12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Елена Владимировна37695
Учитель биологии и химии высшей квалификационной категории, руководитель РМО учителей биологии и химии
Россия, Хабаровский край


Внеклассное мероприятие

«Герои обороны Севастополя. Знаем. Помним. Чтим…»


Бобырь Елена Владимировна,

классный руководитель 11 класса,

учитель высшей квалификационной категории

МКОУ СОШ № 1 им. В.С. Богатырева

р.п. Охотск, Хабаровский край


Пояснительная записка


Любовь к Родине –

это проявление патриотизма,

а защита Отечества –

это долг и обязанность патриота.


Одной из главных задач современной школы является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая воспитательного процесса – это формирование патриотических чувств и культуры межнациональных отношений, имеющих огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности каждого учащегося. Именно в школе воспитание патриота своей страны, рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. Поэтому задача школы – сформировать у подрастающего поколения высокое патриотическое сознание, чувство верности своему Отечеству, уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, готовность к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, упрочнению единства и дружбы народов Российской Федерации. В рамках реализации военно-патриотического воспитания в школах проводятся мероприятия, направленные на формирование идеи патриотического сознания: уроки Мужества, экскурсии в музеи, встречи с ветеранами, участниками боевых действий и военнослужащими, военные сборы, смотры военной песни и строя, военно-патриотическая игра «Зарница», организуется участие в акциях «Вахта памяти», «Бессмертный полк», «Письмо ветерану» и др.

Вашему вниманию предлагается авторская разработка внеклассного мероприятия «Герои обороны Севастополя. Знаем. Помним. Чтим…», посвященная 75-й годовщине со дня освобождения Крымского полуострова от немецко-фашистских захватчиков.

Данное мероприятие построено в форме устного журнала с применением мультимедийных технологий, что делает его более наглядным интересным и запоминающимся. В подготовке и проведении мероприятия активное участие принимают учащиеся.

Во время проведения мероприятия учащиеся разгадывают головоломку – авторский кроссворд о героях обороны Севастополя, работают с дополнительной литературой (краевой Книгой Памяти). По окончании мероприятия организуется встреча-экскурсия «О подвигах, о доблести, о славе» в Охотский краеведческий музей имени Е.Ф. Морокова, который расположен в шаговой доступности от школы.

Важным моментом является включение в содержание внеклассного мероприятия краеведческого материала – знакомство с именами дальневосточников, принимавших участие в боевых действиях при обороне Севастополя и внесших свой вклад в общую победу над немецкими войсками. 

Внеклассное мероприятие, посвященное доблестному подвигу героев обороны Севастополя, поможет учащимся глубже понять и осознать роль борьбы советского народа против немецко-фашистских захватчиков в освобождении нашей Родины.


Цель: развитие и воспитание патриотических чувств на ярких примерах героизма людей в годы Великой Отечественной войны на примере обороны Севастополя; активизация творческого потенциала и познавательной деятельности учащихся.


Задачи:

Образовательная: углубление и расширение знаний учащихся об истории нашей страны, о героизме советских людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Воспитательная: укрепление чувства патриотизма и уважения к защитникам Отечества, чувства любви и гордости за нашу Родину, гражданственности, способности выражать благодарность людям, сражавшимся за свободу нашей страны.

Развивающая: развитие желания личного участия в изучении военной истории нашей страны и родного края; стремление к миру.


Ожидаемый результат: повышение интереса учащихся к изучению истории нашей страны, воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за её настоящее и будущее.


Целевая аудитория: учащиеся 10 – 11 классов.


Предварительная работа: учащиеся заранее получают от классного руководителя информацию о героях обороны Севастополя и готовят сообщения для выступления на мероприятии (16 учеников), с сотрудником-экскурсоводом Охотского краеведческого музея имени Е.Ф. Морокова согласуется дата и время проведения встречи-экскурсии «О подвигах, о доблести, о славе».


Оборудование и материалы:

для учителя: компьютер, экран, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация (приложение 1);

для учащихся: Книги Памяти, часть 4 (электронная версия книги размещена на официальном интернет-портале Хабаровского края (http://khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Istoriya-kraya/Kniga-pamyati/), информация о героях обороны Севастополя (приложение 2), распечатанные кроссворды (приложение 3), распечатанные карточки с отдельными вопросами кроссворда (приложение 4);

фотоотчет о проведении встречи-экскурсии в Охотский краеведческий музей имени Е.Ф. Морокова (приложение 5).


Ход мероприятия:


Учитель:

На свете много городов,

Которых мы совсем не знаем,

Но этот город никогда

Никто из нас не забывает.

Он это право заслужил,

Овеян славой поколений.

И, как былинный богатырь,

Достоин наших поклонений.

За то, что свято бережет

Свое величие и славу,

Врагам всегда отпор даёт

И дорожит своей Державой.

