12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Попова Валентина Степановна38

Внеклассное занятие по произведениям В.Ю.Драгунского в 4 классе

Классный час подготовлен и проведен учителем начальных классов МБОУ « СОШ» с. Усть- Кулом ПОПОВОЙ ВАЛЕНТИНОЙ СТЕПАНОВНОЙ

Цель: познакомить с жизнью и творчеством В. Драгунского

Задачи: - способствовать навыку беглого, осознанного чтения;

- развивать интерес к чтению;

- воспитывать доброту, уважение к людям, умение дружить на примере

героев В. Драгунского;

Оборудование: портреты В.Ю. Драгунского и его детей: Ксении и Дениса; книги для выставки, задания к конкурсам, иллюстрации ребят к произведениям (на экране).


Перед проведением классного часа в 4 классе была проведена предварительная работа: чтение книг В. Драгунского; ребята рисовали к уроку иллюстрации к его произведениям, готовили вопросы по книгам В. Драгунского для других групп.

Занятие проводится по группам, ребята разделены на 4 « семейки», у каждой группы задания, книги В. Драгунского, которые они прочитали.


Рассказ учителя о жизни и творчестве В. Драгунского.

Сколько лет исполнилось бы в этом году В. Драгунскому? Сегодняшний урок мы посвящаем ему и его произведениям. Что было вам интересно узнать? Какие произведения мы у него уже читали на уроках литературного чтения? Какие цели поставим перед собой на данном уроке?

- познакомиться с его жизнью и творчеством;

- узнать, какие произведения еще он написал;

- продолжим работу в группах


Виктор Юзефович Драгунский (30.11.1913 – 06.05.1972) появился на свет в Нью-Йорке. Его родители, белорусские евреи, отправившиеся незадолго до рождения будущего классика детской литературы искать лучшей доли за океан, вскоре были вынуждены вернуться домой. Виктор Драгунский рано лишился отца – он умер от тифа во время Первой мировой войны. Мать еще дважды выходила замуж: первый раз – за красного комиссара Войцеховского, второй – за актёра еврейского театра Михаила Рубина. Благодаря своему второму отчиму Виктор Драгунский рано познал все тяготы гастрольной жизни. Будучи активным участником представлений, ему пришлось освоить искусство декламации, научиться бить чечётку, вести конферанс. Все эти «премудрости» давались мальчишке без особого труда благодаря врожденному артистизму, великолепной памяти, тонкому чувству юмора. С 1925 года семья стала постоянно жить в Москве. После того как Рубин однажды не вернулся домой с очередных гастролей, Виктор Драгунский был вынужден добывать хлеб самостоятельно. За несколько лет он сменил множество профессий (ему даже довелось поработать лодочником, катая влюблённые пары по Москве-реке у Нескучного сада), но ни одна из них не стала для него делом жизни. Семнадцатилетним парнишкой Виктор Драгунский случайно увидел объявление о том, что Литературно-театральные мастерские Алексея Дикого проводят набор желающих учиться актёрскому мастерству. Окончив их в 1935 году, некоторое время выступал на сцене Театра транспорта. После смотра молодых талантов, где Виктор Драгунский очень удачно выступил, ему предложило работу руководство Театра сатиры. К этому же времени относятся первые литературные опыты молодого актёра – фельетоны, юморески, цирковые репризы. Во время Великой Отечественной войны Виктор Драгунский, которого из-за астмы освободили от прохождения воинской службы, стал ополченцем. Затем, как артист фронтовых концертных бригад, выступал перед бойцами и тружениками тыла. Первые послевоенные годы Виктор Драгунский искал себя: был киноактёром, клоуном, занимался режиссурой. В 1948 году организовал ансамбль литературно-театральной пародии «Синяя птичка». После ряда успешных выступлений его пригласили поставить несколько концертных программ для Мосэстрады. За десять лет своего существования, ансамбль «Синяя птичка» стал «родным домом» для многих замечательных актёров: Всеволода Санаева, Бориса Сичкина, Сергея Мартинсона, Евгения Весника, Зиновия Гердта, Ролана Быкова, Юрия Яковлева. В конце 50-х годов Виктор Драгунский стал охладевать к своему детищу. Ему хотелось уйти от ставшей рутиной театральной работы, найти для себя новое интересное дело. Зимой 1959 года Виктор Драгунский взял отпуск, заперся на подмосковной даче и написал тринадцать рассказов для детей. Это были первые рассказы о Дениске Кораблёве. Прообразом литературного героя стал реальный мальчик – сын писателя. Эти произведения также отразили многие подлинные события из жизни семьи Виктора Драгунского. Впервые рассказы о Дениске Кораблёве были опубликованы в 1961 году, став частью сборника «Он живой и светится…». Успех превзошёл все ожидания: книги о приключениях непоседливого мальчишки выходили практически ежегодно, многократно переиздавались. Именно благодаря им Виктор Драгунский узнал, что такое настоящая слава. Как профессиональный литератор он проработал около десяти лет. Помимо рассказов для детей Виктор Драгунский написал две повести, которые предназначаются главным образом взрослым читателям – «Он упал на траву…», «Сегодня и ежедневно». Уже после смерти писателя, в 1980 году, была издана еще одна его книга – «Что я люблю».

