Технологическая карта урока биологии «Внутренняя среда. Значение крови и её состав» (8 класс)
Технологическая карта урока
Тема урока: «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.»
Цель: познакомить с понятием внутренняя среда организма, ее составом; разъяснить роль внутренней среды в жизнедеятельности организма, значение постоянства ее состава.
Планируемые результаты:
Предметные: продолжить формирование систематизированных представлений о внутренней среде организма и ее значении.
Метапредметные: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале; сравнивать, составлять, обобщать, систематизировать, компактно и логично последовательно излагать свои мысли.
Личностные: сформировать познавательный интерес и мотив направленный на изучение данной темы.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые умения |
Текущий контроль |
1.Организационный момент |
Приветствие учеников, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя. |
Самоконтроль. |
Фронтальная беседа |
2.Мотивация и актуализация материала |
-Почему клетки нашего организма могут существовать только в жидкой среде? (слайд 1) |
-Потому что питательные вещества передаются лучше в растворённом виде - в жидкости. Записывают тему урока в тетрадь. Тема урока: «Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.» |
Коммуникативность Анализируют ответы одноклассников |
Фронтальная беседа |
3.Изучение нового материала |
-Что включает в себя понятие «внутренняя среда организма»? Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость. Внутренняя среда организма относительно постоянна по своему составу, химическими и физическими свойствами. (слайд 2) Термин «Внутренняя среда» предложил французский физиолог Клод Бернар (1878г.) (слайд 3) -Какие же компоненты относятся к внутренней среде организма? Состав внутренней среды: (слайд 4) Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов. Лимфа – это бесцветная почти прозрачная жидкость. В ней содержатся белки, жиры, фибриноген, могут быть гормоны, лейкоциты, лимфоциты. Состав лимфы изменяется в зависимости, какую функцию ей приходится выполнять в определенный период. Тканевая жидкость – это связующее звено между кровью и лимфой. Она есть в межклеточных пространствах всех тканей и органов. Из этой жидкости клетки поглощают необходимые им вещества и наоборот, выделяют в нее продукты обмена. По составу она близка к плазме крови, но содержит меньше белка. Состав тканевой жидкости меняется в зависимости от проницаемости кровеносных и лимфатических капилляров от особенностей обмена веществ клеток и тканей. Гомеостаз – постоянный состав внутренней среды. -Почему клетки не могут получать необходимые вещества непосредственно из крови? -Почему количество тканевой жидкости в организме не уменьшается, несмотря на постоянный переход из крови в клетки тканевой воды, кислорода и питательных веществ? Функции крови (слайд 5-8) Состав крови: (слайд 9-11) Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из плазмы и форменных элементов. Плазма – жидкое межклеточное вещество. Форменные элементы – это клетки крови. Плазма составляет 50-60 % объема крови, она на 90 % состоит из воды, на 9% из органических веществ (белки, жиры, глюкоза, мочевина), и 0,9 % из неорганических веществ. К форменным элементам относятся: эритроциты, лейкоциты и тромбоциты. Заполните таблицу «Форменные элементы крови», пользуясь учебником стр.73-74. (слайд 12) Свертываемость крови (слайд 13) – участие в свертывании крови препятствующее кровопотери организма. При травме кровь выходит из сосуда, тромбоциты слипаются и разрушаются. При этом они выделяют ферменты, которые вызывают разрушение жидкого белка фибриногена в нити нерастворимого белка фибрина. Образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови, образуя кровяной сгусток – тромб, который останавливает кровотечение. |
-Внутренняя среда организма представлена кровью, тканевой жидкостью и лимфой. Слушают учителя. -Кровь, лимфа, тканевая жидкость. Слушают учителя. Записывают определения в тетради. Предлагают свои ответы. Предлагают свои версии. Записывают в тетради. Слушают учителя записывают определения в тетрадь. Заполняют таблицу. Слушают учителя |
Коммуникативность Анализируют ответы одноклассников Анализируют сказанное учителем Коммуникативность Анализируют ответы одноклассников Анализируют сказанное учителем Коммуникативность Анализируют ответы одноклассников Работа с учебником Анализируют сказанное учителем |
Фронтальная беседа Наблюдение Фронтальная беседа Наблюдение Фронтальная беседа Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
4.Закрепление |
Лабораторная работа «Сравнение эритроцитов крови человека и лягушки» (слайд 14-17) |
Выполняют лабораторную работу, полученные данные вносят в таблицу на слайде 15. Делают выводы. |
Самоконтроль |
Наблюдение |
5.Домашнее задание |
§18. По желаю подготовить сообщения по темам: 1. Группы крови 2. R-фактор |
Записывают в дневник |
- |
Наблюдение |
Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.
PPTX / 1.19 Мб