Внеурочное мероприятие для учащихся 3-4 классов «Война прошлась по детским судьбам грозно»

6
1
Материал опубликован 30 March 2021 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«АМВРОСИЕВСКАЯ ШКОЛА №6» АМВРОСИЕВСКОГО РАЙОНА

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


«Война прошлась по детским судьбам грозно»…

Внеурочное мероприятие для учащихся 3-4 классов, 9-10 лет

                                  t1617121898aa.gift1617121898ab.gift1617121898ac.gif

                                               t1617121898ad.gif


Автор методической разработки

Юсуфзянова Ирина Васильевна,

учитель начальных классов





2021 год


ОГЛАВЛЕНИЕ


1.

ВВЕДЕНИЕ

3


2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ


4


2.1. Цель и задачи мероприятия

Ожидаемые результаты

4




2.2. План мероприятия

7



2.3. Конспект мероприятия «Война прошлась по детским судьбам грозно»


9



2.4. Методические рекомендации по подготовке и проведению мероприятия


16



2.5.Материально-техническое обеспечение содержания мероприятия


16

3.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

17


4.

ПРИЛОЖЕНИЯ

18



Приложение 1 «Пионеры – Герои»

18


Приложение 2. Отрывки из произведений Л. Кассиля

19


Приложение 3. Слова «Солнечный круг»

21


Приложение 4. Презентация «Война прошлась по детским судьбам грозно»

21



Приложение 5. Фотоматериалы



ВВЕДЕНИЕ

Не щадя себя в огне войны,

Не жалея сил во имя Родины,

Дети героической страны

Были настоящими Героями.

Р. Рождественский ​​​​​​​

Думаю, актуальность темы этого мероприятия очевидна. Что есть патриотизм? Можно долго спорить, любовь ли это к родине или государству, комплекс ощущений, мыслей, идей, мировоззрение. Понимание патриотизма многовариантно и неоднозначно. В любом случае, патриотизм олицетворяет любовь к своей стране, уважение и знание её истории, культуры, достижений, особенностей. Это сложное и высокое человеческое чувство. Его трудно определить несколькими словами – это любовь к родным и близким людям, к своей малой Родине, гордость за свой народ, который победил фашизм в годы Великой Отечественной войны, когда весь народ от мала до велика, встал на защиту своей Родины, ее свободы и независимости.

Мы привыкли слышать, что победа над немецкими захватчиками – это заслуга взрослых мужчин и женщин, но это не совсем так. Дети-герои Великой Отечественной войны сделали не меньший вклад в победу над фашизмом и их имена также не должны быть забыты. Война отобрала у мальчиков и девочек детство – настоящее, солнечное, с книгами и тетрадями, смехом, играми и праздниками.

В ходе боев маленькие – герои Великой Отечественной войны не щадили собственные жизни и шли с таким же мужеством и отвагой, как взрослые мужчины. Их участь не ограничивается подвигами на поле боя – они работали в тылу на оккупированных территориях, помогали снабжению войск и многое другое. Юные герои действовали также храбро, ведь понимали, что на кону не только их собственные жизни, но и судьба всей страны.

А у детей младшего школьного возраста еще недостаточно знаний о Великой Отечественной войне, о ее защитниках и героях. В преддверии 75-летия со дня Великой Победы, когда фашизм снова начал поднимать свою голову в Украине, очень важно дать детям знания о подлинно исторических фактах, о значении победы нашего народа в годы Великой Отечественной войны.

Тема также актуальна на сегодняшний день, сейчас в Донбассе, в Сирии тоже рвутся бомбы, свистят пули, рушатся от снарядов жилые дома и горят детские кроватки.

Как сохранить планету людей, чтобы детство никогда не заканчивалось? Кто доиграет за тех детей, которые не успели, не смогли доиграть в свою игру? Вот поэтому это мероприятие посвящается детям военного лихолетья.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ

Цель и задачи мероприятия

Цель: воспитывать уважение к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любовь к Родине, гордость за победу русского народа, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстников в годы войны.

Предметные

Образовательные:

расширить знания учащихся о событиях Великой Отечественной войны, о роли детей в годы войны.

совершенствовать навыки выразительного чтения, умения отвечать на вопросы.

Развивающие:

способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, познавательного интереса, расширению кругозора.

