Внеклассное мероприятие «Чудо земли — хлеб» (1–2 класс)
Внеклассное мероприятие «Чудо земли – хлеб»
(1 – 2 класс)
Цели: уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба, познакомить с произведениями о хлебе.
Оборудование: выставка рисунков на тему «Хлеб – всему голова», иллюстрации с изображением сельскохозяйственных машин и сельхозработ, аудиозаписи сказок, песен и мелодий, выставка произведений о хлебе, репродукции картин: А.Пластов. «Ужин тракториста», Т.Яблонская. «Хлеб», Л.Ройтер. «Сбор колосков».
Ход мероприятия:
Дети заходят под песню «Русское поле» (муз. Я.Френкеля, сл. И.Гофф.)
У ч е н и к: Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
У ч е н и к: Он на блюде расписном,
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!
В е д у щ и й: (держит в руках каравай) Ребята, что это?
У ч е н и к: ХЛЕБУШКО
Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,
Вот он, теплый, золотистый, словно солнцем налитой.
В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила. В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе,
Люди долго и упорно потрудились на земле.
В е д у щ и й: Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе. Как же появилось это слово «хлеб»? Оказывается, в Древней Греции мастера делали для хлеба специальные горшки – «клибанос». От этого слова и произошло русское слово «хлеб».
У ч е н и к: Пышный, мягкий, пропеченный,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золотистой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В е д у щ и й: Хлеб имеет длинную историю. Впервые человек начал собирать и выращивать хлебные злаки более 15 тысяч лет назад. Сначала люди ели зерна сырыми, а потом стали растирать их между камнями, смешивать с водой. Получалась жидкая зерновая каша. Потом человек научился печь пресный хлеб из каши. Но однажды тесто случайно скисло. Лепешка из него получилась мягкой и вкусной. Это было около 5 тысяч лет назад. С тех пор тесто стали заквашивать. На Руси хлеб из кислого теста выпекали с 11 века. Секреты заквасок хранили в тайне и передавали из поколения в поколение.
Давайте вспомним, кто потрудился, чтобы этот хлеб был у нас сейчас на столе, как готовятся хлеборобы к тому, чтобы вырастить хороший урожай. (Дети рассказывают о том, что хлеборобы удобряют поля, задерживают снег.)
А что делают весной, когда растает снег?
У ч е н и к: Пришла горячая пора, пора больших забот.
Рокочут в поле трактора, весенний сев идет.
В е д у щ и й: А сеют только весной? (Еще и осенью. Такой хлеб называется озимым. Снег накроет молодые всходы и им будет тепло.)
У ч е н и к: КОЛЫБЕЛЬНАЯ
Рожь тихонько засыпала в снеговой своей постели.
Сосны, ветками качая, колыбельную ей пели:
«Ветры дуют, ветры воют под холодным зимним небом.
Спи, зеленая травинка, а проснешься – станешь хлебом.»
И уснула рожь-травинка, падал снег, мели метели.
Сосны, ветками качая, колыбельную ей пели.
В е д у щ и й: Ну вот и посеяли. А что же дальше?
У ч е н и к: Ты не клюй меня, дружок,
Голосистый петушок.
В землю теплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нем тогда таких, как я,
Будет целая семья.
Все вместе: Дождик, дождик! Лей, лей!
Не жалей пузырей!
Золотое солнышко,
Ты согрей-ка зернышко!
У ч е н и к: Поднимается росток, зеленеет стебелек,
Скоро будет колосок.
Станет поле щедрой нивой,
Сильной, рослой, златогривой.
Исполняется песня «Расти, колосок».
Расти, колосок. (муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского)
Ржаной колосок зеленый
Оглядывает поле,
Смешной и удивленный,
Как первоклашка в школе.
Припев:
Зеленый росток,
Веселый росток,
Ты только пробился из зернышка.
Расти, колосок!
Расти, колосок!
Расти, колосок до солнышка!
Его расти научит
Любой весенний дождик,
И каждый вешний лучик
Раскрасит, как художник.
Припев.
Он вместе с близнецами
Так быстро станет взрослым,
Что скоро даже с нами
Померяется ростом.
Припев.
В е д у щ и й: Вот и созрел хлеб.
У ч е н и к: Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнеры
Полевые корабли.
В е д у щ и й: Пришло время убирать хлеб. Куда попадает он с поля? (Попадает на зерноток. Здесь зерно очищают и сушат.)
У ч е н и к: Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел,
С поля даже в магазин
Хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину
И спешит на элеватор.
Проводится игра «Кто быстрее отвезет зерно на элеватор». (Выбираются 2 команды. Перенести зерно ложкой из одной чашки в другую.)
