12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Молькова Наталия1678
Место работы МОУ Бурмакинская СОШ №2 ( группы детского сада) работаю с дошкольниками учителем - логопедом и воспитателем . Стаж работы почти 20 лет воспитателем и 10 лет учителем- логопедом. Закончила Ярославский государственный педагогический университет
Россия, Ярославская обл., Ярославская область Некрасовский район с. Бурмакино

Игровая деятельность экологической направленности

по сказке «Волшебное превращение»

Цель: воспитание экологической культуры дошкольников

Образовательные задачи:

-закреплять ранее приобретенные знания детей о деревьях, насекомых, птицах;

- уточнять представление о гусеницах, их способе жизни;

- формировать интерес к наблюдению;

- обогащать и активизировать словарь детей;

- расширять коммуникативный, социальный опыт дошкольников.

Развивающие задачи:

- развивать мышление, речь, память и внимание при выполнении заданий;

- развивать интерес, любознательность и познавательную мотивацию детей;

- развивать двигательную активность;

- развивать устойчивый интерес к природе, продуманному и бережному отношению к объектам природы.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать любовь к природе;

- воспитывать в детях эмоциональную отзывчивость, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира (на примере превращения гусеницы в бабочку);

- воспитывать уважительное отношение друг к другу в процессе совместной деятельности.

Материал и оборудование: мяч, листья деревьев, карточки «птицы»; наборы для рисования на всех детей (листы А4, карандаши, мелки); фонограмма: «легкая музыка»

Подготовительная работа: чтения произведений о природе и их обитателях (птицы, насекомые), беседы о деревьях, о правилах поведения в природе; наблюдения в природе; разучивание пальчиковой гимнастики.


Игровая деятельность экологической направленности по авторской сказке «Волшебное превращение»

(деятельность лучше проводить на участке детского сада, дети садятся на лавочки или вокруг стола)

Ход деятельности

Рассказ педагога:

В одном детском саду было много разных деревьев (показать на деревья на участке). Одни были большие, мудрые и старые, другие маленькие, тоненькие, молодые и наивные. Как-то раз молодая березка обнаружила на своем листочке маленькую гусеницу, она сидела, но не просто сидела, она его кушала. Березка возмутилась, зашелестела своими веточками:

- Как это так, она ест мой листочек!

Огромный клен, который стоял рядом ответил:

- Не переживай, скоро это закончится, и через некоторое время ты ее не узнаешь.

- Что же с ней будет, с этой маленькой гусеницей?

- Наберись терпения, скоро узнаешь, - ответил клен.

Молодые сосенка и елочка, которые росли неподалеку, вмешались в разговор:

- А меня никто, никогда не ел, мои острые и грубые листочки никому не по зубам. Еще они горчат, поэтому никому не нравятся.

- И меня, и меня никто не ест, - добавила елочка.

- А нам, липам, тоже приходится терпеть этих гусениц.

- И нам, и нам – закричали яблоня и рябина.

А гусеница все жила, радовалась и ела. Она ни о чем не думала, главная ее цель была - набраться сил.

«Деревья»

Ребята, а теперь задание, вспомните пожалуйста, названия деревьев, которые были на участке детского сада.

Дети вспоминают названия деревьев

Дети: яблоня, рябина, береза, клен, сосна, ель

Педагог: вы готовы поиграть в игру о деревьях?

Игровое задание «Скажи наоборот»

( дети отвечают)

«Отвечайте наоборот:

Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели ....                      

У клена ствол толстый, а у березы ....

У клена листья большие, а у березы ....              

У березы ствол светлый, а у клена....

У яблони плоды сладкие, а у рябины…»

А теперь, ребята, немного погуляем по участку возле наших деревьев и поищем листья, а что дальше произойдет с нашей гусеницей, мы узнаем чуть-чуть позже.

