные точки. Но зато у него хорошо развит слух, еще лучше  -  обоняние и осязание.

_________ предпочитает селиться на склонах балок и в других пониженных частях рельефа, где почва достаточно плодородная и растет множество трав. Корнями рас­тений зверек и питается. Зверек сначала подгрызает корень, а затем сквозь дерновину затягивает в нору и надземную часть растения. Поедает он корневища оду­ванчиков, клевера, клубни-луковицы шпажника и луко­вицы круглого лука. На зиму делает большие запасы. Иногда в норах находили до 15 кг различных кормов.

 Зимой ________ не прекращает своей подземной деятельности, разве что слегка ее замедляет. Кучки земли из ходов этого зверька можно встретить на толстом снеговом покрове. Весной начинает линять и линяет все лето, до самой осени.

О каком животном идет речь? Впишите в пропущенные места название животного.


















Приложение №3 « Узнай, чьи следы»























Приложение № 4 (Примерный список растений)


1.  Астрагал Цингера (Astragalus zingeri Korsh).

2.  Василек Талиева (Centaurea taliewii Kleop).

3.  Венерин башмачок настоящий (Cypripedium calceolus L.).

4.   Водяной орех плавающий (Trapa natans L. S. J.).

5.  Иссоп меловой (Hyssopus cretaceus Dubjan).

6.  Касатик (ирис) карликовый (Iris pumila L. S. J.).

7.  Кизильник алаунский (Cotoneaster alaunicus Golits.).

8.   Ковыль Залесского (Stipa zalesskii Wilensky).

9.   Ковыль красивейший (Stipa pulcherrima C. Koch).

10.  Ковыль опушеннолистный (Stipa dasyphylla (Lindem.) Trautv)

11. Ковыль перистый (Stipa pennata L. S. Str.).

12.  Копеечник крупноцветковый (Hedysarum grandiflorum Pall.)

13.   Копеечник Разумовского (Hedysarum rasumovianum Fisch et Helm.).

14.  Лапчатка волжская (Potentilla volgarica Juz.).

15.  Левкой душистый (Matthiola fragrans Bunge).

16.  Липарис Лезеля (Liparis loeselii (L.) Rich.).

17.  Люцерна решетчатая (Medicago cancellata Bieb.).

18.   Майкараган волжский (Calophaca wolgarica (L. fil.) Fisch. ex DC).

19.  Меч-трава обыкновенная (Cladium mariscus (L.) Pohl).

20.  Молочай жигулевский (Euphorbia zhiguliensis Prokh.).

21.  Надбородник безлистный (Epipogium aphyllum (F. W. Schmidt).

22.  Неоттианте клобучковая (Neottianthe cucullata (L.) Schlechter).

23.  Пальцекоренник балтийский (Dactylorhiza baltica (Klinge) Orlova).

24.  Пион тонколистный (Paeonia tenuifolia L.).

25.  Полынь солянковидная (Artemisia Salsoloides Willd).

26.  Прострел луговой (Pulsatilla pratensis (L.) Mill. S. L.).

27.  Пупавка Корнух-Троцкого (Anthemis trotzkiana Claus ex Bunge).

28.  Пыльцеголовник красный (Cephalanthera rubra (L.) Rich.).

29.  Роголистник донской (Ceratophyllum tanaiticum Sapjeg.).

30.   Рябчик русский (Fritillaria ruthenica Wikstr).

31.  Солодка Коржинского (Glycyrrhiza korshinskyi Grig.).

32.  Тимьян клоповый (Thymus cimicinus Blum ex Ledeb.).

33.  Тонконог жестколистный (Koeleria sclerophylla P. Smirn.).

34.  Тюльпан Шренка (Tulipa Schrenkii Regel.).

35.  Чина Литвинова (Lathyrus litvinovii Iljin).

36.  Шаровница точечная (Globularia punctata Lapeyr.).

37.  Ятрышник обожженный (Orchis ustulata L.).

38.  Ятрышник шлемоносный (Orchis militaris L.).









Приложение № 5

Задание:

Известно, что многие отходы можно повторно использовать в быту, в промышленности:

1)Бумага и картон-

2)Пластиковые бутылки-

3)Полиэтиленовые пакеты-

4)Металлолом-

5)Пищевые отходы-

6)Стеклянные бутылки-

Напротив каждого напиши один возможный способ дальнейшего использования из перечисленных ниже (выбери букву):

А. Приготовление органических удобрений

Б. Сдавать в пункты приема, разбитые можно переплавлять и изготовлять новые

В. Изготовление кормушек для птиц, использование для выращивания рассады, в промышленности можно переплавлять

Г. Использовать в качестве черновиков, сдавать в пункты приема, использовать для разжигания костров и печей

Д. Использовать для сбора мусора

Е. Сдавать в пункты приема, в промышленности переплавлять.































Приложение № 6



Самой высокой точкой Жигулей является гора Стрельная (374 м над уровнем моря). С ее вершины виден как на ладони Жигулевский заповедник.


Проплывая по Самарскому водохранилищу невозможно не обратить внимание на молчаливого стража реки - это Молодецкий курган. Здесь когда-то Волга встретилась с непреступной стеной из камня и повернула на восток, образуя крутую излучину - Самарскую Луку.


Сокольи горы известны одной из крупных в области пещерой братьев Греве, которые ее исследовали и впервые описали ее среднюю часть в 1904г. Пещера представляет собой сложную систему ходов, галерей, залов, узких лазов и имеет несколько входов. . Протяженность пещеры около 300м. Существует поверье, что один из братьев так и не нашел выхода из нее


Там где Волга делает резкий поворот и сужается, попадая в тиски двух гор, образуются так называемые Жигулевские ворота. В этом месте произошло опускание земной коры и горные породы под напором воды были разрушены - Волга нашла более короткий путь к Каспию. Гора Серная это самая высокая вершина Восточных Жигулей, а гора Тип-Тяв- наиболее высокая среди Сокольих гор.





На склонах горы имеются три источника. Это единственное место, где на вершинах Жигулей пробивается чистая родниковая вода. По преданию сюда стекают слёзы Хозяйки Жигулёвских гор, оплакивающей своё одиночество. Раньше вода стекала вниз до места соединения оврагов, где и наполняла небольшое каменное образование. Возможно, поэтому место и названо Каменной чашей.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.