12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ливенцова Лидия Алексеевна1467
Россия, Тверская обл., Бежецк

Принято на заседании «Утверждаю»______

Педагогического совета Директор МОУ «Дороховская СОШ»

 

П.Н.Никитин______

Протокол № __ от ______201___г.

«____» _______201___г.


 


 


 


 


 

ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


«Школа грамотея»

Направление: обще-интеллектуальное

Срок реализации: 2 года(3-4 класс)


 


 


 

Автор:

Ливенцова Лидия Алексеевна,

учитель начальных классов

МОУ «Дороховская СОШ «

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса внеурочной деятельности обще-интеллектуального направления «Юный грамотей» разработана в соответствии с ФГОС НОО.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит факультативный курс “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Главной целью данного курса является на занимательном грамматическом материале расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты, открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать русский язык.

Программа соответствует возрастным особенностям младшего школьника. С этой целью в ней предусмотрено увеличение активных форм обучения: игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки.


 


 


 


 


 


 

Актуальность программы заключается в том, что она способствует усвоению русского языка как важнейшего инструмента познавательной деятельности человека, средства познания окружающего мира и развития речевого мышления. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам. В программу органично включены задания, способствующие формированию универсальных учебных действий, в том числе ИКТ-компетентности младших школьников. Планируемые результаты освоения данной программы ранжированы по годам обучения и дифференцированы по уровням (базовый и повышенный).

Цель программы: формирование позитивного, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, воспитание чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, обогащение речи младших школьников.

Задачи программы:

1.. Воспитание любви к великому русскому языку как основе гражданской идентичности.

2. Расширение, углубление и пропедевтика программного материала.

3..Развитие коммуникативных умений, способности к творческой деятельности.

4. Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над совершенствованием своей речи.

5.Формирование ИКТ-компетентности младших школьников.

Основной целью МОУ «Дороховская СОШ» является формирование духовно-нравственной социально-успешной личности, владеющей базовыми и ключевыми компетентностями, навыками самоорганизации и самообразования. В качестве механизма достижения цели используются:

- обеспечение условий реализации индивидуальных возможностей каждого ученика в различных видах социально-значимой деятельности.

- целенаправленное создание ситуации успеха для каждого ученика, реализацию интеллектуального и творческого потенциала учащихся на основе личностно-ориентированного подхода.

Программа «Юный грамотей» соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, реализуемой в МОУ «Дороховская СОШ».

Через реализацию программы «Юный грамотей» осуществляется единство урочной и внеурочной деятельности. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». Во внеурочной деятельности осуществляется дальнейшее образование, углубление и расширение знаний, которые на уроке определены далеко не всегда в полной мере. Реализация данной программы способствует успешности обучения младших школьников курсам «Русский язык» и «Литературное чтение».

Программа реализуется в форме кружка, включена в план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут, т. е. 34 ч. за учебный год.

Программа рассчитана на 2 года. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 3–4-х классов.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

- занимательность;

- научность;

- сознательность и активность;

- наглядность;

- доступность;

- связь теории с практикой;

- индивидуальный подход к учащимся.

 Планируемые результаты.

3-4-й классы

Личностные результаты

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.


 

К концу обучения курса «Школа грамотея» учащиеся должны

уметь вести:

диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно-трудового и межкультурного общения;

диалог-расспрос (запрос информации и ответ на него);

диалог-побуждение к действию.

Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи:

описание;

сообщение, рассказ (представлять себя, свою семью и т.д.);

характеристика (человека, животного и т.д.).

Воспринимать на слух и понимать:

речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке;

небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные на изученном языковом материале.

Уметь:

строить суждения в простой форме;

анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать;

оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

договариваться.


 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС


 

Тема занятий

Количество часов

Дата

Содержание занятий

1.

Путешествие в страну слов.

1

 

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Игра « Найди лишнее слово»

2.

Невероятные превращения слов.

1

 

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

3.

Слова-родственники

1

 

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

4.

Экскурсия в прошлое

1

 

Знакомство со словами- историзмами и архаизмами. Выбор из текста древних слов. Творческая работа. Объяснение устаревших слов.

5.

Повествовательное предложение

1

 

Составление по картинам повествовательных предложений. Работа в программе WordPad

6.

Побудительное предложение

1

 

Нахождение в предложенных текстах побудительных предложений. Работа в программе WordPad

7.

Вопросительное предложение

1

 

Игра «Веселые превращения». Работа в программе WordPad

8.

Практическая работа

1

 

Игра «Умники и умницы»

9.

Встреча с зарубежными друзьями.

1

 

Знакомство с заимствованными словами . Рассказ «Откуда пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть». 

10.

 Синонимы в русском языке 

1

 

Знакомство со словами - синонимами. «Игра в слова». Беседа «Что обозначают слова- синонимы».Нахождение слов-синонимов в тексте.

11.

Слова- антонимы 

1

 

знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Игра «Подбери нужные слова». Работа над подбором слов- антонимов. Рассказ учителя о роли антонимов в русском языке.

12.

Слова- омонимы

1

 

Омонимы в русском языке и их роль. Игра «Докажите».

13.

Фразеологизмы.

   

Игра «Не ошибись». Постановка «живых картин».

14.

Крылатые слова 

1

 

Беседа о значении «крылатых выражений» в русском языке. Подбор «крылатых выражений» в названиях текста. Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла.

15.

