12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Епифановская Светлана Михайловна149
Работаю учителем начальных классов 26 лет, являюсь руководителем районного методического объединения.
Россия, Вологодская обл., деревня Слуда

Согласовано: Утверждено:

Педсовет № ___ от ____________ 2016 г. Директор БОУ «Слудновская НОШ»

___________ Е.М.Рыжкова

«_______»________________2016 г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ


 


 

"Юные патриоты России"

                                                                                                                                    

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Епифановская Светлана Михайловна

учитель начальных классов

                                                                                                        

                                                  

 

 

 

 

 

 

2016-2017г

Содержание

 

1.Пояснительная записка .......................................................................................................     

2.Планируемыерезультаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности........................................................................................................  

3. Содержание программы..................................................................................  

4. Учебно-тематический план............................................................................  

5. Приложение.......................................................................................................

6.Список литературы....................................................................

 

Пояснительная записка.

         В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

         В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

         Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

         Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

         "Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Нравственное воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.           

 

Правовой базой для составления программы являются:

•          Конвенция ООН о правах ребенка

•          Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации »

•          Программа "Патриотическое воспитание граждан Вологодской области"

•          Устав школы

•          Рекомендации «Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации» (письмо Минобразования России от 01.03.2003г. № 30-51-131/16)

Программа “Растим патриотов России"основана на программе Аверчук О.А., Кукченко Т.М. и т.д.   "С любовью к городу", программу Кукченко Т. М. "Гражданин"

 

Цель работы по патриотическому воспитанию:

формирование и развитие у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

         Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

       сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

       сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

       сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

       сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

       вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности.

 

         Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни (1 класс).

Второй уровень результатов — получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения,

т. е. в защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает) (2 – 3 классы).

Третий уровень результатов — получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится ( а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое

значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде (4 класс).

         С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

       • на первом уровне воспитание приближено к обучению,

при этом предметом воспитания как учения являются не

столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для

участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

 

Связь содержания программы с учебными предметами.

 Разработанная программа усиливает вариативную составляющую общего образования: в содержании программы рассматриваются аспекты, которые предлагаются в рамках базовых предметов (русским языком, литературным чтением, окружающим миром,   ИЗО, музыкой, технологией).

 

Учебная деятельность

Внеурочная деятельность

Литературное чтение (анализ и оценка поступков героев; развитие чувства прекрасного; развитие эмоциональной сферы ребёнка и т.д.).

Русский язык – раскрытие воспитательного потенциала русского языка, развитие внимания к слову и чувства ответственности за сказанное и написанное и т.д.

Окружающий мир («связь человека и мира», правила поведения в отношениях «человек –человек» и «человек – природа» и т.д.).

Духовно-нравственная культура народов России («добро и зло», «мораль и нравственность», «долг и совесть», «милосердие и справедливость» и т.д.).

 

– экскурсии, например, «Добро и зло на полотнах художников» и др.;  

–беседа «Дом, где живет уважение»;

– ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников,

– осуществление вместе с родителями творческих проектов и представление их;

– ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора ;

 

Окружающий мир , 3–4 кл. – «современная Россия – люди и государство», «наследие предков в культуре и символах государства, славные и трудные страницы прошлого», «права и обязанности граждан, демократия», «общечеловеческие правила поведения в многоликом обществе, права человека и права ребёнка».

Литературное чтение – сказки народов России и мира; произведения о России, её природе, людях, истории.

Духовно-нравственная культура народов России – равенство и добрые отношения народов России.

Культура диалога, взаимодействие представителей разных конфессий.  

 

– беседы и классные часы: «Биографии народных героев», «Боевые знамена рассказывают», «Орден твоего дома»;

– просмотр и обсуждение видеофрагментов, фильмов, представляющих образцы гражданского и примеры антигражданского поведения, в том числе противоречивые ситуации;

– экскурсии и путешествия «Вологжане - Герои Великой Отечественной войны»

– чтение книги А. Гайдара «Тимур и его команда»

– встречи-беседы с ветеранами войны и труда, людьми, делами которых можно гордиться;.

 

Технология – роль труда и творчества, его различные виды, обучение разным трудовым операциям, важность их последовательности для получения результата и т.п.

Окружающий мир – знакомство с профессиями и ролью труда (в т.ч. труда учёных) в развитии общества, преобразования природы.

Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка – роль творческого труда писателей, художников, музыкантов

Получение трудового опыта в процессе учебной работы .

Настойчивость в исполнении учебных заданий, доведение их до конца.

Оценивание результатов своего труда в рамках использования технологии оценивания.

Творческое применение предметных знаний на практике, в том числе при реализации различных учебных проектов.

Работа в группах и коллективные учебные проекты – навыки сотрудничества.

Презентация своих учебных и творческих достижений.

 

- изготовление подарков,;

- клуб интересных встреч;

- работа кружков, творческих мастерских;

- составление сборника стихов «Времена года»;

организация Города Веселых мастеров;

- мини проекты

Окружающий мир – взаимосвязи живой и неживой природы, природы и хозяйства человека, экологические проблемы и пути их решения, правила экологической этики в отношениях человека и природы.

Литературное чтение – опыт бережного отношения к природе разных народов, отражённый в литературных произведениях.