Воспитательные:

содействовать формированию коммуникативной компетенции через диалог, индивидуальную, парную и групповую работу;

воспитывать любовь к Родине;

воспитывать культуру поведения при фронтальной работе;

побудить обучающихся к нравственным поступкам.

Здоровьесберегающие:

создание ситуации успеха при освоении материала;


Метапредмет

ные

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний;

преобразовывать информацию из одной формы в другую;

извлекать информацию, представленную в разных формах.

Регулятивные УУД:

развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

развивать умения корректировать свою деятельность;

принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

развивать умение аргументированно отстаивать свою точку зрения;

уметь выслушать и принять мнение других лиц.

Личностные

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Планируемые результаты предметные

Способствовать формированию осознания, что война — явление страшное, жестокое, уносящее жизни людей;

расширить и дополнить знания обучающихся о Великой Отечественной войне;

уметь мыслить, рассуждать, делать выводы;

воспитывать гражданско-патриотическую позицию, уважительное отношение к ветеранам ВОВ, чувства сопричастности подвигу старшего поколения и ответственности за будущее нашей страны.

Планируемые результаты метапредмет

ные

Регулятивные УУД:

уметь определять и формулировать цель с помощью учителя;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

оценивать правильность выполнения действий;

уметь принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД:

структурировать знания;

извлекать информацию, представленную в разных формах;

анализировать объекты с целью выделения существенных признаков;

осуществлять синтез, группировку объектов;

строить рассуждения.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других.

Планируемые результаты личностные

Создать условия для появления у детей чувство гордости за подвиг детей в Великой Отечественной войне;

уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный;

частично-поисковый;

репродуктивный;

логические цепочки;

беседа;

эмоциональное воздействие;

наблюдение.

Современные образовательные технологии

проблемно-диалогическая технология;

системно-деятельностный подход.

Основные понятия

Родина –война – дети – подвиг – герой – Победа;

утрата, одиночество, память о погибших на войне;

вечный долг живых перед погибшими.

Межпредмет

ные связи

окружающий мир;

музыка;

изобразительное искусство;

литературное чтение.

Оборудование (ресурсы)

проектор;

ноутбук;

экран;

презентация;

музыкальные произведения: аудиозаписи;

фильм (цифровой образовательный ресурс) «Дети войны»;

буктрейлер.

Форма проведения

Внеурочное (внеклассное) мероприятие

Форма мероприятия

Парная, групповая, фронталь

План мероприятия

Для того чтобы эффективно решить поставленные выше педагогические цель и задачи, следует организовать этапы мероприятия таким образом, чтобы фронтальная, групповая и индивидуальная работа гармонично сочетались и взаимодополняли друг друга.


Этапы мероприятия

Время

Деятельность

Организационный блок

В течение

мероприятия

Включает:

1. Определение цели, задач и ожидаемых результатов;

2. Краткий план мероприятия

Просмотр видеофильма «Дети войны».

Чтение подготовленными обучающимися стихотворений.

Презентация.

Работа с пословицами.

Сообщения обучающихся о детях – героях.

Исполнение песни «Солнечный круг».

Подведение итогов.

Минута молчания

Тезаурус основных понятий: патриотизм, война, герой, подвиг;

Ресурсы и дополнительные материалы;

Инструкции и пояснения (в виде разъяснений, заданий);

Вводное слово учителя (беседа, рассказ);

Объединение в группы, парная работа. Выработка правил работы;

Конструирование образовательного пространства урока (тематическая выставка книг; мультимедийная презентация, показ видеофильма, аудиозапись).

Мотивация

Актуализация знаний.

10мин.

Показ видеоролика, фотографического ряда, прослушивание аудиозаписей, проблемный вопрос, логическая цепочка, мозговой штурм.

Основной блок

20 мин.

Показ презентации, буктрейлера. Встреча с ветераном труда Верченко Александром Прокопьевичем (статус «дети войны», в прошлом капитан милиции). Тематическая беседа, рассказ. Тезаурус основных понятий: патриотизм, война, герой, подвиг. Ассоциативное поле, чтение отрывка из художественного произведения (рассказа, стихотворения). Словарная работа. Игра «Разведчики» – реализация образовательного маршрута(плана мероприятия).

Завершающий блок

5 мин.

Минута молчания

Рефлексия

4 мин.

