Внеклассное мероприятие для 10 класса на тему «Математический случай»
Цели: сформировать навыки рассуждения; развивать логическое мышление учащихся; повышать интерес к математике; воспитывать отзывчивость, дружелюбие, взаимопомощь, уважение к соперникам.
Оборудование: конверт с номерами заданий, два конверта с наборами геометрических фигур.
Предварительная работа.
Учащиеся формируют две команды. Каждой команде необходимо: выбрать капитана, придумать название и девиз; представить команду – в произвольной форме; подготовить по два вопроса для своих соперников.
Ход мероприятия.
I. Организационный момент.
II.
1. На сцену приглашается первая команда. Участникам необходимо представить себя (в произвольной форме).
1 – я команда «Логарифмы», капитан команды - ________________.
Для участников 1 – й команды проводится 1-й гейм «Дальше, дальше…». (вторая команда не должна слышать вопросы). Один правильный ответ – 1 балл.
2. На сцену приглашается вторая команда. Участники представляются.
2-я команда «Иксы», капитан команды - _________________.
Для участников 2-й команды проводится 1-й гейм «Дальше, дальше…» (задаются те же вопросы, что и первой команде).
Вопросы.
- Утверждение, не требующее доказательства.
- Прямые бывают перпендикулярные, параллельные и …
- Сколько граней имеет тетраэдр?
- Сколько граней имеет параллелепипед?
- Сколько рёбер имеет тетраэдр?
- Сколько вершин имеет тетраэдр?
- Сколько оснований имеет параллелепипед?
- Сколько рёбер имеет параллелепипед?
- Сколько вершин имеет параллелепипед?
- Сколько оснований имеет тетраэдр?
- Сколько диагоналей имеет параллелепипед?
- Сколько диагоналей имеет тетраэдр?
3. 2-й гейм «Заморочки из бочки».
Участникам команд предлагается по очереди выбирать кружочки с номерами вопросов на слайде. Один правильный вопрос – 3 балла.
Вопросы.
- Мужик пошел на базар и купил там лошадь за 50 рублей. Но вскоре он заметил, что лошади подорожали, и продал ее за 60 рублей. Потом он сообразил, что ехать ему не на чем, и купил ту же лошадь за 70 рублей. Затем он задумался, как бы не получить от жены нагоняй за такую дорогую покупку, и продал ее за 80 руб. Что он заработал в результате манипуляций? (Ответ:-50+60-70+80=20)
- Даны шесть стаканов, расположенных в один ряд: три заполненных наполовину водой, три – пустых. Взяв в руку только один стакан, сделать так, чтобы пустые и полные стаканы чередовались. (Ответ: взять второй стакан, перелить воду в пятый стакан, второй стакан поставить на место)
- Собака была привязана к десятиметровой веревке, а прошла по прямой двести метров. Как ей это удалось? (Ответ: Её веревка не была ни к чему привязана)
- Какой знак нужно поставить между 4-мя и 5-ю, чтобы результат оказался больше 4-х и меньше 5-ти? (Ответ: Запятую)
- Чтобы распилить бревно на три части, требуется 12 мин. Сколько минут потребуется, чтобы распилить бревно на 4 части? (Ответ: 18)
- У квадратного стола отпилили один угол по прямой линии. Сколько теперь углов у стола? (Ответ: Пять)
- Сколько всего прабабушек и прадедушек было у всех твоих прабабушек и прадедушек? (Ответ: 64)
- Два барсука – отца и два барсука – сына отправились по ягоды. Каждый набрал по лукошку и принёс домой. А лукошек оказалось три. Почему? (Ответ: дед, отец, сын)
4. 3-й гейм «Ты мне, я тебе».
Команды задают друг другу вопросы, подготовленные дома. Один правильный ответ – 2 балла.
5. 4-й гейм «Тёмная лошадка».
Участники игры (командам) предлагается текст, по которому им необходимо догадаться о ком идёт речь и назвать героя игры. Герой игры задаёт игрокам вопрос. Та команда, которая первой и правильно ответит на вопрос, зарабатывает 5 баллов.
Вопрос.
Согласно легенде, Евклид был дерзок с владыкой Александрии и всего Египта, царём Птолемеем. Когда монарх начал изучать геометрию, у него возникли трудности. Не привыкший встречать затруднения, царь вызвал Евклида и спросил, нет ли какого-то особого, доступного лишь правителям способа усвоить эту науку. Что ответил Евклид? (Царской дороги в математике нет)
6. 5-й гейм. Конкурс капитанов.
Конкурс капитанов состоит из двух частей: практической и теоретической.
Практическая часть.
Капитаны команд должны с завязанными глазами начертить тетраэдр. Максимум – 3 балла.
Теоретическая часть.
Так, кто быстрее и правильно ответит на вопрос, получит 5 балов.
Вопрос. Греческий философ и математик, живший в 3 веке до нашей эры, автор 13-ти томного труда (труд называется «Начала»), в котором была изложена вся известная к тому времени геометрия.
7. 6-й гейм. «Кто быстрее».
Каждой команде даётся по конверту с геометрическими фигурами. Задание необходимо из всех фигур составить один квадрат. Команде, составившей квадрат присуждается 5 баллов.
III. Подведение итогов.
Жюри подводит итоги. Команда победительница награждается дипломом 1 степени. Другая команда награждается дипломом 2 степени.
Источники
https://azbyka.ru/deti/logicheskie-i-zanimatelnye-zadachi
Ю.В. Нестеренко, С.Н. Олехник, М.К. Потапов «Задачи на смекалку», М.: Дрофа, 2005
www.pedsovet.su (шаблон презентации)
Презентация к мероприятию "Математический случай"
PPTX / 975.72 Кб
Семяшкина Ирина Васильевна