Внеклассное мероприятие «Чудо земли — хлеб» (1–2 класс)

2
0
Материал опубликован 18 December 2021


Внеклассное мероприятие «Чудо земли – хлеб»

(1 – 2 класс)


Цели: уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба, воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в выращивании и производстве хлеба, познакомить с произведениями о хлебе.

Оборудование: выставка рисунков на тему «Хлеб – всему голова», иллюстрации с изображением сельскохозяйственных машин и сельхозработ, аудиозаписи сказок, песен и мелодий, выставка произведений о хлебе, репродукции картин: А.Пластов. «Ужин тракториста», Т.Яблонская. «Хлеб», Л.Ройтер. «Сбор колосков».

Ход мероприятия:

Дети заходят под песню «Русское поле» (муз. Я.Френкеля, сл. И.Гофф.)

У ч е н и к: Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

У ч е н и к: Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклонясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

В е д у щ и й: (держит в руках каравай) Ребята, что это?

У ч е н и к: ХЛЕБУШКО

Вот он, хлебушко душистый, с хрупкой корочкой витой,

Вот он, теплый, золотистый, словно солнцем налитой.

В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наше, сила. В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

Ведь не сразу стали зерна хлебом тем, что на столе,

Люди долго и упорно потрудились на земле.

В е д у щ и й: Ребята, сегодня мы поговорим о хлебе. Как же появилось это слово «хлеб»? Оказывается, в Древней Греции мастера делали для хлеба специальные горшки – «клибанос». От этого слова и произошло русское слово «хлеб».

У ч е н и к: Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золотистой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришел,

В е д у щ и й: Хлеб имеет длинную историю. Впервые человек начал собирать и выращивать хлебные злаки более 15 тысяч лет назад. Сначала люди ели зерна сырыми, а потом стали растирать их между камнями, смешивать с водой. Получалась жидкая зерновая каша. Потом человек научился печь пресный хлеб из каши. Но однажды тесто случайно скисло. Лепешка из него получилась мягкой и вкусной. Это было около 5 тысяч лет назад. С тех пор тесто стали заквашивать. На Руси хлеб из кислого теста выпекали с 11 века. Секреты заквасок хранили в тайне и передавали из поколения в поколение.

Давайте вспомним, кто потрудился, чтобы этот хлеб был у нас сейчас на столе, как готовятся хлеборобы к тому, чтобы вырастить хороший урожай. (Дети рассказывают о том, что хлеборобы удобряют поля, задерживают снег.)

А что делают весной, когда растает снег?

У ч е н и к: Пришла горячая пора, пора больших забот.

Рокочут в поле трактора, весенний сев идет.

В е д у щ и й: А сеют только весной? (Еще и осенью. Такой хлеб называется озимым. Снег накроет молодые всходы и им будет тепло.)

У ч е н и к: КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Рожь тихонько засыпала в снеговой своей постели.

Сосны, ветками качая, колыбельную ей пели:

«Ветры дуют, ветры воют под холодным зимним небом.

Спи, зеленая травинка, а проснешься – станешь хлебом.»

И уснула рожь-травинка, падал снег, мели метели.

Сосны, ветками качая, колыбельную ей пели.

В е д у щ и й: Ну вот и посеяли. А что же дальше?

У ч е н и к: Ты не клюй меня, дружок,

Голосистый петушок.

В землю теплую уйду,

К солнцу колосом взойду.

В нем тогда таких, как я,

Будет целая семья.

Все вместе: Дождик, дождик! Лей, лей!

Не жалей пузырей!

Золотое солнышко,

Ты согрей-ка зернышко!

У ч е н и к: Поднимается росток, зеленеет стебелек,

Скоро будет колосок.

Станет поле щедрой нивой,

Сильной, рослой, златогривой.

Исполняется песня «Расти, колосок».

Расти, колосок. (муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского)

Ржаной колосок зеленый

Оглядывает поле,

Смешной и удивленный,

Как первоклашка в школе.

Припев:

Зеленый росток,

Веселый росток,

Ты только пробился из зернышка.

Расти, колосок!

Расти, колосок!

Расти, колосок до солнышка!

Его расти научит

Любой весенний дождик,

И каждый вешний лучик

Раскрасит, как художник.

Припев.

Он вместе с близнецами
Так быстро станет взрослым,

Что скоро даже с нами

Померяется ростом.

Припев.


В е д у щ и й: Вот и созрел хлеб.

У ч е н и к: Хлеб созрел, в полях моторы

Песню жатвы завели.

В степь выводят комбайнеры

Полевые корабли.