Подведение итогов

Домашнее задание.

1 мин

Письмо – треугольник в прошлое


Конспект мероприятия

«Война прошлась по детским судьбам грозно»…


I. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к мероприятию. Слайд 1

Учитель: Приближается великий праздник День Победы! 9 мая 2020 года весь мир встретит его в 75-й раз! Много мероприятий в этом году посвящено этой дате. Вот и сегодня у нас очень серьёзное и очень взрослое мероприятие. Я хочу, чтобы вы внимательно и терпеливо выслушали всё, о чём мы будем говорить. Сегодня у нас в гостях ветеран труда Верченко Александр Прокопьевич (статус «дети войны», в прошлом капитан милиции).

II. Мотивация.

Постановка проблемного вопроса (вопрос, возвращение к которому будет в конце урока). Слайд 2

Учитель: Мне бы хотелось начать наш урок с вопроса: что в этой жизни вы считает самым важным и самым ценным? Чего бы вы, дети 21 века, хотели больше всего на свете? В конце урока мы еще вернемся к этому вопросу. Возможно, ваши ответы изменятся.

Формулировка учащимися темы и цели мероприятия.

Звучит музыка (С. Рахманинов 2-й концерт)[3]. На фоне музыки слова:

Что есть дороже наших детей?

Что есть дороже у любого народа?

У любой матери? У любого отца?

Вам, кто не знает, что такое война…

Вам, кому ещё нет и 16-ти.

Посвящается.

Чтобы помнили…

Чтобы поняли…

Учитель: Совместимы ли такие понятия, как ВОЙНА и ДЕТИ? Почему? Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофильм и подумать над темой сегодняшнего мероприятия.

(Просмотр видеофильма «Дети войны» - 3,43 мин.) [1].

Учитель: Итак, какова же тема нашего мероприятия? («Дети войны»). Цель? (Ответы обучающихся).

III. Актуализация темы.

На доске записана дата: 1941 – 1945гг. Что это за дата?

Учитель:22 июня 1941 года началась самая страшная и самая кровавая война за всю историю человечества. Вы будете взрослеть, и узнавать всё больше подробностей об ужасах военного времени, а сегодня мы попробуем посмотреть на войну глазами самых маленьких её участников–детей. Выстроить логическую цепочку: Родина –война – дети – подвиг – герой – Победа. Слайд 3

Мозговой штурм

Учитель: Вам сейчас 8 или 9 лет. Вы мирно просыпаетесь и улыбаетесь своим родителям, так же радостно проснулись дети в тот роковой день. До войны почти каждый из них жил в своей семье, окруженный заботой и лаской родителей. Так же, как и вы, они мечтали, дружили, любили. Так же, как и вы, верили в счастливое будущее. А теперь представьте себе беззаботную жизнь таких ребят как вы. Каникулы. Лето. Тепло… Что они могли нам рассказать? Сравнение: мир – война.

Было мирное время, дети играли, росли, и не было у них забот.

Папа был рядом.

Мама была рядом.

Мы играли на улицах.

У нас было веселое детство.

И мы не знали, что нас ждёт…Слайд 4

IV. Основная часть.

Звучит фонограмма сообщения «От Советского информационного бюро» [15].

Учитель: И вот… 22 июня 1941 года все «погрузилось во мрак», разбились детские мечты…

Девочка:

Что случилось, скажи, мне ветер

Что за боль у тебя в глазах

Разве солнце не так же светит,

Или вянут травы в садах

Мальчик:

Почему люди все на рассвете

Вдруг застыли, раскрыв глаза

Что случилось, скажи нам, ветер,

Неужели это война?..

Звучит фонограмма песни «Священная война», сл. В. Лебедева – Кумача, муз. А. Александрова, 1 куплет и припев. Слайд 5 [13].

Ассоциативное поле «Война».

Учитель: Тысяча четыреста восемнадцать дней – война, а за ней тысяча тысяч ненайденных звезд, несбывшихся жизней. Война – Это жизни безумный оборот, время, текущее назад, а не вперед. Война – это разлука, Война – это злейший враг человека.

Словарная работа.

