Внеклассное чтение «По литературным произведениям Карелии» в 3,4,5,7 классах ОВЗ
карельская сказка - иголка, белка и рукавица
DOC / 30 Кб
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Лахденпохская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное чтение
«По литературным произведениям Карелии»
в 3,4,5,7 классах ОВЗ
Подготовила и провела: Легина Т.Н.
учитель начальных классов
г. Лахденпохья
2019 год
Цель: Обобщение знаний о литературном творчестве Карелии.
Задачи:
- обобщить знания с устным народным творчеством Карелии.
-расширить знания о жанрах фольклора,
- развивать творческие способности учащихся, речь, память, внимание, любознательность;
-отрабатывать навыки выразительного чтения
- воспитывать интерес к изучению культуры и традиций родного края.
Оборудование и материалы: выставка книг, рисунки детей, презентация.
Ход урока
Организационный момент со словами (психологический настрой):
-Доброе утро, ребята!
-Здравствуйте!
-А, теперь все друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь.
Слайд № 1 Песня «Долго будет Карелия снится…»
- Почему приезжающим в Карелию туристам долго будет Карелия снится? (Ответы детей)
Но не только этим славится карельская земля. Карелия славится и своими традициями, культурой, устным народным творчеством.
Стихотворение В. В. Сергина «Над Карелией ночи белые…» (ученик)
Урок сегодня будет необычный, а какой он будет вы узнаете прочитав слово (наоборот)
Путешествовать будем по станциям. Прочитайте название первой станции.
Станция «Детский карельский фольклор».
-Что такое фольклор?
Фольклор бывает взрослым и детским. Все задания будут посвящены детскому фольклору.
-Что относится к детскому фольклору Карелии? (Ответы детей).
Слайд № 2. Колыбельные песни
- С какой целью исполняются колыбельные песни?
- Как они поются?
- «Народ-поэт», «народ-мудрец» на протяжении веков создавал лирику материнства. Через песню мама передавала ребёнку свою ласку, любовь, нежность.
-Послушайте колыбельную песню в исполнении учителя музыки п. Ляскеля Сеппель С.П.
Звучит запись колыбельной песни.
-Считалось, что с шестинедельного возраста ребёнок понимает обращённые к нему слова, реагирует улыбкой на слова взрослых. Сон, как живое существо, приглашают в дом, к колыбели, просят усыпить ребёнка. В песнях выражают пожелания счастья ребёнку во взрослой жизни.
-Прочитайте или пропойте колыбельную песню, записанную у вас на листочках.
Колыбельная:
Приди, котик, ночевать,
Нашу деточку качать.
Ну, а я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока.
Колыбельная:
Баю - баюшки. баю
Не ругаю, не браню,
Не ругаю, не браню-
Только выспаться велю.
Дитя выспишься,
Не куражишься,
Не куражишься,
Не ломаешься,
А на улочку пойдёшь –
Нагуляешься.
Колыбельная песня.
Спи – ко, спи – ко, баю – бай,
Свои глазки запирай.
Баю – бай, баю – бай,
Поскорее засыпай
Ходит Сон по лавочки
В голубой рубашечки.
Баю – бай, баю – бай,
Поскорее засыпай.
А, Сониха по другой,
Сарафанец голубой.
Баю – бай, баю – бай,
Поскорее засыпай.
Учащиеся исполняют песню.
-Когда ребёнок подрастал, для его утешения поются пестушки.
Слайд №4. Пестушки и потешки.
Пестушка – няньчить, заботливо воспитывать.
Пестушки - стихи, сопровождающие элементарные движения и физические упражнения. Выполняется вместе с взрослыми, она учит понимать человеческую речь.
Пестушки.
Когда пеленают приговаривают: Когда учат ходить:
На киску- потягушечки, Ножки, ножки,
Бегите по дорожке -
На Катеньку – растушечки. Прямо в избушку
Мимо кадушки.
Когда купают ребёнка.
Как с гуся вода,
А с Серёжи худоба,
Намоем сыну ноженьки
И пустим по дороженьке,
Намоем ему ручонки,
Чтобы сильным был мальчонка.
Намоем сыну личико,
Чтоб хорош был в обличии.
-Малыш подрастает, начинает ходить, пора приучать его к труду.
-Потешки – стихи, удовлетворяющие потребность ребёнка в радости, расширяют представление ребёнка об окружающем мире.
Потешка.
Ахти- ахти, ахтюшки,
Разболелся зуб у Настюшки.
Бабай вечером придёт,
Леденцы унесёт.
Не ешь, Настя, сладости
А ешь- ко оладушки,
Припевай – ко с молоком,
Посыпай- ко толокном.
Будешь ты здорова,
Будешь ты красива,
Женихам на диво.
- Близкие к пестушкам и потешкам – это прибаутки.
Слайд №6.Прибаутки.
- Это маленькая сказочка в стихах.
.Прибаутка
- Мишка, мишка, где штанишки?
-Потерял, потерял,
У девчонок на ириски променял.
Променял, променял.
Мама била, била, била
Прутиком, прутиком,
А сестрёнка говорила:
«Поделом, поделом».
Слайд №7. Заклички и приговорки.
Заклички.
-Что вы знаете о закличках и приговорках?
(Ответы детей).
-Люди верили в волшебную силу слова, верили, что произнесённые слова-заклинания может повлиять на силу природы. Ребёнок знакомится с природой, играет с ней на равных.
-Какие вы знаете заклички и приговорки?
Чтение закличек о бабке-липке, дождике, т. д.
Закличка для солнышко: Закличка .
