Технологическая карта как форма перспективного планирования учебного процесса
МОУ Ильинская основная общеобразовательная школа
Имени Подольских Курсантов
Методические рекомендации
для учителей предметников
«Технологическая карта как форма перспективного
планирования учебного процесса».
учитель физики: Косарева А.М.
В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока. Следующий шаг – оценка каждого этапа, правильности отбора содержания, адекватности применяемых методов и форм работы в их совокупности.
Урок с позиции основных дидактических требований и изменений, связанных с проведением урока современного типа
Требования к уроку |
Традиционный урок |
Урок современного типа |
Универсальные учебные действия |
Объявление темы урока |
Учитель сообщает учащимся |
Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы) |
Познавательные, общеучебные, коммуникативные |
Сообщение целей и задач |
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться |
Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит к осознанию целей и задач) |
Регулятивные, целеполагания, коммуникативные |
Планирование |
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели |
Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует) |
Регулятивные планирования |
Практическая деятельность учащихся |
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) |
Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Осуществление контроля |
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы |
Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует |
Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные |
Осуществление коррекции |
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию |
Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно |
Коммуникативные, регулятивные коррекции |
Оценивание учащихся |
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке |
Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует, советует |
Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные |
Итог урока |
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили |
Проводится рефлексия |
Регулятивные саморегуляции, коммуникативные |
Домашнее задание |
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) |
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
При подробном анализе двух типов уроков (рассмотренных выше) становится ясно, что различаются они, прежде всего, деятельностью учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно - деятельностного подхода.
Чтобы отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке необходимо конструирование технологических карт.
Пример технологической карты урока.
1.Ф.И.О. учителя: __________________________________________________________________
2. Класс: ________________ Дата: ______________ Предмет ______________
3. Тема урока: _ _________.
4. Место и роль урока в изучаемой теме:
5. Цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные):
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|||||
Познавательная |
Коммуникативная |
Регулятивная |
||||
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
Осуществляемые действия |
Формируемые способы деятельности |
|
1-й этап урока |
||||||
2-й этап урока |
||||||
… |
Методологические позиции технологической карты урока:
имеет статус документа;
в ней записан весь процесс;
указаны операции, их составные части;
названы материалы;
перечислено оборудование;
указаны инструменты;
обозначены технологические режимы;
рассчитано время;
определён квалификационный статус исполнителей.
В структуре технологической карты урока выделяются блоки, соответствующие идее технологизации учебного процесса:
І) блок целеполагания (что необходимо сделать, воплотить);
ІІ) инструментальный блок (какими средствами это достижимо);
ІІІ) блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и операции).
І. Блок целеполагания.
1.Тема урока.
Материалом, подлежащим преобразованию в процессе познавательной деятельности на уроке, является проблема, определяемая программой учебной дисциплины. Из объекта, лежащего вне сферы знания ученика, этот материал должен превратиться в результате технологического процесса в сущностную характеристику ученика, содержание его знания, умений, навыков, вектор, определяющий направленность личности. Этот материал является тем, что определяет тему урока.
Любая человеческая деятельность начинается с определения цели.
Цель урока определяется:
планируемым результатом урока;
путями реализации этого плана.
Целеполагающий блок технологической карты включает в себя несколько компонентов.
2. Цель урока, формулируя которую, учитель традиционно отвечает на вопрос о том, что он должен сделать за время урока, определив при этом генеральную задачу. Этим очерчивается тот аспект цели, который обозначен в определении как пути реализации.
3.Планируемый результат: знания-умения-навыки.
Знания, умения, навыки, наполнив душу, но не возвысив её до осознания того, во имя чего они нужны человеку, приведут к томлению духа и неудовлетворённости. Поэтому неотъемлемым является следующий компонент целеполагающего блока – личностно формирующая направленность урока.
4. Личностно формирующая направленность урока.
Этот компонент формулируется через понятия, характеризующие феномен личности: как можно использовать тематическое содержание урока для формирования личностных потребностей, интересов, идеалов, ценностей, установок, убеждений, мировоззрения, направленности личности – всего того, во имя чего человек живёт, познаёт, действует.
ІІ. Инструментальный блок
5. Задачи урока.
Достижение цели урока не дано непосредственно. Оно опосредовано целым рядом действий, структурирующих деятельность на уроке. Каждое действие мысленно предвосхищается как задача, которую необходимо решить. Условия задач формулирует учитель. Однако активизируя познавательную деятельность учащихся, учитель с помощью проблемных вопросов побуждает ребят самостоятельно формулировать задачи, решение которых приведёт к цели.
ЗАДАЧА – данная в определённых условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определённой процедуре.
Полный цикл продуктивного мышления включает постановку и формулирование задачи самим субъектом, что происходит при предъявлении ему заданий, условия которых имеют проблемный характер.
Задачи могут возникать в практической деятельности или создаваться преднамеренно (учебные, игровые и т.п.). Иерархически организованная последовательность задач образует программу деятельности. Необходимо сформулировать перечень всех задач, выстроить их иерархическую последовательность как программу деятельности на уроке. Решив их, содружество "ученик – учитель" придёт к достижению генеральной цели. Формулировка задач урока чаще всего имеет форму ответов на вопрос: "Что я должен сделать, чтобы достичь цели урока?" Соответственно, начало выглядит следующим образом:
– проверить…
– объяснить…
– повторить
– научить…
– продемонстрировать
– побудить к самостоятельному… и т.п.
Практически задачи урока есть та основа, которая составит план урока, будучи выстроенной в технологической последовательности.
Перечнем задач (действий) будет обусловлена операциональная структура урока. На фоне этого перечня учитель увидит наиболее целесообразный для решения этих задач тип урока.