Учитель: Подберите слова – синонимы и антонимы к слову «война» (война – бой, битва, сражение; мир, тишина, красота). Так что же такое война? Что мы знаем о ней? Давайте попробуем на уровне ассоциаций создать представление о войне. Вспомните, что вы читали, видели, слышали и запишите свои ассоциации в таблицу: звуки, запахи войны, что видит и чувствует человек на войне (работа в парах). Слайд 6

Звуки

войны

Запахи войны

Человек видит на войне…

Человек чувствует на войне…

Грохот снарядов, выстрелы, крики, стоны

Гарь, копоть, дым

Смерть, разруха, враг, оружие, кровь, плен

Боль, ненависть, страх…

Мальчик.

Его я узнал не из книжки

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство ворвалась она.

Девочка

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной,

В те дни мы в войну не играли,

Мы просто дышали войной.

Мальчик

Был серебряным смех девчонок.

Но его заглушила война.

А седины ребячьих челок …

Разве есть этому цена?

Дети войны… Как же выжили вы?

Дети войны… Устоять как смогли? Слайд 7

Встреча со свидетелем тех печальных событий.

Учитель: Накануне великого праздника Победы к нам в гости пришел человек, который на своих плечах вынес все тягости страшной войны, прошел огромный жизненный путь с радостями и удачами, потерями и невзгодами. Это ветеран труда, ребёнок войны Верченко Александр Прокопьевич (статус «дети войны» подтверждён, в прошлом капитан милиции).

Вручение цветов ветерану

Интервью у ветерана берёт юный журналист.

После интервью и бесед с ребёнком войны, ребята показывают свое выступление (стихотворения, песни). В конце встречи уточняется время, место и фронт работы по оказанию помощи ветерану.

Рассказ учителя.

Учитель: На войне детей не бывает. Думаю, верно, так как противоестественно сближение самих этих понятий. Те, кто попали в военные условия жизни, должны были расстаться с детством – в обычном, мирном смысле этого слова. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. Отложив в сторону игрушки, недочитанные книжки и школьные учебники, дети старались помочь взрослым. Ребята собирали лекарственные растения, ухаживали в больницах за ранеными. Выступали с концертами в госпиталях. Не жалея сил работали в цехах заводов и на колхозных полях. Так они помогали фронту и приближали победу. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в подполье. И ни на миг не дрогнули юные сердца! Слайд 8

Знакомство с пионерами - героями

Учитель: Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков – четыре юных партизана получили звание «Герой Советского Союза», к сожалению, посмертно! Они не дожили до Победы, но память об этих отважных и бесстрашных ребятах сохранилась в памяти людей. Им посвящены документальные и художественные книги, поставлены памятники во многих городах и селах страны, открыты музеи, посвященные этим юным героям. (Во время рассказов учащихся на слайдах демонстрируются фото пионеров - героев).

Сообщения учащихся, (домашние заготовки групп).

Слайд 9 - 14(Приложение 1)

Беседа.

Мальчик

Герои минувших немеркнущих лет,

Мы их не забыли, девчонок, мальчишек,

Чья жизнь молодая за нас отдана,

Мы в сердце своём, как на знамени, пишем

Простые и гордые ИХ ИМЕНА!!!

Учитель: Во время войны совершено было много героических подвигов, и простые мальчишки и девчонки стали героями – маленькими героями большой войны. Благодаря подвигам этих детей мы с вами сейчас спокойно живем и радуемся теплу, свету…

Как вы думаете, что такое «подвиг»? (это смелый, отважный, хороший поступок).

А как называется человек, совершивший подвиг? (герой).

Библиографы

Тезаурус основных понятий: патриотизм, война, подвиг, герой;

Работа в парах. Собери пословицы. Слайд 15

Учитель: Русские воины всегда были храбрыми, ловкими, сильными, мужественными, отважными об этом говорится во многих пословицах.

Смелого враг не возьмет.

В знамени твоя честь, в оружии слава.

Родина-мать – умей её защищать.

Кто к нам с мечом придёт – от меча и погибнет.

Родину любимую защищай, как мать родимую.

Учитель: Все это необходимо что бы стать настоящим защитником. Только такие сильные, храбрые, смелые способны защищать свою родину, совершать подвиги и становится героями.

Работа в группах. Игра «Разведчики». Слайд 16

Учитель: Представьте себе, что вы пошли в разведку. А каждый разведчик должен быть внимательным, наблюдательным, иметь хорошую память. Прочитайте слова в течение 1 минуты, запомните и постарайтесь их воспроизвести, т.е. написать. Проверяют, зачитывают.