Солнышко-солнышко Бабка-липка,
Выгляни на брёвнышко, Сядь скорей на травку,
Сядь на пенёк, На зелёную муравку.
Разгуляй весь денёк.
Слайд №8. Загадки.
Дети отгадывют загадки.
Слайд № 9.Считалки.
Самый распространённый жанр детского фольклора.
-Для чего нужны считалки? Какие вы знаете считалки?
Прочитай считалку.
Мышка-мышка, подожди,
На улицу не выходи.
Кошка с котиком гуляют,
Возле норки поджидают.
Раз, два, три, четыре, пять,
Выходи искать!
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич, король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей.
Слайд №10. Игра «Садовник».
Мы собрались поиграть,
Ну кому же начинать?
Раз, два, три-
Начинаешь ты.
Задание: Назовите известные вам детские игры.
Объясните условие игры в прятки, ляпу.
Разучивание игры: игра детства бабушек и мам, игра моего детства.
Водящий: Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме розы ( каждый из играющих выбирает себе какой-нибудь цветок до начала игры).
Роза:- Ой!
Садовник:- Что с тобой?
Роза:- Влюблена.
Садовник:- В кого?
Роза:- В мак.
Мак:- Ой! И т. д.
Если играющий не успел назвать цветок, то садовник говорит: «Раз, два, три, вещичку гони.» Когда от кого-нибудь из участников садовник получит три предмета- тот становится садовником.
(Игра записана по воспоминаниям детства).
Слайд №11.Дразнилки и поддёвки.
Что высмеивалось в дразнилке?
Дразнилка про воришек. Дразнилка про плакс.
Воровка - воровка, Кок-мли, мок-мли,
НЕ кована головка. У тебя глаза промокли.
Дай подковать, Если долго будешь плакать,
НЕ станешь воровать. Как лягушка будешь квакать.
Прочитать поддёвку.
Слайд №15. Пословицы. (на доске)
Составь пословицы.
Проверка.
Слайд. №
Как называется этот жанр фольклора?
-Повествовательное произведение о вымышленных лицах или событиях, с участием волшебных, фантастических сил?
- Это сказки. Какие карельские сказки вы знаете?
ФИЗМИНУТКА (инсценирование сказки «Белка, рукавица и иголка»)
2. Станция «Карельские народные сказки»
Карелия, наша с вами малая родина, сказочно- былинный край. Сказки всегда пользовались любовью и популярностью в народе. Они скрашивали долгие осенние и зимние вечера, когда семья, окончив повседневные хозяйственные хлопоты, собиралась у очага, а старые и малые забирались на печь. Рассказывали сказки, как правило, старшие в семье – дедушки и бабушки, а младшие слушали и запоминали, чтобы затем, став взрослыми, рассказывать их своим детям и внукам. Если же в доме оказывался путник, остановившийся на ночлег, то его непременно просили рассказать сказку. Особо почитаемым человеком был сказочник в маленькой лесной избушке во время промысла – охоты или рыбной ловли. Настоящий мастер рассказывал сказки до тех пор, пока не заснёт последний слушатель. Он не столько рассказывал, сколько «играл» своё повествование, говоря разными голосами и интонациями за героев. Желательно было рассказать три сказки, чтобы защитить себя от враждебной нечистой силы.
Все сказки учат нас добру. Добрый человек одолеет любую беду – вот главная мысль всякой хорошей сказки.
Приглашаю вас совершить путешествие в мир карельских народных сказок. Давайте вспомним сказки, которые вы читали.
Ребята вытаскивают для себя карточки и по отрывку данном на карточке должны вспомнить название сказки.
Станция «Писатели Карелии детям»
(вставка)
Рассказ ученика о В. В. Сергине (биография, самодельная книжка-малышка), выразительное чтение стихотворения «На болоте»
Ребята соединяют стрелками автор + произведение
Рефлексия по деятельности учащихся на уроке:
Молодцы! Вы достойно справились со всеми заданиями. Заканчивается наше путешествие по литературным произведениям Карелии.
Вспомним с творчеством каких авторов мы познакомились?
Кто сегодня поработал на «5» поднимите руку.
Кто старался, но не совсем получилось «4» - тоже поднимите руку. Я очень рада за вас!
-Молодцы! Все работали активно, дружно, помогали – кому нужно.
Подведение итогов.
(Подводятся итоги, выявляется победитель, все награждаются сладкими призами.)
-Зачем нам нужно изучать фольклор Карелии?
- Зачем нам нужно разбираться в малых фольклорных жанрах?
Изучать нужно, чтобы не забывать устное народное творчество нашего края, передавать его из поколения в поколение.
- Детский фольклор – явление вечное, ибо вечно детство, которое дано человеку, что бы играя, творить жизнь.
Использованная литература:
Лойтер С.М. «Русский детский фольклор Карелии». Петрозаводск, 1991.
Лойтер С.М. «Поэтика детского стиха в ее отношении к детскому фольклору». Петрозаводск,2005.
Михайлова Л. П. «История края в народном слове», Русские говоры Карелии.
Карельские народные сказки Петрозаводск, 1983.
Пиетиляйнен Е.Е. «Счастливый случай» Петрозаводск,2014.
Сергин В. В. «Северный сказ» Петрозаводск,1988.
Востряков И. «Приключения неопытных туристов» Санкт-Петербург, 2008.
Харламова Е.С. «С неба падали лягушки» Петрозаводск, 2015.
Васильева Н. «ЖУ-ЗИ» Сказочная повесть о жизни пчелиной семьи. Ростов на Дону, 2012.
Марков А.К. «Я уже немаленький», «Помощница», «Нарисую солнце я».