12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кошеляева Елена Александровна736
Россия, Тамбовская обл., Тамбов
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Тема урока: Вода и её свойства.

Класс: 3 класс

УМК: Перспектива

Место урока в системе уроков: Урок «открытия» нового знания.

Педагогическая цель: формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых знаний о свойствах воды через практическую работу.

Задачи урока:

- формировать знания об основных свойствах воды в процессе практической работы;

формировать практические умения работать с лабораторным оборудованием, ставить опыты, вести наблюдения, делать выводы по результатам наблюдений, анализировать и обобщать;

- развивать умение рассуждать и обосновывать свои суждения; развивать умение работать в группе;

- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к природным богатствам.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные:

проявлять интерес к познанию окружающего мира;

ориентироваться на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи.

Предметные:

уметь фиксировать полученную в ходе исследования информацию, планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

создавать условия для формирования знаний о воде;

учить использовать информационные сведения для решения практических задач;

развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.

Регулятивные УУД:

формировать умение формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную задачу, находить способы решения проблем поискового характера;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и целью;

формировать исследовательские умения в практической деятельности.

Коммуникативные УУД:

аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых группах.

Технологии, применяемые на уроке:

Здоровьесбережающие технологии;

Информационно-коммуникативные технологии;

Технология проблемного обучения;

Технология развития исследовательских навыков.

Методы организации деятельности учителя и обучающихся:

Коммуникативный метод обучения, включающий в себя проблемное изложение материала, ведение учебного диалога, самооценку.

Познавательный метод, нацеленный на восприятие, осмысление, запоминание нового материала.

Преобразовательный метод, формирующий навык применения умений и знаний на практике.

Контрольный метод с целью выявления качества усвоения знания и дальнейшей коррекции.

Анализ результатов урока:

Урок способствует развитию предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.

Задания направлены на активизацию мыслительной и практической деятельности обучающихся.

Групповая работа даёт возможность активной деятельности всех учащихся.

Рефлексия даёт возможность каждому ученику проанализировать результат своей деятельности.

Ресурсы:

А. А. Плешаков, М.Ю. Новицкая, Окружающий мир, 3 класс, часть 1, Москва «Просвещение», 2014г;

мультимедийный проектор, экран, видеоролик, презентация;

оборудование для проведения практической работы: сосуды различной формы, стеклышко, пипетка, полоски разного цвета, стакан с соком, блюдца с солью, сахаром, луком, лимоном, растительное масло, 2 чайные ложки, бутылка с водой.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. - М., 2009.

Асмолов А. Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. - М., 2010.

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2012.

Этапы урока

Содержание урока. Деятельность учителя и учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности


Эмоциональный настрой на урок «Круг радости».

- Ребята, а вы знаете, что многие люди на Земле - волшебники. И мы с вами тоже. Мы совершаем волшебство каждый день и делаем это не только для себя, но и для других людей, иной раз не задумываясь, мы дарим друг другу маленькое чудо. О каких чудесах, волшебстве идет речь? (ответы учащихся). Мы говорим волшебные слова, дарим улыбку тем, кто встречается на нашем пути, помогаем друг другу, делаем признания. Я хочу начать наш урок с признания, которое будет адресовано вам: я верю в вас, в ваши знания, доброту, в ваше умение и желание приходить на помощь в трудную минуту. Я желаю вам успехов на уроке.

2. Самоопреде-ление к деятельности. Постановка учебной задачи.

- Перед вами чёрный ящик. Хотите узнать, что в нём?

А подскажет нам писатель Антуан Де Сент Экзюпери.

«… у неё нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, ею наслаждаются, не ведая, что она такое. Нельзя сказать, что она необходима для жизни: она - сама жизнь. Она самое большое богатство на свете». Что это?

- Давайте проверим, кто из вас прав и заглянем в ящик?

(Открывает чёрный ящик и достаёт бутылочку с водой)

- Определите тему нашего урока? (ответы детей)

Чтение учителем притчи «Вода».

