Современные педагогические технологии, которые помогают повысить качество образования
СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ»
ПОДГОТОВИЛА:
Трапезникова Светлана Ивановна
Воспитатель
Г. Челябинск
Дети святы и чисты… Сами мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...
Антон Павлович Чехов
В настоящее время общество претерпевает кардинальные изменения, поэтому современное образование также требует глубокого пересмотрения. В связи с этим фактом дошкольные учреждения должны внедрить в свою работу современные технологии, которые позволяли бы воспитанникам успешно социализироваться в будущем.
Так, педагогические коллективы ДОУ, все более интенсивно внедряют в свою работу инновационные технологии, позволяющие открывать новые возможности для развития детей. Поэтому основной задачей педагогов дошкольного учреждения становится оптимальный выбор методов и форм организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности ребенка.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Так, ФГОС с 1.01.14г. вступивший в силу говорит нам о том, что в современных условиях ребёнок выступает в роли не «объекта», а в роли «субъекта» образовательного процесса, ребёнок – самоценная личность. Именно данное утверждение ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных технологий в дошкольном образовании использовании современных, уже отработанных технологий, а также психолого-педагогических подходов к данному процессу.
Так что же такое «технология»?
Технология – греч. слово – означает «мастерство, искусство» и «закон науки» - это наука о мастерстве. [2]
Проблемой педагогических технологий занимались: В. Г. Селевко, И.П.Волков, В.М.Монахов и другие.
Данное понятие имеет множество определений, самое распространённое из всех гласит:
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). [2]
Иначе, технология – это зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов.
На данный момент насчитывается больше сотни образовательных технологий. Они классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.
Среди основных причин возникновения новых психолого-педагогических технологий можно выделить следующие:
- необходимость более глубокого учета и использования психофизиологических и личностных особенностей обучаемых;
- осознание настоятельной необходимости замены малоэффективного вербального (словесного) способа передачи знаний системно - деятельностным подходом;
- возможность проектирования учебного процесса, организационных форм взаимодействия педагога и ребёнка, обеспечивающих гарантированные результаты обучения.
Все это позволяет говорить о том, что использование современных образовательных технологий, обеспечивает личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, и это можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки детей, более эффективного использования времени. [5]
Современная образовательная деятельность – это в первую очередь мастерство педагога, к которому предъявляются особые требования.
Педагогу недостаточно знаний об уже существующих технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности. Чтобы чувствовать себя уверенно, педагог должен владеть как минимум тремя принципиально – различающимися технологиями: продуктивной (предметно - ориентированной), щадящей (личностно - ориентированной), технологии сотрудничества. Работа с технологией невозможна без творчества, поэтому для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Рассмотрим современные образовательные технологии, повышающие повысить качество образования в дошкольном образовательном учреждении.
В последние годы все большую популярность обретают технологии интерактивного обучения.
Они позволяют реализовать качественно новую эффективную модель построения воспитывающей среды в ДОУ. Они направлены на организацию комфортных условий воспитания и развития детей, в которых активно реализуются взаимодействие, взаиморазвитие и взаимообогащение. Учат умению обмениваться опытом и взаимодействовать в группах, развивают коммуникацию, воспитывают толерантность, способствуют формированию социальной позиции в дальнейшем.
Формы работы могут быть различны. Так, педагог может использовать работу в парах, работу в малых группах, ролевую (деловую) игру. Особой популярностью пользуется форма работы – мастерская, при которой воспитанники полностью погружаются в изучаемый объект. [7]
Инновационность современного общества привела к популярности ИКТ (информационно - коммуникативные)–технологии.
ИКТ – это обобщенное понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации.
Это с одной стороны – компьютер, с другой – коммуникация.
Это использование телевидения, DVD, CD, радио, планшетов, СМИ, компьютера, телефона, игровых приставок, без которых уже невозможно представить современную жизнь.
Современный образовательный процесс нельзя представить без использования мультимедийных технологий, которые предоставляют уникальные возможности для реализации творческих инициатив воспитателя и воспитанника.
Здесь педагогу открывается большое количество возможностей для работы. Могут быть использованы занятия демонстрационного типа – презентации по изучаемым темам. Такие занятия отличаются высокой продуктивностью, так как ребенок все видит своими глазами, а, следовательно, лучше запомнит.
Использование на занятиях контролирующих программ позволяет добиться укрепления обратной связи в системе воспитатель - воспитанник. Тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях. Сегодня воспитатели сами разрабатывают и создают компьютерные варианты различных тестов и использовать их на своих занятиях.
Большую популярность обретают обучающие компьютерные игры - игры для развития памяти, воображения, мышления; «говорящие» словари иностранных языков с хорошей анимацией; АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотеками рисунков, игры-путешествия, «бродилки»; простейшие программы по обучение чтению, математике и др.
ИКТ – технологии можно использовать и при работе с родителями. Самопрезентация педагога, создание портфолио ребёнка и педагога, использование на собраниях, в качестве сбора информации по проблеме, для домашнего обучения. Педагог может размещать консультации, обмениваться фотоматериалами, давать объявления, проводить диспуты на сайтах ДОУ, или в соц. сетях.
Еще одной интересной технологией является - мнемотехника в образовательном процессе ДОУ.
Мнемотехника - искусство запоминания путем образования искусственных ассоциаций при помощи системы методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, цель которой развитие не только памяти различных видов (зрительной, слуховой, двигательной и тактильной), но и мышления, внимания, воображения.