В королевстве ошибок

1

 

Игра «Исправь ошибки». Работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно»

16.

Практическая работа

1

 

Когда мы так говорим? Сочинение-миниатюра. Работа в программе WordPad

17-18.

Научный стиль речи.

2

 

Составление доклада к выступлению на конференции. Нахождение в тексте терминов и указание признаков заимствования для каждого термина.

19-20.

Публицистический стиль

2

 

Нахождение в газетах, журналах статьи публицистического стиля, указание признаков публицистического стиля в данной статье.

20-21.

Деловой стиль.

2

 

Группировка текстов по сходству. Нахождение особенностей официально-делового стиля. Редактирование текста. Работа в программе Microsoft Office Word.

22-23.

Деловая игра: верстка газеты

2

 

Просмотр газет. Наблюдение за размещением информации. Защита каждой мини-редакцией своей газеты. Оформление классной стенгазеты.

24-25

Слова приветствия, прощания

2

 

Необходимость быть вежливым в современном обществе Ролевая игра «В кафе и ресторане», «Встреча старых друзей», «В театре»

26.

Как правильно извиниться

1

 

Разыгрывание неловких ситуаций. Работа в программе WordPad

27.

Как правильно преподнести подарок

1

 

Ролевая игра «Ты на дне рождения». Конкурс на лучшее преподнесение подарка.

28-29.

Конкурс поздравительных посланий

2

 

Составление поздравительных посланий на разные праздники. Работа в группах.

30-31

Подготовка к написанию сочинения- описания

2

 

Конкурс на лучшее описание любимого времени года

32-33

Написание сочинения-описания по картине

2

 

Подбор ключевых слов для сочинения по картине. Подбор изобразительно-выразительных средств для описания природы. Составление плана. Написание сочинения.

34

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

1

 

Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

 

Всего

34 часа

   


 


 


 

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 3 КЛАСС


 

Тема занятий

Количество часов

Дата

Содержание занятий

1.

Сокровища родного языка

1

 

Слоговой аукцион «Кто больше?», игра «Грамматическая арифметика». Грамматические загадки. Занятие на тренажере «Клавиатор»

2.

Экскурсия в библиотеку

1

 

Библиотечный урок «Как найти нужную книгу?». Игра «Дежурная буква», «Заблудился», «Кто больше?».

3.

Работа со словарями

1

 

Занятие-беседа о роли словаря. Какие бывают словари?

Практическая работа по использованию различных словарей.

4-5.

Мир существительных

2

 

Беседа о роли имен существительных в речи. Составление текстов. Работа в программе WordPad

Игры «Лишнее слово», «Кто больше?», «Кто скорее?

6-7.

Сказочное прилагательное

2

 

Беседа о роли имен прилагательных в речи. Составление предложений, текстов с использованием прилагательных, близких и противоположных по значению. Работа в программе WordPad

Игры «Кто больше?», «Лишнее слово». Словесное рисование

8-9.

Деятельный глагол

2

 

Беседа о роли глагола в речи. Чтение текстов. Наблюдения за использованием глаголов. Работа в программе WordPad

Игры «Кто больше?», «Кто быстрее?», «Лишнее слово».

10-11.

Урок-обобщение

2

 

Сочинение -синквейны на темы »Имя существительное», «Имя прилагательное», «Глагол»

12-13..

Меня зовут Фонема

2

 

Рассказ-беседа об интересных свойствах фонем. Нахождение в предложениях слов, показывающих эти свойства.

Грамматические сказки о звуках и буквах

14.

Для всех ли фонем есть буквы

   

Рассказ учителя «Как рождаются звуки». Звонкие и глухие «двойняшки». Игра «Строим дом». Твёрдые и мягкие фонемы. Таинственная буква. Буква - подсказчица. Буква – помощница. Буквы – актёры.

15.

 «Ошибкоопасные» места

   

«Зеркальные и незеркальные слова».

16.

Тайны фонемы

1

 

Чередование фонем. Ключ к тайнам фонемы. Заучивание песенки - «запоминалки»

17-18.

 Опасные согласные.

2

 

Звуки – «волшебники» сонорные звуки. Согласные в слабой и сильной позиции. Сомнительный согласный. Игра «Опасные соседи». Тренировочные упражнения

19-20.

На сцене гласные

2

 

Добрый «волшебник» - ударение. Игра «Поставь ударение».

21

Ваши старые знакомые.

1

 

Игры со словами с сочетаниями жи-щи, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн, нщ. Тренировочные упражнения

22-23.

 Правила о непроизносимых согласных.

2

 

Песенки - «напоминайки». Тренировочные упражнения. Нефонемное правило. Игра «Вставь слова». Разбор стихотворения «Про солнце» С.Маршака.

24-25.

Трудные слова

2

 

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением словРабота с Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

26-27.

 Откуда пришли наши имена

2

 

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

28-29

Сочинение «Почемучек»

2

 

Работа в группах. Сочинение-рассуждение по заданным темам.

30-31.

Сочинение-миниатюра в деловом стиле

2

 

Написание сочинения-миниатюры «Автобиография» в деловом стиле. Работа в программе Microsoft Office Word.

32-33.

Сочинение-мозаика на тему «Весна пришла!»

2

 

Написание сочинения-мозаики на тему «Весна пришла!»

34.

Для чего надо изучать русский язык

1

 

Работа в группах. Игра «Что? Где? Когда?»


 

 

Всего

34 часа

   
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.