Внеклассное мероприятие по литературе «В гостях у Елизаветы Алексеевны Арсеньевой» (5–6 классы)
Внеклассное мероприятие по литературе «В гостях у Елизаветы Алексеевны Арсеньевой» (по творчеству М.Ю.Лермонтова)
для обучающихся 5-6 классов.
Ионина Ольга Анатольевна,
учитель русского языка и
литературы МБОУ «Коношеозерская СШ».
Цель: углубление знаний о детстве М.Ю. Лермонтова; развитие интереса к личности и творчеству поэта; раскрытие колорита эпохи, в которую жил поэт; расширение эмоциональной сферы учащихся.
Задачи:
-ознакомить детей с фактами биографии М.Ю.Лермонтова;
-вызвать чувство соучастия, сопереживания судьбе поэта;
-развивать умение выразительного чтения стихотворений.
Оборудование: мультимедийная презентация (содержит кадры из художественного фильма «Лермонтов»), музыкальное сопровождение, портрет Е.А.Арсеньевой, аудиозапись с голосом Е.А.Арсеньевой (озвучивает учитель).
Ход мероприятия:
(Звучит песня на стихи М.Ю.Лермонтова «Ангел», на доске висит портрет Е.А.Арсеньевой.)
Ведущий:
Ребята, мы получили необычное приглашение из ХIХ века! Сегодня нас приглашает в гости Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка знаменитого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Бабушка всю жизнь была для него самым близким и родным человеком, поэтому кто как не она сможет рассказать нам о своём любимом внуке. Итак, мы переносимся в пензенскую усадьбу Тарханы, где прошло детство маленького Миши Лермонтова.
(Дети рассаживаются на стулья перед портретом Е.А.Арсеньевой. Включается аудиозапись с голосом Е.А.Арсеньевой)
(Слайд 2, слайд 3)
Елизавета Алексеевна:
Здравствуйте, мои юные друзья. Я рада видеть вас у себя в гостях. Вижу, вы смотрите на меня с любопытством. Конечно, вам не терпится узнать побольше о великом русском поэте Лермонтове… Ах, а для меня он навсегда останется моим маленьким Мишелем. Ну что же, я готова вам рассказать много интересного.
Миша родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября. (слайд 4). Я настояла, чтобы младенец был наречен Михаилом, в память покойного деда. Как только установился санный путь, мы переехали в наше имение Тарханы, что в Пензенской губернии. Жилось нам там невесело. Моя дочь Мария Михайловна была тяжело больна, а с Мишиным отцом, Юрием Петровичем, мы так и не смогли поладить. Мария отдавала малютке-сыну всю свою любовь ( слайд 5).
С двух лет Мишель любил говорить в рифму. Уйдет, бывало, Мария из комнаты, а он сядет на ковер около двери и ждет ее, ждет, а потом скажет:
Что же мама не идет?
Ведь Мишель все ждет и ждет…
Его первое воспоминание связано с ней: ему два с половиной, и он на постели играет в игрушки. А мама стоит у окна, смотрит на унылую осеннюю природу и поет печальную песню. А Мишенька слушает мамину песню, и так на душе его сладко, грустно и одиноко, что он тихо плачет. Если же Мария переставала петь, он сразу просил:
– Мама, мамочка, голубчик, спой, пожалуйста, еще.
И она снова пела (слайд6).
Когда Мише было два с небольшим года, его мамы не стало. Однажды Миша долго звал маму, но каждый раз в его комнату входила или я, или няня Христина Осиповна. Обе мы были заплаканные, а он на нас обижался:
– Ты, пожалуйста, уйди! Мама, мамочка, приди!
– Мамочка твоя больше не придет никогда, ее к себе на небо Боженька взял, – объясняли мы ему.
Но он не хотел слушать:
– Взял, так пусть вернет! Это моя мамочка.
Долго он не мог понять, что мамы уже никогда больше не будет.
Мишин отец уехал в свое имение. С большим трудом мне удалось уговорить его оставить Мишеньку у меня. (слайд 6). Я окружила его заботой и любовью, но он остро чувствовал своё одиночество. Об этом есть его стихотворение. Он написал его в 17 лет. Прочите, пожалуйста (слайд 7):
Чтец 1:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец.
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском,
Младая ветвь на пне сухом; —
В ней соку нет, хоть зелена, —
Дочь смерти — смерть ей суждена!
