Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса «Волшебный мир мозаики»

10
1
Материал опубликован 3 April 2021

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"

"Средняя школа № 82"




Конспект урока по изобразительному искусству на тему:

«Волшебный мир мозаики»

5 класс (10-11 лет)

Автор: Полищук Татьяна Александровна, учитель изобразительного искусства и технологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Средняя школа № 82".





Содержание:

1. Методическая разработка урока.

Схема занятия


ФИО педагога

Полищук Татьяна Александровна

Наименование

образовательного

учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Средняя школа № 82"

Тема урока

Волшебный мир мозаики

Возраст

обучающихся

10-11 лет (5 класс)

Тип урока

Урок открытия нового знания

Форма проведения

Индивидуальная (беседа), групповая (выполнение практического задания)

Цель урока:

Расширить знания обучающихся о мозаике, как виде декоративно-прикладного искусства через творчество М.В. Ломоносова.

Задачи:

Образовательный

аспект




Развивающий аспект




Воспитательный аспект



- расширить знания о трудах М.В. Ломоносова;

- закрепить знания об искусстве мозаики;

- расширить знания о способах выполнения мозаики.

- развивать связную речь через беседу;

- развивать логическое мышление, память;

- развивать творческие способности обучающихся;

- развивать эмоциональное восприятие через наглядные материалы;


- воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении практической работы;

- воспитывать любовь к произведениям изобразительного искусства;

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию.



Формирование УУД

Познавательные

УУД




Коммуникативные

УУД




Регулятивные УУД



Личностные УУД

Расширять знания детей:

- о трудах М.В. Ломоносова и его вклада в изобразительное искусство;

- о мозаике как виде декоративно-прикладного искусства;

- о способах выполнения мозаики из разных материалов.

- Делать выводы в результате выполненной работы;

- осознанное построение речевого высказывания.

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, самоконтроль;

- умение планировать и организовывать самостоятельную творческую деятельность в группе;

- Оценивать результаты своей деятельности;

-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

- Формировать чувство прекрасного на основе произведений изобразительного искусства.

Ожидаемые

результаты

-раскрытие творческой индивидуальности;

-реализация потребностей обучающихся в расширении познаний о трудах М.В. Ломоносова;

- выполнение мозаики из цветной бумаги;

- дальнейшее участие обучающихся в ежегодном школьном конкурсе мозаичных полотен.

Материально-

техническое оснащение

Проектор, наглядный материал, плотная бумага формат А4, цветная бумага, клей ПВА, кисть для клея, клеенка, спецодежда (фартук и нарукавники).

Виды деятельности

Коммуникативная, продуктивная, художественная, творческая

Этапы работы

I. Предшествующая работа.

Отбор информации о М.В. Ломоносове, подготовка выступлений обучающимися, создание контурных эскизов для мозаики.

II. Урок.

Источники

(используемая

литература)


1. Красивая мозаика - Schöne Mosaike : идеи для дома / [пер. с нем. Степанова А. Н.] Москва : Мир книги, 2008;

2. Андерлен-Дебюиссон М. Мозаика / М. Андерлен-Дебюиссон ; [пер. с фр. А. Кабалкина]. — М. : РОСМЭН, 2008. — 32 с. : цв.ил. — (Ребята-мастерята).

3. Горяева Н.А., Островская О.В./Под ред. Неменского Б.М./Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М.:Просвещение 2015. ФГОС. 

Продолжительность

40-45 минут


ХОД УРОКА

I. Организация урока

Приветствие.

Проверка готовности обучающихся к уроку. (Стол застелен клеенкой, материалы лежат на краю стола, одета спецодежда)


II. Сообщение темы урока и актуализация знаний

Учитель: «Тема нашего урока «Волшебный мир мозаики».

Учитель: «Ребята, на уроках изобразительного искусства вы познакомились с различными видами декоративно-прикладного искусства. Посмотрите и назовите их». (Слайд 1)

t1617446514aa.png


Ученики называют виды ДПИ: «Хохломская роспись, Городецкая роспись, Гжель, гобелен, батик, витраж, мозаика».

Учитель: «Сегодня наше внимание согласно теме урока будет направлено на мозаику. Вспомните, когда и где появилась мозаика?»

Обучающиеся: «Мозаика появилась несколько тысячелетий назад в Древнем Риме, Китае и Византии».

Учитель: «Из каких материалов выполняли древнюю мозаику?»

Обучающиеся: «Из глины, гальки, камня, керамики и смальты»

Учитель: «Что такое смальта?»

Обучающиеся: «Смальта – это кусочки непрозрачного стекла правильной или неправильной геометрической формы».