В е д у щ и й: Пришло время убирать хлеб. Куда попадает он с поля? (Попадает на зерноток. Здесь зерно очищают и сушат.)

У ч е н и к: Хлеб созрел, но к нам на стол

Прямо с поля не пошел,

С поля даже в магазин

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину

И спешит на элеватор.


Проводится игра «Кто быстрее отвезет зерно на элеватор». (Выбираются 2 команды. Перенести зерно ложкой из одной чашки в другую.)

У ч е н и к: Едет хлеб на мельницу, мельницу-чудесницу!

Богатырь-муковоз на завод муку повез.

От завода-автомата льется теплый хлебный запах.

Так и скачут из печи плюшки, сушки да ватрушки,

Куличи да калачи, сладкие коврижки.

Исполняется танец «Прянички».

В е д у щ и й: Итак, давайте сделаем вывод: какой же путь проделывает хлеб, прежде чем попасть на стол?

У ч е н и к: Сеют в поле зерна раннею весной.

А над ними светит солнышко родное.

На полях колхозных зашумят колосья,

Будет урожайной золотая осень!

И зерно в амбары потечет рекою,

И его машины сделают мукою.

На заводе пекарь хлеб спечет с любовью,

Скажет он ребятам: «Ешьте на здоровье!»

У ч е н и к: Почему у пирога зарумянились бока?

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода –

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Летчик с воздуха поля.

Убран хлеб и тихо стало,

Мелят мельницы зерно.

Поле-полюшко устало

И под снегом спит оно.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Время жаркое – страда –

Праздник мирного труда.

Над селом дымки плывут,

Пироги в домах пекут!

Почему у пирога зарумянились бока?

Потому что поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что днем весенним,

Летним днем, осенним днем

Согревали землю все мы

И любовью, и трудом!

В е д у щ и й: Как можно назвать хлеборобов? Какие это люди? (Трудолюбивые, смелые, добрые, заботливые)

Хлеборобы еще и мужественные. Труд их нелегкий, но они любят его, гордятся им. Мы благодарим их за работу. Послушайте, как и хлеб благодарит наших хлеборобов.

У ч е н и к: РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь.

Спасибо, земля, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай берегут.

Спасибо вам, руки, за добрый ваш труд!

Дети исполняют песню «Золотое зернышко» (муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского)

Хлебное поле большое, как море, -

Не сосчитаешь колосьев на нем.

В дружном дозоре, в почетном дозоре

Каждое зернышко мы бережем.

Припев:

Зернышко, зернышко –

Капля золотая,

Капля золотая

В море урожая.

Зернышко мы согреем заботой

В добрых и теплых ладонях полей.

Солнышку тоже хватает работы,

Чтобы звенели поля веселей.

Припев.

Хлебные зернышки сказочным кладом

Спрячутся в землю и дружно взойдут.

Самая лучшая в мире награда –

Эта живая награда за труд.


В е д у щ и й: А теперь послушайте сказку «Легкий хлеб».

Ребята, как же нужно относиться к хлебу? Почему нельзя бросать хлеб?

У ч е н и к: Даже не верится нам с тобою,

Что кто-то сорит этим чудом земли.

Сердце за хлеб обливается болью,

Когда он лежит в придорожной пыли.

В е д у щ и й: Послушайте сказку Г.Х.Андерсена «О девочке, которая наступила на хлеб».

Какова основная мысль этой сказки? (Хлеб надо беречь, относиться к нему с уважением и любовью.)

У ч е н и к: ОТЛИЧНЫЕ, ПШЕНИЧНЫЕ

Мы печем пшеничные, пироги отличные.

Кто придет к нам пробовать пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, пес лохматый со двора

И другие, все, кто может, пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы, сахар не забыли мы,

Пироги пшеничные в печку посадили мы.

Печка весело горит, наша мама говорит:

- Крошки, что останутся, воробью достанутся.

Все вместе: Бублики, батоны, булки, плюшки, сайки, пироги

За столом и на прогулке уважай и береги!

С ц е н к а: 1уч. – Вы откуда, калачи?

2уч. – Как откуда? Из печи!

1уч. – И куда же вы идете?

2уч. – К тем, кто в поле на работе!

Пусть-ка вдоволь поедят,

А лентяи поглядят.

Инсценировка русской народной сказки «Пшеничный колосок».

Жили на одном дворе курочка, гусь и индюк. Курочка за цыплятами присматривала, искала зернышки. А гусь и индюк расхаживали по двору и спорили между собой. Однажды нашла курочка пшеничный колосок.

Курочка: Ко-ко-ко! Смотрите, какой я колосок нашла!

Гусь и индюк: Чудесный колосок! Надо его смолотить.

