Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 9 класса «На пути к ОГЭ»
1. Пояснительная записка
Рабочая программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений, и способов деятельности развития, воспитания и социализации обучающихся. Программа по курсу внеурочной деятельности в 9 классе «На пути к ОГЭ» рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).
Рабочая программа имеет следующие цели:
1) создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности, развитие математических, интеллектуальных способностей учащихся, обобщенных умственных умений
2) подготовить учащихся к сдаче ОГЭ в соответствии с требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами.
Для достижения поставленных целей в процессе обучения решаются следующие задачи:
1) Расширение и углубление школьного курса математики.
2) Актуализация, систематизация и обобщение знаний учащихся по математике.
3) Формирование у учащихся понимания роли математических знаний как инструмента, позволяющего выбрать лучший вариант действий из многих возможных.
4) Развитие интереса учащихся к изучению математики.
5) Расширение научного кругозора учащихся.
6) Обучение учащихся решению учебных и жизненных проблем, способам анализа информации, получаемой в разных формах.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применение следующих педагогических технологий обучения: – личностно-ориентированная (педагогика сотрудничества), позволяющую увидеть уровень обученности каждого ученика и своевременно подкорректировать еѐ; – технология уровневой дифференциации, позволяющая ребенку выбирать уровень сложности, – информационно-коммуникационная технология, обеспечивающая формирование учебно-познавательной и информационной деятельности учащихся. Использование компьютерных технологий в преподавании математики позволяет непрерывно менять формы работы на уроке, постоянно чередовать устные и письменные упражнения, осуществлять разные подходы к решению математических задач, а это постоянно создает и поддерживает интеллектуальное напряжение учащихся, формирует у них устойчивый интерес к изучению данного предмета.
Применяются следующие виды деятельности на занятиях: обсуждение, тестирование, конструирование тестов, заданий, исследовательская деятельность, работа с текстом, диспут, обзорные лекции, мини-лекции, семинары и практикумы по решению задач, предусмотрены консультации.
2. Планируемее результаты освоения курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа основного общего образования. Содержание программы по курсу внеурочной деятельности «В мире уравнений и задач», формы и методы работы позволит достичь следующих результатов:
К важнейшим результатам обучения относятся следующие:
в личностном направлении:
- Развитие логического и критического мышления; культуры речи, способности к умственному эксперименту;
-Воспитание качеств личности, способность принимать самостоятельные решения;
-Формирование качеств мышления;
Развитие способности к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
-Развитие умений строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи, осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
-Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий:
Коммуникативные: планировать общие способы решения; обмениваться знаниями между группами; формировать навыки учебного сотрудничества; формировать коммуникативные действия; слушать других, критично относиться к своему мнению; воспринимать текст с учетом поставленной задачи.
Регулятивные: корректировать свою деятельность; осознавать уровень и качество усвоения материала; формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствия; обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план работы; формировать целевые установки учебной деятельности.
Познавательные: выбирать наиболее эффективные способы решения; уметь строить рассуждения; уметь выделять существенную информацию из текста; ориентироваться на разнообразие способов решения.
в предметном направлении:
овладение знаниями и умениями, необходимыми для изучения математики и смежных дисциплин;
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
овладение умением решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
освоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур;
развитие умений извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках;
формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы.
переводить условия задачи на математический язык;
использовать методы работы с простейшими математическими моделями;
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
решать текстовые задачи алгебраическим методом;
вычислять площади, периметры, объемы простейших геометрических фигур (тел) по формулам;
понимание и использование информации, представленной в форме таблицы.
1) способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей,
15) способности планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
3. Содержание
Название раздела | Содержание раздела | Вид деятельности | Форма организации |
Анализ информации, представленной в таблице | Анализ реальных числовых данных, представленных в таблицах. | Анализ данных представленных в таблицах | Беседа. Работа с источниками информации. |
Решение задач на выбор оптимального варианта | Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца. | Решение задач на натуральные и рациональные числа, на «части», решения задач «от конца к началу», подсчёт среднего арифметического. | Решение занимательных задач. Творческая работа в группах |
Диаграммы, графики | Графики движения в прямоугольной системе координат. Чтение графиков движения и применение их для решения текстовых задач. | Анализ данных, представленных на диаграммах. Анализ графиков, чтение графиков , применение их для решения текстовых задач. Соотношение графиков с функциями, рассматривая различные свойства функций | Решение задач, работа в группах. |
Задач Задачи на движение, движение по воде, совместное движение | Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости и времени. Движение тел в одном направлении и навстречу друг другу. Движение тел по течению и против течения. Равномерное и равноускоренное движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. | Решение задач на равномерное движение в одном направлении, навстречу друг другу, с остановкой в пути. Решение задач на движение по воде, на движение по окружности. Повторение типов задач на движения, развитие навыков выполнения тестовых заданий. ХХарактеристика задач на движение, рассматривать виды задач. Решение простейших задач. Использование основных понятий, применяемых при решении задач: скорость, время, расстояние. Формулы: S = V*t,V= S:t, t = S : V , равномерное движение. | Беседа-лекция. Практическая работа в группах. |
Решение задач на деление с остатком | Решение задач на деление с остатком, правила округления | Решение нестандартных задач (переформулировка задачи, «лишние» неизвестные), задач с использованием делимости, решение задач в общем виде. | Мини-лекция. Решение задач, индивидуальная работа. |
Решение задач на совместную работу | Формула зависимости объёма выполненной работы от производительности и времени её выполнения. Особенности выбора переменных и методики решения задач на работу, составление таблицы данных задачи на работу и её значение для составления математической модели. | Рассмотрение содержание задач на совместную работу. Вывод основных понятий, применяемых при решении таких задач. Обобщение и систематизация знаний по темам: работа, производительность. | Беседа. Решение задач, работа в группах. |
Решение задач на проценты | Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы и т.д.) | Решение задач на проценты, нахождение числа по его части, нахождение части от числа. Решение задач на простой и сложный процентный рост, познакомиться с формулой сложных процентов. Применение формулы сложных процентов. | Решение задач, индивидуальная работа. Практическая работа. Выполнение е коллективного мини проекта. |
Решение задач на сплавы и смеси | Формула зависимости массы или объёма вещества в сплаве, смеси, растворе («часть») от концентрации («доля»), и массы или объёма сплава, смеси, раствора («всего»). Особенности выбора переменных и методики решения задач на сплавы, смеси, растворы. Составление таблицы данных задачи и её значение для составления математической модели. Задачи на изменение концентрации растворов. Выявление общей закономерности изменения той или иной величины в результате многократно повторяющейся | Оперирование понятиями : масса смеси, массовая концентрация вещества, процентное содержание вещества, объёмная концентрация вещества. Работа с алгоритмом решения задач на смеси и сплавы. | Беседа. Решение задач, индивидуальная работа. |
Решение задач на отношения и пропорции | Несложные практические расчетные задачи; задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, дробями, процентами | Применение правил составления пропорций, обратную и прямо пропорциональную зависимость величин, решение задач. | Решение задач, индивидуальная работа. |
Решение задач с помощью уравнений | Различные формулы. Анализ задач, составление уравнений, систем уравнений. | Ввод неизвестной переменной, составление уравнения, нахождение неизвестных. | Практическая работа. Решение заданий в парах. |
