Внеклассное мероприятие Веб-квест «Русское народное творчество»
Внеклассное мероприятие
Веб-квест «Русское народное творчество»
Дмитриенко Вера Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ Одинцовская СОШ №5
Актуальность работы:
Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни
современного человека. Владение данными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Поэтому школьников необходимо не только знакомить с ИКТ технологиями, но и учить применять эти технологии в своей деятельности.
Современных информационных технологий в настоящее время достаточно много. Одна из них – образовательные веб-квесты. Веб-квест в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы интернета. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся находится на различных веб-сайтах.
Веб-квест – это игра и обучение одновременно. Это интересный и активный вид деятельности и ролевая игра. Выполняя различные роли, учащиеся рассматривают проблему с разных сторон. Работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как Веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным, а полученный опыт принесет свои плоды в будущем, потому что при работе над этим проектом развивается целый ряд компетенций.
Цель внеклассного мероприятия: способствовать углублению знаний по теме «Русское народное творчество» с целью расширения кругозора учащихся через знакомство их с различными источниками информации.
Задачи:
- воспитание интереса и уважительного отношения к русской культуре,
- развитие познавательных потребностей и исследовательских способностей путём привлечения учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской практике на основе использования Интернет-ресурсов,
- формирование культуры общения и умений работать в группе.
Планируемые результаты.
Личностные:
- желание осваивать новые виды деятельности;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- формировать способность к самооценке своих действий.
Познавательные:
- осознавать познавательную задачу;
- самостоятельно находить и извлекать нужную информацию из разных источников; понимать информацию;
- выражать смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы);
- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; делать обобщения, выводы;
- приобретать ИКТ-компетенции; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщения, выводы.
Регулятивные:
- прогнозирование своей деятельности;
- элементы волевой саморегуляции;
- самостоятельно формулировать познавательную цель и строить действия в соответствии с ней;
- составлять план и последовательность действий и действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности;
- вносить необходимые коррективы в план действий;
- осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления;
- уметь распределять своё время и уделять время для занятий.
Коммуникативные:
- уметь слушать и вступать в диалог с учителем или другими учащимися;
- уметь формулировать вопросы;
- уметь отвечать на вопросы других;
- уметь высказывать и давать обоснование собственной точки зрения;
- вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;
- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Структура веб-квеста
Этапы веб- квеста | Содержание | Деятельность обучающихся |
Введение | Знакомство учащихся с понятием «Web- квест», определение целей и задач веб-квеста, знакомство с основными требованиями для прохождения веб-квеста. | Изучение памятки о прохождении веб-квеста, заполнение анкеты в Google-форм для формирования команд. Адрес веб-квеста http://veradmitrienko18.wixsite. |
Знакомство с ролями | Учащимся предлагается список ролей, от лица которых они могут выполнить задания. Музыканты - изучают историю появления и развития русских народных инструментов, придумывают свой музыкальный инструмент. Танцоры - изучают историю русских народных танцев. Художники - изучают историю народных промыслов, их особенностей. Оформляют изделие. Фольклористы - изучают историю развития фольклорных жанров, их особенностей. | Выбор роли по интересам, которые дают возможность показать свои знания и проявить творческие умения. |
Работа над заданиями | Участники выполняют задания в соответствии с выбранными ролями. В процессе работы над веб-квестом происходит обучение умениям работы с сетью Интернет. | Каждое задание выбранной роли имеет ссылки на ресурсы, изучение которых способствует нахождению ответов на поставленные вопросы. |
Оформление результатов работы и подготовка отчета команд | Участие в веб-квесте предполагает коллективную форму работы и индивидуальную с последующим обсуждением в группах. | Результаты поиска и исследований, творческих работ команды размещают на страницах квеста. |
Защита итоговых работ | Предполагается обсуждение результатов работы, знакомство с работами всех команд, защита работы. В заключении, все участники проекта должны проверить свои знания по теме, выполнив тест. | На публичную презентацию команды должны представить: - устные сообщения с наглядной информацией о народном музыкальном инструменте, - изготовление собственного инструмента, - оформление изделия в выбранном стиле - решение кроссворда, - сочинение заклички. |
Самооценка | Ключевым разделом любого веб-квеста является оценка результатов работы | Участники квеста оценивают самих себя, товарищей по команде. |
Наша цель состоит не столько в том, чтобы учащиеся получили новые знания в web-квесте о русском народном творчестве, а в том, чтобы научились эти знания добывать самостоятельно и творчески применять для получения новых знаний. Современным детям необходимо осваивать средства новых информационных технологий — это современные средства и системы информационного обмена, позволяющие собирать, создавать, накапливать, обрабатывать, передавать информацию. Мы считаем, что проделанная работа очень помогла ребятам понять, как важно знание компьютерных технологий и умения их использовать в нашем мире.
Методическая разработка веб-квеста «Русское народное творчество»
Цель игры: способствовать углублению знаний по теме «Русское народное творчество» с целью расширения кругозора учащихся через знакомство их с различными источниками информации.
Задачи:
- воспитание интереса и уважительного отношения к русской культуре,
- развитие познавательных потребностей и исследовательских способностей путём привлечения учащихся к самостоятельной познавательной и исследовательской практике на основе использования Интернет-ресурсов,
- формирование культуры общения и умений работать в группе.