(«Достойному поклонения», В. Бойко)


Севастополь – город над Черным морем, город удивительной истории, дважды увенчанный славой двух своих оборон, символ мужества и стойкости, изумительной отваги нашего народа. Немногим городам судьба уготовила такие суровые испытания. Слава Севастополя родилась еще в Крымской войне, когда защитники города 349 дней отражали удары английских, французских и турецких войск. А спустя 87 лет советские воины приумножили её. Вторая оборона Севастополя оказалась такой же беспримерной, как и первая.

Оборона Севастополя началась 30 октября 1941 года, официальной датой ее окончания считается 4 июля 1942 года. Это одна из самых тяжелых и продолжительных операций первого периода Великой Отечественной войны. 250 дней и ночей, полностью блокированный с суши, затопленный людским горем и болью, сожженный и искалеченный Севастополь держал оборону.

Историки считают, что оборона Севастополя заложила фундамент будущих побед Красной армии в Великой Отечественной войне, в частности, защитники Севастополя на несколько месяцев задержали штурм Сталинграда, в том числе из-за того, что вермахт израсходовал в Севастополе весь запас авиабомб и не мог начать наступление на Сталинград. Враги считали, что путь по нашей земле будет быстрым и легким, но они просчитались. Железная стойкость, несгибаемое мужество и самоотверженность  севастопольцев сорвала планы немцев, они проиграли во времени и темпах, понесли огромные потери в людях и боевой технике.

Подвиг – это бесконечный порыв человека, который отдаёт себя людям, во имя людей жертвует всем, даже собственной жизнью. «Подвиги севастопольцев, их беззаветное мужество и самоотверженность, ярость в борьбе с врагом будут жить в веках, их увенчает бессмертная слава», – писала газета «Правда» 4 июля 1942 года.

В память о тех событиях 22 декабря 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль «За оборону Севастополя». Ей было награждено свыше 50 тысяч участников обороны, но получили её немногие выжившие.

Сегодня мы вспомним имена доблестных защитников Севастополя, кто проявил несгибаемую стойкость, беззаветную храбрость, мужество, массовый героизм, кто выстоял в годы кровавой войны, кто остановил фашизм ценой своей жизни, чьи имена навсегда вписаны в историю нашей страны.

Перед вами лежат кроссворды. (Слайд №2). В ходе мероприятия вам нужно вносить в его клеточки фамилии защитников Севастополя. Когда кроссворд будет полностью разгадан, вы сможете прочитать ключевую фразу.  


o1613015476.jpg


Учитель:

Вопрос 2. (Слайд №3). Старший матрос сторожевого катера «СК-0183», ценою собственной жизни 25 марта 1942 года спасший от гибели десятки человеческих жизней и боевые корабли в Стрелецкой бухте.


Учащийся 1:

Иван Карпович Голубец (08.05.1916 – 25.03.1942).

Иван Голубец с первых дней обороны Севастополя служил на катере, который входил в Севастопольский гарнизон. В тот день, 25 марта 1942 года, боцман послал Ивана на берег по делам службы. А враг тем временем продолжал обстреливать Стрелецкую бухту из дальнобойной артиллерии. Голубец увидел, что стоявшему у пирса сторожевому катеру «СК-0121» осколки разорвавшегося снаряда пробили борт. Загорелись моторные отсеки, воспламенилась топливная цистерна, корабль охватило пламя. Голубец бросился на горевший катер с целью не допущения угрозы взрыва запаса глубинных бомб на сторожевике и уничтожения судов, находящихся в бухте. Сквозь бушующее пламя он пробрался на корму и стал сбрасывать тяжёлые глубинные бомбы в море. Огонь разгорался всё сильнее и неотвратимо подползал к стеллажам, но за корму уже скатилась последняя 160-килограмовая глубинная бомба. Однако на корабле оставалось ещё около 20 малых бомб, сбросить которые было легче. К этому времени и корму охватило пламя. Сознавая опасность, отважный краснофлотец продолжал своё дело, пока не произошёл взрыв. Жертвуя собой, он спас десятки человеческих жизней и боевые катера. 14 июня 1942 года Ивану Голубцу было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Учитель:

Вопрос 3. (Слайд №4). Командующий Черноморским флотом, Севастопольским оборонительным районом и Амурской военной флотилией, в память о котором в Хабаровске на здании бывшего штаба Амурской флотилии установлена мемориальная доска.


Учащийся 2:

Филипп Сергеевич Октябрьский (11(23).10.1899 – 08.07.1969).

