12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мамонова Юлия Сергеевна1289
Россия, Воронежская обл., поворино
10

Урок «Внешняя политика Ивана Грозного», 10 класс



Технологическая карта урока по истории Росси

Тема: Внешняя политика Ивана Грозного.

Класс: 10

Целеполагание:

Цель: Сформировать представление о внешней политике России в во второй половине XVI в.

Задачи:

Обучающие: Формирование представлений о времени правления Ивана Грозного как о процессе централизации государственной власти;

Определить роль Ивана IV во внешней политике;

Оценить значимость внешнеполитической деятельности Ивана IV для России

Развивающие: развитие коммуникативных навыков, умения работать с различными видами источников, навыков исторического анализа.

Воспитательные: воспитание активной гражданской позиции, социализация учащихся.

Ожидаемые результаты:

предметные: обучающиеся будут знать основные направления внешней политики Ивана Грозного и ее значение для России.

метапредметные: обучающиеся смогут высказывать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, управлять своей деятельностью, работать с информацией, обобщать, устанавливать аналогии, сотрудничать в группе.

личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания.

Формирование УУД:

Личностные УУД: умение излагать свои мысли, приводить примеры, делать вывод, способность к рассуждению, развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.

Познавательные УУД: умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание, поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные УУД: взаимодействие с учителем, классом, сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действия партнёра, умение учитывать позицию собеседника.

Регулятивные УУД: оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Сахаров А.Н. История России с древнейших времён до конца XIX века. Ч.1.-М.: «Русское слово-РС», 2010., мультимедийный комплекс, презентация «Внешняя политика Ивана Грозного», раздаточный материал.

Основные понятия: Ливонская война (1558—1583) — крупный военный конфликт XVI века, в котором участвовали Ливонская конфедерация, Русское царство, Великое княжество Литовское, Шведское и Датское королевства. Боевые действия велись в основном на территории современных Эстонии, Латвии, Белоруссии и Северо-Западной России..

Основные даты:

1552 г. – взятие Казани;

1556 г. – присоединение Астраханского ханства;

1558 -1583гг. – Ливонская война.


 


 

Ход урока:

№№

п/п

Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент, включающий:

постановку цели, которая должна быть достигнута обучающимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по введению их в проблематику урока:

извлечение готовых знаний из представленных иллюстраций и пояснительных текстов;

самостоятельное конструирование темы урока.

Включаются в самостоятельную деятельность:

исследуют предложенную учителем карту;

анализируют и делают вывод;

на основе сделанного вывода конструируют тему урока.

Обучающиеся выявляют общую информацию, представленную на кате, делают на основе личного опыта вывод и конструируют тему урока.

Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению нового знания по теме «Внешняя политика Ивана Грозного».

Задачи: 1) научить обучающихся работать с информацией, выявлять ключевые слова и делать выводы;

2) научить формулировать тему урока.

Цель: обучающиеся смогут, исследуя карту, выявить общее и на основе сделанных выводов сконструировать тему урока.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

исследовательский метод;

метод самостоятельного конструирования темы.

Содержание урока

Время

ОРГМОМЕНТ

Учитель: Здравствуйте ребята, садитесь. Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке.

Проверка присутствующих.

Учитель: Вы готовы сегодня потрудиться? Посмотрите на парту, все ли готовы к уроку.

Обучающиеся: да.

Учитель: Как Вы думаете, почему реформы начинаются с военных преобразований? Это случайность или нет?

- Какие государства были соседями России в 16 веке?

Обучающиеся: Показывают на карте  «Российское государство во второй половине 16 века» Швецию, Ливонский орден, Великое княжество Литовское, Польское королевство, Казанское ханство, Сибирское, Астраханское, Крымское ханства.

Учитель: Какие были у них отношения с Россией?

Обучающиеся: препятствовали русской торговле, хотели захватить западные земли русского государства и господствовать в Балтийском море, совершали набеги на восточные земли

Учитель: Сегодня на уроке мы рассмотрим и выясним как складывались отношения России с этими государствами.

Какова будет тема урока? 

Обучающиеся: «Внешняя политика Ивана IV». 

Записывают тему, число.

0.5 мин.

3 мин.

0.5 мин.

Всего:

4 мин.

2.

Актуализация опорных знаний, включающий:

определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут обучающимися);

определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

определение возможных действий педагога в случае, если ему или обучающимся не удается достичь поставленных целей;

описание методов организации совместной деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе опроса;

описание методов и критериев оценивания ответов обучающихся в ходе опроса.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по проверке качества усвоенных ими знаний. Проверяет и оценивает знания обучающихся:

  • извлечение ранее изученной информации по теме и знаний из личного опыта;

    самостоятельные выполнения эвристического задания.

