Статья «Современные педагогические технологии, которые помогают повысить качество образования»

3
0
Материал опубликован 15 February 2022 в группе

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Калитвенская средняя общеобразовательная школа

Каменского района Ростовской области

(МБОУ Калитвенская СОШ)









Статья на тему

«Современные педагогические технологии, которые помогают повысить качество образования»











Подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ Калитвенской СОШ

Каменского района Ростовской области

Оксана Аннагельдыевна Желтова








2022 г


Истинное назначение педагога – это утверждение высоких нравственных идеалов в жизни общества, сохранение культурно-исторической преемственности, живой связи времен и поколений. Но в 21 веке оставаться единственным средством познания учитель не может. Средства массовой информации заменили книги, произведения русской классической литературы читаются в кратком изложении, у детей нет интереса к слову, к личности писателя. Поэтому современный урок не должен быть ограничен предметом и учителем, он должен являться для ребёнка событием в цепочке познания, или точнее, исследования окружающего мира. Учитель-филолог должен пользоваться всеми достижениями педагогики, дабы развивать в детях то, что заложено в них природой. Я бы хотела выделить педагогические технологии в деятельности современного словесника, которые помогут выполнить эту миссию:

Духовное развитие

Текстоцентризм

Развитие устной и письменной речи

Индивидуальный подход

Проблемное обучение

Проектная деятельность

Информационно-коммуникативные технологии.

Постараюсь осветить выбранные аспекты.

На первом месте в школе, думается, должно оставаться духовное развитие ребенка, несмотря на то, что задача современной школы - вырастить "социально адаптированную личность", а не гармонически развитую. К чему же тогда богатый педагогический опыт, накопленный столетиями, если мы будем ориентироваться только на сиюминутные задачи? Ш.А.Амонашвили, к примеру, напоминал, что «педагогика должна быть духовна и воспитывать духовную общность». Мне кажется, его слова могут быть восприняты за аксиому. Особенную важность приобретает духовное воспитание личности ребенка в изменившейся социокультурной ситуации России в новом тысячелетии, ведь сейчас востребованы такие качества личности, как самостоятельность, независимость, умение принимать решение, ответственность, активная жизненная позиция. Поэтому я думаю, что нельзя сводить изучение литературы лишь к познавательной функции, как нельзя подчинить изучение художественных произведений лишь нравственно-назидательным целям. Литература - главный школьный предмет,
направленный на формирование души ребенка, на развитие его эмоционального мира. Нравственные понятия и чувства, содержащиеся в великих книгах человечества, только тогда будут восприняты учащимися, когда произойдет чудо эстетического приобщения к художественному тексту. Если дети не сопереживают героям, их поступкам, не восхищаются примерами возвышенного и прекрасного, не негодуют, встречаясь с безобразным и низменным, то их души остаются глухи к добру и злу.

Например, на уроке по теме «Судьба человека с «слабым сердцем» (по повести Ф. Достоевского «Белые ночи») мы с учениками выясняем, что в образе Мечтателя заложены идеи христианства, человеческого братства, человеческого сострадания. Он готов пожертвовать собой ради спасения других. Многие ли из нас способны на такое? Этот урок в 9 классе явился своеобразным мостиком к постижению сложного романа «Преступление и наказание» в 10 классе. После дискуссии по выявлению позиции Достоевского дети приходят к выводу, что Соня - носительница гуманистических идей писателя, поэтому они понимали ее и сочувствовали ей. Но ведь и желание Раскольникова помочь людям тоже вполне понятно! Решая эту дилемму, мы с ребятами долго спорим, а потом «открываем» истину: цель не оправдывает средства. Столь же неоднозначным стал анализ повести А.Пушкина «Капитанская дочка». Сопоставляя образы Гринева и Швабрина, замечаем, что последний также совершает благородные поступки: он не выдает, что Марья Ивановна - капитанская дочка ни Пугачеву, ни на суде. Значит, Швабрин - благородный человек? И мы переходим к размышлениям о чести, о благородстве, о добре и зле. А вскоре выясняем: герой совершает добрые поступки из корысти, а не из желания помочь, мотивы его поведения весьма незавидны. Так ребята приходят к пониманию определения внутренней потребности добра.

Н. Ильин советует: «На уроке литературы надо заниматься литературой и человеком! Человеком! Как наука, урок литературы воспитывает избирательно, как искусство – всех. Наш урок - это искусство». Поэтому задача словесника -пробуждение чувств, эмоциональное воспитание, проповедь высших ценностей.


Вторая составляющая деятельности филолога прямо вытекает из первой. Передача опыта человечества не может осуществляться без анализа текста. Мир текстов окружает нас с момента рождения, со слов матери. Это и понятно: человек как существо социальное живет в речевой среде. Текст всегда погружен в культурное пространство эпохи, отражает особенности авторской личности, его знания, лексикон, образ мира, конкретные цели и мотивы. Он несет на себе, таким образом, печать культуры определенного этапа в истории общества; культуры определенного народа с его традициями, устоями, менталитетом; культуры неповторимой личности творца. Вступая в диалог с текстом в процессе коммуникативной деятельности, ученик как раз -таки приобщается к культуре.