В годы Великой Отечественной войны Ф.С. Октябрьский умело осуществлял управление силами флота в совместных с сухопутными войсками оборонительных операциях на приморских направлениях. Будучи  командующим Черноморским флотом и одновременно в ноябре 1941 – июне 1942 года Ф.С. Октябрьский являлся командующим Севастопольским оборонительным районом. Здесь наиболее ярко и всесторонне раскрылись его высокие организаторские способности и флотоводческий талант. Отлично понимая стратегическое значение Крыма и Севастополя не только для южного фланга советско-германского фронта, но и для судеб всей страны, он искусно руководил объединенными силами флота и СВ, которые в течение 250 суток сдерживали натиск отборных фашистских войск, имевших многократное превосходство в живой силе и боевой технике. За умелое руководство флотом и проявленные мужество, отвагу и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками 20 февраля 1958 года адмиралу Ф.С. Октябрьскому было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».


Учитель:

Вопрос 5. (Слайд №5). Разведчик 173-й отдельной разведывательной роты (109-я стрелковая дивизия, Приморская армия), неоднократно проникавший в тыл противника и доставлявший в штаб ценные разведывательные данные.


Учащийся 3:

Павел Дмитриевич Линник (1916 – 19.11.1944).

Ефрейтор Павел Линник был очень смелым и отважным разведчиком.  Когда враг прорвал оборону города у Балаклавы, он стойко отражал атаки превосходящих сил танков и пехоты, уничтожил гранатами 3 танка и несколько десятков автоматчиков противника. Вот как это было. Когда группа наших разведчиков продвигалась вперед к наблюдательному пункту, слева на неё пошли танки. Павел положил на пути одной машины противотанковую мину и мгновенно укрылся в воронке. В руке он держал конец шнура от мины. Когда к нему приблизился танк, он, улучшив момент, подтянул мину под гусеницу. Раздался взрыв. Танк развернулся и замер. Линник перебежал на другое место, спрятался в щель и приготовил бутылку с горючей смесью. Когда второй танк проходил мимо, разведчик смог точно попасть бутылкой в его топливный бак. Еще одна машина была остановлена. Но Павел не собирался останавливаться, азарт захватил его. Он собрал гранаты у своих товарищей и решил подстеречь третий танк. После первого неудачного броска бутылки, Павел вскочил на броню машины, и, держа в руках гранаты, несколько минут проехался на ней. Как только приоткрылся люк, он бросил в него две гранаты, уничтожив весь экипаж танка. За проявленное мужество и героизм Линник был удостоен звания Героя Советского Союза. Но орден Ленина и медаль «Золотая Звезда» он получить не успел, так как после падения Севастополя был вынужден пробраться в оккупированное родное село, где продолжил воевать в партизанском отряде. 19 января 1944 года Павел Линник скончался от полученных в боях ранений.


Учитель:

Вопрос 7. (Слайд №6). Разведчица, вынесшая с поля боя сотни раненых бойцов и командиров, и выведшая из окружения раненых воинов к своим.


Учащийся 4:

Мария Карповна Байда (01.02.1922 – 03.08.2002).

1 августа 1941 года Мария собиралась сдавать экзамены в медтехникум, чтобы впоследствии выучиться на хирурга. Но судьба внесла свои коррективы в жизнь девушки. Она, не задумываясь ни минуты, стала «абитуриентом» Великой Отечественной войны. Однажды, после очередного вражеского налета, Маша вытаскивала из объятого пламенем вагона пожилого окровавленного солдата, который тихо ей сказал: «Доченька, мне не страшно умирать, одно жалею, мало уничтожил фашистских гадов». И тогда Мария твердо решила, что она должна занять место этого солдата и стала бойцом 35-го истребительного батальона по борьбе с вражескими парашютистами и лазутчиками. На рассвете 7 июня 1942 года 20-летняя Мария оказалась в самом центре нового штурма Севастополя. Девушка со смелым сердцем, кипящим ненавистью к врагу, шла, ползла, бежала среди адского огня, спешила, чтобы спасти жизнь каждому раненому, старалась каждого нашего солдата защитить от врага, пусть ценою собственной жизни. В этот день она перенесла всех раненых в укрытие и вступила в схватку с врагом: из автомата уничтожила 15 немцев, 1 офицера, прикладом убила 4 солдат, отбила у врагов командира и 8 бойцов, захватила пулемет и автоматы противника. За этот подвиг Марии 20 июня 1942 года было присвоено звание  Героя Советского Союза.


Учитель:

Вопрос 8. (Слайд №7). Участница обороны Одессы и Севастополя, пулеметчица, уничтожившая около 500 фашистских солдат и офицеров.


Учащийся 5:

Нина Андреевна Онилова (10.04.1921 – 08.03.1942).