– сбережение природных ресурсов в ходе учебного процесса: выключение ненужного электроосвещения, экономное расходование воды, упаковочных материалов, бумаги и т.п

экскурсии в краеведческие и биологические музеи, парки;

 -экскурсии по улице, району, городу;

- заочные путешествия;

- беседы о природе Тарногского района

Для реализации программы « Юные патриоты России » необходима материально-техническая база:

Учебные наглядные пособия: плакаты, портреты русских полководцев, репродукции о войне, карта города и страны, символы государства и города Вологды, Тарноги фотографии городских улиц.

Оборудование для   демонстрации   мультимедийных презентаций.

 

 Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности.

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира

Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

 

Воспитание гражданства, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям.

Национальные ценности : патриотизм, гражданственность

I уровень:

Знать права и обязанности школьника;

Понимать необходимость соблюдения правил;

Уметь контролировать свои поступки и организую игру по правилам;

Делать первые страницы своего портфолио .

II уровень:

Знать историю школы, района;

Понимать необходимость изучения своих истоков;

Уметь рассказать о традициях классного коллектива, детских объединений;

Делать творческую страничку своего портфолио.

III уровень:

Знать историю государственного флага и герба России, основные государственные праздники;

Понимать, что являюсь жителем Тарногского района, Вологодской области, России;

Уметь рассказать некоторые праздники России;

Делать страничку своего портфолио .

 

Воспитание нравственного, чувственного и этического сознания .

Национальные ценности: личность, наука, солидарность

I уровень:

Знать правила вежливого поведения в школе и общественных местах;

Понимать различие хороших и плохих поступков;

Уметь признавать собственные плохие поступки;

Осуществлять что – то полезное для себя и своих родных

II уровень:

Знать как вести себя в обществе с другими детьми;

Понимать значимость правильного поведения в обществе;

Уметь сказать «нет»;

Защищать честь и достоинство своих друзей и близких.

III уровень:

Знать правила поведения в знакомом и незнакомом обществе;

Понимать соответствие своего поведения требованиям коллектива, общества;

Уметь разумно управлять собственной речью в различных ситуациях;

Проводить беседы в подшефном классе

 

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни

Национальные ценности : труд и творчество, наука

I уровень:

Знать , что лениться – это плохо;

Понимать необходимость трудиться;

Уметь мыть полы, протирать пыль, поливать цветы;

Соблюдать порядок у себя в комнате, на рабочем месте, дежурю в классе.

II уровень:

Знать о роли труда в жизни человека;

Понимать, что каждую работу нужно доводить до конца;

У меть работать в коллективе;

Участвовать в трудовых акциях.

III уровень:

Знать различные профессии;

Понимать, что выполняя работу нужно стремиться к творчеству, нестандартному ее выполнению;

Уметь работать над проектами;

Выражать свою личность в различных видах творчества, стараюсь быть полезным людям.

 

Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Национальные ценности: природа, личность, искусство и литература:

I уровень:

Знать какие деревья, кустарники и цветы растут возле школы;

Понимать для чего они;

Ухаживать за цветами;

Рисовать плакаты о сохранности природы.

II уровень:

Знать растения, которые надо охранять;

Понимать необходимость сохранности красоты природы;

Уметь вырастить рассаду для школьной клумбы и дома;

Ухаживать за домашним цветником (или клумбой у дома), школы.

III уровень:

Знать лекарственные растения;

Понимать, что загрязнение природы вредно для здоровья;

уметь с помощью слова убедить заботиться о природе;

Добровольно участвовать в экологических акциях

 

Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни

Национальные ценности: семья, личность, наука

I уровень:

Знать правила личной гигиены, основы правил дорожного движения, безопасный путь до школы;

Понимать важность занятия физкультурой для здоровья;

Уметь делать утреннюю зарядку, могу сам дойти до школы;

Соблюдать режим дня и правила личной гигиены и ПДД.

  II уровень:

Знать основы правильного питания,

Перечислить факторы, которые вредят моему здоровью и здоровью моих близких;

Могу сказать «нет»;

Вести подвижный образ жизни.

III уровень:

Знать значение слов «физическое состояние», «настроение человека»;

Понимать зачем нужно человеку правильно питаться;

Уметь приготовить завтрак для себя и своих родных;

Участвовать в   агитбригаде .

 

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

Национальные ценности : искусство и литература, человечество

I уровень:

Знать правила поведения в общественных местах (библиотеки, театре, музее, кино);

Понимать значение слов «опрятный вид», «некрасивый поступок», «»книга – лучший друг».

Уметь проявлять чувства (восторг, радость и.т.д.)Д: соблюдаю режим дня, правила

Посещать музеи, библиотеки, театры

II уровень:

Знать сказки, стихи, песни;

Понимать значение слов «дарить красоту»;

Уметь самостоятельно читать книги, участвовать в концерте;

Самостоятельно украсить класс, дом; участник праздника

III уровень:

Знать памятники культуры в районе, городе;

Понимать, что надо их беречь;

Уметь рассказать о некоторых из них;

Проводить заочное путешествие для подшефного класса

 

Качества личности, которые могут быть развиты у обучающихся в результате реализации программы.

 

Воспитание – это процесс принятия человеком важных правил и идей (ценностей), которые определяют поведение человека в обществе на разных ступенях его развития. В педагогическом смысле воспитание – целенаправленное управление развитием личности. Следовательно, воспитательная цель – развитие определённых человеческих качеств личности,   отражающих своеобразный нравственный портрет школьника.