Денис Драгунский, сын писателя, родился 15. 12. 1950г., 1973г. закончил МГУ, затем преподавал греческий язык в Дипломатической Академии МИД в 1973-1979г. С 1975 по 1985 г. написал различные сценарии фильмов , например, «По секрету всему свету», «Удивительные приключения Дениса Кораблева» «Клоун», «За старым забором» и другие. В 1990-1995г. работал политическим аналитиком и журналистом в различных информационных агенствах и журналах. Был редактором газеты «Правое дело» и главным редактором журнала «Космополитен».

Ксения Драгунская, дочь писателя, родилась 20.12.1965г. Она российский драматург, детский писатель, сценарист, искусствовед. Окончила ВГИК. Поставила для детей пьесы, Например: « Вверх тормашками», « Ерунда на постном масле» и другие. Пишет сказки, рассказы, пьесы. Спектакли идут во многих театрах не только нашей страны. Они умеют и рассмешить, и растрогать, а главное – задуматься над тем, над чем раньше не думалось, сопереживать тому, что раньше душу не затрагивало.

Начинаем наш конкурс. Вспомните правила работы в группах, выберите ответственных. За каждое задание будут присуждаться баллы, а в конце урока мы увидим, какая «семейка» хорошо подготовилась к уроку внеклассного чтения по произведениям В.Драгунского.

Разминка: ребята называют произведения В. Драгунского по кругу. Каждое название приносит команде балл.


1 конкурс: « Собери название рассказа» : из слов, данных на карточках, надо собрать название рассказа : ОН, СВЕТИТСЯ, ЖИВОЙ, И ; ЧУВСТВО,НАДО ,ЮМОРА, ИМЕТЬ ;

У, СРАЖЕНИЕ, ЧИСТОЙ, РЕЧКИ; САДОВОЙ,НА , ДВИЖЕНИЕ, БОЛЬШОЕ.

2 конкурс: отгадать по отрывку произведения его название и героя: (у каждой команды все отрывки на листах, каждый правильный ответ – 1 балл за название + 1 балл имя героя)

1. А она тем временем очень спокойно подошла к двери и ни с того ни с сего плотно захлопнула ее. А потом, гляжу, повернула ключик - и готово! Заперлась. Ото всех заперлась! Вместе со мной и корытом. Заперлась на два оборота. («20 лет под кроватью», Ефросинья Петровна)

