Конспект интегрированного занятия внеурочной деятельности «Композиция в ограниченной цветовой гамме»
Внеурочная деятельность по изобразительному искусству
PDF / 5.71 Мб
Конспект интегрированного занятия внеурочной деятельности «Небесные светила»
Тема: «Композиция в ограниченной цветовой гамме»
Автор: Наталья Александровна Ермакова, Преподаватель дополнительного образования высшей категории, МБОУ СОШ №6 имени Героя Советского Союза А.В. Попова, город Великие Луки, Псковская область
слайд 1
Форма занятия: игровая
Цели :
- Продолжать знакомство детей с культурой и традициями Земли Русской, познакомить с народным календарём и главными солнечными праздниками;
- Расширять и углублять знания детей о науке "Цветоведение";
- Развивать чувство композиции и цвета, умение работать с палитрой;
- Закреплять умение дополнять изображение деталями по собственному замыслу, развивать воображение и творчество детей.
- Воспитывать аккуратность, точность и внимательность при работе, любовь и уважение к традициям своего народа.
слайд 2
Планируемые результаты:
Личностные:
- получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности собственной
деятельности;
- уважительно относиться к иному мнению.
Метапредметные:
Познавательные учебные действия
1 Выполнять анализ (выделение признаков);
2.Выбирать основания для сравнения, классификации;
3 Устанавливать аналогии и причинно – следственные связи;
4.Выстраивать логическую цепь рассуждений.
Регулятивные учебные действия
1.Составлять план выполнения творческой задачи;
2.Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости,
исправлять ошибки;
3.Учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать
оценку работе.
Коммуникативные действия
1.Доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и
диалогической речи;
2.При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её. Учиться
подтверждать аргументы фактами;
3.Учиться критично относиться к собственному мнению;
4.Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым
изменить своё мнение;
Предметные:
1 Учить детей правильной работе с палитрой и цветом, умело использовать разные цветовые сочетания в работе.
2.Помочь детям овладеть принципами работы с палитрой.
3.Прививать интерес к народному творчеству.
слайд 3
Ход занятия:
Сегодня наше занятие не обычное сказочно - практическое, тема нашей творческой работы Композиция "Небесные светила" в ограниченной цветовой гамме»
Но, прежде чем начать рассказ, ответьте на вопрос: "Что такое сказка?"
«Сказка быль, да в ней намек, кто познает - тем Урок», говорили наши мудрые Предки. Этим они хотели донести до своих потомков мысль, что славянские сказки - это память, намек на реальные события или явления. Раньше когда не было ни школ, ни учебников детей учили именно сказками. А, в сказках были заключены все знания народа, его история, природные события и так далее.
Итак, первая часть нашего занятия, назовём её "Назад в будущее". Ибо даже в гимне поётся: "Предками данная мудрость народная..", она была, есть и будет... . Здесь мы окунёмся в мир наших древних предков, узнаем о народном календаре и главных солнечных праздниках.
Вторая часть будет практическая, мы расширим наш кругозор и знания о цвете и его свойствах, сегодня главная работа будет с палитрой по созданию различных оттенков одного цвета.
слад 4
Было это очень давно, во времена правления Петра 1. В лето 7208 (1700 год н.э) наш древний календарь был запрещён. Пётр 1 издал указ об упразднении всех старых календарей, которые одновременно существовали на Русских землях. Он ввёл западноевропейский календарь от рождества Христова, и получается, что у русского народа пропало 5508 лет великого наследия.
слайд 5
В основу летосчисления славян, с приходом христианства, был положен пришедший к нам через Византию юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев. Полностью счёт времени, употреблявшийся в Византии, принят не был. В Царьграде год начинался 1 сентября, в наших же летописях, в течение нескольких веков, начало года приходилось на весну, на 1 марта, с появлением новой Луны в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию.
слайд 6
Славяне строили свою жизнь и соответственно календарь по солнцу. Солнечные праздники, их было 4 называли – солнцеворот или коловорот (коловрат) (Солнце поворачивает на прибыль или на убыль дня).
А, год назывался КолоГод или КолоХод. Т. е. круговорот Солнца, которое совершает полный круг жизни, как и человек от рождения до старости и смерти. Цикл движения Солнца отождествлялся с циклом жизни человека.
слайд 7
Основным ориентиром всего календарного цикла являлось солнце и его движение по небосклону. Поэтому все основные праздники тесно связаны, с так называемым Большим солнечным крестом.
Большой солнечный крест определялся четырьмя основными событиями в движении солнца. Это дни осеннего и весеннего равноденствия, зимнего и летнего солнцестояния. Они определяются астрологическим расположением Солнца относительно земли. Эти точки и ознаменовались у славян четырьмя главными праздниками и четырьмя ипостасями Солнца проходящего Большой солнечный крест. Каждая ипостась имела свое название. И Солнцу в каждой ипостаси давалось имя. Как и было принято у людей Солнце в каждой точке проходило своеобразную инициацию и получало новый статус.