Имя Нины Ониловой принадлежит первым дням обороны Севастополя. А свой первый боевой экзамен она держала в одну из темных ночей под Одессой. Долго выжидала у своего пулемета, а когда враг приблизился на расстояние 40 – 50 метров, Нина открыла огонь по фашистам. Неся большие потери, враг отступил. Девушка была известна среди боевых товарищей так же, как Анка-пулеметчица у Чапаева. Когда её называли «Анкой», она очень гордилась этим и старалась быть достойной имени прославленной пулеметчицы времен гражданской войны. Советские воины уважали девушку за храбрость и мужество. 27 февраля 1942 года при обороне Севастополя в районе хутора Мекензия Нина уничтожила 2 пулеметные точки врага. 1 марта 1942 года, оставшись из расчета одна в живых, продолжала отбивать атаки противника, убила несколько десятков вражеских солдат и получила серьезное ранение. Лучшие врачи не смогли спасти пулеметчицу. В ночь на 8 марта её не стало. 14 мая 1965 года Нине Ониловой было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом отвагу и мужество.


Учитель:

Вопрос 9.  (Слайд №8). Один из пятерки героев-черноморцев при обороне Севастополя 7 ноября 1941 года, в критический момент боя, вместе с боевыми товарищами бросившийся под танк врага, обвязавшись гранатами, в результате чего было уничтожено десять немецких танков.


Учащийся 6:

Юрий Константинович Паршин (1924 – 07.11.1941).

7 ноября 1941 года, защищая столицу черноморского флота Севастополь возле села Верхнесадовое, пять черноморцев совершили легендарный подвиг. Вот имена бессмертных героев, приумноживших традиции русских моряков: политрук Николай Фильченков, краснофлотцы Юрий Паршин, Даниил Одинцов, Василий Цибулько, Иван Красносельский. Пятеро черноморцев вызвались выполнить опасную, но почетную задачу: преградить путь вражеским танкам, а затем уничтожить пехоту. Обвязавшись гранатами, набрав как можно больше патронов и бутылок с зажигательной смесью, наши моряки пошли на неравный бой с противником: на каждого по три бронированных чудовища. Но никто не дрогнул, они смело смотрели смерти в лицо, зная, что этот бой для них будет последним. По зову Родины во имя её счастья и свободы черноморцы пошли на этот подвиг. На позицию моряков двинулись семь вражеских машин. Три из них удалось уничтожить благодаря метким выстрелам пулеметчика Цибулько, который стрелял по их смотровым щелям. Помогли остановить врага и пущенные в ход связки гранат и бутылки с зажигательной смесью. Четыре танка отступили, не выдержав сопротивления пяти моряков. Но вскоре показались новые вражеские танки, их было уже пятнадцать. Два танка поджег бутылками с горючей смесью Красносельский, пав смертью храбрых. Фильченков, Паршин и Одинцов, обвязавшись связками гранат, бросились под гусеницы остальных вражеских машин. Цибулько умер последним на руках своих товарищей, прямо на поле боя. Моряки выполнили свой воинский долг – они преградили путь врагу к своему городу, уничтожив 10 боевых единиц техники противника.  


Учитель:

Вопрос 11. (Слайд №9). Последний командир 365-й зенитной батареи, прикрывавшей северную сторону города и Севастопольскую бухту на высоте с отметкой 60,0 и открывший огонь на себя, понимая, что атаку немцев уже не отбить.


Учащийся 7:

Иван Семёнович Пьянзин (18.02.1919 – 13.06.1942).

В июне 1942 года личный состав батареи под командованием Ивана Пьянзина в течение трёх суток вёл бой в окружении вблизи разъезда Мекензиевы Горы. Было уничтожено 3 танка и около 100 фашистов. 13 июня 1942 года немецкие танки и пехота ворвались на территорию батареи. Будучи тяжело раненым, израсходовав весь боезапас, Пьянзин от имени оставшихся в живых зенитчиков по радио вызвал огонь на себя. «Танки противника расстреливают нас в упор, пехота забрасывает гранатами. Прощайте, товарищи! За Родину, вперед к победе!», – было передано им на командный пункт дивизиона. Последняя радиограмма с батареи состояла всего из нескольких слов: «Отбиваться нечем. Личный состав весь выбыл из строя. Открывайте огонь по нашей позиции, по нашему КП». И последняя воля командира была выполнена. В 15.18 рация батареи Пьянзина замолчала навсегда. Друзья-зенитчики с соседней батареи открыли по ней артиллерийский огонь. 24 июля 1942 года старшему лейтенанту Ивану Пьянзину посмертно присвоено звание Героя Советского Союза за умелое управление огнем своей батареи, уничтожение в период обороны 21 вражеского самолета.


Учитель:

Вопрос 12. (Слайд №10). Стрелок 456-го стрелкового полка 7 июня 1942 года в районе Балаклавы оставшись в живых один и будучи тяжело раненым, ещё 5 часов продолжал пулемётным огнём отбивать вражеские атаки до подхода подкрепления.


Учащийся 8:

Иван Иванович Богатырь (27.01.1919 – 06.12.1982).