(слайд 8)
Елизавета Алексеевна:
Ах, как я любила его! Он был смыслом моего существования! Миша рос болезненным и чутким ребёнком. Очень рано научился говорить, наблюдать окружающее, но ходить начал только в четырехлетнем возрасте. Няня Христина Осиповна обучила Мишу немецкому языку, его гувернёр Капэ говорил с ним на французском, позже Мишель выучил латынь и английский.
Ведущий: Ребята, как вы поняли, Михаил Юрьевич Лермонтов был очень образованным человеком. А каковы ваши знания? Я предлагаю вам выполнить несколько заданий. Разделитесь на 3 группы.
Задание для 1 группы. Вам предстоит подумать и ответить: кто такой гувернёр? Здесь (на карточках) описаны несколько разных профессий XIX века. Выберите нужное и дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
Задание для 2 группы. На карточках даны названия и толкования письменных принадлежностей, которыми пользовались в XIX веке. Вам нужно их правильно соотнести.
Задание для 3 группы. Вам предлагаются карточки с названиями учебных предметов. Вы должны выбрать только те, которые изучались в XIX веке.
(Ребята выполняют задания. Проверка правильности)
Ведущий: продолжаем слушать рассказ Елизаветы Алексеевны. Дальше она расскажет нам о любимых играх и развлечениях своего внука.
Елизавета Алексеевна:
Я старалась, чтобы ему было не скучно расти. Однажды я приказала, чтобы к дому для игры привели маленького олененка и лосенка.
Миша быстро подружился с ними и кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Но через года полтора олень так стал лягаться во время игры, так бодать людей своими огромными рогами, что многие стали от него прятаться. Да и лось тоже стал опасным, и поэтому их отвели в лес.
(слайд 9)
Из Москвы я выписала ему крошечную черкесскую лошадку. Ему сделали детское седло, и он стал носиться верхом на ней по поместью, а я смотрела в окно, очень переживала, постоянно крестилась, тихо повторяла слова молитвы, чтобы Бог поберег моего внука, но лошадку не отнимала…
(слайд 10)
Дети, может быть, вы хотите что-нибудь спросить? Я отвечу на все ваши вопросы.
-Скажите, а чем еще любил заниматься Ваш внук?
Елизавета Алексеевна:
Он прекрасно рисовал. Многие из моих гостей прочили ему будущее великого живописца. До того славно получались у него пейзажи! Взгляните, я сохранила многие рисунки Мишеля (слайд 11, 12,13).
А какие фигуры Мишенька лепил из снега и воска! Ко дню ангела он вылепил для меня из цветного воска композицию, изображавшую охоту на зайцев. Подлинное произведение искусства! Фигурки как живые! И верховые, и гончие!
(слайд 14)
Но более всего Мишелю нравилось играть в военные баталии. Я поселила в доме несколько крепостных мальчиков, которым было столько же лет, и они вместе строили крепости, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Мишенька верхом на своей лошадке, а рядом с ним с игрушечными ружьями бежали его соратники, его верные воины. Думаю, вы тоже любите играть. Я предлагаю вам поиграть в старинную игру, очень популярную в XIX веке. Она называется «Крылышко».
Игра «Крылышко». Дети встают в круг, плотно друг к другу. Выбирается «водырь» (сейчас мы называем его «водящий», а дети даже сейчас часто говорят по-старинке с ударением на первом слоге - «вОда»). Он становится в центр круга. Игроки передают друг другу за спиной «крылышко» при этом приговаривают:
Ах, крылышко, торопись,
Не запнись и не сорвись,
Не гляди из-под стола,
А то будет беда.
Передавать предмет надо так, чтобы водящий не догадался, у кого сейчас «крылышко». Поэтому игроки, даже не имея крылышка, делают вид, что его передают, перемигиваются друг с другом и всячески пытаются запутать водящего.
На последнее слово в тексте (это слово «беда») «крылышко» останавливается у одного из игроков. Задача водящего угадать, у кого находится крылышко, где оно остановилось.
Если он отгадал, то этот игрок с крылышком в руках в следующей игре становится водящим.
Елизавета Алексеевна: Какие у вас еще вопросы, мои юные гости?
-А с какого возраста Михаил Юрьевич начал писать стихи?
Елизавета Алексеевна:
Мне кажется, с рождения! Бывало, привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает маленький Миша ее пение и скажет:
Эта птичка хороша,
У нее поет душа.
