Рабочая программа по внеурочной деятельности «Уроки на дорогах»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кыласовская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ
________ Л.С. Ботова
«___» ____________ 2016г
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Уроки на дорогах»
Автор- составитель программы:
Фатыкова О.П. – учитель
начальных классов
2016
Пояснительная записка
Актуальность: введение ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает организацию внеурочного времени обучающихся, проблема безопасного поведения на дорогах актуальна, связана с повседневной жизнью и необходима для концентрации внимания при соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.
Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16.
4. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобрнауки России от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06.
5. О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей инвалидов с отклонениями в умственном развитии. Письмо Минобразования РФ от 06.04.2004 №26/188-6и.
6. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189.
7. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48.
8. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761.
9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599
10. Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Кыласовская СОШ».
Дорожно-транспортный травматизм является серьезной проблемой. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
В условиях современного скоростного уличного движения необходимо постоянно быть начеку, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем участникам дорожного движения, которые должны быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Возрастающая плотность движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Ведь транспортный травматизм составляет до 24,5% от всех причин уличного травматизма. Причиной транспортной травмы в 44% случаев является внезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом (недисциплинированность детей), в 10% случаев - недостаточный присмотр со стороны родителей, в 9% - игра на проезжей части дороги, в 5,5% - выпадение из движущегося транспорта и в менее 1% случаев - езда детей на подножках и наружных выступах, около 1% - по вине водителей транспорта.
Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) дают до 25% смертельных случаев. При этом в 20% случаев причиной ДТП явился переход ребенка в неположенном месте, в 9% - нарушение водителем правил ДТП, в 4,5% - игра на железнодорожном полотне, в 4,5% - катание на поездах, трамваях, в 2,6% наезд во дворе на коляску и в 2,6% - наезд на своих детей.
Ежегодно в стране под колесами автомобилей гибнет около 30000 (более 200000 травмированных) человек, каждый десятый из них - ребенок! На наших дорогах лучше смотреть не на светофор, а на машины. Сами правила ДТП дети знают неплохо.
63% детей попадают в ДТП в результате своего неожиданного появления на проезжей части из-за стоящей машины (например, ребенок обошел автобус сзади, по правилам, но был сбит машиной, идущей по встречной полосе).
Самые опасные из ДТП - рельсовые травмы, дают до 1000 ампутаций ежегодно по стране, дети становятся инвалидами по опорно-двигательному аппарату (по общему заболеванию).
Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в школе может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Очень важно воспитывать культуру поведения на дорогах с детства.
Общая характеристика
Поэтому данная программа направлена на изучение основ безопасности поведения на дороге, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются основополагающими в культуре личной безопасности.
Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Данная программа реализует цели и задачи АООП МБОУ «Кыласовская СОШ». Содержание программы кружка «Уроки на дорогах» реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся уровня начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. расширение представлений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о здоровом образе жизни, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях.
Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, сказок, заинтересовывают детей. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
- воспитание личности социально адаптированной к современным проблемам безопасности жизни.
Основная цель: систематизация знаний обучающихся по ПДД, охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения ДТП.
Задачи:
1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.
2.Научить основным правилам дорожного движения.
3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.
4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах
5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год
Программа составлена по трем основным видам деятельности:
Изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на улице;
Выполнение обучающимися проектов, плакатов, креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде;
практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).
Особенности организации учебного процесса
Формы и режим занятий: «Уроки на дорогах» рассчитана на 33 часа, 1 раз в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД .
Обучащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:
- умеют определить проблему при помощи преподавателя;
- умеют формулировать вопросы для решения проблемной ситуации; -умеют наблюдать, классифицировать, формулировать выводы; -умеют аргументировано защищать свои идеи с помощью взрослого;
- умеют распределять обязанности в процессе работы в парах, группах;
- умеют инициировать взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе поиска решения проблемной ситуации.
Ожидаемые результаты:
уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.
иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.
знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора;
виды транспорта; причины ДТП; правила дорожного движения.