Выявляют качество знаний по изучаемой теме собственных и партнеров:

выполняют эвристическое задание предложенное учителем;

осуществляют взаимоконтроль и взаимопроверку;

оценивают свои знания и знания обучающихся.

Обучающие определяют уровень достижения собственных знаний, качества знаний, ошибок и их причин, путем их устранения.

Поставленная и принятая детьми как собственная задача учебной деятельности. Мотивация на ее решение. Мотив достижения успеха, самореализация в учебной деятельности и сотрудничества с другими обучающимися; осознание необходимости получения новых знаний для последующего продвижения в освоении предмета

Цель: создать условия мотивации обучающихся к получению знаний по теме «Внешняя политика Ивана Грозного».

Задачи:

    • научить обучающихся пользоваться ранее полученной информацией.

      побудить обучающихся к активным действиям в группе.

Цель: обучающиеся смогут самостоятельно исследовать объект.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

практический метод (упражнение);

метод контроля.

Содержание урока

Время

Обучающиеся выполняют тест. (Приложение 1). Осуществляют взаимопроверку.

10 мин.

Всего:

10 мин.

3.

Исследовательская деятельность. Данный этап предполагает:

постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен обучающимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности обучающихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

описание критериев определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности обучающихся в ходе освоения нового учебного материала.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по приобретению необходимых знаний соответственно разработанному плану их получения (По извлечению готовых знаний из текста документа. По самостоятельному созданию знаний путем исследовательской деятельности):

извлечение знаний из текста документа;

самостоятельное приобретение знаний в процессе исследовательской работы.

Включение в самостоятельную деятельность по анализу текста документа, алгоритмизации полученной информации и созданию новых знаний путем поисковой деятельности в группе.

Формирование навыка работы с информацией и организацией исследования. Извлечение нужной информации для выполнения конкретного задания.

Цель: создать условия для самостоятельного получения знаний из текста документа.

Задачи:

    • научить обучающихся работать с текстом и делать выводы.

Цель: обучающиеся смогут выявить общие признаки стилей текста и на основе сделанных выводов выполнят задание по закреплению полученной информации.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

метод работы с тестом;

практический метод.

Содержание урока

Время

Учитель: Цель урока: охарактеризовать основные направления внешней политики Ивана IV. 

Как вы думаете, какие из государств были наиболее опасны для русского государства? Почему?

В каком веке распалась Золотая орда? (XVв.)

На какие ханства она распалась? Какие взаимоотношения были у них с Россией в 16 веке?

- Хотя монгольского ига не стало, так как Русь от него освободилась, но осколки Золотой Орды в виде монгольских ханств сохранились и сильно мешали экономическому развитию России; большая часть торгового пути с Востоком находилась в середине 16 века на территории этих ханств, которые препятствовали торговле русских купцов с восточными странами по Каспийскому морю. Русское государство находилось в трудном положении; оно было окружено враждебными государствами с востока, юга и запада.

- Каковы основные направления внешней политики Ивана IV? (восточное, южное, западное).

Обучающиеся: отвечают на вопросы учителя.

Рассказ учителя: Отсюда вытекают задачи внешней политики Ивана IV:

- обезопасить свою страну от внешних врагов;

- создать условия для ее успешного экономического развития.

Упражнение: Чтобы выяснить, как эти задачи были реализованы, предлагаю вам поработать в группах по определенному направлению и, узнать, как действовал Иван Грозный в отношении этих государств. Также в течении урока вам будет нужно заполнить схему «Основные направления внешней политики Ивана IV», работая в рабочих листах.

Разделимся на 4 группы. Каждая группа получает пакет с заданием. Выполняет его. Представляет результат работы.

1 группа Приложение № 2

2 группа Приложение № 3

3 группа Приложение № 4

4 группа Приложение № 5


 

Обучающиеся: От каждой группы выступает по 1 представителю с ответом.

Во время выступления учащихся формируется схема Приложение № 6.

 

Лабораторная работа «Ливонская война» 

Задание: выяснить причины войны, повод, участников, ход и итоги войны.

Выполняется в рабочей тетради.


 

Вывод: Завоевательные походы Ивана Грозного положили начало присоединению к России соседних государств и народов, формированию ее многонациональной основы. Ливонская война предопределила главное направление внешней политики России на долгие годы – борьбу за выход страны к Балтийскому морю. Сохранение Крымского ханства на юге предопределило враждебные отношения России с Турцией и вызвало непрерывную полосу русско-турецких войн.

3 мин.

7 мин.

11 мин.

1 мин.

Всего:

22 мин.

4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

постановку конкретной учебной цели перед обучающимися (какой результат должен быть достигнут обучающимися на данном этапе урока);

определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, с которыми работает педагог.

описание критериев, позволяющих определить степень усвоения обучающимися нового учебного материала;

описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть обучающихся не освоила новый учебный материал.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по воспроизведению ими новых знаний, организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению новых знаний:

извлечение новых знаний;

применение знаний и в новых или измененных условиях.