- Давным – давно, в незапамятные времена, особый вид обезьян медленно превращался в человека. Отличался человек от обезьяны тем, что начал говорить. Пришло время каждому предмету, растению, животному, то есть всему вокруг, давать своё имя. И вот однажды два первобытных человека отправились на охоту. Они забрели далеко от знакомых мест. День был жаркий, их мучила жажда. Наконец, охотники набрели на ручей. Один попробовал жидкость из ручья и сказал «Во!» (что означало «отлично»). Другой попробовал и согласился: «Да – а – а!». Так и стали они жидкость в ручье называть словом «Вода».

- Прошло много столетий… Человек научился говорить, писать, читать, многое узнал об окружающем мире. Вот однажды в одной из африканских стран дети читали рассказ об удивительных людях, которые могли ходить по воде. Африканские дети посчитали это настоящим чудом, а людей - волшебниками. Кто эти люди? О какой стране идет речь? Почему для африканских детей это чудо?

(ответы детей)

- А теперь посмотрите в окно. Разве мы с вами не ходим по воде. Мы так привыкли, что вокруг нас вода, что не замечаем, а часто и не знаем ее удивительных свойств.

- Определите цель урока. (Свойства воды)

- Наша цель: изучить свойства воды. Для этого нам необходимо выполнить несколько экспериментов - опытов.

Для достижения цели, мы будем:

Работать в группах. Учиться сотрудничать друг с другом.

Узнавать новое, анализировать, обобщать.

Проводить эксперимент, делать выводы.

Делиться своими знаниями, наблюдениями и выводами.

Девиз нашего урока записан на доске, прочитаем его хором:

«Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!»

3. Актуализация знаний.

 



Прием «Тонкие и толстые вопросы»

- Ребята, что означает надпись «Исследовательская лаборатория» и предметы, расположенные на столе?

- Как называют людей, работающих в исследовательской лаборатории? (исследователи, ученые)

- Чем занимаются эти люди? (исследуют, экспериментируют, делают выводы и открытия)

- Что вы можете сказать о труде ученого, исследователя?

- Легко ли быть ученым?

- Профессия «ученый, исследователь» требует терпения, трудолюбия, знаний, феноменальной памяти. Готовы ли вы стать исследователями?

- Где пригодятся нам новые знания?

Вывод: Если мы узнаем свойства воды, сможем полученные знания применить в личной жизни, сможем беречь и охранять один из главных природных богатств Земли - воду. Этим самым будем охранять природу, и сделаем мир более красивым.

Прием «Кластер»

- Ребята, сможем ли мы начать свое исследование, не вспомнив и не закрепив те знания, которые у нас есть по теме «Вода». Как вы думаете, пригодятся ли нам эти знания сегодня на уроке?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы произносите слово «вода»? Запишите у себя на листочке одну ассоциацию и прикрепите на доску.

(Вода – это море, океан, жизнь, отдых, энергия, спорт, наука, дорога, путь, явления, состояния, красота, гигиена, энергия, среда обитания и т.д.)

Вывод: Вода – источник жизни. Это то, без чего невозможна жизнь.

4. Практическая работа


Подготовка к проведению практической работы.

- Вам предстоит стать исследователями воды, провести опыты, узнать свойства воды. Изучать свойства воды вы будете в своих лабораториях. Выводы записывать в свои научные дневники.

- Определим правила, по которым работают учёные в группах.

Старший научный сотрудник проводит опыт.

Помощник читает задание.

Эксперты заполняют таблицы (в нужную графу таблицы ставят +).

- Так как вы будете работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.

- Как вы думаете, какие правила работы вы должны соблюдать?

Инструкция по ТБ

Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Практическая работа.

Опыт № 1

Вопрос 1: Имеет ли вода форму?

Оборудование: сосуды разной формы, вода

План опыта:

Посмотрите внимательно на сосуды. Что вы можете сказать о форме сосудов? Сделайте вывод.

Перелейте воду из бутылки в измерительный стакан, из стакана в колбу.

Что происходит с формой воды, помещенной в разные сосуды.

Сделайте вывод по главному вопросу своей группы.


ВОДА

 имеет свою форму

не имеет свою форму


Заполните таблицу в научном дневнике.

Вопрос 2: Каким свойством обладает вода в жидком состоянии?

Оборудование: стеклышко, пипетка

План опыта:

Возьмите пипетку. Наберите в неё немного воды и капните на стекло.

Что произошло с каплей воды?

С помощью какого свойства вы смогли перелить воду из одного сосуда в другой?

Сделайте вывод по главному вопросу своей группы.



ВОДА

текуча                                                 

не текуча


Заполните таблицу в научном дневнике.

Вывод 1 группы: В стакане вода имеет форму стакана, в чашке - форму чашки, в колбе - форму колбы, в пробирке – форму пробирки. Она принимает форму той посуды, в которую налита. Вода не имеет своей формы.

Вывод 2 группы: Воду в жидком состоянии можно перелить из одного сосуда в другой, благодаря свойству «текучесть».

Вода в жидком состоянии обладает текучестью.

5.Закрепление.














Решение проблемных задач, связанных со свойствами «текучесть», «форма воды».

(Ребята самостоятельно читают задачу, представитель от группы дает ответ)

Задание для 1 группы.

Повадился Змей Горыныч деревни разорять, людей к себе в рабство уводить. Однажды схватил он детей и посадил в свою темницу: мол, подрастут к весне, тогда и съем. Но дети были такие смекалистые: подняли шум, гам, что у Горыныча все три головы разболелись. Тогда решил он обхитрить детей и сказал: «Ладно, выпущу вас на волю, если принесете мне чистой ключевой воды, но с одним условием: воду чтобы принесли без посуды!» Согласились ребята, но как им решить эту проблему? Ведь вода имеет свойство «текучесть». Что надо сделать, чтобы проблема была решена?

Задание для 2 группы.

Незнайка узнал из энциклопедии, что самая большая снежинка в мире была зафиксирована 30 апреля 1944 года в Москве. Размер снежинки был с человеческую ладонь. Незнайка заинтересовался: сможет ли такая снежинка поместиться в стакан меньшего размера. А как вы думаете, ребята?

6. Физкульт-

минутка

Выполнение двигательных упражнений под музыку

7. Практическая работа

Опыт №2

Вопрос 1: Какого цвета вода?

Возьмите полоски разных цветов и стакан с водой. Сравните цвет полосок и воду в стакане.

Приложить 2 полоски цветной бумаги (разного цвета) и сравнить цвет полоски бумаги и воды в стакане.

Можно ли назвать воду красной, зелёной, желтой, белой?

Какого цвета вода?

Соединить стрелочкой правильный ответ.


ВОДА

не имеет цвета, бесцветная                            

 имеет свой цвет

Сделать вывод по главному вопросу.

Заполните таблицу в научном дневнике.

Вопрос 2: Какова прозрачность воды?

Оборудование: стакан с водой, стакан с соком, 2 ложки.

План опыта:

Налить в один стакан воды, в другой сок.

Опустить в стакан c водой ложку. Что наблюдаете?

Опустить ложку в стакан c соком. Что наблюдаете?

Сделайте вывод по главному вопросу. В каком из стаканов хорошо видна ложка? Благодаря какому свойству?

Соединить стрелочкой правильный ответ.

ВОДА

прозрачна

не прозрачна

   Заполните таблицу в научном дневнике.

     Вывод 1 группы: вода не имеет цвета.

Вывод 2 группы: вода прозрачна.

- Когда люди используют эти свойства воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.).

Опыт № 3

Вопрос 1: Каков вкус воды?

Оборудование: стакан с водой. Блюдца с солью, сахаром, лимоном, луком.

План опыта:

Попробуйте на вкус воду.

Попробуйте лимон, соль, лук, сахар,

Сделайте вывод. Какой на вкус сахар, соль, лимон, лук, вода?

Соедините стрелочками правильный ответ.

Сахар                         солёный

Соль                          сладкий

Лимон                       горький

Лук                            не имеет вкуса

Вода                          кислый

Сделайте вывод по главному вопросу.

Заполните таблицу в научном дневнике.

Вопрос 2: Какой запах у воды?

Возьми стакан с водой и понюхай воду. Чем она пахнет? Вода имеет запах?

В чашечки с лимоном и луком добавь немного воды. Понюхай.

Соединить стрелочками:

ВОДА

с запахом

без запаха

Сделайте вывод по главному вопросу.

Заполните таблицу в научном дневнике.

Вывод 1 группы: Вода не имеет вкуса.

-  Когда человек использует свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.).  

Вывод 2 группы: Вода не имеет запаха.

- Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость от другой).

Опыт № 4 (выполняют обе группы)

Главный вопрос: Может ли вода растворять вещества?

Оборудование: 3 стакана с водой, сахар, соль, растительное масло.

План:

Насыпь немного соли в стакан. Помешай воду.

Насыпь немного сахара в стакан. Помешай воду.

Налей немного масла в стакан. Помешай воду.

- Что можно заметить? Смогла вода растворить кристаллы веществ. О чем говорит этот опыт?

Соедини стрелочками правильные ответы


ВОДА  растворила

масло

сахар

соль

  Сделайте вывод по главному вопросу.

Заполните таблицу в научном дневнике.

Вывод групп: Вода - растворитель, но не все вещества в ней растворяются.

- Как в быту, в жизни человек использует это свойство воды?

ри стирке используется данное свойство воды, которое способно растворять различные вещества. Например: стиральный порошок, отбеливающие средства, ополаскиватели, но и, конечно же, сами загрязнения).

8. Закрепление.

Решение проблемной задачи.

(Ребята самостоятельно читают задачу, представитель от группы дает ответ).

Два осла шли по дороге с грузом. Один был навьючен солью, а другой - песком. Они едва передвигали ноги: так тяжела была их ноша. Вскоре животным пришлось переходить речку. Осел, навьюченный солью, зашел в воду и стал купаться: он, то ложился в воду, то снова становился на ноги. Когда осёл вышел из воды, ноша его стала совсем легкой. Другой осёл, глядя на первого, тоже стал купаться. Но чем дольше он купался, тем тяжелее становилась его поклажа. Почему же ноша первого осла после купания стала легче, а второго - тяжелее? (Ответы детей).

- На экране появляется картинка «Свойства воды». Учащиеся делают общий вывод.

t1674671416aa.gif

9. Демонстра-ция видеоролика

- Какие чудеса совершает вода в природе? (ответы детей).

- Демонстрация видеоролика об образовании сталактитов и сталагмитов.

- Образование сталактитов и сталагмитов – настоящее чудо природы. Но его можно объяснить, зная свойство воды.

10. Рефлексия учебной деятельности


Составление сиквейна на тему «Вода» (по группам).

Работа каждой группы зачитывается, и результат размечается на доске.

1. Вода

2. Чистая, родниковая

3. Журчит, течет, оживляет.

4. Вода – удивительное вещество!

5. Источник жизни.

Существует очень умное выражение: каждый день добавляет частицу мудрости. Что этот урок добавил к вашему багажу знаний? Где в жизни пригодятся нам знания о свойствах воды, полученные сегодня на уроке? (ответы детей).

11. Постановка домашнего задания

Выполнение практических заданий на выбор учащегося.

Проделай опыт. Налей в стаканчик немного воды и поставь в морозильную камеру холо­дильника. Убедись, что через некоторое вре­мя в стаканчике образовался лёд.

Проделай опыт. В два блюдца налей воды. Одно поставь в тёплое, а другое в прохладное место. Проследи, за сколько дней испарится вода в каждом блюдце. Есть ли разница? Чем ты её объяснишь?

2. Составьте загадки о свойствах воды.

3. Подготовить выступление «Вода – растворитель»

12. Оценивание

Моя оценка

Оценка старшего научного сотрудника группы

Оценка учителя

Итого





Человек, запомни навсегда

Символ жизни на Земле – вода!

Экономь её и береги

Мы ведь на планете не одни! ​​​​​​​



Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.