Технологическая карта урока биологии «Внутренняя среда. Значение крови и её состав» (8 класс)

2
0
Материал опубликован 26 March 2017

Технологическая карта урока

Тема урока: «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.»

Цель: познакомить с понятием внутренняя среда организма, ее составом; разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства ее состава.

Планируемые результаты:

Предметные: продолжить формирование систематизированных представлений о внутренней среде организма и ее значении.

Метапредметные: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логично последовательно излагать свои мысли.

Личностные: сформировать познавательный интерес и мотив направленный на изучение данной темы.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые умения

Текущий контроль

1.Организационный момент

Приветствие учеников, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя.

Самоконтроль.

Фронтальная беседа

2.Мотивация и актуализация материала

-Почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде? (слайд 1)

-Потому что питательные вещества передаются лучше в растворённом виде - в жидкости.

Записывают тему урока в тетрадь.

Тема урока: «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.»

Коммуникативность Анализируют ответы одноклассников

Фронтальная беседа

3.Изучение нового материала

-Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»?

Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость. Внутренняя среда организма относительно постоянна по своему составу, химическими и физическими свойствами. (слайд 2)

Термин «Внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878г.) (слайд 3)

-Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма?

Состав внутренней среды: (слайд 4)

Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов.

Лимфа – это бесцветная почти прозрачная жидкость. В ней содержатся белки, жиры, фибриноген, могут быть гормоны, лейкоциты, лимфоциты. Состав лимфы изменяется в зависимости, какую функцию ей приходится выполнять в определенный период.

Тканевая жидкость – это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. Из этой жидкости клетки поглощают необходимые им вещества и наоборот, выделяют в нее продукты обмена. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Состав тканевой жидкости меняется в зависимости от проницаемости кровеносных и лимфатических капилляров от особенностей обмена веществ клеток и тканей.

Гомеостаз – постоянный состав внутренней среды.

-Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови?

-Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянный переход из крови в клетки тканевой воды, кислорода и питательных веществ?

Функции крови (слайд 5-8)

Состав крови: (слайд 9-11)

Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов.

Плазма – жидкое межклеточное вещество.

Форменные элементы – это клетки крови. Плазма составляет 50-60 % объема крови, она на 90 % состоит из воды, на 9% из органических веществ (белки, жиры, глюкоза, мочевина), и 0,9 % из неорганических веществ.

К форменным элементам относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Заполните таблицу «Форменные элементы крови», пользуясь учебником стр.73-74. (слайд 12)

Свертываемость крови (слайд 13) участие в свертывании крови препятствующее кровопотери организма. При травме кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают разрушение жидкого белка фибриногена в нити нерастворимого белка фибрина. Образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови, образуя кровяной сгусток – тромб, который останавливает кровотечение.

-Внутренняя среда организма представлена кровью, тканевой жидкостью и лимфой.

Слушают учителя.

-Кровь, лимфа, тканевая жидкость.

Слушают учителя. Записывают определения в тетради.

Предлагают свои ответы.

Предлагают свои версии. Записывают в тетради.

Слушают учителя записывают определения в тетрадь.

Заполняют таблицу.

Слушают учителя

Коммуникативность

Анализируют ответы одноклассников

Анализируют сказанное учителем

Коммуникативность

Анализируют ответы одноклассников

Анализируют сказанное учителем

Коммуникативность

Анализируют ответы одноклассников

Работа с учебником

Анализируют сказанное учителем

Фронтальная беседа

Наблюдение

Фронтальная беседа

Наблюдение

Фронтальная беседа

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

4.Закрепление

Лабораторная работа «Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки» (слайд 14-17)

Выполняют лабораторную работу, полученные данные вносят в таблицу на слайде 15. Делают выводы.

Самоконтроль

Наблюдение

5.Домашнее задание

§18. По желаю подготовить сообщения по темам:

1. Группы крови

2. R-фактор

Записывают в дневник

-

Наблюдение


Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
PPTX / 1.19 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации