Внеурочное мероприятие «Земли иркутской славный командарм»
"Земли Иркутской славный командарм"PPTX / 4.76 Мб
Методическая разработка
внеурочного мероприятия «Земли иркутской славный командарм», посвящённого дважды Герою Советского Союза, генералу армии Афанасию Павлантьевичу Белобородову.
Аннотация
Автор: Боговеева Татьяна Ивановна, учитель истории и обществознания МБОУ г. Иркутска СОШ №4
Данная методическая разработка внеурочного мероприятия разработана для обучающихся 9 класса и посвящена нашему земляку, дважды Герою Советского Союза, генералу армии Афанасию Павлантьевичу Белобородову. Патриотизм, как качество личности, проявляется в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам. Патриотическое воспитание должно осуществляться в процессе включения учащихся в активную деятельность и может быть реализовано с помощью многообразных форм и методов.
Занятие может быть использовано для проведения внеклассных занятий, общешкольных занятий, уроков мужества как самодеятельных единиц обучения и воспитания, а так же для подготовки к другим занятиям по истории «Второй мировой и Великой Отечественной войны»
«Земли иркутской славный командарм»
Цель: формирование гражданско-патриотических чувств у обучающихся, воспитание чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Задачи:
- обобщать и расширять знания обучающихся об истории Великой Отечественной войны;
- способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги;
- развивать у обучающихся чувства патриотизма и любви к своей малой Родине;
- продолжать развивать творческие способности;
- воспитывать уважение к защитникам Отечества, памяти павших бойцов.
Планируемые результаты:
1.Личностные: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2.Метапредметные:
- Личностные УУД: Получение первоначального представления о базовых общечеловеческих ценностях, характерных для отечественной культуры; Воспитание уважительного отношения к старшему поколению, ветеранам, сострадание и сочувствие к погибшим во время ВОВ, подвигу всего Советского народа.
- Регулятивные УУД: Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Познавательные УУД: посильное участие в оказании помощи нуждающимися ветеранам Великой Отечественной войны, ветеранам труда и тыла.
- Коммуникативные УУД: учить формулировать и высказывать собственное мнение, уважать позицию других людей.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Методы работы: метод диалога, наглядный, практический, поисковый.
Оборудование: компьютер, презентация, видеоролики, рабочий лист.
И будут помнить генерала
Из деревеньки Баклаши,
Россия – мать тогда восстала,
И все величие души
Открыла в русском человеке,
И всё запомнилось на веки,
И значит, помнить мы должны!
«Сыну Сибири А. П. Белобородову»
Карелина Ксения Сергеевна
Ход мероприятия.
I. Вступление.
Прошло почти 77 лет с тех пор, когда отгремели последние бои и воины вернулись в свои дома, к свои родным и близким, когда «радость со слезами на глазах» каждый испытал в тот легендарный день. Но и сегодня мы, живущие в двадцать первом веке, осознаем, какой мужественный подвиг совершили наши деды и прадеды.
За 85 лет существования, Иркутская область являлась «малой Родиной» многих славных сынов и дочерей нашего Отечества. Наши земляки в годы Великой Отечественной войны воевали на всех её фронтах и совершали подвиги. За совершенные подвиги 74 иркутянина получили звание Героя Советского Союза, а Белобородов А.П. и Челноков Н.В. получили это высокое звание дважды. Одной из наиболее ярких и выдающихся х личностей, которые прославили Приангарье, является выдающийся советский военачальник А.П. Белобородов.
Следует просмотр видеоролика «Обзор книг о А.П. Белобородове».
Количество книг, написанных об этом незаурядном военачальнике, да и просто прекрасном человеке, говорит само за себя. Да и сам, Афанасий Павлантьевич написал несколько книг: «Всегда в бою», «Прорыв на Хинган», «Ратный подвиг», «Сквозь огонь и тайгу», «Приказ командира – закон для воина». Сегодня, на мероприятии, мы с вами познакомимся с основными вехами, героической жизни нашего земляка.
II. Основные этапы героической жизни
1) Детство и юность.
Следует просмотр небольшого ролика, где сам Афанасий Павлантьевич рассказывает о начальном этапе своей жизни. После просмотра следует дополнение к рассказу. Заранее подготовленный обучающийся дополняет рассказ нашего земляка о начале жизненного пути.
Дополнение: Воинская биография А.П. Белобородова (в самом её начале) едва не оборвалась. Во время выполнения одного из боевых заданий А.П. Белобородов серьёзно простудился, заболел, потерял слух. Казалось, военной карьере конец. Однако вскоре в жизни молодого человека снова появился военный фактор, возродивший давнюю мечту. Весной 1923 г. в родное для А.П. Белобородова село Баклаши приехали курсанты Иркутской пехотной школы. Своими рассказами о военной службе, учебе, о жизни Красной Армии они разбередили «старую душевную рану» молодого человека. Кроме того, курсанты приглашали поступать на учебу в пехотную школу. Преодолев все препятствия (в т.ч. связанные с состоянием здоровья), в сентябре 1923 г. А.П. Белобородов стал курсантом пехотной школы. Так состоялся – теперь уже решительный и бесповоротный – старт военной биографии, которая станет содержанием всей долгой жизни нашего земляка А.П. Белобородова.
