12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Федосеева Людмила Георгиевна1231
Образование: Архангельское музыкальное училище, специальность фортепиано; Петрозаводский филиал Ленинградской консерватории, специальность музыковедение; Северный (Арктический) федеральный университет, специальность перевод и переводоведение.
Россия, Архангельская обл., Архангельск

История одного квартала

(Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы)

 

Выезд или выход на экскурсию с группой студентов, школьников или воспитанников детского сада – дело полезное и увлекательное. Экскурсию можно заказать в турагентстве, а можно разработать самостоятельно.

Специально для студентов Архангельского колледжа культуры автором этих заметок был разработан пешеходный маршрут «История одного квартала».

 Архангельский колледж культуры находится в квартале, ограниченном Троицким проспектом, улицами Логинова и Садовой и набережной Северной Двины. Общая протяжённость маршрута – около одного километра. В хорошую погоду и при достаточном резерве времени маршрут может быть удлинен на 500 метров (250 метров по набережной до улицы Попова и обратно). Продолжительность экскурсии – полтора-два часа.

Цель экскурсии – воспитание патриотизма через осознание роли Архангельска в истории страны.

Во время экскурсии осуществляется актуализация знаний, полученных на уроках по  дисциплинам «История России», «История отечественной культуры», «Социально-культурная деятельность»; происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие студентов; формируется умение организовать досуг, наполнить новым содержанием привычные ежедневные действия (путь на учёбу или работу). Наконец, привычка совершать пешие прогулки является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни.

Экскурсия может быть приурочена к праздничным или памятным датам (Международный день туризма, День города, День Победы и др.) или войти в программу ежегодной студенческой научно-практической конференции «Культура Поморского Севера».

Полный текст экскурсии не публикуется по следующим причинам: во-первых, для каждого учебного заведения или учреждения следует разработать свой уникальный маршрут; во-вторых, экскурсия по данному маршруту может иметь несколько тематических вариантов.

Приведённая ниже таблица представляет собой модульную схему-конспект, на основании которой создаётся конкретный вариант экскурсии. Объекты показа сгруппированы в этой схеме по тематическим рубрикам. Некоторые объекты закономерно включены в 2 или 3 рубрики, поскольку в исторических зданиях находятся современные учреждения.  Одно только их перечисление даёт представление о том, насколько насыщенным может быть рассказ: у  каждого здания или учреждения – своя история, которая является частью истории города и страны.

Само возникновение города, его жизнь в прошлом и настоящем неразрывно связаны с рекой, поэтому Северную Двину, безусловно, можно назвать главной улицей города-порта. Часть экскурсионного маршрута проходит по набережной Северной Двины, откуда хорошо просматриваются острова, которые являются частью территории города (Кегостров, Мосеев остров, Соломбальские острова), и ненаселённые острова дельты.

Объекты, включённые в удлиненный вариант маршрута, отмечены знаком*.

 

Тематические рубрики

Объекты показа и краткие комментарии

Корпуса Архангельского колледжа культуры

 

Корпус №1

бывший университет марксизма-ленинизма

Корпус №2 

бывший «Архангельскгражданпроект»

Особенности архитектуры, связанные с первоначальной функцией зданий

Архангельск – первый морской порт России, колыбель отечественного кораблестроения

 

Дельта Северной Двины.

Первая российская государственная судоверфь, основанная Петром I (Судоремонтный завод «Красная Кузница»).

Морской арктический институт им. капитана В.И.Воронина – первая мореходка страны

Исторические здания Немецкой слободы

 

Немецкая слобода – район, в котором селились выходцы из европейских стран.

Сахарный завод В.Брандта.

Особняк Рени–Шарвина.

Лютеранская церковь Св. Екатерины.

*Дом А.Суркова и здание пивзавода.

*Усадьба Вайтед.

Архангельск – город многоконфессиональный

 

Успенская церковь (православная).

Армянский хачкар.

Шпиль лютеранской церкви (кирхи).

Место, где находилась католическая церковь.

Архангельск в годы интервенции

Здание, в котором располагался американский госпиталь.

Архангельск в годы Великой Отечественной войны. Северные конвои союзников 1941 – 1945 гг.

Памятник адмиралу Н.Г.Кузнецову.

Завод «Красная Кузница».

Аэропорт Кегостров – первый аэропорт Архангельска.

Маршрут от порта Экономия до аэропорта Кегостров по Северной Двине.

Скульптуры

Памятник адмиралу Н.Г.Кузнецову.

Памятник Петру и Февронии.

Гипсовые скульптуры спортсменов в 50-70 гг ХХ века (в настоящее время утрачены, показ мест и фотографий). Всего существовало 8 скульптур в пределах маршрута экскурсии.

Учреждения культуры, радио и телевидение

 

Архангельская областная научная библиотека им. Добролюбова.

Архангельский областной молодежный театр.

Первая архангельская телебашня.

*Камерный зал Поморской филармонии.

*Детская школа искусств №42 «Гармония».

*Телерадиокомпания «Поморье».

Типы жилых домов

 

Сталинки и их жители (Е.С.Коковин, А.Я.Колотилова).

Хрущёвки – самый крупный социальный проект советского периода.

Спортивные сооружения

 

Стадион «Динамо» (бывший Александровский/ Летний сад). 

Плавательный бассейн «Водник».

Яхт-клуб – один из старейших в России.

Учебные заведения

 

Гимназия №14 им. Я.И.Лейцингера.

Архангельский колледж культуры и искусства.

Морской арктический институт им. капитана В.И.Воронина.

*Детская школа искусств №42 «Гармония».

 

Из приведённой схемы видно, что небольшой фрагмент центральной части города даёт повод поделиться со студентами столь большим объёмом информации, что рассказать «всё обо всём» за полтора-два часа не представляется возможным. Зато есть возможность провести несколько тематических экскурсий, выбирая в качестве главной темы 2-3 из перечисленных выше рубрик.

Надеюсь, что коллегам-преподавателям пригодится идея проведения подобных экскурсий в одном квартале своего города и способ составления модульного плана-конспекта. Возможно, кому-то из педагогов захочется побывать в Архангельске с группой школьников или студентов. Добро пожаловать!

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.