2. Вот он пролетел последний этаж большущего дома, и кто-то высунулся из окна и махал ему вслед, а он еще выше и немножко вбок, выше антенн и голубей, и стал совсем маленький... У меня что-то в ушах звенело, когда он летел, а он уже почти исчез. Он залетел за облачко, оно было пушистое и маленькое, как крольчонок, потом снова вынырнул, пропал и совсем скрылся из виду и теперь уже, наверно, был около Луны, а мы все смотрели вверх, и в глазах у меня: замелькали какие-то хвостатые точки и узоры… («Красный шарик», шарик, который отпустил Дениска)

3. Она весело смеялась, когда так бегала, как будто плыла, и я подумал, что она, наверно, и есть Дюймовочка, такая она была маленькая, милая и необыкновенная. В это время она остановилась, и кто-то ей подал разные колокольчатые браслеты, и она надела их себе на туфельки и на руки и снова стала медленно кружиться на шаре, как будто танцевать. И оркестр заиграл тихую музыку, и было слышно, как тонко звенят золотые колокольчики на девочкиных длинных руках. И это все было как в сказке. (« Девочка на шаре», девочка из цирка)

4. Я горячо люблю кильки, сайру, судака в маринаде, бычки в томате, частик в собственном соку, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку. ( « Что любит Мишка» Мишка, друг Дениски)


3 конкурс: вопросы к рассказам о Дениске, каждой команде по 2 вопроса. Каждый правильный ответ – 1 балл + 1 балл, если правильно название произведения.

-На что променял Дениска самосвал?

-О какой ягоде мечтал папа Дениса всю войну, когда был маленький?

-В кого оделся Мишка на Новогодний маскарад?

-Кто должен был стать боксерской грушей?

-Что делал Павля, друг Дениса, все лето?

-Какими становились глаза мамы, когда она сердилась?

-В каком рассказе Дениска не смог решить задачу и обиделся на папу?

-Каким стилем умел плавать Дениска?


4 конкурс : отгадать по иллюстрациям ребят произведение В.Драгунского и героя.(см. приложение) правильный ответ- 1 балл.


5 конкурс: каждая команда задает вопросы по кругу друг другу (по 2 вопроса) Баллы дают команды, которые задают вопрос, если ответ полный, названо произведение и герои- 2 балла, если ответ недостаточно верный или не все названо- 1 балл.


6 конкурс: в названии рассказов перепутаны буквы местами, нужно восстановить правильный порядок, назвать название произведения, перечислить героев и кратко рассказать о произведении. Правильный ответ: балл команде + 1 балл за перечисление героев + 2 балла за краткий рассказ).

- РОФПССОРЕ ХЫСЛКИ ЕЙЩ (профессор кислых щей)

- АДЬЦВАТД ЯПТЬ ИКЛО (двадцать пять кило)

- КОНМИОТОГ ОП ЕВОТНСЙО ЕНЕСТ (мотогонки по отвесной стене)

- АВСЛА ИАНВА КВОГОЗЛОСКО ( слава Ивана Козловского)


Итог урока: Что нового вы узнали о В. Драгунском? Какой рассказ посоветовали бы прочитать ребятам? Посмотрите на книги, представленные на нашей выставке, вы их можете прочитать. Какие рассказы были веселыми? Грустными? Поучительными? Что захотелось еще прочитать? Какая группа работала дружнее? Кого бы хотели поблагодарить за работу? У кого получилось больше всего баллов? Молодцы! Спасибо за работу.


Литература, использованная при подготовке к уроку:

- В. Драгунский. Денискины рассказы (разных изданий)

- Писатели в начальной школе. О.Н.Тишурина., выпуск 1.(дидактическое пособие к урокам литературного чтения). Москва, Дрофа, 2008г.

- Информация из Интернета о жизни и деятельности детей В.Драгунского – Дениса и Ксении.



Приложение

t1667748373aa.jpg



t1667748373ab.jpg



t1667748373ac.jpg



t1667748373ad.jpg

t1667748373ae.jpg

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.