Прославленный защитник городов-героев Одессы и Севастополя, Иван Богатырь, свой легендарный подвиг совершил 7 июня 1942 года. В этот день небольшой отряд пограничников в районе Балаклавы оборонял высоту 96,6. Гитлеровцы решили любыми способами овладеть ею и обрушили на высоту мощный огонь. Но силы были не равны. В живых из наших пограничников остался только сержант Богатырь. Ствол его пулемета накалялся до предела, но огонь заставлял немцев отходить назад. Пули одна за другой пробили Богатырю сначала правую, а потом левую руки и тогда боец стал разворачивать пулемет своей грудью. Со всех сторон ползли на дот цепи врагов, они решили окружить нашего пулеметчика и взять его живым. Но Богатырь выдержал натиск врага. Казалось бы, все сейчас закончится,  ведь кольцо окружения разорвано, но бойца подвел пулемет. Тогда Иван встал во весь рост и пошел на врага с рукопашным боем. Заметив у входа в дот немецкого офицера, Богатырь бросился на него, вышиб своим плечом автомат из рук врага и, выхватив раненой рукой кинжал, уничтожил противника. Больше гитлеровцы не наступали. Наши пограничники нашли Ивана без сознания в окружении десятков убитых им гитлеровцев. За совершенный героический подвиг 20 июня 1942 года Ивану Богатырю было присвоено звание Героя Советского Союза.


Учитель:

Вопрос 13. (Слайд №11). Командир ВВС Черноморского флота, совершивший 100 боевых вылетов за период с октября 1941 года по апрель 1942 года.


Учащийся 9:

Николай Алексеевич Остряков (04.05.1911 – 24.04.1942).

Замечательной была биография Николая Острякова. В нашей стране он был одним из пионеров парашютизма, признанным мастером парашютного спорта. Совершил около 400 прыжков, подготовил тысячи десантников, помогал республиканской Испании. В 1936 году он уже стал первоклассным летчиком, хотя не обучался ни в какой летной школе, а просто занимался в аэроклубе, где летал на спортивных самолетах. Николай Алексеевич был непревзойденным асом неба. Совершая небесные атаки, он поражал друзей и врагов невиданной смелостью, железной настойчивостью и исключительными способностями. Под командованием генерал-майора авиации Н.А. Острякова в воздушных боях только с декабря по апрель 1942 года ВВС Черноморского флота сбили 354 вражеских самолета. 14 июня 1942 года за умелое руководство авиацией флота и проявленное при этом мужество ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Учитель:

Вопрос 14. (Слайд №12). Гвардии капитан, совершивший более 300 боевых вылетов, в 63 воздушных боях лично сбивший 9 самолетов противника, чем нанес значительный урон его войскам смелыми штурмовыми ударами.


Учащийся 10:

Михаил Васильевич Авдеев (02(15).09.1913 – 22.06.1979).

Михаил Авдеев встретил Великую Отечественную войну в Крыму, будучи заместителем командира эскадрильи 32-го истребительного полка Черноморского флота (ИАП ЧФ). К январю 1942 года он уже был командиром эскадрильи, на боевом счету которой было 32 воздушные победы. К тому моменту эскадрилья являлась лучшим подразделением истребительной авиации ВВС ЧС. Михаила Васильевича отличали высокое летное мастерство, образцовое выполнение боевых заданий командования, храбрость и мужество. Он был одним из тех, кто сражался в небе осажденного Севастополя с первого и до последнего дня обороны. Его самолет последним покинул Херсонесский аэродром, когда в городе уже шли уличные бои. 14 июня 1942 года гвардии капитану Авдееву Михаилу Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».   


Учитель:

Вопрос 16. (Слайд №13). Инструктор снайперского дела 7-й бригады морской пехоты, инициатор снайперского движения в боях за Крым, обучивший снайперскому делу 80 бойцов и лично уничтоживший около 230 противников и подбивший два танка.


Учащийся 11:

Ной Петрович Адамия (8(21).12.1917 – 03.07.1942).

Ной Петрович Адамия принимал участие в обороне Севастополя с декабря 1941 года. Он был командиром взвода пулемётчиков, а в 1942 году стал одним из инициаторов снайперского движения. Это был бесстрашный боец. Он появлялся в самых опасных местах и своей отвагой, веселой энергией вызывал восхищение товарищей по оружию. Каждый день под утро Адамия отправлялся на одну из высот на переднем крае обороны. Подкрадывался к врагам на близкую дистанцию и бил их без промаха из своей снайперской винтовки. 21 июня 1942 года отважный моряк-снайпер попал в окружение с 11 автоматчиками. Под его командованием группа в течение дня вела ожесточённый бой с врагом, уничтожив более сотни фашистов. Сам Адамия истребил 35 солдат и офицеров противника. Группа прорвала вражеское кольцо и с боем вышла из окружения. Родина высоко оценила мужество и героизм бойца из Грузии, присвоив ему звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». Но славный морской пехотинец так и не получил высшие награды Родины, так как 3 июля 1942 года пропал без вести при оставлении города Севастополя.


