12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Фатыкова Оксана Петровна303
Россия, Пермский край, с. Кыласово

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кыласовская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ

________ Л.С. Ботова

«___» ____________ 2016г

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Уроки на дорогах»

 

Автор- составитель программы:

Фатыкова О.П. – учитель

начальных классов

2016

Пояснительная записка

Актуальность: введение ФГОС НОО для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает организацию внеурочного времени обучающихся, проблема безопасного поведения на дорогах актуальна, связана с повседневной жизнью и необходима для концентрации внимания при соблюдении ПДД и культуру личной безопасности.

Нормативно-правовую основу разработки программы составляют:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

3. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16.

4. О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами. Письмо Минобрнауки России от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06.

5. О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей инвалидов с отклонениями в умственном развитии. Письмо Минобразования РФ от 06.04.2004 №26/188-6и.

6. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189.

7. О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов. Письмо Минобразования РФ от 4 сентября 1997 г. N 48.

8. О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Указ Президента РФ от 1 июня 2012г. № 761.

9. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Министерство образования и науки Российской Федерации Приказ от 19 декабря 2014 г. № 1599

10. Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Кыласовская СОШ».

Дорожно-транспортный травматизм является серьезной проблемой. Травматизма можно избежать путем принятия мер профилактики или борьбы с ним. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних школьников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

В условиях современного скоростного уличного движения необходимо постоянно быть начеку, поэтому очень высокие требования предъявляются ко всем участникам дорожного движения, которые должны быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу. Возрастающая плотность движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности. Ведь транспортный травматизм составляет до 24,5% от всех причин уличного травматизма. Причиной транспортной травмы в 44% случаев является внезапное появление ребенка на проезжей части перед близко идущим транспортом (недисциплинированность детей), в 10% случаев - недостаточный присмотр со стороны родителей, в 9% - игра на проезжей части дороги, в 5,5% - выпадение из движущегося транспорта и в менее 1% случаев - езда детей на подножках и наружных выступах, около 1% - по вине водителей транспорта.

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) дают до 25% смертельных случаев. При этом в 20% случаев причиной ДТП явился переход ребенка в неположенном месте, в 9% - нарушение водителем правил ДТП, в 4,5% - игра на железнодорожном полотне, в 4,5% - катание на поездах, трамваях, в 2,6% наезд во дворе на коляску и в 2,6% - наезд на своих детей.

Ежегодно в стране под колесами автомобилей гибнет около 30000 (более 200000 травмированных) человек, каждый десятый из них - ребенок! На наших дорогах лучше смотреть не на светофор, а на машины. Сами правила ДТП дети знают неплохо.

63% детей попадают в ДТП в результате своего неожиданного появления на проезжей части из-за стоящей машины (например, ребенок обошел автобус сзади, по правилам, но был сбит машиной, идущей по встречной полосе).

Самые опасные из ДТП - рельсовые травмы, дают до 1000 ампутаций ежегодно по стране, дети становятся инвалидами по опорно-двигательному аппарату (по общему заболеванию).

Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в школе может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Очень важно воспитывать культуру поведения на дорогах с детства.

Общая характеристика

Поэтому данная программа направлена на изучение основ безопасности поведения на дороге, на знания и навыки использования правил дорожного движения в жизни, которые являются основополагающими в культуре личной безопасности.

Программа имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.

Данная программа реализует цели и задачи АООП МБОУ «Кыласовская СОШ». Содержание программы кружка «Уроки на дорогах» реализует спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. Целесообразность данного направления заключается в формировании знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся уровня начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения АООП обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Взаимодействие урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями. расширение представлений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) о здоровом образе жизни, ознакомление с правилами дорожного движения, безопасного поведения в быту, природе, в обществе, на улице, в транспорте, а также в экстремальных ситуациях.

Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. В основе заданий, которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают: разгадывают, расшифровывают, составляют. Практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, сказок, заинтересовывают детей. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

- воспитание личности социально адаптированной к современным проблемам безопасности жизни.

Основная цель: систематизация знаний обучающихся по ПДД, охрана жизни и здоровья юных граждан, их защита путем предупреждения ДТП.

Задачи:

1.Развивать мотивацию к безопасному поведению.

2.Научить основным правилам дорожного движения.

3.Формировать устойчивый навык наблюдения в различных ситуациях дорожного движения.

4.Формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах

5.Формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год

Программа составлена по трем основным видам деятельности:

Изучение правил дорожного движения и безопасного поведения на улице;

Выполнение обучающимися проектов, плакатов, креативных заданий, развивающих их познавательные способности, необходимые для правильной и безопасной ориентации в дорожной среде;

практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) и специальных упражнений (вводные, групповые, индивидуальные).

Особенности организации учебного процесса


 

Формы и режим занятий: «Уроки на дорогах» рассчитана на 33 часа, 1 раз в неделю. Материал каждого занятия рассчитан на 35 минут. Во время занятий у ребенка происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников. Занятия проходят в классе с использованием мультимедийной установки, настольных игр, наглядно-раздаточного и демонстрационного материала, просмотра фильмов по ПДД, приглашением инспектора ГИБДД .

Обучащиеся, освоившие программу курса внеурочной деятельности:

- умеют определить проблему при помощи преподавателя;

 - умеют формулировать вопросы для решения проблемной ситуации; -умеют наблюдать, классифицировать, формулировать выводы; -умеют аргументировано защищать свои идеи с помощью взрослого;

- умеют распределять обязанности в процессе работы в парах, группах;

- умеют инициировать взаимодействие со сверстниками и взрослыми в процессе поиска решения проблемной ситуации.

Ожидаемые результаты:

уметь применять знания Правил дорожного движения на практике, выделять нужную информацию; читать информацию по дорожным знакам; оценивать дорожную ситуацию.

иметь навыки дисциплины, осторожности, предвидения опасности на дороге не переходящие в чувство боязни и страха.

знать: историю возникновения ПДД; безопасный путь из дома до школы, дорожные знаки; сигналы светофора;

виды транспорта; причины ДТП; правила дорожного движения.

Форма подведения итогов: защита проектов, праздник на тему: «Мы знаем правила дорожного движения».
 

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Всего часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1.

Какая она, улица?

1

1

 

2.

Улица, на которой я живу

1

1

 

3-4

Я – пешеход

2

1

1

5.

Дорога в школу

1

 

1

6

Друг наш верный - светофор

1

   

7-8.

Ловушки на дорогах

2

2

 

9

Наш друг - велосипед

1

1

 

10 - 11

Какой бывает транспорт

2

2

 

12

Посещение ПЧ -134

   

1

13

Про разметку на дороге.

1

1

 

14

Перекрёсток.

1

1

 

15

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1

1

 

16

Сигналы регулирования дорожного движения

1

1

 

17.

Игра «Регулировщик»

1

 

1

18.

Дорожные знаки.

1

1

 

19.

Запрещающие знаки

1

1

 

20.

Предупреждающие знаки

1

1

 

21.

Знаки особого предписания и знаки сервиса

1

1

 

22

Игра «Угадай, какой знак»

1

1

 

23

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения

1

1

 

24

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

1

1

 

25

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1

1

 

26

Мы - пассажиры

1

 

1

28

КВН «Транспорт и правила поведения в нём»

1

 

1

29

История автомобиля. Маленькие секреты транспорта.

1

 

1

30

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

1

1

 

31-32.

Работа над проектами

1

 

1

33

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».

Защита проектов.

1

1

 
 

Итого:

33

25

8


 

Содержание программы

п/п

Тема

Всего

часов

Форма проведения

1.

Какая она, улица?

1

Беседа, презентация своей улицы, загадки, стихи.

2.