( игры можно использовать на выбор педагога и детей)

Дидактические подвижные игры

«Найди листок, какой покажу»

Ход игры:

Во время прогулки педагог показывает детям, какой-либо лист и предлагает найти такой же. Отобранные листья сравнивают по форме, отмечают, чем они похожи и чем отличаются. Педагог оставляет каждому по листу с разных деревьев. Затем он поднимает, например, кленовый листок и говорит: «Подул ветер. Полетели вот такие вот листочки. Покажите, как они полетели». Дети в руках у которых листья клена, кружатся, «летают». (игра повторяется с разными листьями, чтобы все дети были задействованы)


«Найди листок»

Ход игры:

Педагог просит детей внимательно рассмотреть листья на невысоком дереве. «А теперь попробуйте найти такие же на земле, - говорит педагогу - Раз, два, три – ищи! Кто нашел быстрее ко мне». Дети с листьями бегут к педагогу.


«Такой листок, лети ко мне!»

Ход игры:

Педагог поднимает, например, лист рябины и говорит: «У кого такой же листок – ко мне!». Дети рассматривают полученные заранее листья от педагога, у кого в руках такие же бегут к нему. Если ребенок ошибся, воспитатель дает ему свой лист для сравнения.


«Кто быстрее найдет березу, ель, клен»

Ход игры:

Педагог называет хорошо знакомое детям дерево, имеющее яркие отличительные признаки, и просит найти его, например: «Кто быстрее найдет березу? Раз, два, три – к березе беги!». Дети должны найти дерево и подбежать к любой березе, растущей на участке, где проводится игра.


Рассказ педагога:

Шло время. Как-то на прогулке дети играли в мяч, и кто-то сильно подбросил мяч вверх, так, что он попал прямо на ветки молодой березки, той самой на которой сидела гусеница… бах! И она упала вниз. Саша взял аккуратно гусеницу на пальчик и понес показывать ребятам.

- Ребята, посмотрите, кого я нашел - это гусеница. Смотрите, какая она большая, я таких никогда раньше не видел, обычно они бывают маленькими.

Ребята стали с интересом ее рассматривать. Кто-то предложил ее закинуть далеко за забор, кто-то показать воспитателю, а кто-то положить на листочек дерева. Маша даже придумала ей имя:

- Посмотрите, какая она зеленая, толстая и состоит как будто бы из бусинок. Давайте, посчитаем из скольких бусинок, она состоит.

Маша насчитала семь бусин, и ребята единогласно назвали гусеницу –Бусеницей.

Педагог:

Ребята, а каких насекомых, вы еще знаете кроме гусениц? Давайте поиграем в игру и вспомним их названия.

«Насекомые»

Игровое задание «Мяч кидай, названия насекомых называй»

Описание игры: дети встают в круг, кидают мяч по кругу, ребенок, который не назвал насекомое в данной цепочке, выбывает из игры, игра продолжается до тех пор, пока дети не назовут всех известных им насекомых (педагог помогает детям наводящими вопросами или подсказками).

Рассказ педагога:

А теперь, ребята, рассаживайтесь и слушайте сказку дальше.

Ребята решили показать свою новую знакомую воспитателю и, конечно же, поинтересоваться, откуда она взялась и почему она сидит на дереве? Людмила Николаевна посмотрела на гусеницу и стала рассказывать:

- Это - гусеница, она появляется из яиц бабочек, которые предварительно их откладывают на листья деревьев, растений. Большинство гусениц питаются листьями, цветками и плодами растений. Есть вредоносные виды этих насекомых, которые поедают огородные культуры, но в свою очередь ими питаются птицы, что очень необходимо для их жизни, не было бы вредных гусениц, нечем было бы питаться птицам. Но есть и гусеницы-хищники, уничтожающие тлей, личинок садовых муравьев, оказывая этим неоценимую помощь человеку. Гусеницы чаще всего имеют зеленый цвет, так они маскируются, чтобы не быть съеденной птицей.

Закончив свой рассказ, она загадочно сказала, что через некоторое время вы не узнаете свою Бусеницу, ребята так и не поняли, что она имела ввиду. Но были очень заинтригованы, и все вместе решили посадить ее повыше на листочек любого дерева. Так и сделали.