Нравственный портрет идеально воспитанного младшего школьника

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слышать и слушать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

 

Формы подведения итогов

Формы подведения итогов   реализации данной программы являются:

Участие в конкурсах различного уровня (школьного, муниципального, регионального, Всероссийского);

Участие в социальных акциях;

Создание и реализация социальных проектов.

 

Формы занятий   и подведение итогов планируемых по каждому направлению

 

Название направления

Формы занятий

Подведение итогов

1.

« Связь поколений»

Тематические беседы, предметные недели, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам.

 

 

2.

«Растим патриота и гражданина России»

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции, устный журнал, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

 

 

3.

  «Мой край родной»

Тематические беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, встречи с интересными людьми, акции, диспуты.

 

 

4.

« Я и семья»

Беседы , родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, игры, анкетирование, семейные праздники, часы общения.

 

 

Анкетирование детей и родителей

 

 Содержание программы

Программа состоит из 5 блоков

"Моя школа - моя судьба"

«Я и семья» 

«Связь поколений»

«Растим патриота и гражданина России».

«Мой край родной» 

  «Моя школа - моя судьба»

Права и обязанности школьника. Взаимоотношения в классе. Классное собрание. Изучение истории школы. Знакомство с биографиями знаменитых выпускников школы. Бережное отношение к книгам и школьным принадлежностям.

Практические занятия : экскурсии, конкурсы, игра – путешествие, разработка правил классного сообщества, выпуск газет, подготовка лекторских групп.

  «Я и семья» основные мероприятия данного направления - родительские собрания, совместные мероприятия, игры, семейные часы общения.

  «Связь поколений»  

Цель : Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.

Проведения февральских военно-патриотических месячников; Вахты памяти, посвященной Дню Победы, в рамках которой ежегодно проводятся: смотр строя и песни, спортивные соревнования «Вперед, мальчишки!» и «А ну-ка, парни!», музыкальный конкурс «Песни, опаленные войной», литературно-музыкальный вечер, посвященный Дню Победы, Уроки мужества и встречи с ветеранами, операция «Поздравительная открытка», конкурс детского рисунка «Наша армия родная», выпуск листовок и тематических газет.

    «Растим патриота и гражданина России».

Цель  заключается в формировании гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции.

  Задачи направлены на воспитание правосознания, способности к осознанию своих прав и прав другого человека, на формирование культуры проявления гражданской позиции.

          Основными формами работы этого направления являются: тематические классные часы, коллективные творческие дела, конкурсы, викторины по правовой тематике, праздник получения паспорта, дня Конституции.

  В рамках работы блока «Мой край родной» проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны и своего города. Экологическая ответственность – ключевая характеристика человека. Она означает, что его связи и отношения являются отражением природных связей и взаимоотношений.

          Таким образом, реализация основных блоков программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.

 

Для реализации программы предлагаются следующие   методы : наглядный, словесный, практический. 
Наглядный метод  
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею; наблюдения; 
• экскурсий по городу, целевые прогулки; 

Словесный метод 
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 

Практический метод 
• проведение игр (дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей; 

 

         Содержание программы внеурочной деятельности "Юные патриоты России» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов.

Место проведения занятий - учебные кабинеты, школьный музейный уголок, библиотека.

Сроки реализации программы

Реализация программы рассчитана на весь курс начального образования 4года,объёмом в 135 часов,1час в неделю.

 

класс

Количество часов

1 класс

33 часа

2класс

34 часа

3класс

34 часа

4класс

34 часа

Занятия проводятся во второй половине дня.

 

Требования к знаниям и умениям обучающихся

         К концу первого года обучения учащиеся должны:

а)  знать:  замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество, профессии членов семьи, домашний адрес и  телефон, адрес школы, названия улиц ; основные памятные места района;  дату основания города Вологды; основные улицы города; памятные и исторические места; герб и флаг города Вологда и Тарноги.

б) уметь:  вести разговор с членами семьи по заданной теме; 

ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить виденное в рассказе, рисунке.

             К концу четвертого года обучения учащиеся должны:

а) знать:  символику Российской Федерации, основные моменты истории происхождения и становления Российского государства, основные даты, имена в истории, города-герои, народы и области на территории России.

б) уметь:  поддержать разговор по заданной теме, ориентироваться в картах по истории, показать основные события на карте, пересказать текст.

Учебно-тематический план

1 класс

Задачи: формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;

        сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;

      воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;

       воспитание коллективизма и ответственности. 

 

№п/п

Наименование темы.

форма

Кол-во

часов

УУД

1

Здравствуй, ШКОЛА!

Посвящение в первоклассники

1

ЛУУД: смыслообразование; самоопределения и самопознания гражданской идентичности нравственно-этическое оценивание

2-3

Мы этого раньше не знали

Беседа   об истории Тарногского городка, города Вологды.

2

ЛУУД:формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе

4

Дары осени

Выставка поделок из плодов овощей и фруктов

1

ЛУУД: умения выявлять выраженные в поделке настроения и чувства и переда­вать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыра­жения.

5-6

Улицы нашей деревни

(рисование, аппликация улицы на которой находится школа)

2

ЛУУД: формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, РУУД: формирование по­зитивной самооценки и самоуважения

7

Читаем книги о войне

Час чтения

1

КУУД:

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей

- умение понимать контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные умения; понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.

8

Опора семьи (наши бабушки и дедушки)

 

1

ЛУУД: формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, по­зитивной самооценки и самоуважения, уважения старших.