Воспроизводят полученные и созданные самостоятельно (в ходе исследования) новые знания; выполнять деятельность по применению новых знаний:

анализируют предложенные учителем задание;

Обучающиеся определяют умения оперировать знаниями в требуемой форме, умение проверять и оценивать свою деятельность.

Цель: создать условия для самостоятельной деятельности обучающихся по закреплению и развитию полученных знаний, оказывать востребованную ими помощь.

Задача: 1) научить обучающихся находить соответствие между и отличия между объектами; 2) проверить первичное усвоение материала по теме.

Цель: обучающиеся смогут проанализировать и выбрать наиболее рациональный подход к закреплению полученных знаний и применять их в новых условиях.

Методы, применяемые на данном этапе урока:

практический метод (упражнения);

метод контроля (лист самооценки).

Содержание урока

Время

Закрепление изученного материала

1. Расположите события в хронологическом порядке:

а) присоединение Сибири

б) присоединение Астрахани

в) взятие Казани

г) строительство крепости Свияжск

2. Что такое засечная черта?

а) линия укрепления из лесных завалов и крепостей

б) линия на картах, обозначающая границы государств

в) линия, вдоль которой велись военные действия

3. Ивану IV не удалось присоединить к России

а) Астраханское ханство

б) Крымское ханство

в) Казанское ханство

4. Кто утонул в Иртыше, спасаясь от погони?

а) Хан Кучум

б) Знатный князь Курбский

в) Ермак Тимофеевич

5. Что можно отнести к итогам восточной политики Ивана IV?

а) обеспечение безопасности вдоль южной границы России

б) победа над традиционными врагами

в) вхождение в состав России новых территорий и народов

г) большие возможности для развития торговли на восточном направлении

д) улучшение отношений с Османской империей

е) Россия получила возможность для дальнейшего продвижения в Сибирь

Учащиеся осуществляют взаимопроверку

Ключ

1 - г,в,б,а. 2- а, 3- б, 4- в, 5- б,в,е.

5мин.

1 мин.

Всего:

6 мин.

5.

Задание на дом, включающее:

постановку целей самостоятельной работы для обучающихся (что должны сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания);

определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

определение и разъяснение обучающимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Деятельность учителя, ее содержание, формы и методы

Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы

Ожидаемые результаты

Организует деятельность обучающихся по самостоятельному определению содержания и объёма той работы, которую каждому нужно выполнить индивидуально дома:

закрепление полученных знаний по теме;

закрепление навыка в применении новых знаний.

Включаются в самостоятельную деятельность по закреплению знаний, самоконтролю, выявлению итогового качества собственных знаний:

разрабатывают план своих действий.

Обучающиеся разрабатывают или намечают план индивидуальных действий.

Цель: создать условия мотивации на дальнейшую учебную деятельность, удовлетворения собственных познавательных интересов.

Задачи: 1) научить обучающихся определять уровень знаний и собственных достижений,

2) сформировать компетенцию выявления причин ошибок и определения пути их устранения.

Цель: обучающиеся смогут воспроизвести полученные знания, выполнить деятельность по их применению.

На данном этапе урока применяется:

метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (решение творческих задач).

Содержание урока

Время

Учитель предлагает учащимся сделать самооценку. Для этого необходимо заполнить карточку:

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок для меня показался

4. За урок я

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7. Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно

доволен / не доволен

коротким / длинным

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

легким / трудным

интересным / неинтересным

Домашнее задание § 21 учебника; написать размышление на тему «Правление Ивана Грозного – зло или благо для России?» (1 стр.)

2 мин.

1 мин.

Всего:

3 мин.

Итого:

45 мин.


 

Приложение № 1

Тест по теме «Правление Ивана Грозного»

1. Венчание на царство Ивана IV состоялось

а) 16 января 1533г.

б) 16 января 1537г.

в) 16 января 1547г.

г) 16 января 1578г.

2. Современниками Ивана Грозного были

а) Елена Глинская, митрополит Макарий

б) Борис Годунов, патриарх Филарет

в) протопоп Аввакум, патриарх Никон

г) хан Батый, литовский князь Миндовг

3. После венчания Иван IV стал именоваться

а) «императором России»

б) «царём и великим князем всея Руси»

в) «самодержцем всея Руси»

г) «монархом всея Руси»

4. Войско, созданное в правление Ивана Грозного

а) стрелецкое

б) рекрутское

в) драгунское

г) гусарское

5. Один из органов управления в России в середине XVI-XVII веков

а) коллегии

б) министерства

в) приказы

г) Синод

6. Опричнина была направлена против

а) дворянской оппозиции

б) взбунтовавшихся крестьян

в) жителей национальных окраин

г) строптивого боярства

7. Большая роль в деятельности Избранной рады принадлежала

а) Алексею Адашеву

б) Александру Меньшикову

в) Андрею Курбскому

г) Борису Годунову

8. Установите соответствие между датой и событием

Событие

Дата

А) смерть матери Ивана IV Елены Глинской

Б) венчание Ивана IV на царство

В) «Собор примирения»

Г) принятие нового Судебника

Д) принятие Уложения о службе

Е) проведение опричнины

1) 16 января 1547г.

