Внеклассное мероприятие как эффективная форма взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Альметьевский медицинский колледж»
План-конспект
ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
«В МИРЕ ФИНАНСОВ»
Составитель: Мохова Ольга Михайловна–ГАПОУ «Альметьевский медицинский колледж», преподаватель
Альметьевск, 2025 г.
Пояснительная записка
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.
Внеклассное мероприятие «В мире финансов» способствует формированию основ финансовой грамотности и построению собственной концепции финансовой стабильности. Полученные знания, личностные ориентиры и нормы финансового поведения, обеспечивают разумное поведение в экономической среде, способствуют продуктивному общению с финансовыми организациями.
Цель внеклассного мероприятия является формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся профессиональных образовательных организаций.
Внеклассное мероприятие «В мире финансов» помогает реализовать несколько ключевых задач в области финансовой грамотности:
1. Обучение основам финансов: Участники получают знания о базовых финансовых концепциях, таких как бюджетирование, сбережения, инвестиции и кредитование.
2. Развитие навыков принятия решений: Мероприятие способствует развитию критического мышления и навыков анализа, необходимых для принятия обоснованных финансовых решений.
3. Формирование ответственного отношения к деньгам: Участники учатся осознанно подходить к расходам и сбережениям, что способствует формированию ответственного отношения к личным финансам.
4. Понимание экономических процессов: Участники знакомятся с основными экономическими принципами и тем, как они влияют на личные финансы и общество в целом.
5. Практическое применение знаний: Участники мероприятия могут применить полученные знания на практике, что способствует лучшему усвоению материала.
6. Повышение осведомленности о финансовых рисках: Мероприятие помогает понять потенциальные риски, связанные с финансовыми операциями.
7. Стимулирование интереса к финансовой грамотности: Интерактивные форматы мероприятий могут повысить интерес участников к изучению финансов и экономических тем в дальнейшем.
Таким образом, мероприятие «В мире финансов» не только обучает основам финансовой грамотности, но и формирует важные жизненные навыки, которые будут полезны в будущем.
Ход внеклассного мероприятия
Данное мероприятие позволит погрузить обучающихся в ситуацию риска, открыть возможности самостоятельного принятия решений, формулирования и высказывания собственной позиции. Таким образом, обучающиеся могут осознать свою значимость в решении вопросов собственной жизни и влияния на решения других людей.
В процессе организации образовательной деятельности уместно использованы технологии, методики и приемы (в основном на уровне элементов) в контексте личностно- ориентированного и рефлексивно-деятельностного подходов:
- элементы эвристической беседы;
- элементы технологии критического мышления и проблемного обучения;
- элементы технологии деловой игры;
- частично-поисковый метод.
Тема: «В мире финансов»
Цель: привлечь обучающихся к получению знаний по основам финансовой грамотности. Развитие мыслительной деятельности, самостоятельной работы, творческих возможностей и расширение кругозора обучающихся.
Вид занятия: практическое занятие с использованием активных методов работы со студентами.
Тип занятия: проблемно-поисковое с использованием инновационных технологий и активных форм обучения.
Подготовка аудитории к мероприятию: Аудитория подготовлена к мероприятию и отвечает санитарным нормам.
Межпредметные связи: информатика, информационные технологии, математика, история, русская литература.
Задачи:
- личностные: готовность пользоваться отдельными правами в финансовой сфере и выполнять ряд обязанностей;
- метапредметные: сформированность умения анализировать проблему, выделять причинно-следственные связи, оценивать последствия, взаимодействовать для достижения цели, искать информацию в разных источниках;
- предметные: владение понятиями «финансовое мошенничество», «ущерб», «риск», «кибермошенничество»; владение знаниями о защите личной информации, о безопасности хранения денег, о реальных случаях финансового мошенничества.
Для проведения потребуется следующие оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
План:
Организационный момент.
Основная часть.
