Публикация «Методы и приёмы, которые помогают повышать мотивацию»
«Методы и приёмы,
помогающие повысить мотивацию на занятиях»
В последние годы практика педагогов показывает, что число детей, не стремящихся к получению знаний, постоянно растёт. Она появляется уже у учащихся в начальных классах. Нежелание учиться проявляется в том, что дети забывают выполнить домашние задания, в учебниках и на партах у них беспорядок, на уроках они рисуют, смотрят в окно, разговаривают с одноклассниками, в классе им скучно. Почему дети не хотят учиться? Всё дело в мотивации к обучению.
Мотивация — это то, что подталкивает к достижению личных и профессиональных целей и одновременно дает ощущение удовлетворенности своими результатами.
Формирование мотивации обучения у школьников можно назвать одной из актуальных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приёмов самостоятельного приобретения знаний и познавательных интересов, формирование у них активной жизненной позиции.
Одной из задач, которая должна решаться в школе, является создание условий для формирования положительной учебной мотивации и дальнейшее её развитие у школьников.
Какие факторы влияют на интерес к учёбе?1. Интерес к изучаемым предметам.
2. Способ изучения предметов.
3. Восприятие информации.
4. Интерес учителя.
Какие бывают виды мотивации?Наиболее значимыми для учащихся являются следующие мотивы:
познавательные, то есть стремление больше знать, стать эрудированным;
коммуникативные - расширение круга общения через повышение интеллектуального уровня и новых знакомств;
эмоциональные;
саморазвитие - раскрытие своих способностей и талантов;
позиция школьника; достижения;
внешние - поощрения, наказания.
На просторах интернета я нашла вот такую схему, которая на мой взгляд очень полно отражает методы, повышающие мотивацию младших школьников.
https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0e02/00127109-543fecd3/img9.jpg
Как мотивировать познавательную деятельность?
Для формирования полноценной мотивации учения школьников важно обеспечить следующие условия:
-создание ситуации успеха;
-снятие тревожности и напряжённости;
-поощрение;
-выбор домашнего задания;
-стимулирующее оценивание;
-отмечать любые достижения учащихся;
-обогащать содержание урока личностно-ориентированным интересным материалом;
-удовлетворять познавательные запросы и потребности учеников;
-организовать интересное общение детей между собой;
-поощрять выполнение заданий повышенной трудности;
-формировать активную самооценку своих возможностей;
- поощрять стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию;
-поддержка детских инициатив.
В своей работе я применяю метод «зелёной» ручки.
Этот коучинговый подход изобрела мама первоклассницы. Вместо того чтобы подчёркивать красной пастой ошибки, она обводила зелёной лучшие варианты. Этот метод помогает ребёнку концентрироваться не на том, что не получилось, а на собственных успехах, и стремиться к ним и дальше.
У школьников изначально присутствует различная степень мотивации к обучению. Одни способны достаточно сильно мотивировать себя сами. Другим необходима помощь извне. Чем младше ребёнок, тем проще пробудить у него интерес к учёбе.
Калягина Ирина Владимировна