2) 1550г.

3) 1549г.

4) 1556г.

5) 1538г.

6) 1565-1572гг.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

           

9. Установите соответствие между термином и его определением

Термин

Определение

А) местничество

Б) бояре

В) дворяне

Г) опричнина

Д) террор

Е) кормление

Ж) кризис

З) деспотия

И) Боярская дума

1) территория, с которой бояре за судебно-административную власть получали ренту («корм»)

2) высший наряду с великими и удельными князьями слой общества на Руси с Х по ХVIII вв., имевший землю на правах наследственной собственности.

3) система чрезвычайных внутриполитических мер Ивана IV Грозного в 1565 – 1572 гг. (массовые репрессии, казни, земельные конфискации и т.п.) для борьбы с боярско-княжеской оппозицией и укрепления самодержавной власти.

4) затруднительное положение

5) порядок назначения на должность по знатности рода и давности службы великому князю

6) устрашение своих политических противников или населения, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения.

7) высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии.

8) служилые люди, условные держатели земли; составляли двор феодала.

9) форма государственного устройства и правления, при которой самодержавный властитель неограниченно распоряжается в государстве, выступая по отношению к подданным в качестве господина и хозяина.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

                 

ОТВЕТЫ:

1. в 2. А 3. Б 4. А 5. В 6. Г 7. а

8.

А

Б

В

Г

Д

Е

5

1

3

2

4

6

9.

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

5

2

8

3

6

1

4

9

7

Приложение № 2

1гр. «Присоединение Казанского ханства» Стр. 281-283 учебника

Задание: просмотрите карту «Присоединение Казани», прочитайте материал и ответьте на вопросы:

покажите на карте Казанское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое это направление внешней политики русского государства?

- Как развивались отношения русского государства с Казанью?

- Какую угрозу представляло Казанское ханство для русских земель?

- Сколько походов предпринял Иван IV против Казани?

- Почему первые попытки завоевания Казани оказались неудачными?

- Когда и как была завоевана Казань?

- Какие народы вошли в состав русского государства?

Приложение № 3

2гр. « Присоединение Астраханского ханства» Стр. 283-285 учебника.

Задание: Просмотрите электронное приложение «Присоединение Астраханского ханства», прочитайте материал и ответьте на вопросы:

- Покажите на карте Астраханское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое это направление внешней политики русского государства?

- Представляло ли Астраханское ханство угрозу для русских земель?

- Как развивались отношения русского государства с Астраханью?

- Когда и была завоевана Астрахань?

- Какие земли и народы вошли в состав русского государства с завоеванием Астраханского ханства?

Приложение № 4

3 гр. «Южное направление. Крымское ханство» Стр. 285-286 учебника.

Задание: прочитайте материал и ответьте на вопросы:

покажите на карте Крымское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое это направление внешней политики русского государства?

- Представляло ли Крымское ханство угрозу для русских земель?

- Как развивались отношения русского государства с Крымом?

- Что такое засека? Почему возводились засеки на границе с Крымским ханством?

- Как вы думаете, почему Иван IV не начал войну с Крымским ханством?

 

Приложение № 5

4 гр. «Присоединение Сибирского ханства» Стр. 291-293 учебника.

Задание: Просмотрите электронное приложение «Покорение Сибири», прочитайте материал и ответьте на вопросы:

- Покажите на карте Сибирское ханство.

- Где оно расположено?

- Какое это направление внешней политики русского государства?

- Как развивались отношения русского государства с Сибирским ханством?

- Кто командовал русским отрядом, покоряющим Сибирь? (сообщение)

- Какова была цена русского народа в освоении Сибири?

- Что дало России присоединение Сибири?

Приложение № 6


Схема «Внешняя политика Ивана Грозного»

Южное направление                         Западное направление                         Восточное направление

                                                

Борьба с Крымским ханством                 Выход к Балтийскому морю                 Покорение Западной Сибири

Походы русских войск на Крым                 Ливонская война 1558-1583 гг.               Присоединение Казанского ханства 1552  г.

1556-1561 гг.                                         Поражение России                Присоединение Астраханского ханства 1552  г.

Набеги крымского хана на Москву             Утраченные территории в пользу:               Поход Ермака в Сибирь 1581-1585  гг.

1571-1572 гг.                                Польши: Ливония

                                         Швеция: Копорье, Ивангород, Ям


Внешняя политика Ивана Грозного
PPTX / 28.47 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.