Форма мероприятия: прохождение веб-квеста, выполнение заданий по ролям: музыканты, художники, танцоры и фольклористы.
Технологии: ИКТ, игровая, командная.
Предметная область: литература, музыка, искусство, технология, народное творчество, народные танцы.
Возраст участников: 5-7 класс.
1. Организационный момент.
2. Приветствие участников веб-квеста.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас пройдет необычное мероприятие в форме веб- квеста. Что такое веб- квест? Попробуйте сами определить
значение этого слова. Отгадайте загадку:
Интернет - международная (всемирная) компьютерная сеть. Слово
ВЕБ в переводе с английского языка означает СЕТЬ.
А английское слово QUEST означает ПОИСК, ПРИКЛЮЧЕНИЕ.
Таким образом, веб- квест – поиск в интернете.
3. Мотивация учебной деятельности
О стране лучше всего может рассказать её язык, её культура. А народное творчество, которое сопровождает народ с его зарождения и всю историю развития - самая яркая характеристика страны.
Побывав в разных уголках Всемирной паутины, вы расширите своё представление об особенностях русского народного творчества, о фольклоре, народных промыслах и музыкальных инструментах, примерите на себя различные роли: музыкантов, танцоров, фольклористов и мастеров.
В результате работы должно сложиться всестороннее представление о русском народном творчестве. Результаты своих исследований представьте своим одноклассникам на общем занятии.
4. Роли и задания веб-квеста
Учащиеся знакомятся с ролями квеста и выбирают ту, которая им интересней. Для начала выполнения заданий заполняют Анкету 1.
Выбрав роль и прочитав задания, ученики объединяются в группы.
Задание для ХУДОЖНИКОВ.
В России существует огромное разнообразие народных промыслов, причем в каждой области существуют и передаются из поколения в поколение свои традиции изобразительного искусства и прикладных ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из коры, бересты, бисера, а также кружево, вышивка.
Ознакомитесь с информацией о каждом промысле, пройдите тест и выполните задание.
Задание для МУЗЫКАНТОВ.
Ребята, если вы выбрали эту роль, то вам надо будет проследить историю
появления и развития русских народных инструментов.
С помощью Интернета вы узнаете, историю музыкальных инструментов и их звучание.
Задание для ТАНЦОРОВ.
Танец - это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия. Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства. Познакомьтесь с информацией и ответьте на вопросы кроссворда.
Задание для ФОЛЬКЛОРИСТОВ.
Ребята – фольклористы на страницах малых жанров фольклора знакомятся с особенностями и выполняют задания
Загадки | |
Узнайте, что такое загадка. Что значит метафоричное выражение? Когда, где и почему загадывали загадки? |
|
Пословицы, поговорки | |
Самым полным и значительным сборником пословиц является 2-х томное издание «Пословицы русского народа» В.И.Даля. Вопросы: 1) Сколько пословиц в сборнике В.И.Даля? 2) Какая любимая пословица В.И.Даля? 3) Как сформулированы темы пословиц в сборнике В.И. Даля? |
|
Прибаутки | |
Прибаутками называют фольклорный юмористический жанр, в котором используется забавная, а иногда и вовсе бессмысленная комбинация слов для того, чтобы речь выглядела немного шутливой. 1. Чему учили детей прибаутки? 2. Что значит прибаутка-небылица? |
|
Потешки | |
Вопросы: 1) Для чего нужны потешки? 2) Какая из данных потешек предназначалась для развития речи и мелкой моторики? |
|
Считалки | |
Появились считалки в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кого же назначить? Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку. | Задание Сложите по порядку слова считалки. |
Заклички | |
1) О чем просил народ в закличках? 2) Какое время года было любимым у русского народа? Задание Придумайте свою закличку на получение знаний, напишите и проиллюстрируйте. Разместите на странице квеста. |
|
Скороговорки | |
Вопросы Кто придумал скороговорки? Для чего были придуманы скороговорки? Задание К названию команды подберите скороговорку, творчески оформите иллюстрацию и разместите на странице квеста. |
|
5. Оформление результатов работы и подготовка отчета команд
Все участники команды вместе выполняют задания и готовятся к отчету. Результаты поиска и исследований, творческих работ команды размещают на страницах квеста. Итогом работы над веб-квестом может быть презентация, стенгазета, буклет или устное выступление.
6. Защита итоговых работ.
Обсуждение результатов работы, знакомство с работами всех команд,
защита работы.
На публичную презентацию команды должны представить:
- устные сообщения с наглядной информацией о народном музыкальном инструменте,
- изготовление собственного инструмента,
- оформление изделия в выбранном стиле,
- решение кроссворда,
- сочинение заклички.
В заключении, все участники проекта должны проверить свои знания по теме, выполнив тест.
7. Самооценка.
Один из определяющих моментов любого веб-квеста является оценка результатов работы. Участники квеста оценивают самих себя, товарищей по команде, свои знания и результаты творческой работы.
Кувардина Валентина Ивановна
Дмитриенко Вера Николаевна
Кувардина Валентина Ивановна
Дементьева Ирина Михайловна
Дмитриенко Вера Николаевна
Легоцкая Вера Сергеевна
Дмитриенко Вера Николаевна