9

Если бы у меня была волшебная палочка

Игра-путешествие в страну "Вообразилию"

1

ЛУУД:

- эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении

10

Я рисую облака

Экскурсия в музей ИЗО

1

КУУД: на основе развития эмпатии;

ЛУУД: умения выявлять выраженные в рисунке настроения и чувства и переда­вать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыра­жения.

11

Моя мама-лучший друг

Конкурс рисунков

1

ЛУУД:формирование гражданской идентичности личности, эстетических ценностей и вкусов, по­зитивной самооценки и самоуважения

12

Мы - будущее нашего села

Беседа о профессиях

1

РУУД: установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

13

Кем мы гордимся

Беседа о почетных гражданах Тарногского района

1

РУУД: установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

14

Россия - Родина моя

Беседа о символах России

1

ЛУУД: смыслообразование; самоопределения и самопознания гражданской идентичности нравственно-этическое оценивание

15

Твои права и обязанности

 

1

ЛУУД: формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе

16

Моя школа. История школы

Экскурсия в музейный уголок школы

1

ПУУД: познакомить с историей школы.

17

Подвиг не уходит в запас

Чтение книг о войне

1

КУУД:

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей

- умение понимать контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные умения;.

18-19

«Имя героя-солдата имеет честь носить улица»

Экскурсия по улицам Тарноги

2

ЛУУД: установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале истории и культуры родного края.

20

Гайдаровская почта

Поделки открыток своими руками

1

ЛУУД: умения выявлять выраженные в поделке чувства и эмоции на основе творческого самовыра­жения.

21

Их профессия - Родину защищать

Праздник к 23 февраля

1

ЛУУД: формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности.

22

Конкурс чтецов "Строки опаленные войной"

 

1

23

Час здоровья

знакомство с чемпионами в области

спорта.

 

1

ЛУУД: принятие правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья;

24

Традиции родного села

 

1

ЛУУД: установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

25-26

Посещение театра

 

2

ЛУУД:

- эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении

27

Народные приметы

 

1

ЛУУД: установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

28

С любовью к деревне

Составление фотоальбома

1

29

Мир космоса

Беседа о космонавтах

1

 

30

Город-герой Москва

 

1

ЛУУД: формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности.

31

В гармонии с природой

Викторина  

1

 

32

Цветной мелок

Конкурс рисунков "Моя Родина"

1

ЛУУД: умения выявлять выраженные в рисунке настроения и чувства и переда­вать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыра­жения.

33

День сказок

Чтение русских народных сказок, рисунки к сказкам

1

КУУД:

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей, с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя.


 


 


 

2 класс

Задачи: развитие познавательных интересов, потребностей в познании культурно -исторических ценностей страны, региона, города;

     приобщение школьников к духовным, нравственным, культурным ценностям своего народа;

формирование уважения к традициям и символам Российского государства, чувства любви к природе.

 

№п/п

Наименование темы.

форма

Кч

 

УУД

1

Занятие, посвященное Году Российской истории «Моя Родина- Россия»

Беседа с использованием презентации.

1

 ЛУУД: формирование базовых историко- культурных представлений и гражданской идентично-

сти, любви к Родине, желания участвовать в событиях по охране культурных памятников.

ПУУД: различать государственную символику России, описывать исторические факты, события в истории Родины

КУУД: учет позиции собеседника.

РУУД: установление причинно- следственных связей.

 

 

 

 

2

Час истории «Недаром помнит вся Россия про день Бородина».

Беседа о войне 1812 года с использованием презентации.

1

3

Час военной истории «Сражались со взрослыми рядом»

Беседа о детях военных лет, пионерах героях

1

4

Час истории « Куликовская битва»

Беседа с использованием презентации.

1

5

Проект «Мои бабушка и дедушка». Фото из семейного альбома.

Защита проектной работы.

1

 ЛУУД: формирование базовых нравственно-этических ценностей

 

 

6

Экскурсия «Мир вокруг нас».

Экскурсия по улице, на которой находится школа

1

7

Урок мужества «И помнит мир спасенный», посвященный памяти Героя России С.А.Преминина. ( 18 октября)

Рассказ о подвиге С.А Преминина.

1

 ЛУУД: осознание себя гражданином России, формирование нравственно- этических ценностей, смыслообразование.

8

Заочное путешествие по городам Вологодской области «Белозерск – былинный город Руси»

Беседа- «путешествие» с использованием презентации о Белозерске.

1

ЛУУД: установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

9

Заочное путешествие по городам Вологодской области

« Тотьма – город купцов и мореходов»

Беседа- «путешествие» с использованием презентации о Тотьме.

1

10

Час истории «Мы этого раньше не знали»

Беседа о вологжанах, открывших новые земли.

1

11

С любовью к России

Беседа о символах РФ с использованием презентации.

1

ЛУУД: формирование мотивов, выражающих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, любви к Родине, культуре, истории, желание участвовать в делах и событиях.

 

12

Путешествие по стране "Праволяндии"

Игра-путешествие

1

13

Проектная работа «Моя семья в истории села, деревни».

Защита проекта. Рассказ о профессии своих родителей

1

 ПУУД: умение выступить и защитить свою проектную работу.

14

«За нами не угнаться»

Спортивный праздник

1

 ЛУУД: принятие правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

 

15

«Новогодняя сказка среди зимы»

Беседа о праздновании Нового года, изготовление новогодних сюрпризов.

