Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы — патриоты России» (1 класс)
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
Гимназия №1
Утверждаю |
||
Директор МОУ Гимназия №1 г. о. Жуковский ___________________/Н.И. Варлыгина/ |
||
Приказ № 500 от 31.08. 2018 г. |
Приложение к Основной Образовательной Программе
Основного Общего Образования
внеурочной деятельности «Мы – патриоты России»
(базовый уровень/ углубленное изучение)
Учитель: |
Борисова М. В., учитель высшей категории |
||||
Классы: |
1 «А» |
||||
Количество часов: |
Всего – 33, |
в неделю – 1. |
|||
На основе: авторской программа |
|||||
УМК: |
|
2018-2019 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа патриотического направления внеурочной деятельности по курсу «Мы -патриоты России» составлена в соответствии с в соответствии с Федеральным законом от 29.12.201 №273 « Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего образования»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2010 г № 373; СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010 №189 «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»; Уставом МОУ Гимназии №1 г.о. Жуковского.
Планируемые результаты освоения курса.
Планируемые результаты:
Личностные:
чувство любви, осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные:
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные:
усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.
Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание,
социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны, приводить примеры достопримечательностей родного края;
умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
II. Содержание курса
Программа «Мы – патриоты России» используется с 1-4 классы. Она включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
Общий годовой план работы составляет -32
1.“Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.
Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мой папа – мастер на все руки. Мамины помощники. У моих родителей – золотые руки. Профессии в моей семье.
Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо. Панорама добрых дел.
Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Операция «Красный крест». Народный лечебник. Бабушкины советы.
Выставки. Конкурсы рисунков, сочинений. Акции. Дискуссии. Проекты.
.
2.“Я и гимназия” – формирование гражданского отношения к школе.
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности.
История Гимназии №1. Музей Авиации. Школьный Устав.
Конкурсы сочинений, рисунков. Выставки поделок
.
3“Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Город, в котором я живу. Дорогая моя столица. История города в названиях улиц.
Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества!
О подвигах детей в военное время.
Конкурсы стихов, сочинений. Выставки рисунков. Викторина. Акции. Подготовка и рассылка праздничных открыток.
4.“Родной свой край –люби и знай» – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Времена года. ЖИВОТНЫЙ ИРАСТИТЕЛЬНЫЙ МИО пОДМОСКОВЬЯ»
Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены. Экологический календарь.
Конкурсы сочинений, рисунков, чтецов. Проекты.
Формы и методы организации внеурочной деятельности
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Предметные уроки (литературное чтение, русский язык, окружающий мир, музыка, ИЗО)
Классный час
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Литературно – музыкальные композиции
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии (урочная, внеурочная, внешкольная)
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Практические занятия :
Творческие конкурсы
Коллективные творческие дела
Соревнования
Показательные выступления
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Трудовые дела
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Акции благотворительности, милосердия
Творческие проекты, презентации
Проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров
Сюжетно-ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания (урочная, внеурочная, внешкольная).
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в школьный музей ; наблюдения;
• экскурсий по городу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей;
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Литература:
1. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
2. Данилюк, А.Я. и др. Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников. М.: Просвещение – 2011. Методические рекомендации в двух частях.
3. Концепция духовно – нравственного воспитания российских школьников
[Текст] – М.: Просвещение, 2009. – 35с.
4. Кувашова, И.Г. Праздники в начальной школе [Текст] / сост. И.Г.Кувашова – Волгоград: изд. «Учитель», 2001.
2. коллекция цифрового образования, ресурсы, размещённые на официальном сайте МОУ Гимназии №1
Цифровые образовательные ресурсы:
1.Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Тематическое планирование
Номер |
Наименования разделов и тем |
Количество часов на изучение темы |
1 |
«Семья вместе- и душа на месте». |
9 ч |
2 |
Гимназия- мой второй дом. |
9 ч |
3 |
Жуковский- город Наукоград. |
9 ч |
4 |
«Родной свой край люби и знай» |
5 ч |
Итого: |
32 ч |
Календарно-тематический план по внеурочным занятиям
«Мы патриоты России»
Номерауроков |
Наименования разделов и тем |
Плановые сроки прохождения |
Скорректиро-ванные сроки прохождения |
«Семья вся вместе и душа на месте» (9ч) |
|||
1 |
Родной дом и семья |
04.09.2018 |
|
2 |
Школьные друзья |
11.09.2018 |
|
3 |
Мое имя и фамилия. |
18.09.2018 |
|
4 |
Тайны наших имен |
25.09.2018 |
|
5 |
Родная Гимназия. Традиции Гимназии |
02.10.2018 |
каникулы |
6 |
День Гимназии. Посвящение в гимназисты |
16.10.2018 |
|
7 |
Мои обязанности в семье. День матери |
23.10.2018 |
|
8 |
День Единения. Связь поколений |
30.10.2018 |
|
9 |
Государственные символы России |
06.11.2018 |
|
«Школа - мой второй дом» (9ч) |
|||
10 |
Профессии моих родных |
13.11.2018 |
каникулы |
11 |
Что мы знаем о традициях |
27.11.2018 |
|
12 |
Традиции семьи |
04.12.2018 |
|
13 |
Увлечения моей семьи |
11.12.2018 |
|
14 |
Семейные праздники |
18.12.2018 |
|
15 |
Праздничный наряд моего города |
25.12.2018 |
каникулы |
16 |
Мой родной город |
15.01.2019 |
|
17 |
История моего города |
22.01.2019 |
|
18 |
Достопримечательности моего города |
29.01.2019 |
|
«Жуковский - город Наукоград» (9ч) |
|||
19 |
Мой двор. Моя улица |
05.02.2019 |
|
20 |
Улицы родного города. Улицы героев |
12.02.2019 |
каникулы |
21 |
Герб города-наукограда |
26.02.2019 |
|
22 |
Прогулка-экскурсия по городу |
05.03.2019 |
|
23 |
Удивительный наряд города |
12.03.2019 |
|
24 |
Характер города. Город авиации. Экскурсия в городской музей «Покорители неба» |
19.03.2019 |
|
25 |
Культурная жизнь родного города |
26.03.2019 |
|
26 |
Природа родного края |
02.04.2019 |
|
27 |
Занятия жителей города |
16.04.2019 |
|
«Родной свой край люби и знай» (5ч) |
|||
28 |
Москва - столица России |
23.04.2019 |
|
29 |
Самая страшная война |
30.04.2019 |
|
30 |
Дети войны |
07.05.2019 |
|
31 |
Кто нас окружает. Растительный и животный мир Подмосковья |
14.05.2018 |
|
32 |
Красота родной природы |
21.05.2018 |
|
Итого - 32 часа |
1 час в неделю |
Подпись учителя ________________________(Борисова М.В.)
«Согласовано» на заседании ШМО учителей начальных классов Рук. ШМО: ______________ /Левина Н.В./ ( подпись) (расшифровка)
Протокол №1 от " 30 " августа 2018 г. |
«Согласовано» Зам. директора по УВР ______________________ /Н.П.Антонова/ " 31 " августа 2018 г. |