Данная технологию с легкостью может быть включена во все виды занятий, начиная с 4-5лет, так как к этому времени у детей накоплен основной словарный запас. Мнемодорожки, мнемотаблицы (схемы, в которых заложена определенная информация) - эффективны и применяются как опорная система для пересказа сказок, рассказов, для составления описательных рассказов. Также с помощью мнемотаблиц и мнемодорожек дети знакомятся с окружающим миром на познавательных занятиях. Приёмы мнемотехники широко использую на занятиях по математике, ИЗО.
Благодаря обучению детей мнемотехническим приемам, заметно повышается объем зрительной и вербальной памяти, улучшается распределение и устойчивость внимания, активизируется мыслительная деятельность.
Основными приёмами мнемотехники являются: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации; рифмизация; нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией; закономерности; знакомые числа. [7]
Трудно представить работу современного воспитателя без использования проектирования в своей работе – это и есть технология проектов. Она имеет ряд неоспоримых преимуществ, которые увеличивают ее популярность. Проекты дают возможность углубленно изучать какую-либо тему и получать при этом быстрые практические результаты. Метод проектной деятельности особенно успешно реализуется в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. С детьми младшего возраста также можно проводить проекты, но менее длительные по времени: один – три дня. [1]
В любом проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Основное предназначение метода проектов – предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. [1]
Проектный метод является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также он повышает качество образовательного процесса.
Еще одной интересной и современной технологией является технология «ТРИЗ» - теория решения изобретательских задач, которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером. Основной задачей использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – привитие ребенку радость творческих открытий. [3]
В технологии используются нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество везде!».
Целью использования данной технологии в ДОУ является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Немаловажно использование игровой технологии. В образовательном процессе она строится как целостное образование, охватывающее определенную часть процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Она включает в себя игры и группы игр, а также упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; обобщать предметы по определенным признакам. Игры развивают умение отличать реальные явления от нереальных; быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.; воспитывают умение владеть собой. [4]
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя. Он может выбирать различные игры, которые подходят к содержанию определенного занятия. Умелое применение педагогом дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре.
Главной целью игровых технологий является - предоставление возможности ребенку в игре прожить детство перед зачислением в школу, формируя при этом знания, основанные на мотивации. Процесс обучения дошкольника в игровой форме пробуждает интерес к деятельности, радует и превращает получение знаний в занимательное путешествие в мир новой информации и навыков. Именно через игру ребёнок учится познавать свои возможности, проявлять инициативу, делать осознанный выбор. В игре дошкольник учится общению со сверстниками и со взрослыми, примеряет роль и лидера, и исполнителя, тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта, развивает речь. [2]
Выделяются также здоровьесберегающие технологии, которые в ДОУ играют главную роль. В первую очередь они направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательного процесса в ДОУ.
Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность. С одной стороны – формируются основы валеологической культуры, т.е. воспитанники учатся самостоятельно заботиться о своем здоровье; а с другой – образовательный процесс в ДОУ организуется без негативного влияния на здоровье детей.
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС отлично сочетаются с традиционными формами и методами в педагогике, дополняя их различными способами осуществления оздоровительной работы.
В ДОУ педагогом могут быть использованы множество упражнений, которые позволят заложить фундамент хорошего физического здоровья, и повысить уровень психического и социального здоровья воспитанник. Основными упражнениями могут быть: ходьба по коврику из пробок, где происходит массаж стопы ног; различные техники массажа, в том числе и с использованием массажеров, ежедневные оздоровительные гимнастики после сна босиком под музыку. [4]
Обобщая вышесказанное нужно отметить, что технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.
Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии. Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
Несмотря на всю пользу современных инновационных технологий, возникают некоторые проблемы их внедрения. Основной из них является отсутствие или недостаток ресурсов (дидактических, материальных, технических, информационных) в работе воспитателя. Не всегда ДОУ удается обеспечить воспитателя всем необходимым, от этого у него может не возникнуть желание работать по новым технологиям. И, следовательно, формируется негативное отношение педагогов к инновациям, связанное с сохранением стереотипов образовательной деятельности в ДОУ. Также серьезной проблемой является отсутствие или недостаток знаний в организации и внедрении инновационных процессов. Все инновации в современном образовании педагогам приходится изучать самостоятельно, так как не существует образовательного стандарта, обучающего педагогов этому. [6]
Подводя итог и анализируя сущности педагогических технологий можно сделать выводы о том, что педагогические технологии ориентированы на обучаемых (воспитанников) и нацелены на обеспечение успеха усвоения за счет их собственной деятельности; педагогические технологии позволяют достигать целей обучения путем развития личности; за счет усвоения ею целей и объективного контроля и самоконтроля за качеством образования.
Список использованных источников:
Куликовская И. Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст: учебное пособие / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. — М.: Педагогическое общество России, 2003.
Микляева Н. В. Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция / Н. В. Микляева. — М., 2007.
Новиков А. М. Образовательный проект: методология образовательной деятельности / А. М. Новиков, Д. А. Новиков. — М.: Эгвес, 2004.
Об особенностях обучения по программе образовательной области «Технология»: Методическое письмо от 17.06.1997 № 760/14–12 // Вестник образования. — 1998. — № 10.
Султанова, Э. Н. Использование современных инновационных технологий, соответствующих ФГОС ДО, в воспитательно-образовательном процессе / Э. Н. Султанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 2 (188). — С. 146-148.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании / А. С. Ганеева, О. В. Зайцева, Н. П. Пичугина [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 26 (130). — С. 635-637. — URL: https://moluch.ru/archive/130/35923/ (дата обращения: 21.02.2022).
Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании / Т. В. Хабарова. — М., 2004.