Статья «История одного квартала. Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы»
История одного квартала
(Экскурсия как форма учебно-воспитательной работы)
Выезд или выход на экскурсию с группой студентов, школьников или воспитанников детского сада – дело полезное и увлекательное. Экскурсию можно заказать в турагентстве, а можно разработать самостоятельно.
Специально для студентов Архангельского колледжа культуры автором этих заметок был разработан пешеходный маршрут «История одного квартала».
Архангельский колледж культуры находится в квартале, ограниченном Троицким проспектом, улицами Логинова и Садовой и набережной Северной Двины. Общая протяжённость маршрута – около одного километра. В хорошую погоду и при достаточном резерве времени маршрут может быть удлинен на 500 метров (250 метров по набережной до улицы Попова и обратно). Продолжительность экскурсии – полтора-два часа.
Цель экскурсии – воспитание патриотизма через осознание роли Архангельска в истории страны.
Во время экскурсии осуществляется актуализация знаний, полученных на уроках по дисциплинам «История России», «История отечественной культуры», «Социально-культурная деятельность»; происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие студентов; формируется умение организовать досуг, наполнить новым содержанием привычные ежедневные действия (путь на учёбу или работу). Наконец, привычка совершать пешие прогулки является неотъемлемым компонентом здорового образа жизни.
Экскурсия может быть приурочена к праздничным или памятным датам (Международный день туризма, День города, День Победы и др.) или войти в программу ежегодной студенческой научно-практической конференции «Культура Поморского Севера».
Полный текст экскурсии не публикуется по следующим причинам: во-первых, для каждого учебного заведения или учреждения следует разработать свой уникальный маршрут; во-вторых, экскурсия по данному маршруту может иметь несколько тематических вариантов.
Приведённая ниже таблица представляет собой модульную схему-конспект, на основании которой создаётся конкретный вариант экскурсии. Объекты показа сгруппированы в этой схеме по тематическим рубрикам. Некоторые объекты закономерно включены в 2 или 3 рубрики, поскольку в исторических зданиях находятся современные учреждения. Одно только их перечисление даёт представление о том, насколько насыщенным может быть рассказ: у каждого здания или учреждения – своя история, которая является частью истории города и страны.
Само возникновение города, его жизнь в прошлом и настоящем неразрывно связаны с рекой, поэтому Северную Двину, безусловно, можно назвать главной улицей города-порта. Часть экскурсионного маршрута проходит по набережной Северной Двины, откуда хорошо просматриваются острова, которые являются частью территории города (Кегостров, Мосеев остров, Соломбальские острова), и ненаселённые острова дельты.
Объекты, включённые в удлиненный вариант маршрута, отмечены знаком*.
Тематические рубрики |
Объекты показа и краткие комментарии |
Корпуса Архангельского колледжа культуры
|
Корпус №1 бывший университет марксизма-ленинизма Корпус №2 бывший «Архангельскгражданпроект» Особенности архитектуры, связанные с первоначальной функцией зданий |
Архангельск – первый морской порт России, колыбель отечественного кораблестроения
|
Дельта Северной Двины. Первая российская государственная судоверфь, основанная Петром I (Судоремонтный завод «Красная Кузница»). Морской арктический институт им. капитана В.И.Воронина – первая мореходка страны |
Исторические здания Немецкой слободы
|
Немецкая слобода – район, в котором селились выходцы из европейских стран. Сахарный завод В.Брандта. Особняк Рени–Шарвина. Лютеранская церковь Св. Екатерины. *Дом А.Суркова и здание пивзавода. *Усадьба Вайтед. |
Архангельск – город многоконфессиональный
|
Успенская церковь (православная). Армянский хачкар. Шпиль лютеранской церкви (кирхи). Место, где находилась католическая церковь. |
Архангельск в годы интервенции |
Здание, в котором располагался американский госпиталь. |
Архангельск в годы Великой Отечественной войны. Северные конвои союзников 1941 – 1945 гг. |
Памятник адмиралу Н.Г.Кузнецову. Завод «Красная Кузница». Аэропорт Кегостров – первый аэропорт Архангельска. Маршрут от порта Экономия до аэропорта Кегостров по Северной Двине. |
Скульптуры |
Памятник адмиралу Н.Г.Кузнецову. Памятник Петру и Февронии. Гипсовые скульптуры спортсменов в 50-70 гг ХХ века (в настоящее время утрачены, показ мест и фотографий). Всего существовало 8 скульптур в пределах маршрута экскурсии. |
Учреждения культуры, радио и телевидение
|
Архангельская областная научная библиотека им. Добролюбова. Архангельский областной молодежный театр. Первая архангельская телебашня. *Камерный зал Поморской филармонии. *Детская школа искусств №42 «Гармония». *Телерадиокомпания «Поморье». |
Типы жилых домов
|
Сталинки и их жители (Е.С.Коковин, А.Я.Колотилова). Хрущёвки – самый крупный социальный проект советского периода. |
Спортивные сооружения
|
Стадион «Динамо» (бывший Александровский/ Летний сад). Плавательный бассейн «Водник». Яхт-клуб – один из старейших в России. |
Учебные заведения
|
Гимназия №14 им. Я.И.Лейцингера. Архангельский колледж культуры и искусства. Морской арктический институт им. капитана В.И.Воронина. *Детская школа искусств №42 «Гармония». |
Из приведённой схемы видно, что небольшой фрагмент центральной части города даёт повод поделиться со студентами столь большим объёмом информации, что рассказать «всё обо всём» за полтора-два часа не представляется возможным. Зато есть возможность провести несколько тематических экскурсий, выбирая в качестве главной темы 2-3 из перечисленных выше рубрик.
Надеюсь, что коллегам-преподавателям пригодится идея проведения подобных экскурсий в одном квартале своего города и способ составления модульного плана-конспекта. Возможно, кому-то из педагогов захочется побывать в Архангельске с группой школьников или студентов. Добро пожаловать!