Внеурочное занятие для обучающихся 2 класса «Атомный ледокольный флот. Развитие Северного морского пути»
«АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ. РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»PPTX / 29.51 Мб
/data/files/q1673970172.pptx («АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ. РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»)
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ
для обучающихся 2 класса по теме
«АТОМНЫЙ ЛЕДОКОЛЬНЫЙ ФЛОТ.
РАЗВИТИЕ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ»
Цель занятия: расширение знакомство младших школьников с особенностями российской Арктики и значением Северного морского пути, формирование чувства гордости за свою страну и соотечественников.
Формирующиеся ценности: любовь к Родине, развитие, знание.
Планируемые результаты
Личностные: формирование ценностного отношения к многообразию и красоте природы Родины; формирование гражданской идентичности на примере исследователей Арктики; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками; формирование бережного отношения к природным богатствам страны.
Предметные: представление о природных особенностях Арктики; представление о Северном морском пути, его расположении и назначении; первичные представления об атомном ледокольном флоте.
Метапредметные: участие в коллективном диалоге; овладение базовыми понятиями по теме.
Продолжительность занятия: 30 минут.
СЦЕНАРИЙ ЗАНЯТИЯ
Часть 1. Мотивационная ( 5 минут)
Слайд 1
Учитель:
Сегодня мы с вами отправимся в далекое путешествие в удивительный край нашей страны. Природа здесь суровая, но очень красивая. Богатства этого края до конца не изведаны, и только самые отважные люди приходят сюда. Давайте вместе отгадаем, куда сегодня мы отправимся.
Слайд 2
Учитель:
Где всегда, скажите дети,
Полно снега, много льда,
Ночи длятся по полгода,
Ветры мчат туда-сюда?
Где под северным сияньем
Люди ездят на санях?
Что за регион планеты,
Где не тает лед в морях?
Где отчётливо видна
Наших звёзд галактика?
Подскажите место то,
Как зовётся? ... АРКТИКА
Учитель: Сегодня мы отправимся на самый север нашей страны - в Арктику. Как вы думаете, на каких видах транспорта мы сможем туда попасть?
Примерные ответы детей: на самолете, на снегоходе/вездеходе, на собачьих или оленьих упряжках, на корабле.
Слайд 3
Учитель: В своих рабочих листах раскрасьте транспорт, на котором мы сможем добраться до севера нашей страны. (с целью проверки задание выполняется и на интерактивной доске)
Учитель: А что мы возьмем с собой?
Примерные ответы детей: теплые вещи, запас еды и воды, спички, очки от солнца и др.
Слайд 4
Учитель: В своих рабочих листах обведите зелёным карандашом те предметы, которые вы возьмёте с собой в путешествие, а остальные - красным.
Учитель: Ребята, как вы думаете, какие качества помогут нам в таком путешествии?
Примерные ответы детей: доброжелательность, способность прийти на помощь, внимательность друг к другу, осторожность и др.
Учитель:
Итак, мы готовы к путешествию! Давайте вместе полетим на самолете. Для этого нужно расставить руки в стороны как крылья самолета и представить, что мы взлетели.
Слайд 5
Мы отправляемся дружно в полет,
Путешествие всех необычное ждет!
Руки как крылья,
Звук - рев моторов!
Землю оставляем,
Мы, ребята, вверх взлетаем!
Скорость самолету прибавляем
И над Арктикой летаем! (С. Усачев)
Часть 2. Основная (20 минут)
Слайд 6
Учитель: Вот мы и прилетели! Мы на Северном полюсе, посреди Северного Ледовитого океана. Название «Арктика» происходит от греческого «арктос», что означает «медведь». Слайд 7
Название произошло не от животного, а от созвездия Большой Медведицы. Его всегда можно увидеть на арктическом небе.
Посмотрите на карту. Слайд 8
Территории, обозначенные на ней, - самые северные места нашей Родины. Одной из особенностей северных регионов является Полярные день и ночь: смена дня и ночи происходит дважды в год, а не каждый день, как мы привыкли. Слайд 9
Во время Полярного дня на протяжении суток солнце не заходит за горизонт, а описывает круг вдоль линии горизонта. Слайд 10
В Полярный день на Северном полюсе солнце не садится целых полгода.