- Ну, если Людмила Николаевна сказала, значит, будет какой-то сюрприз, - заключил Андрюшка, и все пошли по своим делам.

Но мы совсем вам не рассказали, что же творилось в душе нашей знакомой гусеницы. Конечно же она была очень испугана и расстроена и даже попрощалась со своей гусеничной жизнью.

- Сейчас закинут через забор, а там меня затопчут или воробей склюет, так и погибну, ничего не узнаю и не увижу. Так грустила гусеница, пока ребята решали, что с ней делать.

Педагог: ребята, давайте с вами прервемся и вспомним, каких птиц мы чаще всего видим на нашем участке, какие птицы кроме воробьев, могли бы склевать нашу гусеницу? Ведь гусеницы - это излюбленное лакомство птиц.

«Птицы»

Игровое задание «Мяч кидай, названия птиц называй»

Игра проводится так же, как и игровое задание «Мяч кидай, названия насекомых называй»

Игровое задание «Цепочка»

(дети также в кругу)

Педагог: посмотрите, у меня картинки с изображением птиц.

Передавая картину, сначала педагог, а затем каждый ребенок по цепочке называет по одному признаку (отличительные черты внешнего вида, повадки, пользу, вред, среду обитания и т.д.) птицы, так, чтобы не повторяться. Например: «воробей; коричневый; маленький; живет у жилищ человека; питается зерном, семечками, червяками; чирикает» и т.д.

А теперь, ребята, рассаживайтесь и слушайте сказку дальше.

Наконец, гусеница очутилась высоко на ветке березы, той самой с которой она упала (ребята ее туда аккуратно посадили). А березка даже успела по ней соскучиться.

- Где же ты была, как тебя угораздило упасть? В следующий раз будь осмотрительней - строго сказала березка и зашелестела своими веточками.

Прошло еще время. Ребята занимались своими делами, деревья шелестели своими большими ветками, и все забыли про гусеницу, которая сидела и набиралась сил. И вот, наконец, наступил день, когда из гусеницы стала выходить тоненькая прозрачно-серебристая, нежная ниточка, ее становилось все больше и больше, она вытягивалась и вытягивалась. Бусеница стала закручиваться в нить, как в кокон, медленно и спокойно, чтобы завернуться полностью и ничего не оставить. Наконец, дело было сделано, и наша гусеничка превратилась в аккуратный шелковый кокон. Ей стало тепло, уютно, тихо и сразу захотелось выспаться, ведь она трудилась, когда кушала листики, трудилась, когда заворачивалась в кокон, теперь пора отдохнуть.

Прошло время…

- Сегодня такой замечательный день, ребята! Посмотрите, ярко светит солнышко, цветут цветы, жужжат шмели и пчелы, а вот, дети, посмотрите, какая красивая чудесная бабочка порхает вокруг нас! - сказала воспитательница, когда все вышли на прогулку.

Дети восхищенно смотрели на бабочку, которую раньше не видели на участке. Она нежно порхала над цветами, наслаждаясь ароматом и всем вокруг. Бабочка была прекрасна. Большие расписные крылья переливались всеми цветами и восхищали причудливым узором.

- А вы знаете, кто это? - спросила воспитатель.

- Бабочка, - закричали дети.

- И не только. Это - ваша знакомая гусеница Бусеница! – сказала Людмила Николаевна и засмеялась, - вот вам и чудо, вот вам и сюрприз!

- Вот так волшебное превращение! – крикнула Маша.

Ребята были поражены и восхищены чудесным перевоплощением гусеницы, но были и те, кто засомневался. Андрейка решил проверить так ли это.

- Может быть, гусеница так и сидит там на ветке и ест свои листочки – рассуждал Андрюшка.

Он подставил ящик к березе и заглянул туда, куда сажали Бусеницу. На листочке лежал только маленький кокон, наряд гусеницы, который ей уже был совсем не нужен.