Курочка: А кто его смолотит?

Гусь: Только не я!

Индюк: Только не я!

Курочка: Ну хорошо, я сама смолочу.

Пошла курочка на ток, смолотила колосок, принесла зернышки и радуется.

Курочка: Смотрите, какие чудесные зернышки!

Индюк: Их нужно смолоть и напечь булок.

Курочка: А кто будет молоть?

Гусь: Только не я!

Индюк: Только не я!

Курочка: Ладно, сама пойду на мельницу.

Понесла курочка зернышки на мельницу. Смолола их и принесла муку домой.

Индюк: Какая хорошая мука. Вкусные получатся булки.

Курочка: А кто будет печь булки?

Гусь: Я не умею.

Индюк: Я не могу.

Курочка: Ну хорошо, тогда я сама напеку.

Замесила курочка тесто, наколола дров, разожгла в печи огонь, наделала булочек и посадила их в печь. Испеклись булки вкусные, ароматные. Прибежали гусь и индюк, хотели за стол садиться.

Курочка: Подождите, подождите! Ответьте сначала на мой вопрос. Кто пшеничный колосок нашел?

Гусь и индюк: Ты нашла.

Курочка: Кто смолотил колосок?

Гусь и индюк: Ты смолотила.

Курочка: Кто зернышки на мельницу носил?

Гусь и индюк: Ты носила.

Курочка: Кто дрова рубил, печь топил, булки пек?

Гусь и индюк: Все ты.

Курочка: Так вот. Кто все делал, тому и булки. А вы, лентяи, уходите отсюда.

Позвала курочка цыпляток и стали они угощаться пшеничными булками. А гусь и индюк так и остались голодными.

В е д у щ и й: Какая пословица подходит к этой сказке? (Кто не работает, тот и не ест.)

В е д у щ и й: Есть еще очень много пословиц о хлебе. Давайте их вспомним. (На карточках начало и концовка пословиц. Найти нужные карточки, соединить. Работа в парах)

Зернышко к зернышку / будет мешок.

Хлеб – всему / голова.

Лето со снопами, / осень с пирогами.

Хлеб – батюшка, / вода – матушка.

Хлебушко – калачу / дедушка.

Худ обед, / когда хлеба нет.

Хлеба ни куска, / так и в горнице тоска.

Калач приестся, / а хлеб – никогда.

Покуда есть хлеб да вода, / все не беда.

Не впору обед, / как хлеба в дому нет.

Без печки холодно, / без хлеба голодно.

Без соли, без хлеба - / худая беседа.


В е д у щ и й: А вот и загадки о хлебе.

1. Весной – травкой шелковистой,

Летом – нивой золотистой,

К столу – булочкой душистой. (пшеница)

2. В желтом море корабль плывет.

Он идет, волну сечет,

Из трубы зерно течет. (комбайн)

3. Бьют меня палками,

Жмут меня камнями,

Держат меня в огненной пещере,

Режут меня ножами.

За что меня так губят?

За то, что любят. (хлеб)

4. Не море, а волнуется. (нива)

5. Вырос в поле дом,

Полон дом зерном.

Стены позолочены,

Ставни заколочены!

Ходит дом ходуном

На стебле золотом. (колос)

6. Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотился,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна – в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

А пришел на стол он… (хлебом)


В е д у щ и й: А теперь послушайте ещё одно стихотворение «Каравай».

У ч е н и к: В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех.

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех.

«Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!»

Каравай заводит дружбу

С тем, кто с детства любит труд.

Он любую ценит службу –

Пахарь здесь и токарь тут,

Космонавт и пограничник,

Лекарь, пекарь и печник,

Толя Пузиков – отличник,

Первоклассный ученик!

В е д у щ и й: Но и ты других не хуже,

Наш веселый, юный друг.

Если ты с работой дружен,

Заходи смелее в круг!

Все вместе: Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!


Рефлексия:

- Что вам больше всего понравилось и запомнилось?

- С какими произведениями о хлебе мы познакомились?

- Как же нужно относиться к хлебу?


Итог занятия:

Каравай земли и неба

На твоем столе –

Ничего вкуснее хлеба

Нету на земле.

В каждом маленьком кусочке –

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной!

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Словно песен тихий голос

Громкой родины своей!

«Не мечтаем мы о чуде, -

К нам полей живая речь,-

Берегите хлеб, вы – люди,

Научитесь хлеб беречь!»




Использованы стихи поэтов:

Синявский П., Погореловский С., Кожевников В., Викторов В., Фархади Р., Хусанов С., Гангов А., Чеповецкий Е, Бакалдин В., Тихонов Н., Орлов В..



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.