1

 ПУУД: формирование умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, характеризовать события культуры, истории, религии.

 

 

16

В ожидании чуда

Выставка новогодних поделок

1

17

Народный праздник – Рождество Христово.

Разучивание народных игр, рождественских песен.

1

18

Заочное путешествие по городам Вологодской области

«Сокол. История и современность»

Беседа- «путешествие» с использованием презентации о Соколе.

1

 ЛУУД: формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности.

19

«Твои рядовые, Россия»

Рассматривание картин, посвященных ВОв

1

 КУУД:

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей

- умение понимать контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные умения; понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей

 

 

 

 

 

20

Стихами Отчизне служить

Конкурс чтецов

1

21

Час мужества « Во славу Отечества»

Беседа о вологжанах, Героях Великой Отечественной войны

1

22

Служу России

Конкурсная программа к 23февраля

1

23

Город - герой Ленинград

Рассказы о блокаде Ленинграда

1

24

Экскурсия по селу Тарногский городок «Улицы хранят имена героев».

Экскурсия по Тарногскому городку

1

 РУУД: установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

 

 

 

25

Мы – будущее.

Беседа о том, как селяне стараются сделать село красивым

1

26

Заочное путешествие по городам Вологодской области

«Череповец – город лидеров»

Беседа- «путешествие» с использованием презентации о Череповце.

1

27

Чудеса своими руками

Поиск веток и корней необычной формы, оформление выставки

1

КУУД: учет позиции собеседника, отстаивание своего мнения, умение представить работу.

28

Час мужества «И мужество как знамя пронести»

Рассказ о герое-земляке Ульяновском Н.Е. ( в музее)

1

 ПУУД: различать прошлое, натоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, ориентироваться в важнейших для страны событиях.

 

 

 

 

29

Путь в космос

Беседа о космосе, конкурс рисунков

1

30

Час истории «Читаем книги о войне»

 А.А.Угрюмов « Как дед Андрей на войну ходил»

1

31

Час истории «Была война, была Победа»

Беседа. Конкурс рисунков.

1

32

День Семьи « Семьи тепло – души отрада»

Развлекательная программа.

1

 

 ЛУУД: формирование мотивов, выражающих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; учебно- познавательного интереса к изучаемому курсу.

ПУУД: формирование умения работать с информацией.

КУУД: формирование способности сотрудничать, учитывая позицию партнера при общении и взаимодействии.

 

33

Доблесть, рыцарство, отвага

 Конкурсная программа

1

34

Обобщение, защита проектов

 

1

 


 


 


 


 


 


 

3 класс

Задачи:

- продолжать формирование патриотических чувств и сознания учащихся на основе исторических ценностей России;

- сохранение и развитие чувства гордости за свой народ, страну, край, семью;

       - воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства;

   -   воспитание коллективизма и ответственности. 

 

№п/п

Наименование темы.

форма

Кол-во

часов

УУД

1

Вместе весело шагать

Презентация класса, знакомство с летописью школы

1

КУУД: учет позиции собеседника.

РУУД: установление причинно- следственных связей

2

Час истории « Поле русской славы»

Презентация о Куликовской битве

1

ЛУУД: формирование базовых историко- культурных представлений и гражданской идентично-

сти, любви к Родине, желания участвовать в событиях по охране культурных памятников.

3

Час истории «Курская битва»

Рассказ-презентация о Курской битве.

1

4

Поле русской славы.

Чтение былин о русских богатырях

1

5

Здесь я живу

Конкурс визитных карточек про улицы, на которых живут дети

1

 ПУУД: умение выступить и защитить свою проектную работу.

 

 

6

Семейные династии

Рассказы о своей родословной

1

7

Представление исследовательских работ «Моя семья»

 

1

8

Праздник урожая

Выставка работ из овощей и фруктов

1

 

 

РУУД: установление причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

9

Заочное путешествие по крупным городам России

 

1

10

Праздничная программа к Дню Матери.

Подготовка праздничного концерта.

1

ЛУУД: формирование базовых нравственно-этических ценностей

 

11

День поэзии

Конкурс стихов Тарногских поэтов

1

 ЛУУД: формирование мотивов, выражающих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, любви к Родине, культуре, истории, желание участвовать в делах и событиях.

 

 

12

Нашей армии герои

 О великих полководцах России

1

13

День Конституции «Конституция – основной закон страны»

Презентация 

1

14

Люди, на которых хотелось бы походить .

Рассказ об известных жителях

1

 ЛУУД: формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности

15

Празднование Нового года в разных странах

 Беседа.

1

 ПУУД: формирование умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, характеризовать события культуры, истории, религии

16

Любимый детский праздник – Новый год.

Изготовление поделок.

1

17

Древний народный праздник –Рождество.

Разучивание народных песен, колядок.

1

18

Символы моей родины

 Изготовление макета «Символ моей семьи»

1

 ЛУУД: формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности

 

 

ПУУД: различать прошлое, натоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, ориентироваться в важнейших для страны событиях.

 

 

 

19

Выставка рисунков "Моя Россия

 Рисунки

1

20

Дети и Великая Отечественная война.

 Презентация «Пионеры- герои»

1

21

Час истории «Великие битвы Великой Отечественной войны».

Сталинградская битва, битва за Москву. 