Учитель:

Вопрос 18. (Слайд №14). Командующий Севастопольским оборонительным районом, под руководством которого успешно сковывались крупные силы немецких войск до лета 1942 года.


Учащийся 12:

Иван Ефимович Петров (18(30).09.1896 – 07.04.1958).

Генерал Иван Ефимович Петров в ноябре 1941 года командовал Севастопольским оборонительным районом. Именно при нем в период с ноября 1941 года по июнь 1942 года наши войска успешно отражали наступления немецких частей на Севастополь, в том числе под командованием генерал-полковника Манштейна. После сдачи города И.Е. Петров, среди прочих руководителей обороны, был эвакуирован на подводной лодке. Тяжело переживая поражение, уже находясь на борту подлодки он попытался застрелиться, но был удержан  своими соратниками от этого поступка. В дальнейшем Иван Ефимович участвовал в наступательных операциях и разгроме немцев в Краснодаре, Новороссийске и на Таманском полуострове. Именем генерала Петрова названа одна из центральных улиц Севастополя.


Учитель:

Вопрос 19.  (Слайд №15). Полковник, во время последнего штурма города командовавший 95-й стрелковой дивизией, оборонявшей 4-й сектор на Северной стороне 34-хкило­метрового фронта обороны Севастополя.


Учащийся 13:

Александр Григорьевич Капитохин (06.06.1892 – 13.08.1958).

Впервые А.Г. Капитохин, видный советский военачальник,  познакомился с моряками в марте 1942 года, когда в его дивизию прибыло пополнение в составе 9 морских отрядов. Об их боевых возможностях полковник всегда вспоминал с восхищением. Отныне полк стал представлять собой серьезную боевую единицу, благодаря которой противнику ни разу не удалось прорвать передовую линию полка. На посту коменданта 4 сектора обороны города А.Г. Капитохин был до последнего дня обороны главной базы Черноморского флота. В немецких листовках того времени с призывом сдаться было непременное условие: выдать трех лиц – генералов И.Е. Петрова, Н.И. Крылова и полковника А.Г. Капитохина. 4 июля 1942 года он одним из последних был эвакуирован из Севастополя на подводной лодке в Новороссийск. За оборону Севастополя был награжден вторым орденом Красного знамени. Имя Александра Григорьевича Капитохина увековечено в истории обороны Главной базы Черноморского Флота в 1942 году.


Учитель:

Вопрос 20.  (Слайд №16). Благодаря приказу этого полковника дети Севастополя встречали праздник с ёлками, а разведчики, добывшие их в тылу противника, вместе с тем убили 7 немцев и возвратились без потерь.


Учащийся 14:

Павел Филиппович Горпищенко (1893 – 28.11.1943).

Павел Филиппович – морской пехотинец Черноморского флота. Осенью 1941 года он командовал первым Севастопольским полком морской пехоты, вел ожесточенные бои с немцами и проводил большую работу по укреплению оборонительных рубежей города. 28 июня 1942 года, получив тяжелые ранения, смог эвакуироваться на Кавказ, где в должности командира стрелковой дивизии продолжил бои с немецкими захватчиками. Павел Филиппович пользовался большим уважением у командования Севастопольского оборонительного района, руководителей города и был настоящим любимцем моряков на войне. Это был легендарный полковник и прекрасный военачальник, умел предвидеть ход событий, разгадать замысел врага и в конечном итоге выиграть бой. Он мечтал первым войти в Севастополь, но погиб на Никопольском плацдарме в боях за Большую и Малую Лепетихи 28 ноября 1943 года.


Учитель:

Вопрос 22.  (Слайд №17). Снайпер 2-й роты 54-го стрелкового полка, уничтожившая к июлю 1942 года из снайперской винтовки 309 солдат и офицеров противника, в том числе – 36 снайперов.


Учащийся 15:

Людмила Михайловна Павличенко (12.07.1916 – 27.10.1974).

Фронтовой путь Людмила начала в рядах стрелков 25-й Чапаевской дивизии Приморской армии. Уже в одном из первых боев под Одессой, после гибели командира взвода, молодая девушка взяла командование на себя, а получив контузию, отказалась покинуть поле боя. Будучи на фронте Людмила день за днем оттачивала стрелковое мастерство. Она научилась вести поиск, наблюдать, маскироваться, чувствовать винтовку и безошибочно стрелять. Оказавшись в Крыме в октябре 1941 года, Людмила героически защищала Севастополь. Она каждый день в 3 часа утра выходила в засаду, чтобы изучить повадки врага, а чтобы ее не заметили, часами лежала на мокрой, влажной земле или пряталась от лучей палящего солнца, ничем не выдавая себя. Порой, чтобы выстрелить наверняка, ей надо было ждать не один день. Счёт уничтоженных Людмилой фашистов всё время рос.