Форма подведения итогов: защита проектов, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
1. |
Какая она, улица? |
1 |
1 |
|
2. |
Улица, на которой я живу |
1 |
1 |
|
3-4 |
Я – пешеход |
2 |
1 |
1 |
5. |
Дорога в школу |
1 |
1 |
|
6 |
Друг наш верный - светофор |
1 |
||
7-8. |
Ловушки на дорогах |
2 |
2 |
|
9 |
Наш друг - велосипед |
1 |
1 |
|
10 - 11 |
Какой бывает транспорт |
2 |
2 |
|
12 |
Посещение ПЧ -134 |
1 |
||
13 |
Про разметку на дороге. |
1 |
1 |
|
14 |
Перекрёсток. |
1 |
1 |
|
15 |
Наши верные друзья на улицах и дорогах. |
1 |
1 |
|
16 |
Сигналы регулирования дорожного движения |
1 |
1 |
|
17. |
Игра «Регулировщик» |
1 |
1 |
|
18. |
Дорожные знаки. |
1 |
1 |
|
19. |
Запрещающие знаки |
1 |
1 |
|
20. |
Предупреждающие знаки |
1 |
1 |
|
21. |
Знаки особого предписания и знаки сервиса |
1 |
1 |
|
22 |
Игра «Угадай, какой знак» |
1 |
1 |
|
23 |
Знай правила дорожного движения как таблицу умножения |
1 |
1 |
|
24 |
Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. |
1 |
1 |
|
25 |
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. |
1 |
1 |
|
26 |
Мы - пассажиры |
1 |
1 |
|
28 |
КВН «Транспорт и правила поведения в нём» |
1 |
1 |
|
29 |
История автомобиля. Маленькие секреты транспорта. |
1 |
1 |
|
30 |
Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. |
1 |
1 |
|
31-32. |
Работа над проектами |
1 |
1 |
|
33 |
Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Защита проектов. |
1 |
1 |
|
Итого: |
33 |
25 |
8 |
Содержание программы
№ п/п |
Тема |
Всего часов |
Форма проведения |
1. |
Какая она, улица? |
1 |
Беседа, презентация своей улицы, загадки, стихи. |
2. |
Улица, на которой я живу |
1 |
|
3-4 |
Я – пешеход |
2 |
Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», беседа (пешеходные правила), практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций. |
5. |
Дорога в школу |
1 |
|
6 |
Друг наш верный - светофор |
1 |
Изготовление светофора из картона и пуговиц. |
7-8. |
Кодекс выживания пешехода |
2 |
Работа в группах (разбор дорожных ситуаций, практические задания) |
9 |
Если ты стал водителем. Наш друг - велосипед |
1 |
Блиц-опрос |
10 - 11 |
Какой бывает транспорт |
2 |
Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах). |
12 |
Пожарные машины. |
Посещение ПЧ -134 с. Кыласово |
|
13 |
Про разметку на дороге. |
1 |
Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра. |
14 |
Перекрёсток. |
1 |
Инсценированная сказка по ПДД, игра «Найди ошибку», работа в группах . |
15 |
Наши верные друзья на улицах и дорогах. |
1 |
. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я. Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов). |
16 |
Сигналы регулирования дорожного движения |
1 |
Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика», игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке». |
17. |
Игра «Регулировщик» |
1 |
Инсценировка дорожных ситуаций |
18. |
Учись читать дорожные знаки. |
1 |
Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети») |
19. |
Запрещающие знаки |
1 |
Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили). |
20. |
Предупреждающие знаки |
1 |
Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили). |
21. |
Знаки особого предписания и знаки сервиса |
1 |
Беседа, презентация, загадки, стихи. |
22 |
Игра «Угадай, какой знак» |
1 |
Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших). |
23 |
Знай правила дорожного движения как таблицу умножения |
1 |
Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение. |
24 |
Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры. |
1 |
Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра. |
25 |
Особенности движения по мокрой и скользкой дороге. |
1 |
Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка. |
26 |
Мы - пассажиры |
1 |
Поездка в г.Кунгур в краеведческий музей, практическое применение полученных знаний |
28 |
КВН «Транспорт и правила поведения в нём» |
1 |
Разминка, вопросы, инсценировки |
29 |
История автомобиля. Маленькие секреты транспорта. |
1 |
Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа |
30 |
Инспектор ГИБДД в гостях у ребят. |
1 |
Беседа, просмотр видеосюжетов |
31-32. |
Работа над проектами |
1 |
Самостоятельная групповая работа. |
33 |
Праздник «Мы знаем правила дорожного движения». Защита проектов. |
1 |
Презентация проектов. |
Итого: |
33 |
Материально-техническое обеспечение
1.Альбом-задачник.ООО «Рекламно-информационный центр «АРКОС», 2010. 2. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997 3. Материалы газеты «Добрая дорога детства». 4.С.Н.Подгорная.Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону. ИЦ «МарТ» 2004г 5.Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998 6. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 . 7. Г.Н.Шевченко.Основы безопасности жизнедеятельности.Волглград,2003г 8.Энциклопедия «Все обо всем». 9.Энциклопедия «Что? Где? Когда?». 10.Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987. |
Технические средства обучения. Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц. Персональный компьютер с принтером, сканером. Мультимедийный проектор. Web - камера. |
Экранно-звуковые пособия. Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. |