1

22

К своим истокам прикоснись

Выставка семейных фотографий «Мы любим здесь бывать»

1

23

Воины - интернационалисты

Рассказ о воинах -интернационалистах Тарногского района

1

 

 

24

Час мужества "День защитника Отечества"

 

1

ПУУД: различать прошлое, натоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, ориентироваться в важнейших для страны событиях.

25

Праздники и традиции русского народа - Масленица

Фольклорный праздник

1

 ПУУД: формирование умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, характеризовать события культуры, истории, религии.

26

Спортивный праздник

 КВН

1

ЛУУД: формирование мотивов, выражающих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности; учебно- познавательного интереса к изучаемому курсу.

27

День поэзии

Конкурс стихов о маме

1

28

День космонавтики «Смелые покорители космоса»

Рассказ об освоении космоса.

1

 ПУУД: различать прошлое, натоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, ориентироваться в важнейших для страны событиях.

29

Павел Иванович Беляев – Вологодский космонавт.

Рассказ- презентация

1

30

Международный день Земли

Викторина

1

31

Час истории «Мои предки – защитники Родины»

Проектная работа

1

 ПУУД: различать прошлое, натоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, ориентироваться в важнейших для страны событиях.

32

Это гордое слово «Победа»!

 Презентация

1

33

Моё здоровье.

КВН

1

 

ПУУД: формирование умения работать с информацией.

КУУД: формирование способности сотрудничать, учитывая позицию партнера при общении и взаимодействии.

 

34

Мир моих увлечений

Мини-проекты, поделки, коллекции в подарок школе.

1

4 класс

Задачи:

-формирование знаний об исторических фактах и явлениях, способности объективного рассмотрения этих событий, навыков использования учебной литературы, энциклопедией, карт, статистических данных, наглядных пособий, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности;

      -- стимулирование умственной активности учащихся, их любознательности, творческой деятельности, способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами.

 

№п/п

Наименование темы

форма

Кол-во

часов

УУД

1

Час мужества, посвященный 100- летию начала Первой мировой войны

Классное собрание

1

 ЛУУД: формирование базовых историко- культурных представлений и гражданской идентично-

сти, любви к Родине, желания участвовать в событиях по охране культурных памятников

 

 

 

2

«Последний звонок Беслана»

Беседа

1

3

И помнит вся Россия про день Бородина

Беседа

1

4

День победы русских полков в Куликовской битве

Устный журнал

1

5

Я на бабушку похожа

Рассказ о своей бабушке, стихи о бабушке

1

 ПУУД: формирование умений наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, характеризовать события культуры, истории.

 

6

Праздник урожая. Золотая осень

Выставка поделок

1

7

Имя твое бессмертно . День памяти Героя России

С. Преминина

Патриотический час

1

ЛУУД: формирование базовых историко- культурных представлений и гражданской идентично-

сти, любви к Родине, желания участвовать в событиях по охране культурных памятников

 

 

 

 

8

Н.П.Кузьмин, Е.А.Попова- почетные граждане Тарногского муниципального района

Классный час

1

9

Великая Отечественная война. Города - Герои

Сбор экспонатов для выставки

1

10

День народного единства.

Рассказ с презентацией

1

11

Международный день толерантности

Игра

1

 ЛУУД: формирование мотивов, выражающих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, любви к Родине, культуре, истории, желание участвовать в делах и событиях.

 

 

 

 

 

12

«Мамы всякие нужны, мамы всякие важны».

Праздник к Дню матери 

1

13-14

Двор, в котором я хочу жить

Проектная работа

2

15

Папа может…

Праздник ко Дню отца

1

16

Я - житель России

О правах ребёнка

1

3четверть

17

Рождество Христово- вечной жизни свет. Фольклор, традиции, обычаи

 Устный журнал

1

ЛУУД: смыслообразование; самоопределения и самопознания гражданской идентичности нравственно-этическое оценивание

 

18

Лыжные соревнования

 

1

19

Проектная работа «Древо жизни моего рода»

Проект

1

20

День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве

Час мужества

1

ЛУУД: формирование базовых историко- культурных представлений и гражданской идентично-

сти, любви к Родине, желания участвовать в событиях по охране культурных памятников

 

 

 ПУУД: различать прошлое, натоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, ориентироваться в важнейших для страны событиях.

 

 

 

21

Мои дедушка и папа в армии

Рассказ о том, в каких войсках служили папы и дедушки

1

22

Конкурс инсценированной песни "Когда поют солдаты"

 

1

23

Дети и война.

Сообщения обучающихся 

1

24

Играем в Тимура

Чтение книги А. Гайдара "Тимур и его команда"

1

25

"О самых близких и родных с любовью"

Праздник для мам и бабушек

1

ЛУУД: формирование гражданской идентичности личности, самооценки и самоуважения, уважения старших.

 

 ЛУУД: формирование мотивов, выражающих потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, любви к Родине, культуре, истории, желание участвовать в делах и событиях.

 

26

Выставка рисунков "Моя бабушка", "Моя мама", "Букет для мамы".

 

1

27

Времена года

Как о природе Тарноги говорят поэты, составление сборника стихов, конкурс рисунков для оформления сборника.

1

28

Международный день Земли

 

1

29

День   мифов и легенд

Викторина из истории Тарногского района

1

30

Христианский праздник "Пасха красная"

 Устный журнал

1

31

Память сердца

Праздник ко дню Победы

1

 

32

Ветеран живет рядом.

Поисковая работа в библиотеке о ветеранах труда

1

 

ЛУУД: формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, по­зитивной самооценки и самоуважения, уважения старших.