Текст как речевое произведение является универсальной формой коммуникации и выполняет ряд функций: информативную, социальную, эстетическую, контактоустанавливающую, прагматическую, метаязыковую. На уроках русского языка текст – это база для проведения лингвистического, стилистического анализов. В своей работе я использую такие приемы работы с текстом:

сопоставление текстов, контрастных в стилистическом отношении, например: научного и публицистического, художественного и официально-делового

один урок - один поэт (стихотворение русского поэта служит основой для объяснения орфограмм, нахождения языковых явлений)

восстановление деформированного текста

составление развернутых выступлений, публицистических сообщений, докладов

толкование пословиц, афоризмов.

На уроках литературы важно рассмотреть текст как произведение искусства в социально-историческом и литературном контексте эпохи, как отражение особенностей определенной литературной школы и направления, творческого метода, индивидуального стиля автора. Особенно внимательно нужно относиться к слову писателя, к его тайным « сигналам», позволяющим проследить авторскую позицию. Например, изучая повесть «Станционный смотритель», задаю вопрос: «Почему Дуня, уезжая с гусаром, плакала? Значит, она знала, что не вернется?.. Почему рассказчик сначала пожалел, а теперь не жалеет ни о поездке, ни о деньгах, потраченных на нее?» Такие вопросы предполагают вдумчивое чтение текста, помогают детям открыть мир, решать нравственные проблемы.

Работа с произведениями классиков, с образцами художественного слова способствует развитию устной и письменной речи учеников, качество которой в последние годы заметно снизилось. Сегодня в условиях ЕГЭ, введенного почти по всем школьным предметам, эта проблема стоит особенно остро. Не секрет, что многочисленные тестовые задания, которые выполняют наши дети на разных уроках, отнюдь не всегда способствуют развитию их речи, следовательно, и их интеллекта. А ведь грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме приветствовалось во все времена. В условиях же современной действительности воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи, является первостепенной задачей каждого учителя-словесника. И это не случайно, потому что прочные умения и навыки владения устной и письменной речью помогают ученикам лучше усваивать содержание других школьных предметов, повышают интерес к литературе и русскому языку и придают уверенность в своих силах. Кроме того, они представляют собой универсальные знания, применяемые в других видах учебной и иной деятельности человека. Значит, в этом аспекте роль учителя-словесника особо весомая. На своих уроках стараюсь вести работу по обогащению словарного запаса, устранению диалектных ошибок, раскрытию тайн происхождения слова, составлению собственных текстов разных жанров, реконструированию авторских текстов.


Филологу нужно не забывать и том, что приобщение к тайнам слова, текста, искусства в целом носит личностный характер. Одно и то же произведение воспринимается учащимися по-разному, дает своеобразный (подчас неожидаемый) отклик в сердцах детей. Следовательно, индивидуальный подход – это ещё один краеугольный камень в работе словесника, которому необходимо учитывать уникальность каждого ребенка, специфичность коллектива, «подстраивая» анализ текста под конкретного ученика. Я составляю вопросы по анализу литературного произведения, учитывая уровень подготовки ученика, его интеллектуального развития. Например: 1) Почему Мцыри убегает из монастыря? (для слабых учащихся), 2) Какие взгляды монаха отвергает Мцыри, убегая из монастыря? (для сильных). (Порой это сделать затруднительно, если проводишь открытый урок в чужой школе для незнакомых детей).

Старинная мудрость гласит: «Важно не просто накормить голодного рыбой, главное — научить его ловить ее. Если вы дадите ему рыбу, то поможете только один раз, а если научите ловить, то накормите на всю жизнь». В этом высказывании заложены основы проблемного метода обучения. Цель проблемного обучения –это усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления. Путем создания проблемной ситуации моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления учащегося.Проблемные вопросы понуждают к проникновению в суть дела, в существо предмета обсуждения; заставляют доискиваться самостоятельного решения.

Я работаю по теме самообразования «Проблемное обучение как средство развития личности ученика» и использую этот метод на уроках литературы и русского языка как средство раскрытия творческих способностей детей. Мной применяются такие приемы:

задания с недостающими данными,

сопоставление различных точек зрения на один и тот же вопрос,

эвристическая беседа,

ситуация несоответствия личного опыта научным данным,

поисковая задача

невыполнимые практические задания

провокационные вопросы.

Так, при изучении «Песни про …купца Калашникова» М.Лермонтова задаю вопрос: «Одержал ли Калашников победу над своим врагами?» А в 9 классе, анализируя повесть «Фаталист» из романа «Герой нашего времени» подчиняю урок проблемному вопросу: « Какова авторская позиция? Стоит ли подчиняться судьбе или надо действовать, используя волю?» На уроке русского языка в 6 классе по УМК М.М.Разумовской по теме «Знаки препинания при деепричастном обороте» для создания проблемной ситуации использую текст, в котором учащиеся объясняют постановку знаков препинания. При анализе предложений типа «Он работал спустя рукава», «Он читал лёжа» ученики сталкиваются с проблемой: почему в этих предложениях деепричастный оборот либо деепричастие не обособляются. Далее дети выдвигают гипотезы и ищут их обоснование в учебниках, таблицах и других дидактических материалах.