Группам раздаются листочки со словами.

1 группа: солдат, оружие, снаряд, атака, герой, победа.

2 группа: самолет, разведчик, снайпер, медсестра, госпиталь, отвага.

3 группа: вооружение, шинель, батальон, мужество, подвиг, Родина.

4 группа: доблесть, решительность, Отечество, снаряд, смелость, салют.

Знакомство с произведениями поэтов и писателей о детях на войне.

Учитель: Прошли годы, но память человека вновь и вновь возвращается к тем далеким событиям. Почему же так происходит? Зачем мы все чаще обращаемся к произведениям, которые хранят память войны и Великой Победы? Просмотр буктрейлера [10].

Библиографы.

Учитель: К теме войны обращались многие писатели. Среди них Лев Абрамович Кассиль – русский советский писатель, который кроме рассказов о жизни в советское время оставил и много рассказов о войне, посвященных именно детям. Лев Кассиль. Биография. Рассказы о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. для младших школьников. Слайд 17, 18

Работа в группах.

Презентация рассказов Л. Кассиля (краткий обзор, чтение отрывков), приложение 2.

1 группа: «У классной доски». 2группа: «Отсутствующий», 3 группа: «Держись, капитан!», 4 группа: «Федя из подплава». Слайд 19

Вывод:

Глядя на юных героев через многое время, узнавая об их подвигах и об их исключительной жизни, мы знаем, что нам есть с кого брать пример, есть чему поучиться у них, детей войны. И мы точно знаем, что каждый может стать героем, если следовать зову совести, если быть смелым и отважным и ничего не бояться.

Учитель: Сегодня мы с вами понимаем, что слова «война» и «детство» не могут стоять рядом, они несовместимы, что взрослые в ответе за гибель маленьких девчонок и мальчишек на войне. А во время Второй мировой войны погибло 13 миллионов детей – гибли дети всего мира.

Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг войны не имеет цены. Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей Родины. Они погибли, чтобы жили мы с вами. Слайд 20

Группа детей декламирует стихотворение

(звучит музыка Рахманинов 2-й концерт) [3].

Вадим Егоров. ОБЛАКА

(памяти школьников выпуска 1941 года)

Над землёй бушуют травы,

облака плывут, как павы.

А одно, вон то, что справа — это я... это я... это я...

И мне не надо славы.

Ничего уже не надо

мне и тем, плывущим рядом.

Нам бы жить - и вся награда.

Нам бы жить, нам бы жить, нам бы жить –

а мы плывем по небу.

Эта боль не убывает.

Где же ты, вода живая?

Ах, зачем война бывает, ах, зачем, ах, зачем, ах, зачем,

зачем нас убивают?..

А дымок над отчей крышей

всё бледней, бледней и выше.

Мама, мама, ты услышишь голос мой, голос мой, голос мой —

всё дальше он и тише...

Мимо слез, улыбок мимо

облака плывут над миром.

Войско их не поредело, - облака, облака, облака...

И нету им предела!

Девочка:

Минута молчанья - и слов не найти...

Минута молчанья - из самой груди,

Из самого сердца сорвётся - не крик,

Молчанье повиснет… Минута… Лишь миг…

Минута молчанья - ведь слов не найти.

Минута молчанья - как выбор пути…

Тяжелые камни - на них имена.

Пока о них помним - жива ты страна…Слайд 21

Учитель: Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига юных героев. Почтим память всех погибших минутой молчания.

(звук метронома) [11].

И вот наступил он - великий долгожданный день - День Победы! 9 мая 1945 года. Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней…День Победы – это замечательный, светлый праздник мира.

Победа! Славная Победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет ясным вечно небо,

А травы будут зеленей.

Группа детей декламирует стихотворение. Слайд 22.

Майский праздник – День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

Что такое День Победы?

Это утренний парад:

Едут танки и ракеты,

Марширует строй солдат.

Что такое День Победы?

Это праздничный салют:

Фейерверк взлетает в небо,

Рассыпаясь там и тут.

Звучит фонограмма песни «День Победы» [4].

сл. В. Харитонова, муз. Д. Тухманова, (1 куплет и припев).

V. Заключительный, эмоциональный этап мероприятия. Рефлексия

Учитель: Ребята, а теперь вернемся к вопросу, который я задала в начале мероприятия, я хочу, чтобы вы ответили на него еще раз, но уже более осознанно: чего бы вы хотели больше всего в жизни?

Мальчик:

Я нарисую яркое солнце!

- Я нарисую синее небо!

- Я нарисую свет в оконце!

- Я нарисую колосья хлеба!

Девочка:

- Мы нарисуем осенние листья,

Школу, ручей, друзей беспокойных.

И зачеркнем нашей общей кистью

Выстрелы, взрывы, огонь и войны.

Мальчик:

Мы заявляем: войны нам не надо!

Пусть на планете слышится смех!

Мамы и радость пусть будут у всех!

Дети исполняют песню: «Солнечный круг» сл.Л. Ошанина, муз.А. Островского. Слайд 23. [14].

VI. Домашнее задание.

Дома я предлагаю вам выполнить необычное задание: напишите письмо - треугольник в прошлое, неизвестному ребенку, вашему сверстнику, погибшему на войне. Слайд 24 (Приложение 3).

И в заключении нашего мероприятия: цветы – пожелания (прикрепляем на плакат логической цепочки, каждая группа).

Учитель: Спасибо вам, ребята! Особая благодарность ветерану, который пришел к нам и рассказал о жизни детей в военное лихолетье. Теперь вы знаете о роли детей в военное время, о том, что им пришлось пережить. Но это всего лишь слова, сейчас главное не повторить ошибок прошлого, а для этого нам нужно его знать.

Методические рекомендации

Структуру мероприятия нужно рассматривать как последовательную смену педагогических ситуаций, каждая из которых представляет собой динамическую часть учебно-воспитательного процесса, и это не любой его произвольно выделенный «кусок», а прежде всего процесс, имеющий внутреннюю целостность и самостоятельность. Учебно-воспитательная ситуация представляет собой единство содержательных и деятельностных характеристик, а также взаимодействие педагогов, детей. Педагогическая ситуация превращается в настоящее событие – встречу различных поколений. Педагог ставит как общие цель и задачи для мероприятия в целом, так и цели каждой учебно-воспитательной ситуации. В связи с этим проектируется формируемое качество в единстве со стержневыми свойствами личности ребенка. Каждая последующая учебно-воспитательная ситуация закрепляет и усиливает эти актуальные состояния формируемого качества.

При подготовке к проведению мероприятия продумана оптимальная занятость обучающихся. Правильно распределены силы и время, чтобы добиться четкости и слаженности в действиях всех участников. Ребята класса объединяются в группы. Каждая группа получает задание. Посещают библиотеку. Дети читают рассказы Л. А. Кассиля, собирают книги для выставки, подбирают материал о юных героях, вместе с родителями готовятся к обсуждению кинофрагментов известных фильмов о войне, учат стихотворения и песни. Вся предварительная работа направлена на успешное проведение мероприятия.

Используя метод подводящего диалога, педагог выстраивает логическую цепочку: Родина – война – дети – подвиг – герои – Победа.

Основной этап мероприятия строится в соответствии с избранной темой, связанной с историей Великой Отечественной войны.

На завершающем этапе ставятся оценочные вопросы, ориентированные на определение отношения обучающихся к тем или иным проблемам, выявление собственной позиции учащихся, осознания важнейших тенденций событий Великой Отечественной войны.

Рефлексия должна быть организована так, чтобы стимулировать выход учеников на рост интереса к самостоятельному углублению знаний об истории Великой Отечественной войны и ее героях.

Материально-техническое обеспечение содержания мероприятия:

ноутбук,

проектор,

экран,

беспроводная технология Wi-Fi,

медиаресурс сети Интернет.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


«Дети войны». Видеофильм. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://youtu.be/xm_ywbU0aaU

Война глазами детей: воспоминания жителей города Нелидова и Нелидовского района о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов / [сост. Т. М. Чернышева, В. В. Сучкова]. - Нелидово: Старицкая тип., 2008. - 102 с.: ил., портр.

Второй Концерт С. Рахманинова. Фонограмма. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hotmo.org/get/music/20150904/muzlome_Rakhmaninov_-_Koncert_dlya_fortepiano_s_orkestrom_2_28502820.mp3

День Победы. Фонограмма песни. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zaycev.net/pages/39207/3920780.shtml

Дети военной поры: [Сборник / Составитель Э. Максимова; Вступ. ст. А. Алексина]. - 2-е изд., доп. - М.: Политиздат, 1988. - 319,[1] с.: ил.

