Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса «Волшебный мир мозаики»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск"
"Средняя школа № 82"
Конспект урока по изобразительному искусству на тему:
«Волшебный мир мозаики»
5 класс (10-11 лет)
Автор: Полищук Татьяна Александровна, учитель изобразительного искусства и технологии муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения муниципального образования "Город Архангельск" "Средняя школа № 82".
Содержание:
1. Методическая разработка урока.
Схема занятия
ФИО педагога | Полищук Татьяна Александровна |
Наименование образовательного учреждения | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение муниципального образования "Город Архангельск" "Средняя школа № 82" |
Тема урока | Волшебный мир мозаики |
Возраст обучающихся | 10-11 лет (5 класс) |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Форма проведения | Индивидуальная (беседа), групповая (выполнение практического задания) |
Цель урока: | Расширить знания обучающихся о мозаике, как виде декоративно-прикладного искусства через творчество М.В. Ломоносова. |
Задачи: Образовательный аспект Развивающий аспект Воспитательный аспект | - расширить знания о трудах М.В. Ломоносова; - закрепить знания об искусстве мозаики; - расширить знания о способах выполнения мозаики. |
- развивать связную речь через беседу; - развивать логическое мышление, память; - развивать творческие способности обучающихся; - развивать эмоциональное восприятие через наглядные материалы; | |
- воспитывать трудолюбие и аккуратность при выполнении практической работы; - воспитывать любовь к произведениям изобразительного искусства; - воспитывать любовь к родному краю, уважение к его культурному наследию. | |
Формирование УУД Познавательные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД | Расширять знания детей: - о трудах М.В. Ломоносова и его вклада в изобразительное искусство; - о мозаике как виде декоративно-прикладного искусства; - о способах выполнения мозаики из разных материалов. |
- Делать выводы в результате выполненной работы; - осознанное построение речевого высказывания. - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу, самоконтроль; - умение планировать и организовывать самостоятельную творческую деятельность в группе; | |
- Оценивать результаты своей деятельности; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; | |
- Формировать чувство прекрасного на основе произведений изобразительного искусства. | |
Ожидаемые результаты | -раскрытие творческой индивидуальности; -реализация потребностей обучающихся в расширении познаний о трудах М.В. Ломоносова; - выполнение мозаики из цветной бумаги; - дальнейшее участие обучающихся в ежегодном школьном конкурсе мозаичных полотен. |
Материально- техническое оснащение | Проектор, наглядный материал, плотная бумага формат А4, цветная бумага, клей ПВА, кисть для клея, клеенка, спецодежда (фартук и нарукавники). |
Виды деятельности | Коммуникативная, продуктивная, художественная, творческая |
Этапы работы | I. Предшествующая работа. Отбор информации о М.В. Ломоносове, подготовка выступлений обучающимися, создание контурных эскизов для мозаики. II. Урок. |
Источники (используемая литература) | 1. Красивая мозаика - Schöne Mosaike : идеи для дома / [пер. с нем. Степанова А. Н.] Москва : Мир книги, 2008; 2. Андерлен-Дебюиссон М. Мозаика / М. Андерлен-Дебюиссон ; [пер. с фр. А. Кабалкина]. — М. : РОСМЭН, 2008. — 32 с. : цв.ил. — (Ребята-мастерята). 3. Горяева Н.А., Островская О.В./Под ред. Неменского Б.М./Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. М.:Просвещение 2015. ФГОС. |
Продолжительность | 40-45 минут |
ХОД УРОКА
I. Организация урока
Приветствие.
Проверка готовности обучающихся к уроку. (Стол застелен клеенкой, материалы лежат на краю стола, одета спецодежда)
II. Сообщение темы урока и актуализация знаний
Учитель: «Тема нашего урока «Волшебный мир мозаики».
Учитель: «Ребята, на уроках изобразительного искусства вы познакомились с различными видами декоративно-прикладного искусства. Посмотрите и назовите их». (Слайд 1)
Ученики называют виды ДПИ: «Хохломская роспись, Городецкая роспись, Гжель, гобелен, батик, витраж, мозаика».
Учитель: «Сегодня наше внимание согласно теме урока будет направлено на мозаику. Вспомните, когда и где появилась мозаика?»
Обучающиеся: «Мозаика появилась несколько тысячелетий назад в Древнем Риме, Китае и Византии».
Учитель: «Из каких материалов выполняли древнюю мозаику?»
Обучающиеся: «Из глины, гальки, камня, керамики и смальты»
Учитель: «Что такое смальта?»
Обучающиеся: «Смальта – это кусочки непрозрачного стекла правильной или неправильной геометрической формы».
III. Постановка цели и задач урока.
Создание проблемной ситуации.
