Внеурочное занятие в 4 классе на тему «Русские народные пословицы и поговорки»
Пояснительная записка к презентации
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Давыдовская гимназия"
Орехово-Зуевского муниципального района
Московской области
Конспект внеурочного занятия в 4 А классе на тему: "Русские народные пословицы и поговорки"
Выполнила:
учитель начальных классов
Гурина Зоя Алексеевна
2017 г.
Цель: сформировать ценностное отношение детей к таким жанрам устного народного творчества как пословицы и поговорки.
Задачи :
Образовательные: Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.
Развивающие: развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку; чувство гордости за свой язык.
Планируемые результаты:
Предметные: относят пословицы и поговорки к устному народному творчеству; умеют отличать пословицы от поговорок, запоминают пословицы и поговорки.
Личностные:
1.Формирование эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
2.Формирование общего представления о моральных нормах поведения.
3. Оценивание поступков людей, жизненных ситуаций с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
4. Формирование ценностного отношения к культурному наследию родной страны.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
1.Составление плана выполнения заданий на занятии под руководством учителя.
2.Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3.Реализация плана выполнения заданий на занятии под руководством учителя.
4.Нахождение отличия верно выполненного задания от неверного.
5.Использование в своей деятельности простейших смысловых моделей.
Познавательные:
1.Нахождние отличия нового от уже известного с помощью учителя.
2.Формирование умения на основе анализа полученной информации делать выводы.
3.Перерабатывание полученной информации: умение делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Коммуникативные:
1.Формирование умения слушать и понимать других.
2.Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. формирование умения взаимодействовать с членами группы, умения договариваться, находить общее решение.
Формы работы: презентация, мини-дискуссия, творческая работа, тетрализация, художественное творчество.
Ход занятия.
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Примечание |
1. Организационный момент. - Настроение каково? - Все такого мнения? - Может, вы устали? Все за парты дружно сели, Друг на друга посмотрели, Улыбнулись поскорей, Поприветствуем гостей! - Я надеюсь, что.... - Сегодня мы будем заниматься группами, разделитесь на 2 команды. |
- Во! - Все без исключения! - Мы с собой таких не брали! Мы работать будем дружно, С делом справимся в пути! Чтобы гости дорогие Захотели вновь прийти! Дети рассаживаются за 2 стола. |
|
2. Актуализация знаний. - Я раздам каждой группе карточки с буквами, вам нужно составить из них слова. - Какова тема нашего занятия? - Мы много работали с вами с пословицами и поговорками отдельно. Почему сегодня мы рассматриваем эти понятия вместе? Какие у нас будут задачи? - Давайте вспомним, что такое пословица? - Приведите примеры. - Что такое поговорка? - Приведите примеры. - Как же их отличить? |
Составляют слова : пословицы и поговорки. Прикрепляют их на доску. - Пословицы и поговорки. - Повторить и закрепить знания о поговорках и пословицах. - Научиться различать эти понятия. - Пословица - это краткое изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. Ответы детей. - Поговорка - это краткое устойчивое выражение, не составляющее законченного высказывания. Ответы детей. - Пословица - это законченная мысль, выраженная в предложении, а поговорка - это выражение, которое может быть частью предложения. |
Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3 Слайд 4 |
3. Мотивация. - Зачем нам нужно изучать пословицы и поговорки? - Откуда они появились? - Тогда как объяснить, что у меня целая выставка книг с пословицами? Откуда взялись книги? Ведь пословицы никто не писал, они сочинялись народом и у них нет автора? |
Ответы детей. - Их сочинял народ, они являются частью устного народного творчества. Ответы детей. |
|
4. Погружение в тему внеурочного занятия. Нашлись такие люди на Руси, которые поняли всю ценность устного народного творчества. Это и загадки, и песни, и пословицы, и поговорки, и многое другое. Они стали записывать все это. Собирателем русских пословиц и поговорок являлся и Владимир Даль. Это была трудная многолетняя работа и мы пользуемся этими книгами до сих пор. В народе говорят, что маленькая капелька знаний - это к мудрости маленькая ступенька. Давайте поднимемся в своих знаниях на одну ступеньку выше. И после этого занятия вы станете чуть лучше, добрее и мудрее. |
Просмотр презентации. |
Слайд 5 Слайд 6 |
5. Раскрытие основного содержания внеурочного занятия. - Первое задание командам. На листе записаны пословицы и поговорки. Используя полученные вами знания, 1 группа подчеркнет только пословицы, а вторая группа подчеркнет только поговорки. - Второе задание. Каждой команде я даю свою пословицу. Задача группы - ее инсценировать, а задача противоположной команды - отгадать, что это за пословица. - Третье задание. Каждой команде я снова даю пословицу. Задача каждой команды - проиллюстрировать ее, задача противоположных команд - отгадать зашифрованную пословицу. - Четвертое задание. Каждой команде я дам карточки с "испорченными" пословицами и поговорками. Ваша задача исправить ошибки. Затем команды поочереди зачитывают изначальный вариант противоположной группе и проверяют их ответ. |