слайд 8
21-22 декабря – Дни зимнего солнцестояния. Закончилась самая длинная ночь в году - ночь Карачуна. Сварог – кузнец ударяет с размаху молотом о каменную твердь и высекает из бел-горюч камня - Алатыря,
искру Нового Огня, из которой разгорятся пламя Нового КолаГода. Рождается солнце – младенец – Коляда.
слайд 9
20-23 марта – День весеннего равноденствия – Ярило. Ярило – это юность. Солнце – юноша.
Солнце вступает в новую ипостась. И в это время как в юноше начинает пробуждаться ярая
оплодотворяющая сила, так и в этот период природа начинает пробуждаться после зимней спячки. Говорили «Ярило, землю матушку пробуждает - ярой силой оплодотворяет». т.е. зарождается новая жизнь:
«Ярило, полю жито родил, людям детей плодил. Где он ногою, там жито копною, а куда он взглянет, там колос зацветает».
слайд 10
20-21 июня – Дни летнего солнцестояния. Юный полный ярой силы Ярило-Солнце справился со своей задачей - зерна дали всходы. Появляется Солнце-муж - Дажьбог. У него другие задачи. Он охраняет, ухаживает за урожаем. Люди завершили все посадки, теперь урожай зависит от погоды и от того
как будет греть солнце. Не даст ли засухи, будет ли вовремя дождь. То есть, как и в семье, муж-хозяин и от него многое зависит. И самое главное то, как будет питаться семья весь год.
слайд 11
22-23 сентября – Осеннее равноденствие Хорс - это период начала старения. Плоды собраны и убраны в
закрома. Ночи становятся, все длиннее солнце начинает стареть и готовиться уйти на покой. И с этого дня
начинает терять силы. Славяне чествовали и благодарили мудрое Солнце-старика Хорса - источник света и тепла, подарившее собранный урожай. Постепенно время двигалось, ночи становились все длиннее, и вновь подходила самая длинная ночь Карачуна, когда старик-солнце умирал чтоб вновь родиться Колядой. Вот так выглядел в представлении славян КолоГодный цикл - Большой солнечный крест.
слайд 12
Наши предки верили, что в праздник весеннего Солнца приходят на землю два Бога — Ярило и Лёля, вечно молодые, прекрасные, как ясный мартовский денек. Ярило Солнце приводит Лёлю, а она приносит теплую весеннюю погоду. С приходом этих Богов на землю начинается настоящая весна, наполняя душу людей радостью.
С этой поры начинается пробуждение природы. Тает лёд на реках, просыпаются Водяной да Леший. Домовой, который зимой пробуждался лишь в важных случаях, начинает хлопотать по хозяйству. Всюду в лесах и полях оживают, просыпаются Духи Природы.
слайд 13
К празднику готовились заранее, неделя перед весеннем равноденствием называлась "Поминки Мары - Морены", богини зимы. Делали специальные куклы - мотанки, который затем нужно было сжечь в обрядовом костре загадав желание. Таким куклам рисовались лица, тем самым в куклу вселялся дух зимы. Куклу эту можно было оставить на год, как оберег, но тогда лицо не рисовали, иначе кукла могла принести вред.
слайд 14
Затем начиналась неделя славянского праздника Солнца, знаменующая приход Весны.
В этот день также почитали славянского Медвежьего бога: утром до завтрака торжественной процессией с песнями, плясками и прибаутками приносили великому Медовому зверю в лес "блинные жертвы" первыми выпекаемыми праздничными блинами и раскладывали их на пеньках. После этого начиналось праздничное пиршество. Древние славяне называли медведя Ком(отсюда правило-"первый блин комам", то есть медведям).
слайд 15
В честь Весны — Лёли украшали девушки деревце лентами, кликали возне него Весну красавицу, сестрицу Морены, Богини Зимы. Где Лёля, там и Ярило, чем не красивая пара! Несет Лёля вести добрые, да весну ярую.
Деревце устраивали на возвышенном месте, называемом обычно Ярилиной плешью. Готовили место тщательно, убирали снег, утаптывали до ровной площадки.
слайд 16
Зовут люди Лёлю и Ярило на праздник Солнца, устраивают гуляние с песнями да хороводами, пекут куличи, баранки, пряники жгут костры.
Вот так, собственно, славянский праздник Весны и Любви отмечал поворот природы к лету, Весеннее равноденствие, свершение еще одного круга Жизни. Вот тогда начинают из-под снега показываться весенние подснежники.
слайд 17
Давайте и мы с вами к празднику подготовимся, сделаем обрядовые куколки и ленточками берёзку украсим.
На том сказка и заканчивается, а изобразительная деятельность начинается.
слайд 18
слайд 19
Мастер-класс с пошаговыми фото по рисованию гуашью для детей: Красно-Солнышко
https://zen.yandex.ru/media/id/60471fe2c016c452afadd144/masterklass-s-poshagovymi-foto-po-risovaniiu-guashiu-dlia-detei-krasnosolnyshko-6056df58c9454051653dc09e
слайд 20
Благодарю за внимание!