"Волшебные эксперименты для дошкольников"
«Волшебные эксперименты» для дошколят
Цель мероприятия:
расширение познавательной сферы ребенка-дошкольника;
поддержка его любознательности, активности;
развитие познавательного интереса.
Задачи:
1. Создание условий для знакомства ребенка старшего дошкольного возраста с многообразием мира.
2. Создание условий для расширения возможностей, получения первичного опыта взаимодействия с разными материалами, природными явлениями.
3. Получение первичного практического опыта экспериментирования.
4. Организация условий с целью реализации и поддержки детского любопытства.
5. Организация условий для наблюдения за опытами, проводимых взрослыми, их обсуждение и первого самостоятельного проведения посильных безопасных экспериментов под руководством взрослого.
Сегодня вы познакомитесь с удивительной наукой, которая отвечает на вопросы, почему соль соленая, почему трава зеленая, почему мыло мылится, почему вода пузырится. На все эти вопросы и еще сто тысяч вопросов знает ответы наука химия. Химия – это наука о веществах, их свойствах и превращениях. Мир химии, вмещает в себя не меньше загадок, чем необъятная вселенная. Кажется, что вещества живут своей особенной, таинственной жизнью.
С помощью химии создаются лекарства и витамины, которые вам назначает доктор во время болезни; продукты питания, крема, помады, вазелин, порошки, мыло, шампуни, пасты, синтетические материалы, которые нужны для изготовления обуви и одежды, без всего этого мы не представляем своей повседневной жизни;
А сейчас мы с вами окунемся в мир волшебной химии с помощью красочных, занимательных опытов.
Демонстрационные опыты:
Извержение вулкана. Сделать жерло вулкана. Налить в него немного тёплой воды, побольше моющего средства и растворить 4 столовых ложки соды. Также можно добавить немного оранжевой или красной краски. Налить уксус. Чем больше уксуса вы добавите, тем больше будет извержение вулкана.
Дождик из тучки. Наливаем полстакана воды, делаем «шапку» из пену для бритья и по каплям на пену добавляем красители.
Фенофталеин и щелочь. Образуется малиновое окрашивание, при добавлении кислоты окраска исчезает.
Фараоновы змеи. Насыпаем горкой песок, пропитываем спиртом, насыпаем сверху 2 чайные ложки сахара и 2 чайные ложки соды, поджигаем.
Или насыпаем уротропин, на него порошок глюконата кальция горкой и раскладываем таблетки глюконата кальция по кругу, поджигаем.
Светофор. Для начала в одном стеклянном сосуде растворим 2 г глюкозы в небольшом количестве горячей воды. Приливаем к раствору глюкозы раствор гидроксида натрия около 5 мл. Получили щелочной раствор глюкозы. Отставляем его пока в сторонку. Во втором сосуде растворяем некоторое количество индигокармина. Получается синий раствор. Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха, т.к. жидкость насыщается этим газом при переливании. Постепенно зелёный раствор будет становиться красным, а затем жёлтым. Действительно, как светофор! Если жёлтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зелёным, т.к. жидкость насытит кислород. И так далее, до тех пор пока не надоест.
Или наливаем в стакан немного воды (около 150-200 мл) и растворяем в ней пару кристалликов марганцовки, чтобы получился яркий розовый цвет.
Наливаем в другой стакан щелочь (гидроксид натрия) добавляем к получившемуся раствору чайную ложку сахара и хорошенько размешиваем. Приливаем этот щелочной раствор сахара к раствору марганцовки. И любуемся – окраска начинает меняться. Сначала раствор становится синим (этот этап очень быстрый), потом – зеленым, потом постепенно идет переход в желтый цвет. Полностью изменение окраски происходит, наверное, за минуту. Ну, может, от силы – две. То есть достаточно быстро.
Взаимодействие металлического натрия с водой в присутствии индикатора фенолфталеина. В стеклянный стаканчик или кристаллизатор наливают воду и добавляют несколько капель фенолфталеина. При взаимодействии натрия с водой образуется щелочь, которая окрашивает индикатор в малиновый цвет.
Сульфат меди и гидроксид натрия. Образуется синий осадок, который исчезает при добавлении кислоты.
Лампа. В стакан наливаем обычной воды примерно на треть объема.
Затем добавляем краситель и перемешиваем стеклянной палочкой
Наливаем растительное масло. Удивляемся эффекту того, что масло с водой не смешивается, а остается сверху, ввиду разной плотности веществ. В стакан бросаем любую шипучую таблетку (аспирин-С) или смесь соды с лимонной кислотой. Наблюдаем за реакцией.
Зубная паста для слона. Наливаем в колбу перекись водорода (чем выше процентность, тем лучше), добавляем жидкое мыло, краситель, затем дрожжи разведенные в теплой воде и наблюдаем образование пены.
Шарик надувается сам. Наливаем в бутылку уксус, примерно 1/4 от всего объема. В шарик насыпаем соду, заполнив его на 1/3. Шарик натягиваем на горлышко бутылки, стараемся, чтобы сода не высыпалась сразу же внутрь. Когда шарик будет плотно натянут, наблюдаем, как он быстро надувается. Из-за реакции между уксусом и соды выделяется углекислый газ, который и помогает шарику так быстро и легко раздуться.
Невидимые чернила. Выжимаем сок из лимона. При помощи зубочистки или ватной палочки, а еще лучше перьевой рукой, пишем на бумаге текст. Как только надпись высохнет, прогладим лист утюгом и увидим, как постепенно появляется текст. Утюг можно заменить огоньком от свечи, а сок лимона – молоком.
Оживающие фигурки. Рисуем маркером фигурки на ложке, медленно опускаем в воду и ждем, пока рисунок перейдет в воду.
В конце выступления учитель предлагает задать детям интересующие их вопросы, на которые он отвечает и благодарит за внимание.