Заключение. Рефлексия
Ход мероприятия
Этап мероприятия | Действия преподавателя | Действия обучающихся при выполнении заданий (типы заданий для учащихся) |
Организационный этап | Приветственное Слово Преподавателя, Объявление Темы - «В Мире Финансов» Мотивационный Момент. Проведение Инструктажа. Среди обучающихся заранее выбраны ведущие. | Обучающие слушают вступление педагога организатора и передает слово ведущему, настраиваются на внеклассное мероприятие. Обучающиеся разбиваются на команды. Выбирают капитана и придумывают название команды. |
Основной часть | Педагог наблюдает, по необходимости координирует работу ведущих и жюри. | Ведущие: Финансово грамотный человек XXI века – это ответственный, экономный, рациональный человек, способный понимать ключевые финансовые понятия и использовать информацию о них для принятия целесообразных решений, способствующих собственной экономической безопасности и благосостоянию. Последовательное выполнение группами заданий, при выполнении заданий обучающиеся применяют полученные знания о рисках в сфере финансов. Решают практические ситуации (Приложение 1). Задание №1 Разминка «Лингвистический конструктор»; Задание №2 Спас себя помоги другому; Задание №3 Осторожно мошенники; |
Рефлексия | Ведущий предлагает участникам игры составить синквейн. Жюри подводит итоги мероприятия. | Задание №4 Сиквейн. Одновременно на листах команды составляют синквейн по проблеме «Можно ли меня обмануть?». |
Методическая характеристика образовательной деятельности
Этап | Метод и его обоснование | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
Организационный | Элементы эвристической беседы, поднимается проблема, формулируются мотивационные основания деятельности. Организуется фронтальная работа с опорой на репродуктивный метод. Обучающиеся должны вспомнить термины, поясняющие смысл понятий по теме для дальнейшего применения. | Обучающие слушают, настраиваются на мероприятие. |
Основной | Организуется групповая практическая работа с элементами индивидуального зачета. Основные методы используемые на данном этапе – проблемный и частично-поисковый. Для данной образовательной деятельности важно систематизировать имеющиеся знания, что возможно в процессе исследования возникающих ситуаций, а также научиться применять знания, оценивать риски, выявлять проблему и находить оптимальный выход. | Введение по теме «В мире финансов» (Ведущий). Задания в форме работы с проблемными ситуациями: текстовые и иллюстративные источники. Преподаватель, жюри оценивают работу индивидуальную и командную работу. |
Рефлексия | Обучающиеся осуществляют саморефлексию. Проблемный метод через составление синквейна. Синквейн– это творчество, концентрация знаний, выражение своей позиции, которое осуществляется по определённым правилам. | Составление синквейна, выявление содержательных смыслов, выделения увиденных и осмысленных особенностей, выявление последствий для себя и близких людей. |
Подведение итогов
Команда набравшая:
- 80-90 баллов получает оценку «5»,
60-70 баллов получает оценку «4»,
- 40-50 баллов получает оценку «3»,
– 39 и менее баллов получает оценку «2».
Награждение победителей.
Заключение
В ходе данного мероприятия были рассмотрены такие понятия как финансовые риски, финансовое мошенничество и его основные формы, которые используют мошенники для получения доступа к сервисам с защищенной личной информацией.
Список использованной литературы и Интернет:
- Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006г. N 152-ФЗ.
- Федеральный закон РФ №160-ФЗ "О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных".
- Федеральный закон №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
- Федеральный закон РФ №395-I «О банках и банковской деятельности».
- Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) №63-ФЗ
- Гражданский кодекс Российской Федерации №230-ФЗ, часть 4.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) №14-ФЗ, часть вторая.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях № 195-ФЗ - Глава 13.
- Жданова А.О. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. — 400 с., ил. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
- Жданова А. О. Финансовая грамотность: учебная программа. СПО / А. О. Жданова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015. - 24 с. (Дополнительное образование: Серия «Учимся разумному финансовому поведению»).
Вопросы для педагогической рефлексии:
- Достигнута ли цель занятия?
- Как вы думаете почему тема финансового мошенничества актуальна в данное время?
- Какова степень активности участников команд?
Приложение 1
Внимание! На каждое задание команде дается не более 10 минут
Задание №1 Разминка «Лингвистический конструктор»
Из предложенных ниже слов, составь определение понятия «Финансовое мошенничество» и необходимо записать получившееся определение. Обратите внимание, что вы должны использовать все слова, перечисленные в перечне, не изменяя их по падежам, числам и т.п.
манипуляций доверием обращения действий противоправных обогащения с целью в совершение сфере обмана, злоупотребления манипуляций незаконного денежного путём и других
Задание №2 Спас себя помоги другому
Командир команды выбирает карточку, на которой изображен вид мошенничества. Каждая команда должна составить памятку «Как защитить себя от мошенников». По истечении 10 минут, командир команды представляет памятку перед жюри. Отвечает на вопросы, если таковые возникли в процессе представления ответа.
Примеры карточек:
Вид мошенничества: Фишинг
Вид мошенничества: Скимминг
Вид мошенничества: Кардинг
Вид мошенничества: Хакинг
Вид мошенничества: Спаминг
Задание №3 Осторожно мошенники
Каждой команде нужно заполнить таблицу, описать вид мошенничества по выбранной карточке, выбранной на 2 задании.
Вид мошенничества | Описание ситуации | Какая категория населения может столкнуться с данным видом мошенничества | Ваши действия, если вы оказались в данной ситуации | Примечания |
Задание №4 Сиквейн
Одновременно на листах команды составляют синквейн по проблеме «Можно ли меня обмануть?»
Рис.1 Работа по карточкам