Учитель: Слайд 11 Вторая половина года называется Полярной ночью и Солнце не встает все это время, зато арктической зимой в Полярную ночь можно увидеть северное сияние: в темном небе развиваются светящиеся ленты света, они переливаются фантастическими оттенками зеленого, голубого и фиолетового. Местами вспыхивают желтым и красным, озаряя арктическое небо.
Слайд 12
Зима в Арктике длится 9 месяцев, а лето - около двух недель. Зима в Арктике самая холодная, суровая и снежная во всей России. Бушует пурга и температура опускается до минус 50 градусов.
Слайд 13
Там деревьям не растется,
Там и речкам не течется,
Лишь косматая пурга
Кружит белые снега.
Под промерзшим небосводом
Ледники сползают в воду,
И плывут потом вдали
Ледяные корабли.
(Т. Поперёкова)
Учитель: Как вы думаете, что это за ледяные корабли?
Ответы детей
Учитель: Правильно - это айсберги. Слайд 14
Но даже им часто негде плавать. Большую часть года Северный Ледовитый океан покрыт льдом. Его толщина может достигать пяти-шести метров, а подводная часть айсбергов может доходить до десятков метров.
Арктику называют «холодильником» Земли, ведь покров льда и снега отражает большую часть солнечных лучей и не даёт им перегревать нашу планету. Здесь Земля охлаждается, поэтому можно с уверенностью сказать, что льды Арктики играют важнейшую роль в существовании всего живого на Земле.
Как вы думаете, много ли видов животных способны жить здесь в таких условиях?
Задание
Учитель: Ребята, сейчас вы поработаете в парах и поиграете в игру «Жители Арктики». Перед вами карточки с различными животными, птицами и морскими обитателями. Выберете тех из них, кто по вашему мнению, может жить в Арктике. Слайд 15
Учитель: Несмотря на холод и суровые ветры, в Арктике можно встретить много удивительных зверей. На суше практически нет пищи, поэтому большинство животных селятся на побережье, добывая из океана планктон и другую пищу. Как вы думаете, что помогает животным и птицам выживать в холода?
Примерные ответы детей: теплые и толстые шкуры, слой жира и др.
Учитель: Не только дикие животные и птицы живут в этих краях. Слайд 16
Конечно же, здесь живут люди. В Арктике проживают 127 национальностей, среди них эвенки, якуты, долганы, ханты и многие другие. Всего в русской Арктике живёт более 2 миллионов человек Слайд 17
И всем им тоже нужны различные товары и лекарства, которые помогут сделать их жизнь в суровом краю проще и комфортнее.
Как доставить их? Как помочь крупным городам и маленьким поселениям Арктики не исчезнуть, а наоборот, укрепиться и развиваться?
На эти вопросы в нашей стране начали искать ответы уже очень давно. Ещё в XVI веке начали создаваться проекты по поиску водного пути вдоль северных берегов к Тихому океану. Со временем такой путь был найден. Слайд 18
Учитель: Этот путь получил название Северного морского пути. Сейчас это кратчайший морской путь между Европейской частью России и Дальним Востоком, главная морская арктическая артерия нашей страны.
Как вы думаете, на каком судне мы можем проплыть по Северному морскому пути?
Примерные ответы детей: на очень крепком судне, на судне, которое может везти большое количество запасов для команды.
Слайд 19
Учитель: Для прохождения ледяного арктического покрова нужны мощные и прочные суда, которые выдержат давление льдов и способны пробиться через толщу льда. Такие суда называют ледоколами.
Слайд 20
Сначала ледоколы были паровые, затем дизель – электрический, и только потом появились атомные. Атомные ледоколы - самые мощные, их высота достигает размеров 18-этажного дома. Они могут проходить через льды, ломая их своим весом.
Основная часть атомного ледокола - атомный реактор, который дает судну энергию для движения. По какому принципу работает атомный реактор?