Вопрос: Какому известному полководцу пришлось преодолевать физические недостатки, чтобы стать великим полководцем? (А.В. Суворов).
2) Довоенный период.
Став командиром взвода по окончании пехотной школы, А.П. Белобородов получил назначение в Приморскую стрелковую дивизию, в Хабаровский стрелковый полк, дислоцировавшийся в районе г. Благовещенска. Отлично проявив себя на первой командирской должности, летом 1928 г. А.П. Белобородов был направлен в Ленинград на Военно-политические курсы, где проучился 10 месяцев. Следующее назначение – в Забайкальскую дивизию, в 107-ой Владимирский стрелковый полк, располагавшийся на самой советско-китайской границе. А.П. Белобородов прибыл в свой полк в сентябре 1929 г. – в то самое время, когда резко ухудшились советско-китайские отношения. Граница была практически открытой, погранзаставы редки. Этим пользовались китайские милитаристы. Их отряды проникали на нашу территорию, грабили местных жителей, уводили скот.
После окончания в 1936 г. военной академии А.П. Белобородов снова получает назначение на восток страны, в Особую Дальневосточную армию, на берега р. Уссури – на должность помощника начальника оперативной части штаба стрелковой дивизии. Незадолго до этого в Красной Армии были введены новые воинские звания, и А.П. Белобородову присвоили звание «старший лейтенант». С этого времени наш земляк стал активно продвигаться по служебной лестнице. Вскоре он становится начальником оперативной части штаба, затем – начальником штаба своей дивизии.
В январе 1941 г. А.П. Белобородова назначают начальником оперативного отдела боевой подготовки Дальневосточного фронта. Прошедший с 1926 по 1941 год воинскую службу в восточных районах СССР и хорошо изучивший ситуацию в этих районах, А.П. Белобородов сформировался – и по праву считался – высококвалифицированным командиром-дальневосточником.
Музыкальная пауза.
Отгадай мелодию песен военных лет, звучат фрагменты мелодий.
- Землянка, Катюша, синий платочек, Смуглянка, журавли, темная ночь.
3) Великая Отечественная война.
22 июня 1941 г. началась Великая Отечественная война, а уже в октябре того же года 78-я стрелковая дивизия, командиром которой был назначен полковник А.П. Белобородов, направляется под Москву, вливается в состав 16 армии генерал-лейтенанта К.К. Рокоссовского и принимает участие в сражении за столицу нашей Родины. Дивизия отбивала атаки гитлеровских войск под городом Истра. В ходе этих боев дивизия А.П. Белобородова преобразуется в 9-ю гвардейскую, а её командиру присваивают звание генерал-майора. Почетное звание дивизии и генеральское звание её командира были завоёваны проявленными стойкостью и мужеством в тяжелых боях. Большинство солдат и офицеров дивизии А.П. Белобородова были сибиряки; в связи с этим подобные соединения нередко называют сибирскими дивизиями. Из воспоминаний К.К. Рокоссовского: «Если под Волоколамском великую роль сыграла дивизия генерал-майора Панфилова, то в ноябре 1941 г. не менее значительный вклад в решающие бои за Москву внесла дивизия А.П. Белобородова».
Притом, что узловые пункты сопротивления врагу перемещается на южные направления советско-германского фронта (Сталинград, Северный Кавказ и т.д.), московское направление борьбы с гитлеровцами не теряет свой важности. Здесь оказался востребованным полководческий потенциал А.П. Белобородова. В октябре 1942 года он назначается командующим 5-го гвардейского корпуса, в состав которого входили три дивизии, включая и 9-ю, с которой он прошёл трудный, но славный путь. В 1943 году Белобородов получает новое назначение во 2 гвардейский корпус, который должен был нанести главный удар на г. Духовщину – сильно укреплённый вражеский район, перекрывающий путь к Смоленску. А уже в сентябре наши войска освобождают г. Духовщину. Таким образом, у немцев не остаётся шансов на какое-либо продвижение к Москве. А сибиряк А.П. Белобородов выступает верным стражем у ворот нашей столицы.