Учитель:

Вопрос 23.  (Слайд №18). Руководитель подпольной партийной организации в Севастополе, под руководством которого 22 декабря 1943 года было уничтожено 38 вагонов с вражескими военнослужащими и боевой техникой.


Учащийся 16:

Василий Дмитриевич Ревякин (26.04.1918 – 14.04.1944).

После 250-дневной обороны Василий не смог эвакуироваться из Севастополя и 6 июля 1942 года попал в плен, из которого смог сбежать в тот же день. Первым делом он легализировал свою личность, назвавшись в немецкой комендатуре Александром Орловским, учителем, никогда не служившим в армии. Такая легенда могла бы помочь ему спокойно пересидеть в оккупации, но Василий сделал для себя другой выбор – вместе с Георгием Гузовым он стал организатором Коммунистической подпольной организации в тылу немцев. От руки они писали первые политические листовки, в которых призывали трудящихся Севастополя не соглашаться добровольно ехать на работу в Германию, а продолжать бороться с врагами. Ревякин смог объединить в одну подпольную организацию со своим Уставом, Программой и дисциплиной 200 человек из 17 действовавших в то время разрозненных групп. Эти люди, рискуя своей жизнью, собирали важную информацию о расположении штабов врага, о карательных облавах и операциях, планируемых в городе, составляли списки немецких предателей и агентов, устраивали диверсии и акты саботажа, организовывали побеги военнопленным из фашистского лагеря. Подпольная организация росла и крепла. В июне 1943 года подпольщики организовали выпуск газеты «За Родину», за чтение которой был установлен расстрел. В марте 1944 года по доносу предателя гестапо арестовало Василия Ревякина. Руководитель подпольной организации был расстрелян.


Учитель:

Весомый вклад в достижение советским народом Великой Победы над фашистской Германией и милитаристской Японией в августе – сентябре 1945 г. внесли жители Дальнего Востока. Дальневосточники, призываемые с первых дней войны в армию, вставали, как правило, под знамена дальневосточных войск и сил флота. В 1941 – 1945 гг. они защищали Родину от врагов на западе и востоке, некоторые наши соотечественники участвовали в боевых действиях на Черноморском флоте при обороне Севастополя. За свой героизм и мужество они были награждены медалью «За оборону Севастополя». Чтобы узнать их имена нам нужно обратиться к краевой Книге Памяти. Книга Памяти – это 6 томов и 4640 страниц, где поименно названы более 90 тысяч воинов-дальневосточников. Электронная версия этой книги размещена на официальном интернет-портале Хабаровского края (http://khabkrai.ru/khabarovsk-krai/Istoriya-kraya/Kniga-pamyati/).

 

Учащимся выдаются карточки с оставшимися вопросами кроссворда. Работая с Книгой Памяти, они отвечают на вопросы кроссворда и завершают его разгадывание. (Слайд №19).


Проверка заполнения кроссворда. (Слайд №20).


Вопрос 1. Хабаровчанин; моторист, матрос, принимавший участие в обеспечении боевых действий с ноября 1941 года по февраль 1942 года  в составе привлеченных плавсредств Черноморского морского пароходства.

Ответ: Логинов Александр Афанасьевич (стр. 268).


Вопрос 4. Комсомольчанин; снайпер, матрос, принимавший участие в боевых действиях с июня 1941 года по июнь 1942 года на Черноморском флоте в составе 2 полка 7-й бригады.

Ответ: Дробот Виктор Леонтьевич (стр. 520).


Вопрос 6. Хабаровчанин; командир взвода, младший лейтенант, принимавший участие в боевых действиях с июня 1941 года по август 1944 года на Черноморском флоте и Северо-Западном фронте в составе 11 и 27-й армий.

Ответ: Курочкин Сергей Александрович (стр. 252).


Вопрос 10. Амурчанин; электрик, вольнонаемный, принимавший участие в обеспечении боевых действий кораблей Черноморского флота с октября 1942 года по май 1944 года в составе 4-й судоремонтной мастерской, участник обороны Севастополя и Кавказа.

Ответ: Жбанов Иван Степанович (стр. 637).


Вопрос 15. Хабаровчанка; санитар, рядовой, принимавшая участие в боевых действиях с января 1942 года по май 1945 года на Черноморском флоте в составе 12-й авиатехнической базы ВВС флота.

Ответ: Сенкевич Нина Ивановна (стр. 379).

 

Вопрос 17. Совгаванец; боцман торпедного катера, принимавший участие в боевых действиях с июня 1941 года по май 1945 года на Черноморском флоте, участник обороны Одессы, Севастополя и Кавказа.

Ответ: Дерипаско Александр Никитович (стр. 846).