Во всех примерах подвожу учащихся к ситуации удивления. И они открывают, почему слова начало и конец этимологически родственны, почему из служебных частей речи нельзя составить предложение, почему везет Хлестакову… Если ученики обнаружили реакцию удивления или затруднения, значит, тема будет принята, каждый в классе осознает себя «ученым», который должен открыть что-то очень важное. Интересно, что дети в этот момент действительно забывают о том, что что-то, что им предстоит «открыть», давно существует как объективное знание. Значит, задача учителя – поддержать эту «игру в первооткрывателей», не разрушить интригу урока.

Большие возможности в этом плане открывает проектная деятельность, направленная на духовное и профессиональное становление личности ребенка через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможна не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. Мы с учениками 10 класса подготовили коллективный проект «Интервью с учителем», оформили его в виде презентации и подарили педагогам в День учителя. Работа по сбору материалов вызвала у ребят сильный эмоциональный отклик. И уже в 11 классе мои выпускники готовили проекты по литературе и МХК самостоятельно, с использованием Интернет- ресурсов. Таким образом, я считаю, что проектная деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся.

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы обучающихся. Современные ученики свободно обращаются с компьютером, непринужденно ведут себя в общении через сеть, не представляют своей жизни без Интернета. Поэтому учитель должен организовать деятельность учащихся по грамотному использованию сетевых ресурсов, ведь они представляют обширные материалы, целесообразные и для изучения литературного произведения, и как источник накопления литературных знаний (своеобразная энциклопедия), и как средство, позволяющее осуществить литературное развитие учащегося (литературные проекты, гостевые книги, сайты). Некоторые учителя с подозрением относятся к использованию интернета: многие материалы содержат готовые ответы, сочинения. Поэтому нужно учить детей самостоятельности, творчеству, нестандартности мышления, если мы хотим вырастить думающих людей.

С кризисом, вызванным ИКТ, человечество встречается не впервые. Вспомним одну историю из античной истории. Тевт изобрел число, счет, геометрию, астрономию, вдобавок игру в шашки и в кости, а также и письмена. Царем был тогда Тамус. Придя к царю, Тевт показал свои искусства. Когда же дошел черед до письмен, Тевт сказал: «Эта наука, царь, сделает египтян более мудрыми и памятливыми, так как найдено средство для памяти и мудрости». Царь же сказал: «Искуснейший Тевт, отец письмен, ты из любви к ним придал им прямо противоположное значение. В души научившихся им они вселят забывчивость, так как будет лишена упражнения память: припоминать станут извне, доверяясь письму, по посторонним знакам, а не изнутри, сами собою. Стало быть, ты нашел средство не для памяти, а для припоминания. Ты даешь ученикам мнимую, а не истинную мудрость. Они у тебя будут многое знать понаслышке, без обучения, и будут казаться многознающими, оставаясь в большинстве невеждами, людьми трудными для общения; они станут мнимомудрыми вместо мудрых».

У меня в кабинете русского языка установлены компьютер, мультимедийный проектор, создана медиатека по изучаемым предметам. К сожалению, выхода в Интернет в моем кабинете нет. Я использую информационные технологии практически на каждом уроке русского языка, литературы. Стараюсь создать презентацию к уроку и превратить ее в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Презентация даёт мне возможность проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков, обеспечивает возможность для иллюстрирования, экономии времени, расширения образовательного пространства урока. К примеру, такие разработки: «Поэты Дона о Великой Отечественной войне», литературно-музыкальный вечер «Пятое время года», «Тип петербургского мечтателя в повести Ф.Достоевского «Белые ночи», «Средства выразительности языка» помогли мне интегрировать разные предметы.

Однако учителю-словеснику нецелесообразно полностью компьютеризировать процесс обучения русскому языку и литературе, так как при этом практически не реализуется коммуникативная направленность курса. Развивая логическое мышление, обогащая новыми знаниями, умениями и навыками, компьютер тем не менее не помогает в деле развития монологической и диалогической речи, сужает область коммуникации. Учитель при таком обучении превращается в посредника между компьютером и учеником. А задача филолога предполагает диалог, творческое оформление, «лепку» души ребенка. Таким образом, компьютер на уроке необходим как одно из средств обучения, но при этом далеко не единственное.

Я полагаю, что названные мною педагогические технологии в работе учителя- словесника- это пути и к сохранению педагогического опыта, и к модернизации образования.

  










  Список литературы:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.                                        

2. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в ТРИЗ – Теорию решения изобретательских задач / Г.С. Альтшуллер. – Альпина Бизнес Букс, 2007 

3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – Москва: Просвещение, 1989.   

 4. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе / М.В. Кларин. – Москва: Просвещение, 1989.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации