Внеклассное мероприятие на тему: А. С. Пушкин «Что за прелесть эти сказки!»
Тема: А. С. Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
Цель:
Обобщение знаний учащихся по сказочному творчеству А.С.Пушкина
Ознакомление в процессе игры с произведениями музыкального и изобразительного искусства, повторение уже известных произведений, созданных по мотивам сказок А.С.Пушкина
Воспитание уважения, любви к русской литературе, патриотизма.
Воспитание умений командного взаимодействия, создания и сохранения эмоционально-волевой атмосферы.
Развитие у учащихся интереса к творчеству А.С.Пушкина творческих способностей, памяти, логического и творческого мышления, внимания, речи.
Задачи:
Повторить сказки русского писателя А.С.Пушкина
Повторить особенности жанра сказки
Познакомить учащихся с произведениями других видов искусств, созданных по мотивам сказок Пушкина (творчество русских художников, композиторов)
Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
Воспитывать командный дух во время игры, позитивное соперничество, лидерские качества
Развивать память, внимание, речь, логическое и творческое мышление.
Оборудование урока: рисунки учащихся к сказкам Пушкина (выставка), музыкальное оформление, медиапроектор, компьютер, экран, портрет А.С. Пушкина, выставка детских работ из разных материалов «Мой любимый сказочный герой», Иллюстрации художников к сказкам А.С. Пушкина, книги со сказками А. С. Пушкина. Плакат со словами:
« Это Пушкин. Это чудо.
Это прелесть без конца.
В нашей жизни вечно будут
Этих сказок голоса»
Ход мероприятия:
Ход мероприятия:
«….Сказки Пушкина мы знаем:
Любим очень и читаем,
Изучаем наизусть.
В них живет наш русский дух!
Мы со многими знакомы,
Познакомим с ними Вас…
Будут чудеса твориться
Прямо здесь…и прям сейчас….!»
(Г. Макогоненко)
6 июня, наша большая страна каждый год отмечает день рождение величайшего русского поэта, драматурга Александра Сергеевича Пушкина.
При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте.
А.С. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. С самых ранних лет. Он входит в наше сознание с самого детства, пленяя душу ребенка чудесной сказкой с синим Лукоморьем, морскими богатырями, таинственной золотой рыбкой, озорным и лукавым работником Балдой.
Ученик (на фоне музыки):
По-русски говорим мы с детства,
Но волшебство знакомых слов
Мы обретаем, как наследство,
В сиянье пушкинских стихов.
Поэт не стал далёкой тенью,
Святыней, отданной в музей.
Живет доселе он в твореньях,
Любимый друг для взрослых и детей
Слайд
Учитель: Сказка – был один из любимых жанров А.С.Пушкина. Простонародные сказки его няни он ставил в один ряд с “высокими” литературными жанрами: “Что за прелесть эти сказки, каждая есть поэма!” - и советовал молодым писателям читать сказки, чтобы “видеть свойства нашего русского языка”. Даже в его повестях, романах и несказочных поэмах нередко сквозят сказочные мотивы и сюжеты.
Слайд
Сказки А.С. Пушкина не являются точным переложением народных сказок, и лишь немногое из этих сказок попало в его стихотворные сказки. Большая же часть заимствована им из немецких сказок братьев Гримм, например: “Белоснежка”, “Снегурочка” стали “Сказкой о мертвой царевне”. Выбирая занимательный сказочный сюжет и переделывая его свободно во вкусе русских народных сказок, А.С. Пушкин совершенно не заботился о подлинности рассказываемых сказок.
Отец поэта - Сергей Львович Пушкин был потомок знатного рода. Любил литературу, был дружен с известными тогда русскими писателями, собрал большую библиотеку.
Надежда Осиповна Пушкина – мать поэта. Была образована, остроумна, хороша собой, любила развлечения и блистала на балах
Ведущий:
Крепостная няня Арина Родионовна стала настоящей воспитательницей и самой близкой его сердцу человеком.
слайд
Няня – простая русская женщина, она первая познакомила Пушкина с русскими сказками.
слайд
Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня. Арина Родионовна слышала эти сказки от других людей, любила придумывать сама.
Многие рассказы он записывал, а потом использовал в своих сказках
Ведущий
Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает ее. (6 слайд)
- Звучит звук ветра
Учитель:
Ветер по морю гуляет,
Дует в паруса.
Никогда не перестанем
Верить в чудеса.
Где царевна оживает
Злу наперекор,
Где красавиц похищает
Мрачный Черномор,
Где Балда с чертями спорит,
Белочка поет,
Где разбитые корыта
Рыбка раздает,
Где шумит волна морская,
Нас туда зовет
Лукоморье, цепь златая
И ученый кот.
Слайд
Я предлагаю вам поучаствовать в сказочной викторине :»Путешествие по сказкам А .С .Пушкина»……….
Викторина с ответами «Лучший знаток сказок А.С. Пушкина»
1. Где жили старик со старухой?- У моря.
2. Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? – Петушка.
3. Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? – Зайчишку.
4. Кто стал мужем Людмилы? – Руслан.
5. У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? – У зеркальца.
6. Какое животное в одной из сказок пело песенки и грызло орешки? – Белочка.
7. С кем гуляла в лесу бурая медведиха? – С медвежатами.
8. Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.
9. Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.
10. С кем Балда соревновался на море? – С чертёнком.
11. Какой предмет на лице карла Черномора является самым дорогим и ценным? – Борода.
12. Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.
13. Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.
14. Кто заплакал горькими слезами, узнав о гибели медведихи? – Медведь.
15. Какую плату потребовал Балда у попа за выполненную работу? – Три щелчка по лбу.
16. Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.
17. Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? – Царь умер.
18. Где богатырь Руслан нашёл волшебный меч? – Под головой.
19. К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.
20. Откуда появились 33 богатыря в царстве князя Гвидона? – Из моря-океана.
21. Что сделал мужик с убитой медведихой? – Из шкуры шубу старухе.
22. Что умело делать волшебное зеркальце? – Говорить.
23. В каких насекомых превращался князь Гвидон? – В комара, шмеля, муху.
24. Чем было опасно румяное яблоко старушки? – Оно отравленное.
25. Какое животное Балда мог пронести между ног? – Лошадь.
26. Закончи знаменитую фразу из сказки А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? – Урок.
27. Какой предмет помог Людмиле спрятаться от карла Черномора? – Шапка – невидимка.
28. С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? – Ударился о гроб и разбил его.
29. Сколько лет жили вместе старик со старухой? – 30 лет и 3 года.
30. Сколько сыновей было у царя Дадона? – 2 сына.
Практическая работа « Рисуем сюжеты сказок А. Пушкина»
Итог мероприятия: награждение ребят книжками А.С Пушкина.
Литература и источники сети Интернет
Журнал « Начальная школа» № 5 1999 г М. « Просвещение»
Журнал « Педсовет» № 5 2003 г М., « Просвещение»
Поляков Александр Васильевич
Галина Владимировна