У ч е н и к: Едет хлеб на мельницу, мельницу-чудесницу!
Богатырь-муковоз на завод муку повез.
От завода-автомата льется теплый хлебный запах.
Так и скачут из печи плюшки, сушки да ватрушки,
Куличи да калачи, сладкие коврижки.
Исполняется танец «Прянички».
В е д у щ и й: Итак, давайте сделаем вывод: какой же путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол?
У ч е н и к: Сеют в поле зерна раннею весной.
А над ними светит солнышко родное.
На полях колхозных зашумят колосья,
Будет урожайной золотая осень!
И зерно в амбары потечет рекою,
И его машины сделают мукою.
На заводе пекарь хлеб спечет с любовью,
Скажет он ребятам: «Ешьте на здоровье!»
У ч е н и к: Почему у пирога зарумянились бока?
Снег растает в поле чистом,
Схлынет талая вода –
Побежит за трактористом
Ранним утром борозда.
Выйдут сеялки потом
Засевать поля зерном.
И черны, как из печи,
Провожают их грачи.
Чтобы всходы были крепче,
Не напала злая тля,
И удобрит, и подлечит
Летчик с воздуха поля.
Убран хлеб и тихо стало,
Мелят мельницы зерно.
Поле-полюшко устало
И под снегом спит оно.
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
Время жаркое – страда –
Праздник мирного труда.
Над селом дымки плывут,
Пироги в домах пекут!
Почему у пирога зарумянились бока?
Потому что поле летом
Было солнышком согрето.
Потому что днем весенним,
Летним днем, осенним днем
Согревали землю все мы
И любовью, и трудом!
В е д у щ и й: Как можно назвать хлеборобов? Какие это люди? (Трудолюбивые, смелые, добрые, заботливые)
Хлеборобы еще и мужественные. Труд их нелегкий, но они любят его, гордятся им. Мы благодарим их за работу. Послушайте, как и хлеб благодарит наших хлеборобов.
У ч е н и к: РУКИ ЧЕЛОВЕКА
Склонила тяжелую голову рожь:
«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь.
Спасибо, земля, что была моим домом,
И сильным рукам, моим старым знакомым.
Я помню, как руки трудились упорно,
Чтоб в землю посеять янтарные зерна,
А нынче они урожай берегут.
Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!
Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского)
Хлебное поле большое, как море, -
Не сосчитаешь колосьев на нем.
В дружном дозоре, в почетном дозоре
Каждое зернышко мы бережем.
Припев:
Зернышко, зернышко –
Капля золотая,
Капля золотая
В море урожая.
Зернышко мы согреем заботой
В добрых и теплых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели поля веселей.
Припев.
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Эта живая награда за труд.
В е д у щ и й: А теперь послушайте сказку «Легкий хлеб».
Ребята, как же нужно относиться к хлебу? Почему нельзя бросать хлеб?
У ч е н и к: Даже не верится нам с тобою,
Что кто-то сорит этим чудом земли.
Сердце за хлеб обливается болью,
Когда он лежит в придорожной пыли.
В е д у щ и й: Послушайте сказку Г.Х.Андерсена «О девочке, которая наступила на хлеб».
Какова основная мысль этой сказки? (Хлеб надо беречь, относиться к нему с уважением и любовью.)
У ч е н и к: ОТЛИЧНЫЕ, ПШЕНИЧНЫЕ
Мы печем пшеничные, пироги отличные.
Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?
Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора
И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже.
Тесто замесили мы, сахар не забыли мы,
Пироги пшеничные в печку посадили мы.
Печка весело горит, наша мама говорит:
- Крошки, что останутся, воробью достанутся.
Все вместе: Бублики, батоны, булки, плюшки, сайки, пироги
За столом и на прогулке уважай и береги!
С ц е н к а: 1уч. – Вы откуда, калачи?
2уч. – Как откуда? Из печи!
1уч. – И куда же вы идете?
2уч. – К тем, кто в поле на работе!
Пусть-ка вдоволь поедят,
А лентяи поглядят.
Инсценировка русской народной сказки «Пшеничный колосок».
Жили на одном дворе курочка, гусь и индюк. Курочка за цыплятами присматривала, искала зернышки. А гусь и индюк расхаживали по двору и спорили между собой. Однажды нашла курочка пшеничный колосок.
Курочка: Ко-ко-ко! Смотрите, какой я колосок нашла!
Гусь и индюк: Чудесный колосок! Надо его смолотить.
Курочка: А кто его смолотит?
Гусь: Только не я!
Индюк: Только не я!
Курочка: Ну хорошо, я сама смолочу.
Пошла курочка на ток, смолотила колосок, принесла зернышки и радуется.
Курочка: Смотрите, какие чудесные зернышки!