Улица, на которой я живу

1

3-4

Я – пешеход

2

Работа с планом местности, стихотворение С.Михалкова «Движеньем полон город», беседа (пешеходные правила), практическая работа (около школы), разбор и анализ конкретных ситуаций.

5.

Дорога в школу

1

6

Друг наш верный - светофор

1

Изготовление светофора из картона и пуговиц.

7-8.

Кодекс выживания пешехода

2

Работа в группах (разбор дорожных ситуаций, практические задания)

9

Если ты стал водителем.

Наш друг - велосипед

1

Блиц-опрос

10 - 11

Какой бывает транспорт

2

Загадки, исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).

12

Пожарные машины.

 

Посещение ПЧ -134 с. Кыласово

13

Про разметку на дороге.

1

Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.

14

Перекрёсток.

1

Инсценированная сказка по ПДД, игра «Найди ошибку», работа в группах .

15

Наши верные друзья на улицах и дорогах.

1

. Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я. Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов).

16

Сигналы регулирования дорожного движения

1

Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика», игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».

17.

Игра «Регулировщик»

1

Инсценировка дорожных ситуаций

18.

Учись читать дорожные знаки.

1

Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа (рисование знака «Осторожно дети»)

19.

Запрещающие знаки

1

Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки»,презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).

20.

Предупреждающие знаки

1

Блиц – опрос, беседа, стихи В.Головко «Дорожные знаки», презентация, работа в парах (нарисовать знак, рассказать о нём, что запомнили).

21.

Знаки особого предписания и знаки сервиса

1

Беседа, презентация, загадки, стихи.

22

Игра «Угадай, какой знак»

1

Викторина «Счастливый случай». Деление на 3 команды (по рядам), разминка, заморочки из бочки, музыкальная пауза (физкультминутка), ты мне – я тебе, видеовопросы от старших).

23

Знай правила дорожного движения как таблицу умножения

1

Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”, игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”, игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.

24

Где можно и где нельзя играть. Мостовая не для игры.

1

Стихи Г.Титова «Глупый утёнок играет в футбол», беседа, презентация, ролевая игра.

25

Особенности движения по мокрой и скользкой дороге.

1

Беседа, стихи, анализ конкретных ситуаций, презентация, инсценировка.

26

Мы - пассажиры

1

Поездка в г.Кунгур в краеведческий музей, практическое применение полученных знаний

28

КВН «Транспорт и правила поведения в нём»

1

Разминка, вопросы, инсценировки

29

История автомобиля. Маленькие секреты транспорта.

1

Исторический материал, беседа, презентация, самостоятельная работа

30

Инспектор ГИБДД в гостях у ребят.

1

Беседа, просмотр видеосюжетов

31-32.

Работа над проектами

1

Самостоятельная групповая работа.

33

Праздник «Мы знаем правила дорожного движения».

Защита проектов.

1

Презентация проектов.

 

Итого:

33

 

 Материально-техническое обеспечение


 

 

1.Альбом-задачник.ООО «Рекламно-информационный центр «АРКОС», 2010.

2. Князева Р.А. 100 задач по ПДД. М: Педагогика,1997

3. Материалы газеты «Добрая дорога детства».

4.С.Н.Подгорная.Тематические недели в начальной школе. Москва-Ростов – на –Дону. ИЦ «МарТ» 2004г

5.Три сигнала светофора. Дидактические игры, викторины. М: Просвещение, 1998

6. Филенко М.Н. Школьникам о правилах дорожного движения. М: Просвещение,1985 .

7. Г.Н.Шевченко.Основы безопасности жизнедеятельности.Волглград,2003г

8.Энциклопедия «Все обо всем».

9.Энциклопедия «Что? Где? Когда?».

10.Энциклопедия «Почемучка».- М.: Педагогика, 1987.

Технические средства обучения.

Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

Персональный компьютер с принтером, сканером.

Мультимедийный проектор.

Web - камера.

Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.