Внеклассное мероприятие-цикл интеллектуальных игр «По Ивановскому меридиану». Игра 1 «В краю белых ночей, белого снега и белых медведей»
Этот цикл интеллектуальных игр под названием «По Ивановскомумеридиану»представляет собой заочное путешествие от Северного полюса до Южного через материки, моря и океаны, природные зоны. Материал будет интересен для учителей биологии, географии, краеведения, для педагогов дополнительного образования. Не будет опубликована толькоодна игра из цикла, посвящённая Ивановской области. Заинтересованным учителям других территорий можно будет написать по заданному алгоритму свою игру. Эти игры можно будет использовать при проведении предметных недель с учениками разных классов или с разновозрастными командами постоянного состава. Мне кажется, что второй вариант будет гораздо интереснее.
В краю белых ночей, белого снега и белых медведей ( Игра первая)
Цель деятельности учителя : систематизация, обобщение и расширение знаний об арктических пустынях, тундре и лесотундре , о своеобразии этих природных комплексов
Результаты изучения темы:
1. Предметные – применяют знания о компонентах природного комплекса арктических пустынь и тундры в новых ситуациях для решения практических задач; принимают коллективное решение в процессе совместной деятельности; оценивают уровень своего познавательного интереса к изучаемой теме; владеют навыками установления и выявления причинно-следственных связей в окружающем мире природы; наблюдают, фиксируют явления окружающего мира, выделяют характерные особенности компонентов природного комплекса
2. Личностные – осознают себя жителями планеты Земля, испытывают уважение к природе и людям Севера России и чувство ответственности за сохранение его природы; в сфере социально-нравственных представлений осваивают социальную роль ученика, воспринимают образование как личностную ценность, дают адекватную самооценку с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы.
3. Метапредметные.
Регулятивные:– регулируют учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей природных комплексов
Познавательные: извлекают необходимую информацию из полученной на уроках и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, интернета) об особенностях природного комплекса Арктики и тундры и обсуждают полученные сведения; соблюдают нормы информационной избирательности, этики и этикета.
Коммуникативные: осваивают правила и нормы социокультурного взаимодействия со сверстниками в классе.
Оборудование: дидактический материал, карточки с заданиями, фишки – «умники», карточки со словами «да», «нет"
Ход игры.
Ребята! Сегодня мы начинаем с вами цикл интеллектуальных игр «По Ивановскому меридиану» . Эта игра первая, а поэтому вы в ходе этой игры познакомитесь с правилами игры, условиями проведения. Запомните, что в игре главное – не победа, а участие, радость от совместного решения заданий. А чтобы победить, надо слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, иметь хорошие знания по пройденному материалу
Конкурс капитанов «Верите ли вы, что…..»
1.Северный полюс – это точка пересечения земной оси с поверхностью Земли в северном полушарии
2.Северный географический полюс и Северный магнитный находятся в одной точке
3.СП находится на островах Северного ледовитого океана (нет, в центральной части океана
4.СП значительно теплее ЮП (да, т.к. находится в океане)
5.Любая точка в сторону от СП находится только в южном направлении
6.Координаты СП – 90 градусов северной широты, а долготы он не имеет
7.Полярный день и ночь длятся примерно по полгода, хотя день длиннее
8.Средняя зимняя температура на СП (-20) (нет, -40)
9.Летние температуры около 0 градусов
10.На СП в течение 15-16 суток до восхода и после заката Солнца идут белые ночи
11.День и ночь на СП сменяются только за счёт обращения Земли вокруг Солнца
12.Средняя глубина океана в районе СП более 4000 метров
13.На СП невозможно создать постоянные полярные станции
14.Дрейфующие станции функционируют не больше 2-3 лет, пока льдина не приблизится к Гренландии.