Выполнение задания. Проверка. Выполнение задания. Выполнение задания. Выполнение задания. Проверка. |
Приложение 1. Слайд 7 Приложение2. Приложение 3. Приложение 4. Слайд 8-11(задания, если останется время) |
6. Закрепление основного содержания внеурочного занятия. - Сейчас я предлагаю вам сочинить синквейн по нашей теме. - Вспомните, что такое синквейн? - Повторим правила составления синквейна. - Первая группа сочиняет синквейн к слову "поговорка", а вторая - к слову "пословица". |
- Синквейн - это творческая работа, которая имеет кроткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. - 1 строка - одно существительное, выражающее главную тему синквейна. 2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка - фраза, несущая определенный смысл. 5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом) Составляют синквейны. |
Слайд 12 Слайд 13 Примерные ответы (Приложение 5) |
7. Итоги внеурочного занятия. Рефлексия. - Что нового вы узнали сегодня на занятии? - В следующий раз вам самим предстоит побывать в роли собирателей устного народного творчества и попробовать создать свою книгу-сборник изученных вами малых жанров. - Я надеюсь, что каждый из вас поднялся на свою ступеньку к мудрости. А на какую, вы решите самостоятельно. Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение на нашем занятии и прикрепите его на лесенку. Если все было понятно и все понравилось - прикрепите себя повыше, если нет - пониже. |
- Мы узнали, что были люди - собиратели устного народного творчества, которые составляли книги. Например, Владимир Даль. |
Слайд 14 |
Приложение 1.
1 группа. Подчеркните только пословицы.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Одного поля ягоды.
Язык без костей.
Жизнь дана на добрые дела.
Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.
Один, как перст.
Слезами горю не поможешь.
Как снег на голову.
Друг познается в беде.
Голодный, как волк.
2 группа. Подчеркните только поговорки.
Береги платье снову, а честь смолоду.
Одного поля ягоды.
Язык без костей.
Жизнь дана на добрые дела.
Не говори "гоп", пока не перепрыгнешь.
Один, как перст.
Слезами горю не поможешь.
Как снег на голову.
Друг познается в беде.
Голодный, как волк.
Приложение 2.
1. Труд человека кормит, а лень портит.
2. Тише едешь - дальше будешь.
Приложение 3.
1. Любишь кататься, люби и саночки возить.
2. Делу время, потехе час.
Приложение 4.
1. Прочитай пословицы и поговорки, исправь ошибки.
Аппетит проходит во время еды.
Город не тетка.
Машу маслом не испортишь.
Своя ноша не тонет.
Соловья башнями не кормят.
2. Прочитай пословицы и поговорки, исправь ошибки.
Готовь сени летом, а телегу зимой.
Не в свои бани не садись.
Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плавало.
На безрыбье и бак - рыба.
Полк в овечьей шкуре.
Приложение 5.
1 группа.
Поговорка.
Меткая, шутливая.
Выражает, обозначает, передает.
Поговорка - краткое выражение, не составляющее законченного высказывания.
Суждение.
2 группа.
Пословица.
Мудрая, меткая.
Учит, наставляет, бережет.
Пословица - лаконичное высказывание, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.
Мудрость (помощница)
Анализ занятия по внеурочной деятельности "Русские пословицы и поговорки " в 4А классе
Количество учащихся :
- по списку -
- фактически -
Направление внеурочной деятельности: общеинтеллектуальное.
Название программы, в рамках которой проводится занятие: Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык"
Место занятия в рамках раздела программы: третье занятие в разделе "Пословицы и поговорки", на которое отводится 4 часа.
Занятие аудиторное. Расстановка мебели не стандартная, а пригодная для удобной работы детей в группах.
На первых занятиях раздела была проведена объемная работа отдельно над пословицами и поговорками, то есть учащимся были даны социально значимые знания по данной теме.
На данном занятии мы повторили знания, полученные детьми ранее, и перешли ко второму уровню результативности - воспитанию базовых ценностей. В данном случае ценность - это устное народное творчество, донесенное до нас составителями книг-сборников малых жанров, таким, например, как Владимир Даль.
Раскрывая основное содержание внеурочного занятия были использованы разные виды деятельности для более заинтересованной, активной работы детей: мини-дискуссия, театрализация, художественное творчество, исследовательская работа, творческая работа.
Реализуя эти виды работы, я достигла главной цели занятия - сформировала у детей ценностное отношение к пословицам и поговоркам.
Для формирования следующего уровня результативности - формирования социального опыта - планируется провести занятие в форме творческой мастерской, где детям будет предложено задание самим побывать в роли собирателей русских пословиц и поговорок и создать свою книгу-сборник.