Слайд 21
Всё, что мы наблюдаем вокруг, состоит из атомов. Их устройство достаточно простое. В центре атома есть ядро, а вокруг него - электроны.
Слайд 22
В недрах Земли содержится редкий металл - уран. В 30-е годы XX столетия исследованиями ученых-физиков разных стран было установлено, что под воздействием нейтронов ядра урана способны распадаться с высвобождением огромной энергии.
Этот принцип получения энергии при распаде ядра вещества и положен в основу работы атомного реактора на атомном ледоколе.
Слайд 23
В результате атомные ледоколы во много раз мощнее других, они могут работать без дозаправки более пяти лет. Кроме того, атомные ледоколы не наносят вреда хрупкой арктической природе.
Слайд 24
Сейчас в нашей стране, благодаря выдающимся ученым, инженерам- конструкторам и судостроителям, есть самые мощные атомные ледоколы и единственный в мире атомный ледокольный флот, в состав которого входят суда «50 лет Победы», «Ямал», «Вайгач», «Таймыр», «Арктика» и «Сибирь», а также атомный контейнеровоз «Севморпуть»
Слайд 25
Учитель: Ледокол «Ямал», наверное, самый фотогеничный - на носу у него «зубастая» улыбка.
Слайд 26
Учитель: Атомный ледокол «50 лет Победы» с 2013 года э используется как круизный лайнер для путешествий к Северному полюсу. В октябре 2013 года этот ледокол участвовал в эстафете олимпийского огня.
Слайд 27
Учитель: Ледоколы «Таймыр» и «Вайгач» могут водить суда по Енисейскому заливу и низовьям реки Енисей круглый год, так как им нужна меньшая глубина для плавания.
Слайд 28
Учитель: Атомный контейнеровоз «Севморпуть» был построен в 1988 году. С момента он прошел 302000 миль, перевез более 1,5 миллионов тонн грузов, осуществив за это время всего лишь одну перезарядку ядерного реактора.
Слайд 29
Учитель: Универсальный атомный ледокол «Арктика» - отправился в первое плавание в 2020 году. В 2021 году к нему присоединился атомный ледокол «Сибирь». В 2022 году к ним присоединится атомный ледокол «Урал». Слайд 30)
Как вы думаете, какие задачи выполняют атомные ледоколы в Северном Ледовитом океане?
Ответы детей
Слайд 31
Учитель: Основные задачи ледокольного флота — это прокладка канала для других судов; спасение судов, застрявших во льдах Арктики, а еще изучение Арктики и Северного Ледовитого океана.
Ребята, изучением Арктики занимались и наши земляки. Слайд 32
Это почетный полярник Евгений Матвеевич Сузюмов. Известный наш земляк, писатель, кандидат географических наук, Герой Советского Союза Бадигин Константин Сергеевич является прославленным покорителем Арктики. А в городе Пензе есть сквер Полярников.
Как много мы узнали об Арктике!
Часть 3. Заключительная ( 5 минут)
Учитель: Давайте посмотрим, на сколько внимательно вы слушали. Выполните задания в рабочих листах Слайд 33
Учитель: Соедините название животного с его изображением Слайд 34
Учитель: Раскрасьте таблички с названиями ледоколов
Учитель: На этом наше путешествие подходит к завершению. Слайд 35
Пора возвращаться в класс.
Улетает самолёт,
Высоко взмывает в небо.
Скорость самолёту прибавляем
И скорее в школу прилетаем.
Учитель: Сегодня вы познакомились с самой северной точкой нашей страны - Арктикой, но под ее снежными шапками скрыто еще много интересного.
Вам понравилось путешествовать?
О чем бы вы хотели узнать больше?
О чем бы вы рассказали своим друзьям и близким?
Список информационных источников, используемых при подготовке методической разработки
https://razgovor.edsoo.ru/topic/22/
https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/atomiclesson-12-script.pdf
https://penza-tour.livejournal.com/125054.html
https://yandex.ru/images/search?text
Легоцкая Вера Сергеевна
Косякова Марина Николаевна