Внеклассное мероприятие по теме «Мой край родной»

6
0
Материал опубликован 3 May 2023 в группе

Внеклассное мероприятие по теме «Мой край родной»


Автор: Саламатова Альфия Гаптельфартовна, учитель математики, классный руководитель.

Организация: КОГОБУ ШИ ОВЗ с. Цепочкино Уржумского района.

Класс: 6, возраст 12-14 лет.

Тема занятия: «Мой край родной».

Цель:

Приобщение обучающихся к истокам отечественной истории и культуры

родного края.

Задачи:

1. Расширить и углубить знания обучающихся о родном крае.

2. Способствовать развитию связной речи, логического мышления, творческих способностей, привитию интереса к чтению.

3. Способствовать воспитанию любви к родной стране, родному краю.

Формирующиеся ценности:

Любовь к малой Родине, историческая память и самореализация в познавательной и практической деятельности.

Время реализации мероприятия: 45 минут.

Формы организации работы обучающихся: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Оборудование и техническое обеспечение: телевизор, компьютер, листы с текстом для выступления групп, рисунки к выставке «Мой край родной», листы с пословицей и бумажные голуби (по числу обучающихся).

Комплект материалов:

1. Презентация «Мой край родной», автор – составитель Саламатова А.Г.

https://cloud.mail.ru/public/B5nJ/4swTECWe9

2. Реферат на тему: «Село Цепочкино – моя малая Родина». Работа первой группы обучающихся 6 класса. https://cloud.mail.ru/public/cwke/aCipVSKTc

3. Реферат на тему: «Выдающийся уроженец Вятской Губернии - Сергей Миронович Киров». Работа второй группы обучающихся 6 класса.

https://cloud.mail.ru/public/TuX9/dUqG7AnV8

4. Реферат на тему: «Жизнь и творчество Николая Алексеевича Заболоцкого». Работа третьей группы обучающихся 6 класса.

https://cloud.mail.ru/public/irvZ/s9rCwy9xy

5. Видеоролик. Артемьев С. «Село Цепочкино». https://cloud.mail.ru/public/HocV/eq81hejn6

Введение.

В нашей Цепочкинской школе, как во всех школах России учебная неделя в сентябре началась с классного часа «Разговоры о важном». Внеурочное занятие в 6 классе проводилось по теме «Что мы Родиной зовём?». Ребятам понравилась эта тема, и мы решили продолжить изучение своего родного края. Обучающиеся в наш класс приезжают из города Уржума и Уржумского района, поэтому для изучения были выбраны разные населенные пункты. После просмотра многочисленных презентаций и видеороликов, проведенных бесед и обсуждений класс поделился на три группы (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающиеся). Были выбраны для работы следующие темы: «Село Цепочкино – моя малая Родина» (1 группа), «Выдающийся уроженец Вятской Губернии - Сергей Миронович Киров» (2 группа), «Жизнь и творчество Николая Алексеевича Заболоцкого» (3 группа). Работы групп были организованы в режиме работы долгосрочного проекта (с сентября по апрель все группы работали с помощью учителя). Ребята наблюдали за сезонными изменениями природы родного края, фотографировали, рисовали рисунки и вели записи своих наблюдений. В поисках информации по выбранным темам посещали школьную, сельскую и городскую библиотеки, а так же посетили два музея в городе Уржуме. Разыскивали информацию в сети Интернет. Все собранные материалы трёх групп реши объединить и сделать свою книгу «Мой край родной». Продуктам проекта стала книга «Мой край родной», в которую вошли рефераты (находятся в кабинете и доступны для всех обучающихся школы), рисунки (использовали для проведения мероприятия и участвовали в конкурсе рисунков) и фотографии (использовали для проведения мероприятия и приняли участие в фотоконкурсе) трёх групп. В ходе работы над проектом ребята пополнили копилку добрых дел: повесили кормушку осенью и всю зиму кормили птиц, прибирали территорию на берегу Вятки, у памятника С.М. Кирову, у святого родника и собрали 43 кг макулатуры. В разработку внеклассного мероприятия «Мой край родной» вошли небольшие сообщения трёх групп обучающихся 6 класса.

Содержание мероприятия

Часть 1.Мотивационная.

Вступительное слово учителя, просмотр видеоролика.

Часть 2. Основная часть.

Работа со слайдовой презентацией, выступление учителя и обучающихся, выполнение задания, физкультминутка.

Часть 3. Заключение. Рефлексия.

Подведение итогов занятия, размышление над новыми планами.

Ход мероприятия

Часть 1. Мотивационная

Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о малой Родине. Родина – это место, где мы родились, где живут наши родители, дедушки и бабушки, где становятся близкими и знакомыми леса, поля и реки. Здесь нам всё знакомо – быт, язык, традиции. Каждый из вас свой населённый пункт считает малой Родиной, но все вместе мы живем в многонациональной России. Человек любит свою семью, друзей, свой народ.

Для России деревня – частица,
А для нас – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем. (Полетаев Г.)

(Слайд. Село Цепочкино, 1918 г. и настоящее время)

Демонстрация видеоролика Артемьева С. «Село Цепочкино».

Часть 2. Основная часть

Учитель: С начала учебного года мы работали над одной общей темой «Мой край родной». Откроем первую страницу нашей книги. Предоставим слово ребятам первой группы, они расскажут нам о селе Цепочкино.

Ученица: Село Цепочкино расположено на правом берегу реки Вятки, на высоком живописном месте Уржумского района. Село появилось в начале XVII века. В 1622 году здесь, в 12 верстах от города Уржума, был основан Преображенский Цепочкинский монастырь. В 1700 году была построена двухэтажная церковь. (Слайд. Село Цепочкино, Церковь,1711 г.)

Ученик: Река Вятка - исторически проходила по Кировской области. Область отличается огромным разнообразием видов птиц (116 видов), мелких и крупных животных (20 видов), рыб (15 видов). В лесах и на лугах растёт множество цветов, трав, ягод и грибов. (Слайд. Село Цепочкино в разные времена года. Фотографии обучающихся 6 класса. Лапшин С. «Вечер на Вятке. Чучкалова М. «Ледоход».)

Ученица: Цепочкинская школа находится на высоком берегу Вятки, была основана в 1931 году. В 1987 году было построено новое здание школы.

Перед школой стоит памятник С.М. Кирову (Слайд. Школа. Памятник С.М. Кирову.)

Ученик: В сельском парке на улице Кирова установлен памятник воинам-землякам, погибшим в Великой Отечественной войне. В школе открыта мерильная доска ученику школы Гарифову Альберту Тависовичу погибшему в 1999 году в республике Чечня. (Слайд. Памятник воинам-землякам. Мерильная доска ученику школы Гарифову А.Т. Фотографии Саламатовой А.Г.)

Ученица: Собирая информацию о селе Цепочкино мы окунуться в глубокое прошлое, узнали многое из того, что ушло от нас вместе со стариками.

Подробную информацию о селе Цепочкино мы разместили в реферате «Село Цепочкино – моя малая Родина».

Учитель: Ребята молодцы, они собрали интересный материал о селе Цепочкино. А ещё они придумали для вас задание: соберите пословицу из слогов. (Слайд. сто ко ла Вся на я ми му сво ро. Вся-ко-му ми-ла сво-я сто-ро-на.)

Учитель:

С Вятской земли вышло много талантов,

Поэтов, героев труда,

Космонавтов, геологов и музыкантов,

Земле этой - честь и хвала! (Головнина Г.)

Откроем вторую страницу нашей книги. Предоставим слово ребятам второй группы, они расскажут нам об уроженце Вятской Губернии – Сергее Мироновиче Кирове.

Ученик: Сергей Миронович Киров (настоящая фамилия Костриков) родился в городе Уржуме Вятской губернии 27 марта 1886 года. В 1894 году Сергей и его сестры Анна и Лиза остались сиротами – отец бросил семью, а мать умерла. Девочек взяла на воспитание бабушка, а мальчика отдали в приют.

(Слайд. Сергей Костриков в детстве. Дом, где Сергей родился.)

Ученица: Сергей закончил Уржумское приходское, а затем — городское училище. Осенью 1901 года уехал в Казань, поступил в Казанское механико-техническое промышленное училище. Через три года он завершил образование и переехал в Томск. (Слайд. Уржумское реальное училище.)

Ученик: Жизнь С. М. Киров была сложной. К 1934 году он достигает высшего признания партии. С. М. Киров награждён орденом Ленина за выдающиеся заслуги в деле восстановления и реконструкции нефтяной промышленности. (Слайд. Сергей Миронович Киров в разные годы жизни.)

Ученица: Вечером 1 декабря 1934 года Сергей Мироновича Кирова убил выстрелом в затылок Леонид Николаев (личная месть). Урна с прахом С. М. Кирова 6 декабря 1934 была помещёна в Кремлёвской стене на Красной площади. (Слайд. Кремлёвская стена на Красной площади в Москве.)

Ученик: Именем Кирова были названы города (город Вятка был переименован в Киров), улицы, предприятия и учреждения. В городе Уржуме в 1972 году открылся Мемориальный музей имени С. М. Кирова. Мы посетили этот музей. Экскурсия была интересной. Подробную информацию о С. М. Кирове вы сможете найти в нашем реферате «Выдающийся уроженец Вятской Губернии - Сергей Миронович Киров». (Слайд. Памятник С. М. Кирову. Мемориальный музей имени С. М. Кирова в г. Уржуме.)

Учитель: Ребята собрали интересный материал о Сергее Мироновиче Кирове. Молодцы!

Село Цепочкино богато яблоневыми садами. Вспомните золотую осень.

Проведем физкультминутку «Собираем яблоки». (Выполняются упражнения под музыку)

Встаньте и представьте, что перед вами оказалась яблоня и на ней растут вкусные большие яблоки. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в корзину и выдохните. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их в корзину. Представьте, что надвигается туча. Вам нужно быстрее набрать корзину яблок до дождя.

Все корзины наполнены чудесными большими яблоками. Угостите друг друга яблоками. Как богаты и красивы наши местные сады. (Слайд. Фотография ученицы 6 класса Пасынковой А.»Осенний сад».)

Учитель: Послушаем, что пишет о незатейливой, но милой сердцу красоте своей родины Николай Заболоцкий в стихотворении «Я воспитан природой суровой».

Я воспитан природой суровой,

Мне довольно заметить у ног

Одуванчика шарик пуховый,

Подорожника твердый клинок.

Чем обычней простое растенье,

Тем живее волнует меня

Первых листьев его появленье

На рассвете весеннего дня…

(Слайд. Фотография ученицы 6 класса Новиковой Ю. «Весна у реки Вятка».)

Откроем третью страницу нашей книги. Предоставим слово ребятам третьей группы, они расскажут о жизнь и творчество Николая Алексеевича Заболоцкого.

Ученица: Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) родился недалеко от Казани в селе Сернур – на ферме Казанского губернского земства, где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864 – 1929) работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (1882 – 1926) – сельской учительницей. (Слайд. Н. А. Заболоцкий в детстве.)

Ученик: Отцу поэта, Алексею Агафоновичу, было присуще крестьянское уважение к науке и книге. Семилетний Коля осторожно подходил к отцовским книгам, долго рассматривал их и в который раз читал слова на табличке за стеклом шкафа: «Милый друг! Люби и уважай книги. Книги – плод ума человеческого. Береги их, не рви и не пачкай...»

(Слайд. Н. А. Заболоцкий с родителями.)

Ученица: С 1913 года по 1920–й Николай жил в городе Уржуме, где учился в Уржумском реальном училище. Жил он у дальних родственников на улице Красной (Казанской). Родители часто навещали сына и привозили из Сернура гостинцы. (Слайд. Уржумское реальное училище. Преподаватели и воспитанники реального училища.)

Ученик: В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, Николай приехал в Москву, затем в Петроград, где обучался на отделении языка и литературы пединститута имени Герцена, которое закончил в 1925 году. В следующем году его призвали на военную службу. По окончании службы получил место в отделе детской книги, которым руководил С. Я. Маршак. (Слайд. Н. А. Заболоцкий в разные годы жизни)

Ученица: 19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года (реабилитировали посмертно в 1963 году).

С марта 1944 года после освобождения из лагеря жил в Караганде. В 1946 году Н. А. Заболоцкий переехал в Москву, его восстановили в Союзе писателей. 14 октября 1958 года он умер. Похоронили поэта на Новодевичьем кладбище Москвы.

Ученик: Жизнь среди природы, Уржумские просторы – все это надолго осталось в памяти поэта и отразилось в его творчестве. Подробную информацию о Н. А. Заболоцком мы разместили в реферате «Жизнь и творчество Николая Алексеевича Заболоцкого».

Учитель: Ребята молодцы, они собрали интересный материал о Н. А. Заболоцком. Я думаю, мы продолжим работу над нашей книгой «Мой край родной». Ведь мы с вами живем на такой удивительно красивой земле.

Часть 3. Заключение. Рефлексия

Учитель:

Пусть мне твердят, что есть края иные,

Что в мире есть иная красота…

А я люблю свои места родные…

Свои родные, милые места! (Пляцковский М.) (Слайд.с. Цепочкино.)

Наше мероприятие завершается, хочу отметить, что вы все молодцы,

потому что нашли много интересного материала о нашей малой Родине.

У вас на партах лежат бумажные голуби. Белый голубь традиционно является символом мира на земле. Придумайте и напишите свои ответы на вопрос: «Что я хочу и могу сделать для своей малой Родины?». Как только закончите работу, прикрепите бумажных голубей на стенд с рисунками «Мой край родной». Пусть будет счастливым и мирным каждый наш день!

Данная методическая разработка «Мой край родной» может быть использована при проведении внеклассных мероприятий, на занятиях по внеурочной деятельности, на уроках регионоведения.

Использованные источники

1. Видеоролик. Артемьев С. «Село Цепочкино». https://www.youtube.com/watch?v=OJ1HLErnjRE

2. Википедия. https://ru.wikipedia.org/wiki/Заболоцкий,_Николай_Алексеевич

3. Головнина Г. https://panarina-nadya.livejournal.com/200258.html

4. Киров С. М. https://ru.wikipedia.org/wiki/Киров,_Сергей_Миронович

5. Пляцковский М. https://lit-ra.su/mihail-plyatskovskiy/rodnye-mesta-2

6. Пословицы и поговорки о родине, родном крае. https://moiposlovicy.ru/rodina.htm

7. Стихи Николая Заболоцкого для школьников. https://stihi-deti.ru/stihi-zabolockij-dlja-shkolnikov-chitat/

8. Энциклопедия земли Вятской / Отв. Ситников В. А.. Киров: ГИПП «Вятка», 1997. – Т. Том VII – Природа. – с. 49.

Приложение

t1683135651aa.png

Подготовка и проведение внеклассного мероприятия по теме «Мой край родной».




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.