Психологическое занятие для начальных классов по развитию познавательной сферы обучающихся в СКК (2–3 классы)
- Урок психологии
Педагог — психолог МОУ «Средняя школа № !2», Галактионова Ю.С.
Цель:
Развитие познавательной сферы детей, обучающихся в СКК (2-3 классы)
Задачи:
1. Развить операции мышления (анализ, синтез, обобщение)
2. Снять психоэмоциональное напряжения, развить способности понимать свое эмоциональное состояние
Оборудование: рабочие тетради, ручки, карандаши
-
-
- Ход занятия. Организационный момент. Ребята, сегодня на занятии мы с вами поиграем. Мы будем развивать мышление, поднимать себе настроение. Игра «Солнечный зайчик» Цель: создание положительного эмоционального настроя на занятие
-
Ход: взрослый предлагает детям выполнять те действия, которые он будет называть: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, а ротике, на щечках, на подбородок Поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть его: голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и подружись с ним.
-
-
- Основная часть занятия.
-
Игра «Звуковая гимнастика»
Цель: включение в работу, улучшение настроения
Звуковая гимнастика действует по принципу вибрационного массажа с тренировкой дыхательной мускулатуры и диафрагмы. Разные звуки порождают разные вибрации, которые влияют на наше самочувствие.
Ход: психолог просит детей произносить звуки и задает вопрос «На что влияет произношение звука». В дальнейшем комментирует.
Звук «О» - воздействует на сердце, легкие
Звук «Я», «М» - воздействует на работу всего организма
Звук «Ха» - помогает повысить настроение
Игра « Найди лишнее слово»
Цель: развитие операции мышления – обобщения.
Ход: детям читается серия слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова в каждой сори являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Детям предлагается определить слово, которое является «лишним». Устно.
Серия слов:
- СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
- ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ
- ЯБЛОКО, СЛИВА, ОГУРЕЦ, ГРУША
- МОЛОКО, ТВОРОГ, СМЕТАНА, ХЛЕБ
- ЧАС, МИНУТА, ЛЕТО, СЕКУНДА
- ЛОЖКА, ТАРЕЛКА, КАСТРЮЛЯ, СУМКА
- ПЛАТЬЕ, СВИТЕР, ШАПКА, РУБАШКА
- МЫЛО, МЕТЛА, ЗУБНАЯ ПАСТА, ШАМПУНЬ
- БЕРЕЗА, ДУБ, СОСНА, ЗЕМЛЯНИКА
КНИГА, ТЕЛЕВИЗОР, РАДИО, МАГНИТОФОН
Упражнение «Последовательность событий»
Ход: Детям предлагается текст с нарушенной логикой изложения. Прочитав текст, они должны воспроизвести его в нужном порядке (работа по вариантам в тетрадях) с последующим обсуждением.
Утром.
Он встал, умылся, почистил зубы. Потом он пошел в школу. Мальчик проснулся.
Конфета
Маша выбрала в вазочке конфетку. С удовольствием съела ее. Потом развернула конфетный фантик и достала конфетку.
-
-
- Физ. минутка.
-
Игра «Эмоциональный словарь»
Цель: развитие эмоциональной сферы детей
Ход: Детям показывают людей и предлагают угадать, какие эмоции они испытывают. Обсуждение совместное.
Игра « Составь предложения»
Цель: развитие быстроты мышления, речи
Ход: ведущий по очереди предлагает детям два несогласованных слова, например, «Собака, гулять». Ребенок, которому обратился ведущий, должен составить предложение из этих слов.
Варианты слов:
«Собака, гулять»
«Дерево, расти»
«Дождь, лить»
«Солнце, светить»
«Кошка, царапать»
«Нож, резать»
«Дом, строить»
«Портной, шить»
«Врач, лечить»
«Футболисты, играть»
«Ученик, отвечать»
«Телефон, звонить»
«Телевизор, показывать»
«Девочка, Плакать»
Упражнение «Развиваем ум»
Ход: Детям предлагается объединить слова одним правилом. Устно.
Дочь, ночь, ключ, чиж
Льет, пьет, вьет, бьет
Шапки, шубки, городки
Игра “Передай улыбку другому»
Ход: Детям предлагается улыбнуться соседу и выразить благодарность за работу друг другу.
Итог занятия. Психолог благодарит детей за работу, предлагает ответить на вопрос « Что на уроке было самым интересным и запоминающим?
Литература:
“Школьный психолог” № 24, 2005 г.;
Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5 – 7 лет, Ярославь,2000 г.;
Панфилова М.А. Игротерапия общения, М. 2000 г.;
Кряжева Н.Л.Развитие эмоционального мира детей, Ярославль, 1996 г.;
Картотека игр психолога
Степаненко Валентина Ивановна