Вопрос 21. Хабаровчанин; матрос, командир отделения минеров, принимавший участие в боевых действиях с июня 1941 года по май 1945 года на Черноморском флоте, участник обороны Одессы, Севастополя и Кавказа.

Ответ: Кобзев Дмитрий Васильевич (стр. 215).


Учитель:

Из букв, выделенных в кроссворде, вы составили ключевую фразу. Прочитайте её.


Учащиеся:

«Павшие живут, пока их помнят». (Слайд № 21).


Учитель:

Мы склоняем головы перед мужеством, героизмом, стойкостью и силой духа фронтовиков, партизан, подпольщиков – людей разных национальностей, которые сплотились для отпора врагу. Объявляется минута молчания в память погибших в Великой Отечественной войне.


Минута молчания.


Учитель:

Наш главный долг – пронести через года память о трагических событиях Великой Отечественной войны, передать её нашим детям и внукам. Пусть память о тех, кто защищал Отечество, незримыми нитями тянется к живым, сохраняется преемственность. Поколение победителей дало нам урок мужества и единения, урок жертвенной любви к Отечеству, для которой не существует ни этнических, ни межконфессиональных, ни политических, ни узконациональных раздоров и амбиций. Это мы должны помнить в нашем многонациональном государстве.


А сейчас я приглашаю вас в Охотский краеведческий музей имени Е.Ф. Морокова на встречу-экскурсию «О подвигах, о доблести, о славе», где мы продолжим разговор о мужестве и героизме советских людей, вспомним имена наших земляков – участников Великой Отечественной войны. Также вы сможете познакомиться с редкими документами, фотографиями, газетами, наградами и медалями военного времени.


Приложение 1.


Презентация к мероприятию "Герои обороны Севастополя"
PPTX / 4.36 Мб


Приложение 2.


Информация для учащихся "Герои обороны Севастополя"
DOCX / 1.65 Мб


          Приложение 3.


Кроссворд "Герои обороны Севастополя"
DOCX / 2.35 Мб


          Приложение 4.


Карточка для учащихся с отдельными вопросами к кроссворду
DOC / 28.5 Кб


          Приложение 5.


Фотоотчет о проведении встречи-экскурсии в музее
DOC / 4.53 Мб


Используемые источники:

Книга Памяти: Здесь названы жители Хабаровского края, участвовавшие в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. и ныне живущие, а также павшие смертью храбрых на полях сражений или скончавшиеся от ран болезней после войны. Часть 4. Хабаровское книжное издательство, 2005 г., 960 стр.

https://www.grifon-tur.ru/vtoraya-oborona-sevastopolya-1941-1942.html

https://lyc1568.mskobr.ru/files/с%2028.03.2019/музей_1/Герои-севастопольцы.pdf

https://proza.ru/2015/08/30/763

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1797

https://infourok.ru/klassniy-chas-na-temu-oborona-sevastopolya-3281778.html

http://airaces.narod.ru/all5/avdeev_m.htm

https://www.forum.tiguans.ru/threads/budem-pomnit.19737/page-4

http://www.novoross.info/biblioteka/13559-podnyavshimsya-v-bessmertiechast-4.html

https://monster-evo.ru/referat/lichnyi-podvig-saninstruktora-marii-karpovny-baida-mariya-baida-istoriya-geroya/

http://www.pobeda1945.su/frontovik/19161

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1825

http://krymology.info/index.php/%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B3_%D0%BF%D1%8F%D1%82%D0%B8_%D1%87%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%86%D0%B5%D0%B2

http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=4867

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (20)

сменить сортировку
Кирилл Александрович Ш., 10.02.21 в 09:57 4 Ответить Пожаловаться
Интересный материал!
Елена Владимировна, 10.02.21 в 10:01 4 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Кирилл Александрович, за внимание к моей разработке!
Галина Владимировна, 10.02.21 в 10:27 5 Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересную работу!
Елена Владимировна, 10.02.21 в 10:34 5 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Галина Владимировна! Очень приятно Ваше внимание к моей разработке!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 10.02.21 в 12:31 5 Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересные сведения!
Елена Владимировна, 11.02.21 в 08:44 4 Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Наталья Алексеевна, за внимание к работе и отзыв!
Ильина Оксана Геннадьевна, 10.02.21 в 13:34 5 Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна,спасибо за актуальный и качественный материал!
Елена Владимировна, 11.02.21 в 08:47 4 Ответить Пожаловаться
Оксана Геннадьевна, благодарю Вас за внимание к разработке и положительный комментарий!
Белянина Светлана Николаевна, 10.02.21 в 16:45 5 Ответить Пожаловаться
Отличный материал для классного часа.
Елена Владимировна, 11.02.21 в 08:53 3 Ответить Пожаловаться
Большое спасибо, Светлана Николаевна! Мне очень приятно, что разработка Вам понравилась.
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.