Внеурочное занятие: спортивно-прикладная эстафета «Рубеж»
Шабанов П.В.,
ФКОУ СОШ УФСИН России по Еврейской автономной области, учитель физической культуры
Пояснительная записка
1. На сайт представлено коллективное творческое дело – спортивно-прикладная эстафета. Ключевое положение данного мероприятия: совместная деятельность в разновозрастных группах.
Глоссарий: совместная деятельность, разновозрастные группы, спортивно-прикладная эстафета, физические способности, работа в команде, здоровый образ жизни, внеурочное взаимодействие.
2. В современной педагогической практике встречается множество сценариев и методических разработок коллективных творческих дел, в том числе и спортивных. Также можно найти большое количество военно-спортивных, спортивных и спортивно-прикладных эстафет. Но представленное воспитательное мероприятие отличается от них тем, что:
- разработано в соответствии с технологией «Коллективное творческое дело»;
- разработано с учётом психологических особенностей учеников и их потребностей;
- мероприятие учитывает физиологические особенности участников эстафеты: возрастные (от 14 до 17 лет) и гендерные (мальчики).
- в мероприятии, помимо учеников, участвуют все педагоги и работники школы.
Все вышеперечисленные факторы содействуют формированию духа товарищества, личностных качеств (умения работать в команде, толерантности); способствуют укреплению межличностных и внутриколлективных связей как учеников, так и педагогов, формируют ценностное отношение к здоровому образу жизни; развивают физические и организационные качества и способности.
«Каркас» коллективного творческого дела может быть наполнен различным содержанием: конкурсы и этапы эстафеты можно варьировать с учётом материально-технических возможностей учреждения и физических особенностей участников.
3. Необходимое ресурсное обеспечение.
Музыкальное сопровождение мероприятия (музыкальный центр и / или другое воспроизводящее устройство), подборка спортивных маршей, песен и мелодий (на любом удобном носителе).
Для спортивно-прикладной эстафеты: спортивный стадион и / или футбольное поле, спортивный инвентарь (в зависимости от конкурсов) – обручи гимнастические, мячи, флажки и разделительные фишки, листы бумаги, мел, пластиковые стаканы, скакалки, ткань 2х2 м, теннисные мячи.
Для полевой кухни: меню (составляется заранее с учётом норм закладки продуктов и количеством порций), полевая кухня, вода, посуда, продукты питания для приготовления обеда.
Для концерта авторской песни: музыкальные инструменты, примерный репертуар, присутствие приглашённых исполнителей (по возможности).
Важное условие: дежурство на мероприятии пожарной машины и медицинских работников (обязательно!).
4. Технология внедрения.
Продукт: «общешкольное» коллективное творческое дело.
Цель внедрения: содействие успешной социализации учеников через формирование базовых ценностей личности: товарищества, коллективизма, потребности в здоровом образе жизни, толерантности, полиэтничности и поликультурности. Целевая группа: все участники воспитательно-образовательного процесса (ученики, педагоги, работники школы).
5. При системном использовании такой формы работы с учениками достигаются:
- развитие единого разновозрастного коллектива (Макаренко);
- сплочение коллектива учеников и педагогов;
- формируются некоторые базовые ценности личности (товарищество, сплочённость; толерантность, потребность в здоровом образе жизни);
- развиваются физические способности (в ходе спортивно-прикладной эстафеты);
- прививаются бытовые навыки (в ходе приготовления обеда в условиях полевой кухни);
- развитие общекультурных потребностей (в ходе исполнения авторских песен, неформального общения со взрослыми).
6. При проведении данного мероприятия очень важен подготовительный этап. Чёткое заблаговременное планирование, согласование и распределение ролей и обязанностей.
Перед выводом на мероприятие обязательно проводится инструктаж о мерах безопасности.
Коллективное творческое дело «Рубеж – 2019»
Цель: содействие социализации учеников через участие в коллективном творческом деле.
Задачи:
1. Формировать личностные качества: умение работать в команде, толерантность.
2. Развивать физические способности: выносливость, силу, ловкость.
3. Прививать бытовые навыки.
4. Развивать общекультурные потребности.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Построение. Приветствие. Инструктаж. Объяснение хода мероприятия.
2. Спортивно-прикладная командная эстафета.
Участники:
- команды учеников (по 6 человек);
- педагоги и работники ФКОУ СОШ – судьи.
Этапы эстафеты.
1. «Перейди болото». На каждую команду выдается по 2 обруча, с помощью которых ребята должны будут пройти «болото». Участники делятся на группы по 3 человека. По сигналу первый участник бросает обруч на такое расстояние, чтобы можно было прыгнуть в обруч с места. Это должны сделать все 3 игрока. После этого они бросают второй обруч и перепрыгивают в него. Затем участники забирают первый обруч и перекидывают его вперёд. И так до тех пор, пока все болото не будет пройдено. Тот, кто вышел за пределы обруча - выбывает.