А настоящие стихотворения он начал писать с 14 лет. Прочтите, пожалуйста, одно из них:
(слайд 15)
Чтец 2:
И вижу я себя ребёнком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;
Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд,
А за прудом село дымится – и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.
И странная тоска теснит уж грудь мою…
(слайд 16)
Елизавета Алексеевна:
Мишель с детства был очень мечтательным и задумчивым ребенком. Часто он погружался в меланхолию, замыкался в себе, увлекаясь «грёзами души». В его сердце жили рядом чувство отчуждённости среди людей и непреодолимая жажда родной души, такой же одинокой, близкой ему. Миша подолгу засматривался на луну, облака. О чём думал он? О чем мечтал?
Сохранилось много воспоминаний о нём, прочитайте некоторые из них, и тогда, быть может, вы лучше поймете личность и характер моего внука.
(слайд 17)
Чтец 3:
Из воспоминаний Акима Павловича Шан-Гирея, дальнего родственника Михаила Юрьевича Лермонтова, прожившего в доме Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, более двух лет. «…Мне живо помнится смуглый, с черными блестящими глазками, Мишель в зелёной курточке с клоком белокурых волос надо лбом, резко отличавшихся от прочих, черных как смоль….Зимой мы разбивались на два стана и перекидывались снежными комьями; на плотине с сердечным замиранием смотрели, как православный люд, стена на стену сходился на кулачки, и я помню, как расплакался Мишель, когда Василий садовник выбрался из свалки с губой, рассеченною до крови…»
Чтец 4:
Из воспоминаний Михаила Антоновича Пожогина-Отрашкевича:
«Лермонтов был ребенком слабого здоровья, что, впрочем, не мешало ему быть бойким, резвым и шаловливым. Учился прилежно, имел особенную способность и охоту к рисованию, но не любил сидеть за уроками музыки. В нем обнаруживался нрав добрый, чувствительный, с товарищами детства был обязателен и услужлив, но вместе с этими качествами в нем особенно выказывалась настойчивость».
(слайд 18)
Елизавета Алексеевна:
Многие говорили мне о том, что я слишком балую Мишеля, и это дурно отражается на его характере, что он упрям и своенравен. Но меня можно понять, ведь он мой единственный внук. Он один свет очей моих, все мое блаженство в нем. И с его стороны я видела безграничную любовь. Я храню его письма, каждое из них заканчивается словами : «Прощайте, милая бабушка, будьте здоровы и покойны; целую ваши ручки, прошу вашего благословения и остаюсь покорный вам внук».
Его жизнь оборвалась так рано, так трагически! Но он обрел бессмертие в своем литературном творчестве. Его стихи и прозу будут читать всегда, сколько бы веков не минуло.
Я очень рада, что сегодня вы побывали у меня в гостях. Надеюсь, что вы узнали много нового о детстве моего внука – великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.
(слайд19-21)
Чтец 5:
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
В минувшее проникнув, различить
В ней мало дел мы можем, в цвете лет
Она души не будет веселить.
Мне нужно действовать, я каждый день
Бессмертным сделать бы желал, как тень
Великого героя, и понять
Я не могу, что значит отдыхать.
Всегда кипит и зреет что-нибудь
В моем уме. Желанье и тоска
Тревожат беспрестанно эту грудь.
Но что ж ? Мне жизнь все как-то коротка,
И все боюсь, что не успею я
Свершить чего-то!..
(слайд 22)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Лермонтов М.Ю. Стихотворения; Поэмы.-М., Худож. лит., 1984.
Мануйлов В.А. М.Ю.Лермонтов.- М., Ленинград: Просвещение, 1964.
День за днём, книга за книгой [ Электронный ресурс]: http://kraevushka.livejournal.com/503722.html
Лермонтов М.Ю. [ Электронный ресурс]: http://www.mlermontov.ru/childhood
Лермонтов М.Ю. [ Электронный ресурс]: http://lermontov.info/pisma_lermontova/arsenevoy7.shtml
Скабичевский А.М.
Лермонтов М.Ю. Его жизнь и литературная деятельность
Биографический очерк[ Электронный ресурс]: http://dugward.ru/library/lermontov-gzl.html#perv
Фундаментальная электронная библиотека. Русская литература и фольклор [ Электронный ресурс]: http://feb-web.ru/feb/lermont/texts/lerm04/vol04/l44-535-.htm
Петренко Наталья Борисовна