Дети войны. Стихи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://stranakids.ru/deti-voiny/3/

Дети-герои: [Сборник] / Сост. И. К. Гончаренко, Н. Б. Махлин; [Вступ. ст. А. Ф. Федорова. - 2-е изд. - Киев: Рад. шк., 1985. - 608 с.: ил., 8 л. цв. ил.

Кассиль, Лев Абрамович. Рассказы о войне: [для среднего школьного возраста] / Лев Кассиль. - Москва: Оникс, 2010. - 157, [2] с.: ил.; 22 см. - (Библиотека российского школьника (БРШ): читаем по школьной программе).

Кассиль, Лев Абрамович. Улица младшего сына [Текст]: Повесть: [Для детей] / Л. А. Кассиль, М. Л. Поляновский. - Симферополь: Крымиздат, 1951. - 504 с., 1 л. портр.: ил., портр.

Книги о Великой Отечественной войне для детей. Буктрейлер. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://youtu.be/N5eDl8iQHws

Минута молчания. Звук метронома. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zvukipro.com/situacii/201-zvuk-metronoma-minuty-molchaniya.html

Мы были вместе - детство и война [Текст]: сборник материалов о детях-свидетелях Великой Отечественной войны, 1941-1945 гг. / авт.-сост. В. А. Лебедев. - Иваново: Наша Родина: Реклама-регион, 2010. - 199 с.: ил., портр.

Священная война. Фонограмма песни.[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://zaycev.net/artist/338973

Солнечный круг. Фонограмма песни. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://z1.fm/song/3225603

Юрий Левитан. Объявление Войны (22.06.1941 г.). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://z1.fm/song/21719718


Приложения

Приложение 1

Пионеры-Герои

Марат Казей – партизан ВОВ, Герой СССР, с 1942 года разведчик партизанского отряда. Марат был разведчиком штаба партизанской бригады им. К. К. Рокоссовского. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске...Ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу» и «За боевые заслуги». Окруженный фашистами, подорвал себя гранатой.

Леня Голиков – Герой СССР, юный партизан-разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады, действовавшего на территории временно оккупированной Новгородской и Псковской областей. Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву. 16-летний партизан пал смертью храбрых в бою.

Валя Котик – Герой СССР, юный участник партизанского движения на Украине в годы Великой Отечественной войны. Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Присмотревшись к мальчику, взрослые доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула. Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его... Награжден посмертно.

Зина Портнова – была членом подпольной молодежной организации «Юные мстители», участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее... Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.

Приложение 2

Отрывки из произведений Л. Кассиля

Л. Кассиль «Держись, капитан!»

Рассказ «Держись, капитан!» - о смелом мальчике четырнадцати лет, Грише Филатове, который лишился ноги из-за немцев, когда того пытали, пилили ногу пилой, чтобы он рассказал им, кто ушел в партизаны. Однако он ничего не сказал. В рассказе описан момент, когда его навестить пришли «четыре форварда из школьной команды «Восход», вместе с которыми еще этим летом Гриша составлял знаменитую пятерку нападения».

«Вместе с мальчиками увязалась и Варя Суханова, не в меру любопытная девчонка, таскавшаяся на все матчи и громче всех хлопавшая, когда выигрывал «Восход»». Именно ей отведена важная роль, так как из-за нее Гриша вернулся в деревню, думая, что она осталась там. Тут его и поймали немцы. И она же, Варя, отплачивает ему добром. Она приносит Грише книгу, в которой было место, обведенное синим карандашом о Лорде Байроне, оставшимся с детства на всю жизнь хромым, тем не менее пользовавшимся в обществе огромным успехом и славой. Он был неутомимым путешественником, бесстрашным наездником, искусным боксером и выдающимся пловцом...».