Учитель показывает детям изображение мозаики и портрет Михаила Васильевича Ломоносова и задаёт вопрос: «Что общего у этих двух изображений?» (Слайд 2)
Ученики выслушивают ответы одноклассников, строят предположения, анализируют их, принимают активное участие в беседе. Обучающиеся на данном этапе испытывают трудности при формулировке ответа на поставленный вопрос.
Учитель спрашивает детей: «Какой вопрос возник у вас при ответе?»
Обучающиеся отвечают: «Как Михаил Васильевич Ломоносов связан с мозаикой и что между ними общего?».
Учитель с помощью наводящих вопросов помогает обучающимся сформулировать цель урока.
Обучающиеся сообщают цель урока: «Узнать каким образом имя М.В. Ломоносова связано с искусством мозаики».
Учитель: Какие задачи вы перед собой поставите, чтобы достичь этой цели?
Обучающиеся:
- познакомиться с достижениями М.В. Ломоносова в области изобразительного искусства;
- узнать из каких материалов можно выполнить современную мозаику;
- выполнить практическую работу.
Изучение нового материала.
Учитель: «В России искусство мозаики появилось с принятием Христианства только в 10 в., и широкого распространения не получило из-за недостатка материалов. В Древней Руси знали и умели делать цветное стекло. Многие соборы X-XI вв. в Киеве, Чернигове, во Владимиро-Суздальском княжестве славились своими мозаичными картинами из цветной смальты. Позднее это искусство пришло в упадок и способы изготовления цветного стекла были утрачены. А зарубежные мастера хранили секреты мозаичного стекла в тайне. А о том, как связан с мозаикой Михаил Васильевич Ломоносов нам расскажет ваш одноклассник (одноклассница)».
Обучающийся 1: «Михаил Васильевич Ломоносов, помимо множества своих научных трудов, внес неоценимый вклад в развитие русской мозаики, а именно - возродил технику смальтовой мозаики на Руси. Его мозаичная палитра включала 112 тонов и 1000 оттенков. В своей химической лаборатории он сам проделал тысячи опытов, пока не добился получения цветного стекла. Сам Михаил Васильевич изначально не владел техниками декоративно-прикладного искусства, но его упорство и тяга к идеальному изображению дали свои плоды. Под его руководством набирались станковые портреты и батальные композиции.
(Слайд 3)
Обучающийся 2: «Самая большая его мозаичная картина «Полтавская битва», созданная при помощи учеников, находится в Академии наук в Санкт-Петербурге. (Слайд 4)
Из 40 мозаик, выполненных лично Ломоносовым, сохранилось 23. Они хранятся в Русском музее, Эрмитаже и Московском историческом музее». (Слайд 5)
Благодаря труду Михаила Васильевича Ломоносова, который создал уникальную рецептуру смальты, сегодня мы можем видеть уникальные мозаичные полотна, которые являются культурным наследием нашей страны».
Учитель: «Вы ранее перечислили материалы, которые использовались для создания мозаики. Все эти материалы требуют технологической подготовки, а некоторые их них еще и дорогостоящие. Подумайте, а в современное время из чего можно выполнять мозаику?»
Обучающиеся: «Для создания мозаики можно использовать дерево, пластик, обычное стекло, ракушки, ткань, бумагу, картон»
Учитель: «Правильно, можно использовать все то, что находиться у нас под рукой! Сегодня вы принесли цветную бумагу, соответственно, ее и будем использовать в практической работе. Самые простые техники бумажной мозаики – это резаная и рваная». (Слайд 6)
Физкультминутка. (Слайд 7)
IV. Практическая работа.
Учитель: «Сегодня вы работаете в парах и выполняете мозаику из цветной бумаги. Но прежде договоритесь о том, в какой технике будет выполнена ваша мозаика. Кто-то один может резать или рвать бумагу на кусочки, а другой приклеивать на белую бумагу. Чтобы было интереснее работать, меняйтесь своим видом деятельности».
Далее учитель с детьми повторяет правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.
Обучающиеся выполняют практическую работу.
В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приемов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объем и качество выполненной работы.
V. Итог урока. Рефлексия.
Рефлексия.
Учитель: «Ребята, давайте вместе подведём итоги урока. Расскажите, что нового вы узнали на уроке? Какие проблемы вам пришлось решать? Оцените свою работу на уроке: что получилось у вас хорошо, а с чем вам надо еще поработать?» (Ответы обучающихся)
Выставка работ. (Слайд 8)
Учитель: «Посмотрите на ваши работы: у каждой группы получилась неповторимая мозаика. Вы все хорошо поработали, поэтому результаты вашей работы получились впечатляющими и заслуживают положительной оценки.
VI. Информация о домашнем задании.
В альбоме нарисовать цветок и вместе с фоном оформить его в любой технике бумажной мозаики.
Потамошнева Наталья Алексеевна