33

Мои любимые и родные. День Семьи

 Праздник

1

34

На острове Буяне

Путешествие по книжным полкам библиотеки

1

 

 

         

Система контролирующих материалов (тестовых материалов) для оценки планируемых результатов освоения программы.

Эффективность рассматривается рядом исследователей как мера результативности, действенности, как характеристика   деятельности по степени приближения к заданной цели. С общедидактической точки зрения эффективность – это показатель того, как в процессе педагогической деятельности конкретные результаты преобразуются в социально – значимые (С.И.Архангельский. Лекции по теории обучения в высшей школе, М., 1974.,с.9) Таким образом, можно говорить об эффективности усвоения программы, если наблюдается положительная динамика в критериях и показателях.

Методика П.П. Капустина «Критерии оценки и показатели воспитанности ученика или качества личности, которые надо выработать в себе, чтобы достичь успеха» ориентирована на такую оценку эффективности деятельности, которая выступает как оценка достижения запланированных результатов и сравнение их в динамике.

1-2-е классы

 

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я люблю мечтать

* мне интересно находить ответы на непонятные вопросы

* мне нравится выполнять домашние задания

* я стремлюсь получить хорошие отметки

 

 

 

2. ТРУДОЛЮБИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я помогаю другим в делах и сам обра-

щаюсь за помощью

* мне нравится помогать родителям, выполнять домашнюю работу

* мне нравится дежурство в школе

 

 

 

3. БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ:

* к земле

* к растениям

* к животным

* к природе

 

 

 

4. МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ШКОЛЕ

* я выполняю правила для учащихся

* я добр в отношениях с людьми

* я участвую в делах класса и школы

 

 

 

5. КРАСИВОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ:

* я аккуратен в делах

* я опрятен в одежде

* мне нравится все красивое вокруг меня

* я вежлив в отношениях с людьми

 

 

 

6. КАК Я ОТНОШУСЬ К СЕБЕ:

* я управляю собой

* я соблюдаю санитарно-гигиенические правила ухода за собой

* у меня нет вредных привычек

 

 

 

 

Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                       По каждому качеству (критерию) выводиться

4 – часто                                                         одна среднеарифметическая оценка.

3 – редко                                                        В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

2 - никогда

1-       у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень, 3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.


 


 


 

Классному руководителю 1-2-х классов

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

 

№ п/п

Фамилия, имя

Любо

знате

льность

Трудолюбие

Бережное от ноше ние к природе

Мое отношение к шко ле

Красивое в моей жизни

Как я отношусь к себе

Сред

ний балл

Уро

вень воспи танности

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В классе _______ учеников

 

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

 

 

Дата ________________                  Классный руководитель _____________________


 


 


 


 


 

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

 

№ п/п

Фамилия, имя

Любо

знате

льность

Трудолюбие

Бережное от ноше ние к природе

Мое отношение к шко ле

Красивое в моей жизни

Как я отношусь к себе

Сред

ний балл

Уро

вень воспи танности

 1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В классе _______ учеников

 

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

 

 


 


 


 


 

3-4-е классы

 

 

Я оцениваю себя

вместе с родителями

Меня оценивает

учитель

Итоговые оценки

1. ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ:

* мне интересно учиться

* я всегда выполняю домашнее задание

* я люблю читать

* мне интересно находить ответы на не-

понятные вопросы

*я стремлюсь получать хорошие отметки

 

 

 

2. ПРИЛЕЖАНИЕ:

* я старателен в учебе

* я внимателен

* я самостоятелен

* я помогаю другим и сам обращаюсь за помощью

* мне нравится самообслуживание в школе и дома

 

 

 

3. ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ

* я берегу землю

* я берегу растения

* я берегу животных

* я берегу природу

 

 

 

4. Я И ШКОЛА

* я выполняю правила для учащихся

* я выполняю правила внутришкольной жизни

* я участвую в делах класса и школы

* я добр в отношениях с людьми

* я справедлив в отношениях с людьми

 

 

 

5. ПРЕКРАСНОЕ В МОЕЙ ЖИЗНИ

* я аккуратен и опрятен

* я соблюдаю культуру поведения

* я забочусь о здоровье

* я умею правильно распределять время учебы и отдыха

* у меня нет вредных привычек

 

 

 

 

Оценка результатов проводится по 5-бальной системе:

5 – всегда                                                       По каждому качеству (критерию) выводиться

4 – часто                                                         одна среднеарифметическая оценка.

3 – редко                                                        В результате каждый ученик имеет 6 оценок.

2 - никогда

2-       у меня другая позиция

Затем 6 оценок складываются и делятся на 6. Средний балл и является условным определителем уровня воспитанности. Средний балл: 5 – 4, 5 – высокий уровень, 4, 4 – 4 – хороший уровень,

3, 9 – 2,9 – средний уровень, 2,8 – 2 – низкий уровень.

Классному руководителю 3-4-х классов

Сводный лист данных изучения уровня воспитанности

учащихся ______ класса

 

№ п/п

Фамилия, имя

Любозна

тель

ность

Прилежание

Отношение к при роде

Я и школа

Прек

рас

ное в моей жизни

Сред ний балл

Уро вень воспи танно сти

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В классе _______ учеников

 

                         ___________ имеют высокий уровень воспитанности (в)

                         ___________ имеют хороший уровень воспитанности (х)

                         ___________ имеют средний уровень воспитанности (с)

                         ___________ имеют низкий уровень воспитанности (н)

 

Дата ________________                  Классный руководитель ___________________

 

ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ

 

Диагностика «Мой портрет в интерьере»

   Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить его в рамку из различных предметов.(На рамочку поместить, н-р, книги, очки, фрукты, мяч ит.д.). Предметы для рамочки дети выбирают самостоятельно. Психологи считают, что предметы, выбранные детьми отражают суть его жизни.