Л. Кассиль «Отсутствующий»

Рассказ об «отсутствующем» повествует о мальчике, лет тринадцати, смешном, безбровом, с перепуганными глазами, с выгоревшими лохматыми волосами, веснушками на носу и босыми глазами. Неизвестно откуда взявшийся мальчик сам вызвался помочь солдату Красной Армии, сам придумал легенду для немцев на случай, если вдруг его схватят. Он был прирожденный разведчик, знал все об окружающей обстановке, первым услышал приближающихся немцев. И сам, преодолев собственный страх, пошел навстречу немцам и попытался увести их подальше, чтобы солдаты, попавшие в окружение, смогли выбраться... И за это поплатился жизнью. Но зато спас целый отряд солдат и их раненного в ногу разведчика – Николая. И когда через некоторое время Николая представили к награде, он не мог не рассказать историю об этом мальчике, имя которого он не знал, но который, без сомнения, заслужил эту награду больше его, так как не пощадил своей молодой жизни ради нашей воинской победы.

Этот рассказ был одним из первых произведений советской литературы, запечатлевших подвиг юного героя Великой Отечественной войны, который отдал свою жизнь для спасения жизни других людей.

Л. Кассиль «У классной доски»

В рассказе «У классной доски» Костя Рожков не главный герой. Но все же его можно считать героем войны, так как он спас от смерти свою любимую учительницу и одноклассников. Не думая о своей жизни и об опасности, он совершил ПОСТУПОК, добрался до партизан и сообщил о приходе немцев в деревню. Костя совершил ПОДВИГ, повел себя мужественно, смело, взял удар на себя, он попытался обмануть фашистов, скрыв свои намерения. Такими качествами необходимо было обладать не только в бою, но и в тылу.

Л. Кассиль «Федя из подплава»

Главный герой рассказа Льва Кассиля «Федя из подплава» – мальчик по имени Федя. Он жил с родителями на базе флота подводного плавания, или, как говорили моряки, подплава. Когда началась война, Федину семью эвакуировали, но корабль, на котором они плыли, попал под бомбежку. Все родные у Феди погибли, но сам он сумел выжить, и остался жить на базе подводных лодок. Однажды летом на базу совершили налет вражеские бомбардировщики. Один подбили, летчик выпрыгнул с парашютом. Он приземлился в сопках, и тут моряки вспомнили, что туда сегодня отправился Федя за ягодами. Все побежали на сопку спасать мальчика. В небо поднялся наш самолет, и летчик тоже приступил к поискам. Поднявшись на сопку, они увидели надпись «ФЕДЯ», выложенную на большом камне, а за этим камнем прятался сам мальчик. Федя заметил моряков и знаками показал, где прячется враг, который уже несколько раз стрелял в сторону мальчика. Моряки окружил врага, и взяли его в плен. А Федя стал знаменитостью всей базы.

Приложение 3

Слова песни «Солнечный круг»

Автор музыки - Аркадий Островский, текста - Лев Ошанин


Солнечный круг, небо вокруг

Это рисунок мальчишки

Нарисовал он на листке

И подписал в уголке

Пусть всегда будет солнце

Пусть всегда будет небо

Пусть всегда будет мама

Пусть всегда буду я

Милый мой друг, добрый мой друг

Людям так хочется мира

И в тридцать пять сердце опять

Не устаёт повторять

Пусть всегда будет солнце

Пусть всегда будет небо

Пусть всегда будет мама

Пусть всегда буду я

Тише солдат, слышишь солдат

Люди пугаются взрывов

Тысячи глаз в небо глядят

Губы упрямо твердят

Пусть всегда будет солнце

Пусть всегда будет небо

Пусть всегда будет мама

Пусть всегда буду я

Против беды, против войны

Станем за наших мальчишек

Солнце навек, счастье навек

Так повелел человек…

Приложение 4

Презентация «Война прошлась по детским судьбам грозно»…

Приложение 5

Фотоматериалы

t1617121898ae.jpg

В комнате Боевой Славы школьного исторического музеея

t1617121898af.jpg

t1617121898ag.jpg

У стены Памяти «Бессмертный полк»


t1617121898ai.jpg День памяти юных Героев. Школьный музей

t1617121898aj.png

t1617121898ak.png

Экскурсия в комнату Боевой Славы

t1617121898al.png

t1617121898an.jpg Бессмертный полк нашего класса

t1617121898ao.jpg

Встреча с ребёнком войны Верченко А.П.

t1617121898ap.jpg

Знаем, помним, гордимся!

t1617121898aq.jpg

t1617121898ar.jpg

Выставка книг о войне для детей Л. А. Кассиля

t1617121898as.png



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Похожие публикации