ОПЕРАЦИЯ – единица деятельности, способ выполнения действия, определяемый условиями наличной (внешней или мысленной) ситуации.
6. Тип урока.
7. Учебно-методический комплекс.
Источники информации
Оборудование.
Дидактическое сопровождение.
Материалы для познавательной деятельности ученика.
Примерный перечень комплектующих каждого раздела.
1) Источники информации:
программа дисциплины;
план урока;
литература для учителя;
литература для учеников;
учебники;
сборники задач, практических заданий, диктантов и т.п.;
интернет-сайты;
кинофильмы;
видеозаписи;
аудиозаписи;
научная периодическая печать;
массовая периодическая печать;
учебные телефильмы и т.п.
2) Оборудование:
приборы;
технические средства обучения;
электронные средства обучения;
технические средства обучения аудио;
технические средства обучения видео;
телевидение;
компьютеры;
локальная сеть;
магнитная доска;
карты по истории, географии;
препараты по биологии;
реактивы по химии;
демонстрационные модели по содержанию учебной дисциплины и т.п.
3) Дидактическое сопровождение:
проблемные вопросы;
когнитивные и деятельностные установки;
понятийный аппарат;
логические схемы;
таблицы (Брадиса по математике, растворимости по химии);
карты географические, исторические, контурные;
рисунки;
видеозаписи;
аудиозаписи;
фильмы;
компьютерные материалы;
индикаторы обратной связи и т.п.
4) Материалы для познавательной деятельности учеников:
уровневые задания;
карточки для самостоятельной работы;
тексты контрольных самостоятельных работ;
технологические карты лабораторных работ;
инструкция по технике безопасности;
задания для выполнения на уроке;
задания для самопроверки;
индикаторы для обратной связи (например, цветные карточки или листочки с краткими ответами);
другие материалы, с которыми непосредственно работает ученик (например, раздел учебника, задания из других источников) и т.п.
Некоторые составляющие учебно-методического комплекса. В его состав входят:
тексты всех заданий на всех этапах урока;
тексты домашних заданий;
карточки с указанием адреса источника, где находятся задания;
все материалы урока – на карточках, карандашом пронумерована их последовательность;
ІІІ. Организационно-деятельностный блок.
8. План урока.
САМОАНАЛИЗ УРОКА
Класс _______
Предмет __________________________________________________________
Автор учебника _____________________________________________________
Тема ______________________________________________________________
№ |
|
Примечание |
1. |
Основные цели урока: образовательная, развивающая, воспитательная. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока? |
|
2. |
Организация урока: тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели. |
|
3. |
Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебного материала)? |
|
4. |
Соответствие урока требованиям ФГОС: |
|
4.1 |
Ориентация на новый образовательный результат |
|
4.2 |
Нацеленность деятельности на формирование УУД |
|
4.3 |
Использование современных технологий (проектная, исследовательская, ИКТ и др.) |
|
5. |
Содержание урока: |
|
5.1 |
Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям. |
|
5.2 |
Соответствие содержания урока требованиям программы. |
|
5.3 |
Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности. |
|
5.4 |
Связь изучаемого материала с ранее пройденным, межпредметные связи. |
|
6. |
Методика проведения урока: |
|
6.1 |
Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. |
|
6.2 |
Какие методы использовались учителем? Какова доля репродуктивной и поисковой (исследовательской) деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера(«прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») примерное число заданий поискового характера («докажи», «объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку») |
|
6.3 |
Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельных работ. |
|
6.4 |
Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните): наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение (другое дополнить). |
|
6.5 |
Применение диалоговых форм общения. |
|
6.6 |
Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащимися. |
|
6.7 |
Осуществление обратной связи ученик-учитель. |
|
6.8 |
Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы. |
|
6.9 |
Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности. |
|
6.10 |
Средства обучения. Целесообразность их использования в соответствии с темой, этапом обучения. |
|
6.11 |
Использование наглядного материала: в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач Наглядный материал: избыточен, достаточен, уместен, недостаточен |
|
7. |
Психологические основы урока: |
|
7.1 |
Учет учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития. |
|
7.2 |
Реализация развивающей функции обучения. Развитие качеств: восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь. |
|
7.3 |
Формирование навыков самоконтроля и самооценки. |
|
7.4 |
Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности. |
|
7.5 |
Наличие психологических пауз и разрядки. Эмоциональная атмосфера урока. |
|
8. |
Домашнее задание: оптимальный объем, доступность инструктажа, дифференциация, предоставление права выбора. |
|
9. |
Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствие шаблона). |
|
С помощью технологической карты можно провести не только системный, но и аспектный анализ урока (прослеживая карту по вертикали).
Литература
- Безрукова, В.С. Всё о современном уроке: проблемы и решения / В.С.Безрукова. – М.: Сентябрь, 2004. – 160 с.
- Безрукова, В.С. Достоинства и недостатки современного урока / В.Безрукова // Директор школы. – 2004. – № 2. – С. 33 – 37.
- Гузеев, В.В. Проектирование и анализ урока / В.В.Гузеев // Директор школы. – 2005. – № 7.
- Корнетов, Г.Б. Образовательные технологии: Технологии в педагогике и образовании. Современные подходы и интерпретации / Г.Б.Корнетов // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. С. 110 – 122.
- Лаврентьев, В.В. Методические основы современного урока в школе с разноуровневым дифференцированным обучением: методические рекомендации для учителя / В.В.Лаврентьев // Завуч для администрации школ. – 2005. – № 1. – С. 89 – 95.
- Конструирование технологической карты урока: научно-методическое пособие. – Витебск: УО "ВОГ ИПК и ПРР и СО", 2006. Автор: Н.Я.Мороз, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик .