Внеклассное мероприятие по теме
«Народные инструменты России»
Автор: Зарубина Л.Е.,
учитель истории и музыки
МБОУ «Кадетская школа» г.Сосногорска
Вид мероприятия – защита проектов
Тип проекта: Ознакомительно-ориентировочный (информационный): направлен на сбор информации, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Цель внеклассного мероприятия:
Формирование музыкальной культуры учащихся через знакомство с историей зарождения и развития музыкальных инструментов России
Задачи проекта:
Обучающие:
Познакомить с русскими народными инструментами, историей их создания;
Научить работать с проектом.
Развивающие:
Раскрыть истоки создания инструментов;
Способствовать формированию умения самостоятельного получения информации с помощью информационно – коммуникационных технологий;
Совершенствовать умения проводить исследования;
Развивать умение публичного выступления (защита проекта);
Развивать навыки работы в группе.
Воспитательные:
Воспитать уважение к народным традициям и культуре русского народа.
Пробудить чувство патриотизма к славному прошлому нашей страны, её победителям.
Привить интерес к предмету через осуществление поисковой
деятельности.
Метод обучения: проблемно – исследовательский
Формы работы над проектом:
- Работа в группах.
- Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта как обязательная часть каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.
- Анализ полученной информации.
- Создание презентации.
- Защита презентации.
8. Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, аудио записи, магнитофон, русские музыкальные инструменты, кртинки народных инструментов цветные и черно-белые.
9. Предварительная подготовка:
Работа в группах по темам проекта.
Балалайка. 2. Гусли 3. Бубен 4.Трещотка 5.Жалейка 6.Рожок
10. Составление рассказа об инструменте и оформление презентации по плану:
К какому виду музыкальных инструментов относится.
История возникновения инструмента.
Из какого материала изготавливался в разные периоды истории.
Способы извлечения звука, приемы игры.
Как оценен народом инструмент в русском фольклоре.
11. Предполагаемый продукт: презентация результатов исследования и исследовательские работы по теме проекта,
12. Тематический план проведения проекта.
Проект рассчитан на один месяц.
№ | Этапы работы | Время | Содержание |
1 | Начало работы над проектом. Распределение обязанностей в группе | 1 неделя | Поиск информации по распределенным вопросам, обращение к различным источникам информации, сбор фактов. |
2 | Систематизация полученной информации | 2 неделя | Обобщение, анализ, классификация информации. Консультирование, обмен информацией, совместный анализ. |
3 | Подготовка к защите проекта | 3 неделя | Составляется в группах сценарий защиты. Составление презентации. |
4 | Защита проекта | 4 неделя | Защита проекта проводится в форме презентаций, где представляются результаты работы каждой группы, Во время выступления каждый учится аргументированно излагать мысли, идеи, анализировать свою деятельность. Ребята рассказывают, как именно они работали над проектом, какую информацию нашли. При этом демонстрируют презентацию. |
5 | Рефлексия | Рефлексия - анализ своего пути достижения целей проекта Систематизация полученных результатов, встретившихся трудностей, оценка работы участников проекта. |
13. Система оценки проектной работы и критерии успеха:
- качество представленной информации;
- полнота и оригинальность представленной информации;
- степень участия членов группы в подготовке и представлении вопроса;
- качество оформления представленных результатов;
- степень самостоятельности участников группы при работе над проектом.
Условие успешности: «Вы успешно осуществите проект, если будет достигнута поставленная цель — проведен сбор и обработка информации по выдвинутым вопросам, представлена в виде презентаций и докладов.
14. Рефлексия после осуществления проекта:
- какие методы использовались при подготовке вопроса;
- как было организовано взаимодействие членов группы;
- какова была роль руководителей групп;
- удалось ли достичь намеченной цели;
- использовались ли информационные технологии;
- существует ли возможность дальнейшей проработки проблемы;
- чему научились участники проекта.
15. Ход урока защиты проекта (рассчитан на два урока)
Вступительное слово учителя. Актуализация опорных знаний учащихся – 5 мин.
Представление результатов поисково-исследовательской деятельности – 67 мин.
Контроль и самопроверка знаний – 10 мин.
Подведение итогов урока – 5 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Домашнее задание – 1 мин.
Ход мероприятия
Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть сегодня. Желаю всем получить новые знания. (Тихо звучит музыка)
Звучит музыка, красивая, раздольная, яркая, проникновенная. А кто же её сочинил? Может ветерок, пробежавшийся по листве деревьев, а может это дождь, барабанящий по крыше домов или ручей, звенящий бурлящим потоком. А может быть, вы, ребята, поможете мне найти на этот вопрос ответ? Кто сочиняет песни?
Предполагаемый ответ: композиторы и народ.
Вопрос: А чем они отличаются друг от друга?
Предполагаемый ответ: композиторские песни сочинены композиторами и записаны нотами, а народные песни сочинил народ и передавал их из уст в уста, от бабушки к внучке.
Вопрос: А какие разновидности русских народных песен вы знаете?
Предполагаемый ответ: плясовые, колыбельные, шуточные, календарные, обрядовые, хороводные, лирические, трудовые, протяжные, частушки.
Слово учителя: Народная песня всегда вдохновляла композиторов, учила их красоте и мастерству. Сегодня на уроке вы представите защиту своих мини-проектов и познакомите друг друга с музыкальными инструментами России, которые с глубокой древности и до наших дней живут рядом с человеком, которые гораздо ярче передают характер русских народных песен. Таких инструментов много, для урока мы выбрали 6. По источнику звука принято разделять народные инструменты на следующие группы: струнные, духовые, ударные. Начинаем представление своего инструмента.
Зашита презентаций
1 группа: Гусли
Гусли – многострунный щипковый русский народный инструмент. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4-14 и более струн, шлемовидные — 11-36, прямоугольные (столообразные) — 55-66 струн.
Первые упоминания о них относятся ко II веку нашей эры. Гусли были очень распространены в Древней Руси. На клавироподобных гуслях исполнялись обработки народных песен и танцев, инструментальные пьесы, отрывки из опер.
Обычно делается из уже обработанной доски, иногда - из деревянной колоды, которую расщепляют под нужные размеры. Технология изготовления достаточно проста. Сначала мастер подбирает древесину. Затем у расщеплённой и высушенной должным образом доски обозначают форму, вырубают открылок и порожек для колков, если они деревянные. После мастер, обычно вручную, выбирает сзади, спереди или с торца (редкий способ) древесину, создавая резонирующую пустоту. Затем мастер прорубает голосник (резонаторное отверстие), или выжигает несколько маленьких отверстий. На место, с которого мастер начал выбирать инструмент, устанавливают голосную доску (деку). Иногда её втапливают в корпус, а иногда накладывают сверху. Крепить её могут как гвоздями, так и клеем. Здесь же мастер, если нужно, покрывает инструмент морилкой или лаком. К пятке мастер прилаживает струнодержатель. Это могут быть и утицы, держащие стержень со струнами, бывает и металлическая скоба, вбитая в корпус. Реже можно встретить гвоздики, вбитые с торца. В таком случае струны пропускают через порожек. После мастер ставит колки и натягивает струны (обычно их длины высчитываются заранее). Гусли имеют огромную историю. Их изготавливали из древесины березы, ели, рябины и украшали языческими орнаментами. По форме гусли существуют треугольные, трапециевидные, прямоугольные.
4. Исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами.
5. Упоминание в фольклоре:
На чём в гостях, вдали от дома,
Играл Садко царю морскому?
Тот музыкальный инструмент
Сломал он, улучив момент.
(Гусли.)
Гусли звонки, да струны тонки.
«Гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют».
Хороша потеха гусли, а ореха не стоят.
2 группа: Балалайка
Народный струнный музыкальный инструмент, состоит из кузова с треугольной декой и грифа, делается из соснового дерева.
Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками. В течении XVIII в. балалайка широко распространилась в великорусском народе, сделавшись настолько популярной, что её признали за древнейший инструмент, и даже присвоили ей славянское происхождение. Академический строй балалайки — две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля». Существует также «народный» строй — первая струна «ля», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам.
Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).
Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.
Упоминание в фольклоре:
Хороводом мы пойдем,
Песню звонко запоем
Забренчит нам угадайка,
Веселушка …? Балалайка.
У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать
И по-русски приседать. (Балалайка).
В лесу выросло,
Из лесу вынесено,
На руках плачет,
А на полу скачет (балалайка)
На балалайку станет, и на кабак станет, а на свечку не станет.
Только дурак двор продаст, да балалайку купит.
3 группа: Бубен
ударный музыкальный инструмент неопределённой высоты звучания, состоящий из кожаной мембраны, натянутой на деревянный обод. К некоторым разновидностям бубнов подвешены металлические колокольчики, которые начинают звенеть, когда исполнитель ударяет по мембране бубна, потирает её или встряхивает весь инструмент.
Применявшийся в южноевропейской музыке со времён крестовых походов и в западной симфонической и духовой музыке с XIX века, бубен был создан по образцу древнего ударного инструмента, на котором в течение тысячелетий играли на Ближнем Востоке. Сходной конструкции бубен, по которому бьют колотушкой, служит магическим инструментом сибирских и индейских шаманов. Бубен известен восточным славянам с древнейших времён. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. Возможно, когда в русских летописях встречается название «бубен», под этим следует разуметь инструмент, который позже стал называться «барабаном». Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к X в. (960-е годы) и включено в описание похода князя Святослава Игоревича. Число бубнов в войске определяло его численность. Бубен служил знаком командного достоинства, исполнители на бубнах находились в непосредственном распоряжении начальников отрядов.
Бубен ратный представлял собой котёл с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги — колотушки в виде кнута с плетённым шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.
Упоминание в фольклоре:
Тяжбу завел – стал, как бубен, гол.
Гол, как бубен, как сосенка, как перст.
Звонок бубен, да страшен игумен.
Бубенчик на шее слона( о неравном браке)
То стучит, то звенит.
Что же это звучит? (бубен)
В руку ты его возьми,
А другою постучи,
А потом двумя руками
Зазвенит он бубенцами! (бубен)
4 группа: Трещотка
Народный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Трещотки состоят из набора 18 — 20 тонких дощечек (обычно дубовых) длиной 16 — 18 см. Они соединяются между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для разделения дощечек между ними вверху вставляются небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно 2 см.
При археологических раскопках в Новгороде в 1992 г. были найдены 2 дощечки, которые, по предположению В. И. Поветкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в XII веке. Впервые трещотки как музыкальный инструмент описал Квитка. В. Даль в толковом словаре объясняет слово "трещотка" как снаряд, устроенный для того, чтобы трещать, грохотать, шуметь.
В ряде деревень до сих пор жива не только традиция игры, но и традиция изготовления трещоток.Простота конструкции обеспечила трещоткам большую популярность в стародавние времена. Впрочем, в настоящее время трещотка с успехом применяется в качестве одного из основных инструментов в народно-инструментальных ансамблях, наряду с гармонью, деревянными ложками и гуслями. Помимо этого, трещотка выполняет важную развивающую функцию — маленьким детям гораздо проще познавать этот мир через громкие, звенящие звуки трещотки. Трещотка может быть и отличным подарком. Любому человеку, даже новичку, легко будет извлечь из трещотки звуки, что может быть отличным развлечением на досуге.
4.Для того чтобы извлечь звук, следует правильно держаться за ремешок и встряхивать трещотку с разным наклоном и силой. При игре трещотку нужно растянуть как гармошку, а затем с силой сжать. Благодаря такой технике можно извлечь даже очень немалое количество звуков и ритмов.
Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных
песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни
сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более
10 человек. Во время свадьбы трещётки украшают лентами, цветами, иногда
бубенчиками.
Упоминание в фольклоре:
Чьи мы слышим перекаты?
Словно гром гремит – раскаты.
В ряд пластинки – будто щётка,
А звучит сейчас - … (трещотка)
"Трещотка"
Вот трещотки заиграли,
Их пластинки застучали.
Мы трещоткой погремим,
Всех игрою веселим!
Снова слышим мы раскаты,
У трещотки – перекаты,
Ручка вверх, другая – вниз…
Мы исполним Вам на бис!
И опять вниз и вверх –
Ожидает нас успех!
Раз, два, три, раз, два, три –
Мы играем, посмотри!
5 группа: Жалейка
Духовой язычковый музыкальный инструмент, славянскими народами исстари любимый, дожил до наших дней в своем первозданном виде.
Происхождение слова «жалейка» не установлено. Некоторые исследователи связывают его с «желями» или «жалениями»- поминальным обрядом, который включает в себя в некоторых местностях игру на жалейке. Когда-то жалейка была широко распространена по России, Белоруссии, Украине и Литве. Сейчас её можно увидеть только в оркестрах русских народных инструментов.
Деревянная, тростниковая (камышовая) трубочка с раструбом из рога или бересты с 3—7 игровыми отверстиями, снабженная с одного конца раструбом из коровьего рога или бересты, а с другого — одинарным подрезным язычком — пищиком. Общая длина — 140—200 мм. Двойные жалейки состоят из двух трубочек, которые имеют одинаковую длину, обе трубки имеют общий раструб. Количество отверстий для игры у двойных жалеек может быть разным. Обычно на мелодической трубке их больше, чем на той, которая вторит.
Жалейка отличается от других инструментов тем, что у нее пронзительный и жалостливый тембр. Этот инструмент использовался как пастуший рожок, на нем играют в одиночку или целым ансамблем.
Упоминание в фольклоре:
Жалостливый жаворонок жаловал жалейку жёлтому жирафу.
Нет без тревог ни сна, ни дня,
Где-то жалейка плачет.
Ты за любовь прости меня,
Я не могу иначе.
6 группа: Рожок
1) общее название для различных духовых музыкальных инструментов; 2) русский народный мундштучный инструмент.
Русский, или пастуший рожок имеет конический ствол, заканчивающийся раструбом, с 6 игровыми отверстиями. Мундштук в виде небольшого углубления вырезается в верхнем конце ствола.
2. Первые письменные свидетельства о рожке появляются только во второй половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина и Гасри. В них рожок предстаёт как широко распространённый, исконно русский инструмент: «Орудие это едва ли не самими русскими изобретённое». В зависимости от ареала распространения и акустического принципа рожки на территории России подразделяются на курские, ярославские, костромские, владимирские. Как музыкальный инструмент рожок использовался преимущественно в Тверской и Владимирской губерниях, где в XVIII веке выдвинулись искусные мастера игры — рожечники.
3. Изготовляют рожок из березы, клена или можжевельника. По утверждению музыкантов, лучшими звуковыми качествами обладают можжевеловые рожки.
4. Звук у рожка сильный, но мягкий. Диапазон рожка немного больше октавы. Извлечение звука на рожке довольно трудно. Звук рожка, по словам Штелина очень сильный и пронзительный, используется пастухами не только в работе, но и «в кабаках для веселения», и «в лодке для сопровождения пения гребцов». Исполнители в хоре рожечников были простые пастухи, незнающие музыкальную грамоту, потому каждый из музыкантов должен был быть ещё и композитором, уметь разрабатывать данную ему тему не выходя из пределов общего ансамбля.
5. Употребление в фольклоре:
Тряхнися, рожок, проснись, табачок, стройся, соколок, пей, душка, понюшку (соколок - ямка под большим пальцем).
Вышел в поле пастушок,
Заиграл его... (Рожок)
На нем играли пастухи, пастуший что?
Слово учителя:
Мы завершаем наш проект. Кто хочет поделиться своими впечатлениями?
Что вам особенно ярко запомнилось?
(Ответы учеников)
Сейчас мы проверим, как внимательно вы слушали друг друга.
Из каждой команды выходит по 1 ученику и отвечает на вопросы теста
(по типу «Звёздного часа»)
Тест «Народные инструменты»
1. Русский народный трёхструнный музыкальный инструмент, символ русского народа:
А) музыкальные ложки Б) балалайка В) трещотка
2. Выделываются они из твёрдых пород дерева, имеют удлиненные рукоятки:
А) гармонь Б) музыкальные ложки В) барабан
3. Какой музыкальный инструмент заменяет хлопки в ладоши:
А) тарелки Б) музыкальные ложки В) трещотка
4. К какой группе музыкальных инструментов относится жалейка?
А)Духовые б) Струнные в) Ударные
5.Игрой на каком инструменте сопровождали своё пение сказители былин?
А) На балалайке б)На гуслях в)На трещотке
6. Какой музыкальный инструмент назван по имени легендарного древнерусского певца-сказителя? А)Бубен б) Баян в) Аккордеон
7. На гитаре играет гитарист, а на домре играет кто?… (домрист),
а на баяне — ? …(баянист),
на гармони играет кто?… (гармонист).
на флейте — ?… (флейтист)
на гуслях – ? (гусляр),
на балалайке – ? (балалаечник),
на барабане играет… ? (барабанщик),
на жалейке – ?… (жалейщик).
на свирели — ? (свирельщик)
Рефлексия: Наш проект подошел к завершению, и мне хотелось бы узнать, насколько понравился вам работать в группах. Перед вами картина на слайде, на которой русский народ веселится под сопровождение русских народных инструментов. На ваших столах вы видите картинки музыкальных инструментов: одни цветные, другие черно-белые. Если вам было интересно, то вы добавьте на картину цветные инструменты, если нет, то черно-белые.
И теперь с этим хором на картине мы вместе споем под сопровождение русских народных инструментов весёлую народную песню «Калинка-малинка» (Слова идут на экране)
Ученики поют песню, сопровождая игрой под имеющиеся инструменты.
Слово учителя: Мы познакомились с 6 инструментами. Их гораздо больше. Поэтому вы можете найти информацию о других инструментах разных народов мира.
Ребята, большое спасибо за участие!
Любите и цените культуру родного народа.