2. «Бег с мячом». Все участники становятся парами, держась за руки. В свободной руке у каждого находится мяч. Участники должны допрыгать до стула вместе, но так, чтобы руки не расцепились и мячи не упали. При этом мяч нельзя прижимать к телу.
3. «Боулинг». Установите напротив каждой команды по флажку так, чтобы все они находились на одинаковом расстоянии. Каждый участник должен бросить мяч и сбить флажок. Та команда, у которой будет больше сбитых мишеней, победит.
4. «Близнецы». 2 человека из команды сцепляются локтями и бегут боком к своей цели. При этом они должны спинами очень плотно прижиматься друг к другу. Побеждает самая быстрая команда.
5. "Донеси листок бумаги". Берутся листы бумаги. Первому игроку каждой команды кладут на ладонь по листку. Во время игры лист должен лежать на ладони сам по себе - его ни как нельзя придерживать. Первые игроки с каждой команды бегут к флажку. Если листик вдруг упадёт на землю, его нужно поднять, положить на ладонь и продолжить свой путь. Добежав до своей команды, игрок должен быстро переложить листик на правую ладонь следующего в очереди товарища, который сразу бежит вперёд. Тем временем первый встаёт в конец ряда. Так продолжается до тех пор, пока очередь не дойдёт до первого. Побеждает та команда, которая быстрее справилась с заданием.6. «Прыжок в длину». Каждый участник команды с места прыгает в длину. Расстояние каждого участника фиксируется мелом. Победит та команда, где находится участник, который прыгнул наибольшее расстояние.
7. "Прокати мяч". Команды выстраиваются в колонны по одному. Перед первым игроком каждой команды лежит волейбольный или набивной мяч. Игроки ведут мяч по земле вперёд руками. При этом мяч разрешается толкать на расстоянии вытянутой руки. Обогнув поворотный пункт, игроки возвращаются так же к своим командам и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та команда, которая справится с заданием.
8. «Волейбол». Каждая команда берёт кусок ткани. В середину кладётся мяч. Надо перебросить свой мяч противнику так, чтобы он не смог поймать его. Счёт до 5.
9. «Обруч и скакалка». Каждый игрок бежит до отметки, прыгая через обруч, назад – через скакалку. Каждый участник после выполнения задания передает инвентарь очередному игроку в команде. Так продолжается до тех пор, пока участники не выполнят задание и не поменяются местами в командах. Пробежки запрещены.
10. «Поливалки». Участники в командах делятся по 2 человека. Одному участнику выдается в паре в руки пустой стакан, а другому — полный. Дети должны добежать до стула так, чтобы один переливал воду из полного стакана в пустой. После того, как они добегут до стула, ролями нужно поменяться — из стакана нужно переливать воду в бутылку.
11. "Передал - садись!" Играющие делятся на несколько команд и строятся за общей линией старта в колонну по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии 5-6 метров становятся капитаны. Капитаны получают по волейбольному мячу. По сигналу каждый капитан передаёт мяч первому игроку своей колонны. Поймав мяч, этот игрок возвращает его капитану и приседает. Капитан бросает мяч второму, затем третьему и последующим игрокам. Каждый из них, вернув мяч капитану, приседает. Получив мяч от последнего игрока своей колонны, капитан поднимает его вверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, игроки которой быстрее выполнят задание.
Инвентарь для эстафеты: 10 пластиковых стаканов, бутылка с водой, флажки, разделительные фишки, мячи, обручи, несколько тетрадных листов, скакалки, куски ткани, теннисные мячи, пневматическая винтовка, мишени.
3. Индивидуальное первенство учеников.
Проходит в виде единоборства по:
- отжиманиям;
- подтягиванию;
- толчку гири;
- ответов на вопросы из курса ОБЖ;
- жонглированию мячом;
- стрельбе из пневматической винтовки по мишени.
4. Подведение итогов. Награждение команды-победительницы в эстафете, победителей в индивидуальных видах.
5. Полевая кухня.
Группа учеников, которые не принимают участия в спортивных состязаниях, занимаются (совместно со взрослыми) приготовлением обеда.
6. Исполнение авторских песен.
После обеда ребята собираются вместе и под собственный аккомпанемент исполняют любимые песни. Можно пригласить исполнителей-профессионалов и / или любителей.
Литература
Иванов И. П. Коллективное творческое воспитание // Семья и школа. — 1989. — № 8.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005.
Макаренко А.С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1921 - 1928 гг./Сост. А.А.Фролов, Е.Ю. Илалтдинова. – Нижний Новгород: 2007.
7