15.СП как и ЮП также располагается в океане, но в Южном (нет, на материке)
2. Конкурс «Подсказка» по Северному ледовитому океану
1.Это море когда-то на Руси называлось Спокойным, Студёным
2.Это море известно своими Соловецкими островами
3.Граница его с Баренцевым морем идёт по линии от мыса Святой Нос к мысу Канин нос
(Белое море)
1.Это море омывает берега России и Норвегии
2. До 1853 года называлось Русским, Мурманским морем
3. На этом море незамерзающий порт в Мурманске
(Баренцево море)
1.Этот остров в Ледовитом океане 180 меридианом делится на две равные части
2. В переводе с чукотского «умкилир» - это остров белых медведей
3.Этот остров -заповедник является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО
(остров Врангеля)
1.Он соединяет два моря, два океана
2. Первой в этом проливе побывала экспедиция Семёна Дежнева
3. А назван пролив в честь другого российского мореплавателя
(Берингов пролив)
1.Через экваторию этого моря проходит линия перемены дат
2. Официальное название моря утверждено в 1935 году
3.Названо, как и полуостров, в честь народа, заселяющего одноимённый полуостров
(Чукотское море)
Кроссворд “Наука о том, чего много в Ледовитом океане»
Кроссворд "Гляциология"
DOCX / 12.94 Кб
1.Огромные горы, плавающие в воде и опасные для судов (айсберг)
2.Именно в этом океане его очень много (лёд)
3.Участок незамёрзшей воды среди льдов (полынья)
4.Часть ледяной долины в горах в виде амфитеатра, а у человека – место для представлений (цирк)
5.Большая масса льда (ледник)
6.Животное – транспортное средство Севера (собака)
7.А это морское транспортное средство до СП (ледокол)
8.Самый распространённый в природе минерал (вода)
9.Это линия, за которой снег не тает (снеговая)
10.Транспортное тихоходное средство полярников (льдина)
11.Процесс превращения льда в воду (таяние)
Ключевое слово - гляциология - наука о природных льдах
Конкурс «Осторожно: полынья»
В этом конкурсе, не зная вопроса, команды поочереди выбирают их номера. За номерами или вопрос, за который можно заработать умник, или «полынья», в которую один умник проваливается. Если команда не отвечает , то право ответа переходит к другим командам по порядку
1.Полынья
2.Самое маленькое море Северного ледовитого океана (Белое)
3.Самые северные леса в российской Арктике находятся на полуострове ………………… (Таймыр)
4.Самый крупный остров Северного Ледовитого океана (Гренландия)
5.Полынья
6.Самый крупный хищник Арктики (белый медведь)
7.Утка побережья морей с ценным пухом (гага)
8.Полынья
9.Акклиматизированное на острове Врангеля крупное копытное (овцебык)
10.Полынья
11.Полынья
12.Ценный пушной зверь из семейства волчьих (песец)
13.Самый крупный зверь из ластоногих (морж)
14.Грызун – важная составная часть пищевых цепей тундры (лемминг)
15.Животное, самое необходимое для коренных жителей тундры ( северный олень)
16.Гуси с острова Врангеля, занесённые в Красную книгу (белые)
Конкурс «Биоаукцион» по теме «Странники Арктики»
Вопрос о самых многодетных и сердобольных родителях из семейства волчьих
Эти зверь знаком всем. Это единственный представитель семейства волчьих, у которого резко выраженный сезонный диморфизм окраски. Летом это Золушка с коротким грязно-бурым сверху и желтовато-серым снизу мехом. А к зиме происходит удивительное преобразование – наряд становится пышным, снежно- белого цвета. Ещё их отличает большая плодовитость. В кормные годы в помёте бывает до 20 щенков. Заботливые матери проявляют заботу о сиротах, выкармливая и приёмышей. Численность зависит от количества леммингов, влияют на неё и сезонные миграции летом на север, зимой – на юг. О каком ценном пушном звере идёт речь?
(песец)
Вопрос о другом хищнике, которого иногда сопровождают песцы
Он тоже отличается от своих собратьев. Его иногда называют вечным странником. В отличии от своих лесных собратьев, ведущих наземный образ жизни, он обитатель просторов Арктики. Летом доходит почти до Северного полюса, а зимой держится арктического кольца жизни, где самые крупные полыньи и масса морских животных. Имея огромную массу, в воде ловок и подвижен. В полыньях одним ударом убивает косаток, съедая потом только их шкуру и сало. У какого же огромного хищника самка рождает маленьких детёнышей массой 750граммов?
(белый медведь)
Вопрос о травоядных животных, которые не прочь съесть и грызунов леммингов
Как и белый медведь, это животное – вечный странник. Летом движется к северу, к зиме откочёвывает к югу, так как в тундре из-за плотного снега трудно добраться до корма. Приходится рыть ямы глубиной до 80см, так что из ям видны только спины. Корм питателен, но в нём мало белков, а в снегу и талой воде мало минеральных солей, поэтому зимой едят и леммингов, а летом с большим удовольствием едят грибы. Что же это за животные, которые из-за особого строения меха, не тонут в воде, а снег под лежащим животным не тает?
(северный олень)
Вопрос о растительноядном копытном животном, родственнике известной всем ондатры
К зиме эти небольшие зверьки переходят к жизни под снегом. Вместо ушной раковины слуховой проход окаймлён кожным валиком. Широкие кисти для разгребания снега в поисках пищи широкие, на третьем и четвёртом пальцах когти к зиме сильно увеличиваются, приобретая форму копытец, отсюда и первое слово в видовом названии – копытный. А первое слово вы легко угадаете, ведь это животное, от численности которого зависит плодовитость белых сов, да и не только их. Что же это за животное?
( лемминг копытный)
Вопрос ещё од одном арктическом плавающем страннике
Это птица их нырковых уток, способная нырять в поисках корма до4-5 метров в толщу воды, на мелководье не живут. На сушу выходят только в период гнездования, остальное время проводят на морских просторах. Им не страшны ни сильный прибой, ни шторм. Со своих зимовок они отплывают уже в середине зимы, продвигаясь на восток к Мурманскому побережью и далее к Новой Земле и на Белое море. Латинское название утки переводится как мягчайшая. Это слово характеризует ее пух, самый мягкий, не сваливающийся, с высокими теплоизоляционными свойствами. Этот пух птица выщипывает у себя на груди и брюшке, чтобы в нём утонули отложенные яйца. О какой утке идёт речь?
( гага обыкновенная)
Подведение итогов
После завершения игры команде-победительнице вручается переходящий приз – «Мудрая тетушка Сова», все ученики из этой команды при условии их активного участия в игре получают отметку «пять». Дополнительные оценки получают капитаны команд и лучшие игроки из каждой команды
Тема следующей игры – Леса Росси