А бабочка красавица летала над цветами, деревьями и думала: «Как прекрасен этот мир!» Улетела наша Бусеница в далекие сказочные края, и только деревья шелестели своими ветками вслед:

- Счастливого пути, бабочка!

Продуктивная деятельность

«Нарисуй и расскажи о своей бабочке или другом насекомом»

Если на участке нет столов для продуктивной деятельности детей, данный вид деятельности можно организовать на веранде (рисование мелками на асфальте) или продолжить в группе, в том числе и беседу о сказке.

Педагог:

Сейчас, я вам предлагаю нарисовать то, о чем вы услышали в сказке. Может быть, у вас красиво получается рисовать деревья, а может быть вы хотите нарисовать бабочку, которая улетела в далекие края или другое насекомое, которое вам встретилось на участке детского сада.

Звучит красивая музыка. Дети рисуют.

Физкультминутка «Бабочка»

«Утром бабочка проснулась (тянемся вверх) 
Потянулась, улыбнулась (улыбаемся)

Раз — водой она умылась,(« умываемся») 
Два — изящно покружилась, ( кружимся)
Три — нагнулась и присела, (нагнулись, присели)
На четыре — улетела. (машем руками, как крылышками)

Описание насекомых, деревьев проходит по схеме Н.Э Теремковой (см. приложение 1)

Дети рассказывают о своем рисунке.

(Работы детей представлены в приложении 3)

Педагог:

Молодцы, ребята. Замечательные получились у вас рисунки!

В конце прогулки проходит беседа по сказке

Рефлексия

Вопросы по сказке

Кто обнаружил на своих ветках гусеницу, что она делала?

Кто первый заговорил с березой? Сколько деревьев беседовали между собой и какие?

Почему гусеницы не едят хвойные деревья?

Что произошло с гусеницей?

Что решили дети сделать с гусеницей?

Как дети назвали гусеницу? И кто из детей придумал ее так назвать? Почему?

Правильно они поступили?

Как береза отреагировала на возвращение гусеницы?

Что дальше произошло с гусеницей?

Когда дети вышли очередной раз на прогулку, что увидела воспитатель и показала детям?

О каком сюрпризе говорила воспитатель раньше, когда дети ей показали гусеницу?

Кто из ребят не поверил в преображение гусеницы? Что он сделал?

Ребята, вам понравилась сказка?

Можно ли причинять вред насекомым, которых вы встречаете?

Каких еще насекомых вы знаете и видели на участке детского сада?



































Список используемой литературы

Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.

Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями: пособие для воспитателей детского сада.- М.:Просвещение,1981.- 80с.

Молькова Н.В.Весенние путешествие: занятие / Н. В. Молькова  // журнал Ребенок в детском саду . – 2017 . – № 3 . – С. 12-14.

Молькова Н.В.Проект "Нет листвы осенней краше" / Н.В. Молькова, Н.Н. Бутылина // Ребенок в детском саду. – 2020. – № 9. – С. 56-61.

https://logopeddoma.ru/news/tema_derevja/2013-08-17-324  

(Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР. Альбом 1 / Н.Э. Теремкова. -М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2007) 

Физкультминутка https://mama7ya.ru/





















Приложение 1



t1664203031aa.jpg















Приложение 2



Схема развития бабочки



t1664203031ab.jpg













Приложение 3

Вот такие вот у нас получились творческие работы

t1664203031ac.jpg

t1664203031ad.jpg



t1664203031ae.jpg











t1664203031af.jpg







Гусеница - Бусеница

t1664203031ag.jpg

А здесь живут гусеницы?

t1664203031ah.jpg

18


Опубликовано в группе «Экологическое воспитание дошкольников ( планы, мероприятия, предметно- развивающая среда)»


Комментарии (2)

Потамошнева Наталья Алексеевна, 26.09.22 в 22:45 0Ответить Пожаловаться
Отличные рисунки на асфальте!
Молькова Наталия, 28.09.22 в 15:03 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, дети мои старались
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.