Индюк: Их нужно смолоть и напечь булок.
Курочка: А кто будет молоть?
Гусь: Только не я!
Индюк: Только не я!
Курочка: Ладно, сама пойду на мельницу.
Понесла курочка зернышки на мельницу. Смолола их и принесла муку домой.
Индюк: Какая хорошая мука. Вкусные получатся булки.
Курочка: А кто будет печь булки?
Гусь: Я не умею.
Индюк: Я не могу.
Курочка: Ну хорошо, тогда я сама напеку.
Замесила курочка тесто, наколола дров, разожгла в печи огонь, наделала булочек и посадила их в печь. Испеклись булки вкусные, ароматные. Прибежали гусь и индюк, хотели за стол садиться.
Курочка: Подождите, подождите! Ответьте сначала на мой вопрос. Кто пшеничный колосок нашел?
Гусь и индюк: Ты нашла.
Курочка: Кто смолотил колосок?
Гусь и индюк: Ты смолотила.
Курочка: Кто зернышки на мельницу носил?
Гусь и индюк: Ты носила.
Курочка: Кто дрова рубил, печь топил, булки пек?
Гусь и индюк: Все ты.
Курочка: Так вот. Кто все делал, тому и булки. А вы, лентяи, уходите отсюда.
Позвала курочка цыпляток и стали они угощаться пшеничными булками. А гусь и индюк так и остались голодными.
В е д у щ и й: Какая пословица подходит к этой сказке? (Кто не работает, тот и не ест.)
В е д у щ и й: Есть еще очень много пословиц о хлебе. Давайте их вспомним. (На карточках начало и концовка пословиц. Найти нужные карточки, соединить. Работа в парах)
Зернышко к зернышку / будет мешок.
Хлеб – всему / голова.
Лето со снопами, / осень с пирогами.
Хлеб – батюшка, / вода – матушка.
Хлебушко – калачу / дедушка.
Худ обед, / когда хлеба нет.
Хлеба ни куска, / так и в горнице тоска.
Калач приестся, / а хлеб – никогда.
Покуда есть хлеб да вода, / все не беда.
Не впору обед, / как хлеба в дому нет.
Без печки холодно, / без хлеба голодно.
Без соли, без хлеба - / худая беседа.
В е д у щ и й: А вот и загадки о хлебе.
1. Весной – травкой шелковистой,
Летом – нивой золотистой,
К столу – булочкой душистой. (пшеница)
2. В желтом море корабль плывет.
Он идет, волну сечет,
Из трубы зерно течет. (комбайн)
3. Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (хлеб)
4. Не море, а волнуется. (нива)
5. Вырос в поле дом,
Полон дом зерном.
Стены позолочены,
Ставни заколочены!
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (колос)
6. Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотился,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна – в муку и тесто.
В магазине занял место.
Вырос он под синим небом,
А пришел на стол он… (хлебом)
В е д у щ и й: А теперь послушайте ещё одно стихотворение «Каравай».
У ч е н и к: В летний день у каравая
Хороводы, звон и смех.
Сам друзей он выбирает,
Выбирает, да не всех.
«Каравай, каравай,
Кого любишь – выбирай!»
Каравай заводит дружбу
С тем, кто с детства любит труд.
Он любую ценит службу –
Пахарь здесь и токарь тут,
Космонавт и пограничник,
Лекарь, пекарь и печник,
Толя Пузиков – отличник,
Первоклассный ученик!
В е д у щ и й: Но и ты других не хуже,
Наш веселый, юный друг.
Если ты с работой дружен,
Заходи смелее в круг!
Все вместе: Каравай, каравай,
Кого хочешь, выбирай!
Рефлексия:
- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
- С какими произведениями о хлебе мы познакомились?
- Как же нужно относиться к хлебу?
Итог занятия:
Каравай земли и неба
На твоем столе –
Ничего вкуснее хлеба
Нету на земле.
В каждом маленьком кусочке –
Хлебные поля,
А на каждом колосочке
Держится земля.
В малом зернышке пшеницы
Летом и зимой
Сила солнышка хранится
И земли родной.
И растет под небом светлым,
Строен и высок,
Словно Родина бессмертный,
Хлебный колосок.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
Берегите каждый колос
Наших радостных полей,
Словно песен тихий голос
Громкой родины своей!
«Не мечтаем мы о чуде, -
К нам полей живая речь,-
Берегите хлеб, вы – люди,
Научитесь хлеб беречь!»
Использованы стихи поэтов:
Синявский П., Погореловский С., Кожевников В., Викторов В., Фархади Р., Хусанов С., Гангов А., Чеповецкий Е, Бакалдин В., Тихонов Н., Орлов В..