 

Диагностика «Какой я?»

   Учащимся предлагаются листочки, на которых написано 10 раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах.

  Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

 

Диагностическая методика «Самореклама»

   Учащиеся готовят о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть отражены внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главное требование к саморекламе – искренность.

 

Диагностическая методика «Сказки»

   Учащимся   младших          классов предлагается написать сказку на какую-либо тему. Например,

        Сказка о моем портфеле

        Необычная история об обычном дневнике

        Сказочные каникулы

        Необычные приключения обычного школьника

        Сказочная история о том, как…

        Как я проспал

        Как я не хотел учить уроки

Тему учащиеся могут определить и сами. В своих произведениях младшие школьники обычно   достаточно искренни, рассказывают о своих радостях и горестях, демонстрируют свои проблемы. Это помогает учителю и родителям понять и разрешить возникающие проблемы   эмоционального и нравственного характера.

Диагностическая методика «Что у меня на сердце»

   Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель предлагает ребятам написать на одной стороне сердечка причины, от которых у них на сердце тяжело. И причины, которые позволяют сказать, что у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить свое сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению.

   Диагностика позволяет узнать причины переживания и затем найти пути их преодоления.

Игра «Магазин» (1-7классы)

   Цель: изучить уровень нравственного развития личности и духовно-

нравственной атмосферы в классном коллективе.

  Ход проведения.

   Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде «купли-прдажи»

Школьникам предлагается сформировать группы по 5-6 человек. Все учащиеся выступают в роли покупателей нравственных ценностей. «Купля-продажа» осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества, которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

   После проведенной «купли-продажи» кл. рук. Вместе с учащимися обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы «приобретенные», «купленные» положительные качества закрепить в деятельности классного коллектива.

   Результаты первого этапа игры можно зафиксировать в таблице.

 

Фамилия, имя

«Приобретенные» положительные качества

«Проданные» отрицательные качества

 

В течение учебного года кл. рук. Ведет наблюдение за учащимися, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

   В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается указать те нравственные качества, которые они приобрели в течение года и выставить на «продажу»   отрицательные качества, от которых им не удалось избавиться.

     Составляется итоговая таблица. Учитель помогает детям проанализировать результаты работы каждого и класса в целом.

Педагогический анализ результатов игры.

   На основе результатов первого этапа игры кл.рук. может зафиксировать исходный уровень нравственного развития личности учащихся и определить духовные ценности классного коллектива. Педагог выявляет также наиболее существенные проблемы воспитанности детей, которые определяются не только по тому, сколько и какие качества школьники «покупают – продают», но и по степени критического отношения к себе и своим товарищам.

   После второго этапа игры можно сделать выводы об уровне нравственного роста учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате классного коллектива.

   Данная игровая методика дает возможность самим детям поставить перед собой задачи по развитию своей личности и коллектива своего класса.

(Желательно использовать карточки с перечнем положительных и отрицательных качеств).

ДИАГНОСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ,

УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

И ЭМОЦИОНАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

  Деловая игра «Лидер»

  Игра «Морские командные учения»

  Методика «Мы – коллектив? Мы   - коллектив…Мы   - коллектив!»

  Методика «Какой у нас коллектив»

  Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива»

  Методика удовлетворенности учащихся школьной жизнью

  Игра «Путешествие по морю любимых занятий»

  Журнал – эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел»

  Ролевая игра «Планета друзей»

  Дискуссия в классе «Хотим быть…»

Список литературы

1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

 

2. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www . ipkps . bsu . edu . ru

Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия [Текст] / сост. О.Е.Жиренко. – М.:Вако, 2007

 

3. Концепция патриотического воспитания граждан РФ [Текст] /Воспитание школьников. – 2005. - №1. – 147с.

 

4. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.

 

5. Круглов, Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] / сост. Ю.Г.Круглов. М.: Просвещение, 1990.

 

6. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова –   Волгоград: изд. «Учитель», 2001.  

 

7. Лизинский, В.М. Проект программы гражданского и патриотического воспитания [Текст] / Научно – методический журнал зам. директора по воспитательной работе. - 2006. - №3. – 40с.

 

8. Молодова, Л.М. Экологические праздники для детей [Текст] / сост. Л.М.Молодова. – Минск: Асар, 1999.

 

9. О воспитательном компоненте Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [Текст] / Воспитание школьников. 2009. - №8 – 10 -16с.

 

10. Павленко, Г.В. Ваши любимые песни [Текст] / сост. Г.В.Павленко. – Смоленск: Русич, 1996.

 

11. Перекатьева, О.В. Сценарии школьных праздников [Текст] / сост. О.В.Перекатьева. – Ростов–на–Дону, 2001.

 

12. Программа духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования [Текст] / авт. – сост. Е.В.Богданова, Н.В.Кондукова, Е.В.Хребтова. – Белово, 2010. – 48-49с.

 

13. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа [Текст] / сост. Е.С.Савинов. – М.: Просвещение, 2010. – 191., 204с.

 

14.Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО,

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.