III. Постановка цели и задач урока.

Создание проблемной ситуации.

Учитель показывает детям изображение мозаики и портрет Михаила Васильевича Ломоносова и задаёт вопрос: «Что общего у этих двух изображений?» (Слайд 2)


t1617446514ab.png


Ученики выслушивают ответы одноклассников, строят предположения, анализируют их, принимают активное участие в беседе. Обучающиеся на данном этапе испытывают трудности при формулировке ответа на поставленный вопрос.

Учитель спрашивает детей: «Какой вопрос возник у вас при ответе?»

Обучающиеся отвечают: «Как Михаил Васильевич Ломоносов связан с мозаикой и что между ними общего?».

Учитель с помощью наводящих вопросов помогает обучающимся сформулировать цель урока.

Обучающиеся сообщают цель урока: «Узнать каким образом имя М.В. Ломоносова связано с искусством мозаики».

Учитель: Какие задачи вы перед собой поставите, чтобы достичь этой цели?

Обучающиеся:

- познакомиться с достижениями М.В. Ломоносова в области изобразительного искусства;

- узнать из каких материалов можно выполнить современную мозаику;

- выполнить практическую работу.

Изучение нового материала.

Учитель: «В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства только в 10 в., и широкого распространения не получило из-за недостатка материалов. В Древней Руси знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы X-XI вв. в Киеве, Чернигове, во Владимиро-Суздальском княжестве славились своими мозаичными картинами из цветной смальты. Позднее это искусство пришло в упадок и способы изготовления цветного стекла были утрачены. А зарубежные мастера хранили секреты мозаичного стекла в тайне. А о том, как связан с мозаикой Михаил Васильевич Ломоносов нам расскажет ваш одноклассник (одноклассница)».

Обучающийся 1: «Михаил Васильевич Ломоносов, помимо множества своих научных трудов, внес неоценимый вклад в развитие русской мозаики, а именно - возродил технику смальтовой мозаики на Руси. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. В своей химической лаборатории он сам проделал тысячи опытов, пока не добился получения цветного стекла. Сам Михаил Васильевич изначально не владел техниками декоративно-прикладного искусства, но его упорство и тяга к идеальному изображению дали свои плоды. Под его руководством набирались станковые портреты и батальные композиции.


(Слайд 3)

t1617446514ac.png


Обучающийся 2: «Самая большая его мозаичная картина «Полтавская битва», созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге. (Слайд 4)


t1617446514ad.png

Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее». (Слайд 5)

t1617446514ae.png


Благодаря труду Михаила Васильевича Ломоносова, который создал уникальную рецептуру смальты, сегодня мы можем видеть уникальные мозаичные полотна, которые являются культурным наследием нашей страны».

Учитель: «Вы ранее перечислили материалы, которые использовались для создания мозаики. Все эти материалы требуют технологической подготовки, а некоторые их них еще и дорогостоящие. Подумайте, а в современное время из чего можно выполнять мозаику?»

Обучающиеся: «Для создания мозаики можно использовать дерево, пластик, обычное стекло, ракушки, ткань, бумагу, картон»

Учитель: «Правильно, можно использовать все то, что находиться у нас под рукой! Сегодня вы принесли цветную бумагу, соответственно, ее и будем использовать в практической работе. Самые простые техники бумажной мозаики – это резаная и рваная». (Слайд 6)

t1617446514af.png


Физкультминутка. (Слайд 7)


t1617446514ag.png


IV. Практическая работа.

Учитель: «Сегодня вы работаете в парах и выполняете мозаику из цветной бумаги. Но прежде договоритесь о том, в какой технике будет выполнена ваша мозаика. Кто-то один может резать или рвать бумагу на кусочки, а другой приклеивать на белую бумагу. Чтобы было интереснее работать, меняйтесь своим видом деятельности».

Далее учитель с детьми повторяет правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.

Обучающиеся выполняют практическую работу.

В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы.


V. Итог урока. Рефлексия.

Рефлексия.

Учитель: «Ребята, давайте вместе подведём итоги урока. Расскажите, что нового вы узнали на уроке? Какие проблемы вам пришлось решать? Оцените свою работу на уроке: что получилось у вас хорошо, а с чем вам надо еще поработать?» (Ответы обучающихся)

Выставка работ. (Слайд 8)

t1617446514ah.png

Учитель: «Посмотрите на ваши работы: у каждой группы получилась неповторимая мозаика. Вы все хорошо поработали, поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.


VI. Информация о домашнем задании.

В альбоме нарисовать цветок и вместе с фоном оформить его в любой технике бумажной мозаики.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Хорошо подобран материал, спасибо!

3 April 2021