Практические задачи на теорему Пифагора | Описание реальных ситуации на языке геометрии, исследование построенных моделей с использованием геометрических понятий и теорем, практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин. | Решение задач, используя теорему Пифагора | |
Практические задачи с подобными треугольниками | Описание реальных ситуации на языке геометрии, исследование построенных моделей с использованием геометрических понятий и теорем, практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин. | Решение практических задач, на подобие треугольников, используя коэффициент подобия | Решение задач, индивидуальная работа. |
Выч Задачи на вычисление длин, площадей, объемов | | Название единиц длины, площади, объема, формулы нахождение периметра, площади и объема геометрических фигур | Беседа. Решение олимпиадных и занимательных задач. |
Создание проекта «Комната моей мечты» | Оценка и прикидка результатов при практических расчетах; интерпретация результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых объектов. | Решение задач, в которых нужно определить объём работы, сравнить фактический и планируемый объёмы. | Разработка и защита проекта |
4. Тематическое планирование
Название раздела | Количество часов |
Анализ информации, представленной в таблице | 2 |
Решение задач на выбор оптимального варианта | 2 |
Диаграммы, графики | 4 |
Задач Задачи на движение, движение по воде, совместное движение | 2 |
Решение задач на деление с остатком | 3 |
Решение задач на совместную работу | 2 |
Решение задач на проценты | 2 |
Решение задач на сплавы и смеси | 2 |
Решение задач на отношения и пропорции | 2 |
Решение задач с помощью уравнений | 4 |
Практические задачи на теорему Пифагора | 2 |
Практические задачи с подобными треугольниками | 2 |
Выч Задачи на вычисление длин, площадей, объемов | 2 |
Создание проекта «Комната моей мечты» | 4 |
Всего: | 35 |
5. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | Количество часов |
1 | Анализ информации, представленной в таблице | 1 неделя сентября | 1 |
2 | Анализ информации, представленной в таблице | 2неделя сентября | 1 |
3 | Решение задач на выбор оптимального варианта | 3 неделя сентября | 1 |
4 | Решение задач на выбор оптимального варианта | 4 неделя сентября | 1 |
5 | Анализ диаграмм | 1 неделя октября | 1 |
6 | Анализ графиков | 2 неделя октября | 1 |
7 | Решение задач на соответствие по графикам и диаграммами | 3 неделя октября | 1 |
8 | Решение задач на соответствие между величинами и их возможными значениями | 4 неделя октября | 1 |
9 | Задачи на движение, движение по воде, совместное движение | 1 неделя ноября | 1 |
10 | Задачи на движение, движение по воде, совместное движение | 2 неделя ноября | 1 |
11 | Решение задач на деление с остатком | 3 неделя ноября | 1 |
12 | Решение задач на совместную работу | 4 неделя ноября | 1 |
13 | Решение задач на совместную работу | 1 неделя декабря | 1 |
14 | Решение задач на проценты | 2 неделя декабря | 1 |
15 | Решение задач на проценты | 3 неделя декабря | 1 |
16 | Решение задач на сплавы и смеси | 4 неделя декабря | 1 |
17 | Решение задач на сплавы и смеси | 3 неделя января | 1 |
18 | Решение задач на отношения и пропорции | 4 неделя января | 1 |
19 | Решение задач на отношения и пропорции | 5 неделя января | 1 |
20 | Выражение величин из формул | 1 неделя февраля | 1 |
21 | Выражение величин из формул | 2 неделя февраля | 1 |
22 | Решение задач с помощью уравнений | 3 неделя февраля | 1 |
23 | Решение задач с помощью уравнений | 4 неделя февраля | 1 |
24 | Решение задач с помощью систем уравнений | 1 неделя марта | 1 |
25 | Решение задач с помощью систем уравнений | 2 неделя марта | 1 |
26 | Практические задачи на теорему Пифагора | 3 неделя марта | 1 |
27 | Практические задачи на теорему Пифагора | 2 неделя апреля | 1 |
28 | Практические задачи с подобными треугольниками | 3 неделя апреля | 1 |
29 | Практические задачи с подобными треугольниками | 4 неделя апреля | 1 |
30 | Вычисление длин, площадей, объемов | 4 неделя апреля | 1 |
31 | Вычисление длин, площадей, объемов | 5 неделя апреля | 1 |
32 | Создание проекта «Комната моей мечты» | 1 неделя мая | 1 |
33 | Создание проекта «Комната моей мечты» | 2неделя мая | 1 |
34 | Расчет сметы на ремонт комнаты «Моей мечты» | 3неделя мая | 1 |
35 | Защита проектов | 4 неделя мая | 1 |
Всего: 35 часов |