К лету 1944 г. Великая Отечественная война вступает в свою решающую фазу. Здесь мы можем увидеть новые яркие страницы боевого пути нашего земляка. В мае 1944 года А.П. Белобородов был назначен командующим 43-й армии, которая отличилась в тяжёлых боях за Витебск в рамках Белорусской операции – одной из крупнейших в годы войны. Витебск был освобожден, а командующему было присвоено почетное звание Героя Советского Союза и воинское звания генерал-полковника. 43 армия вместе с другими армиями I Прибалтийского фронта в результате успешных боёв глубоко вклинилась в расположение вражеских войск и вышла к главным магистралям Прибалтики. Располагавшаяся здесь группировка фашистских войск была разгромлена, а территория трёх прибалтийских республик была освобождена.
Особое внимание следует уделить вкладу А.П. Белобородова в овладение Восточной Пруссией. В течение четырёх дней войска фронта при участии армии под командованием А.П. Белобородова овладели крепостью Кенигсберга. Комендант Кенигсберга после этого штурма заявил: «Никак нельзя было предположить, что такая крепость, как Кенигсберг, столь быстро падёт». За блестящее руководство войсками в этой операции и личное мужество Белобородов удостоился второй Золотой Звезды Героя Советского Союза.
4) Разгром милитаристской Японии.
Наш славный земляк участвовал в разгроме войск милитаристской Японии.
Решающую роль в осуществлении Маньчжурской операции сыграла 1- ая Краснознаменная армия 1-го Дальневосточного фронта под командованием генерал-полковника А.П. Белобородова. В результате понесенного полного поражения японское командование было вынуждено прекратить сопротивление. А.П. Белобородов принял японских парламентёров и объявил условия капитуляции. Квантунская армия капитулировала.
После разгрома Квантунской армии А.П. Белобородов со своим штабом прибыл в г. Харбин, где принял обязанности начальника гарнизона; Парад Победы в г. Харбине было поручено принимать А. П. Белобородову. Затем он командовал советскими войсками, дислоцировавшимися на территории Ляодунского полуострова, в районе г. Порт-Артура. На Родину он вернулся только в 1955 г.
Викторина: «Памятники и мемориальные доски, посвящённые А.П. Белобородову». Соотнесите памятники, памятные доски с местом расположения:
А) | Б) | В) | Г) |
Д) | Е) | Ж) | З) |
1) Мемориальная доска в г. Иркутске, ул. 5-ой Армии.
2) Мемориальное воинское кладбище «Снегири»
3) 41-м км Волоколамского шоссе
4) Иркутск, площадь Труда (1980 - е гг.)
5) Мемориальная доска на ул. Советской в Ярославле
6) Памятная доска, установленная в г. Витебск (Белоруссия).
7) Мемориальная доска, на улице в Москве
8) Памятник А.П. Белобородову на новом месте - Нижней набережной Ангары
Правильные ответы: А-1; Б - 3; В - 2; Г - 4; Д - 7; Е - 6; Ж - 5; З - 1.
5) Послевоенный период.
По завершении войны биография А.П. Белобородова – военачальника получила своё продолжение. Он командовал армией в Центральной группе войск в Восточной Европе, был начальником курсов "Выстрел", главным военным советником в Чехословакии, командовал войсками Воронежского военного округа. В течение семи лет А.П. Белобородов был начальником Главного управления кадров и членом коллегии Министерства обороны СССР, а затем — командующим войсками Московского военного округа, советником-инспектором группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Фактически до последних дней наш земляк находился на военной службе. А.П. Белобородов завершил свой земной путь в 1990 г. в возрасте 87 лет.
6) Заключение.
Задание: Определите, по фотографии, какими наградами отметила Родина мужество и героизм, талант военачальника Афанасия Павлантьевича Белобородова.
Наша Родина высоко оценила мужество и героизм, талант военачальника Афанасия Павлантьевича Белобородова. Славный сын земли Иркутской удостоился значительного количества советских наград. Список этих наград возглавляют две Золотые Звезды Героя Советского Союза, пять орденов Ленина, пять орденов Красного Знамени, орден Октябрьской Революции, два ордена Суворова, орден Кутузова II-й степени, орден Отечественной войны I-й степени, орден «За службу Родине в Вооруженных силах СССР» III-й степени. У А.П. Белобородова были многочисленные зарубежные награды, а также советские медали.
В Иркутске установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза. Прославленный полководец был почетным гражданином городов Иркутска, Истры и Красногорска Московской области, Витебска и Шумилина в Белоруссии. Его именем названы улицы в Москве, Мытищах, Витебске, Иркутске. О генерале армии созданы фильмы «Один день командира дивизии» и «Крестьянский сын».
А.П. Белобородов на всю жизнь смог сохранить характер стойкого, самоотверженного бойца, принципиального, справедливого, самокритичного человека. Он сохранил характер патриота - до конца преданного Родине, своему народу. Характер руководителя – решительного, с высоко развитым чувством ответственности, за которым в любых условиях шли люди.
7) Рефлексия
Сегодня узнал……..
Было интересно……
Было трудно……….
Я понял, что……….
Я приобрел…………
Мне захотелось…….