Воспитание без огорчений. правила, которые помогают наладить в семье бесконфликтную дисциплину
ВОСПИТАНИЕ БЕЗ ОГОРЧЕНИЙ
(правила, которые помогают наладить в семье
бесконфликтную дисциплину)
1. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть в жизни каждого ребёнка.
2. Правил (ограничений, требований, запретов) не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими.
Найти золотую середину поможет образ четырёх цветовых зон поведения ребёнка: зелёной, жёлтой, оранжевой и красной.
Зелёная зона. Поместим всё то, что разрешается делать ребёнку по его собственному усмотрению и желанию.
Жёлтая зона. Ребёнку разрешается действовать по собственному выбору, но в пределах определенных границ.
Эта зона очень важна, т.к. именно здесь ребёнок приучается к внутренней дисциплине. Родители на первых порах помогают ребёнку сдерживать непосредственные импульсы, быть осмотрительным и учиться контролировать себя как раз с помощью норм и правил, которые установлены в семье. Постепенно, привыкая к этим правилам, ребёнок следует им без особого напряжения.
Оранжевая зона. Здесь находятся такие действия ребёнка, которые в общем нами не приветствуются, но ввиду особых обстоятельств сейчас нами допускаются.
Красная зона. Действия, находящиеся в этой зоне, неприемлемы ни при каких обстоятельствах.
3. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы взрослыми между собой.
Даже если один родитель не согласен с требованием другого, лучше в эту минуту помолчать, а потом, уже без ребёнка обсудить разногласия и прийти к общему мнению.
4. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть прочными.
Не менее важна и последовательность в соблюдении правил. Если ваш ребёнок ложился два дня подряд в 10 часов вечера вместо 9-ти, то на третий день вам будет трудно уложить его вовремя, он резонно возразит, что вчера и позавчера вы ему «разрешили».
Стоит помнить, что дети постоянно испытывают наши требования «на прочность» и принимают, как правило, только то, что не поддаётся расшатыванию. В противном же случае приучаются настаивать, ныть, вымогать.
(по материалам Ю.Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»)