Логопедическое сопровождение детей с ОВЗ в детском саду
СОГЛАСОВАНО
Заведующий МБДОУ
«Целинный детский сад»
_________ /Куракина Н. П./
М. П.
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
«НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ.
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Секция учителей-логопедов
ДОКЛАД
Логопедическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду
Выполнила: учитель-логопед
МБДОУ
«Целинный детский сад»
Звездина М. К.
с. Песчаное, 2018г.
Деятельность логопедического сопровождения в ДОУ рассматривается как необходимый компонент системы образования. Логопедическое сопровождение призвано оптимизировать, «смягчить» педагогический процесс для дошкольников, имеющих нарушения в развитии речи, обеспечить развитие их личностного, интеллектуального потенциала для общества. Практика показывает, что своевременное, правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий успешного обучения ребёнка в школе. При переходе детей из детского сада в школу речевая патология значительно затрудняет и без того сложный социально-биологический процесс адаптации к новым условиям воспитания и обучения. Это обстоятельство и определяет актуальность коррекционно-развивающей работы в дошкольном периоде.
Основная цель логопедического сопровождения - раннее выявление и преодоление отклонений в развитии детей дошкольного возраста, оказание логопедической помощи дошкольникам, имеющим трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, обусловленные нарушениями устной речи.
Основными задачами логопедического сопровождения являются:
Своевременная профилактика речевых нарушений у дошкольников;
Психолого-педагогическое изучение и диагностика речевого развития детей;
Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку, качественная разработка и реализация маршрута коррекции и (или) компенсации речевого дефекта с учетом его структуры, степени тяжести, обусловленности;
Взаимодействие с ПМПК;
Организация комплексного взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса;
Пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.
Важнейшим условием эффективности работы логопедического сопровождения является понимание сущности профессионального взаимодействия всех субъектов коррекционно-развивающего процесса в единой системе образования и воспитания. В МБДОУ «Целинный детский сад» я взаимодействую со специалистами:
Педагог-психолог;
Музыкальный руководитель;
Инструктор по физической культуре;
Воспитатели.
Цель данного взаимодействия – создание единого коррекционно-развивающего пространства.
Логопедическое сопровождение в нашем саду я выстраиваю в соответствии с программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет) под авторством Нищевой Н. В. Данная программа позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в средней, старшей и подготовительной к школе логопедических группах на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов детского сада и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы. Наряду с традиционными методами, такими как: различного рода и характера упражнения, наблюдения, беседы, рассказы и пересказы, еще применяю и инновационные технологии. Современные технологии не заменяют традиционных, они лишь дополняют их, делая коррекционно-образовательный процесс более эффективным.
Известно много нетрадиционных методов в коррекционной работе с детьми ОВЗ:
фитотерапия,
ароматерапия,
музыкотерапия,
хромотерапия или цветотерапия,
рефлексотерапия,
куклотерапия,
сказкотерапия,
песочная терапия.
Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике. Авторами инновационных технологий являются: Ткаченко Т. А., Коноваленко В. В., Коноваленко С. В., Филичева Т. Б., Нищева Н. В., Смирнова Л. Н.
Из вышеперечисленных методик активно применяю песочную терапию. В коррекционно-развивающем процессе она помогает мне развивать диафрагмальное дыхание, фонематический слух, связную речь, регулировать мышечный тонус, автоматизировать звуки, формировать слоговую структуру слога. Все эти задачи решаем с помощью игровых методов. Для этого я использую контейнеры с песком, мелкие пластмассовые игрушки, буквы пластмассовые, «ходики» (картинки с отверстиями для пальцев).
Во время проведения коррекционно-развивающей деятельности также активно использую игровые технологии, так как игровая деятельность положительно влияет на формирование многих психических процессов — от самых простых до самых сложных. В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети дошкольного возраста лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Дошкольник во время игры вовлечен в активную познавательную деятельность, не чувствует усталости, сохраняет энергию на последующее время обучения.
Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, но и здоровьесбережения, социализации. В игре и через игровое общение у растущего человека проявляется и формируется мировоззрение, потребность воздействовать на мир, адекватно воспринимать происходящее. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье.
В образовательную деятельность включаются различные виды игр: дидактические, словесные, сюжетно-ролевые, игры с предметами, игры с игрушками, подвижные игры, игры-инсценировки.
В своей практической деятельности активно использую серию развивающих игр Воскобовича: «Забавные цифры из цифроцирка», «Математические корзинки», коврограф «Ларчик», конструктор букв «Филькина грамота».
Также очень полюбилась детям настольная логопедическая игра «Путешественники» на закрепление правильного произношения звука «Р» и умение ориентироваться в пространстве.
Без приемов технологии наглядного моделирования не обходится ни одно коррекционно-развивающее занятие с детьми дошкольного возраста с ОВЗ. При использовании символической аналогии, облегчаетсся и ускоряется процесс запоминания и усвоения материала у дошкольников с ОВЗ, формирует приемы работы с памятью. Применяя графическую аналогию, можно научить детей видеть главное, систематизировать полученные знания. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить проблему утомляемости. К таким технологиям относится мнемотехника.
«Мнемотехника» в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок дошкольного возраста с ОВЗ воспроизводит полученную информацию. Как показала практика, этот метод обеспечивает успешное и эффективное запоминание информации.
Информационные компьютерные технологии (ИКТ) стали перспективными средствами коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ.
В основу ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, В. Ю. Давыдовым, А. В. Запорожцем, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, Д. Б. Элькониным.
В своей работе я широко применяю ИКТ: современные технологии позволяют использовать компьютер в диагностических целях (создание банка данных речевых показателей дошкольников с ОВЗ в начале и в конце коррекционно-развивающей деятельности, анализ собранной информации и наглядное представление результатов в виде диаграмм, графиков, таблиц), в организации работы с родителями и педагогами (подготовка презентаций к консультациям, выпуск наглядной информации), а также непосредственно в ходе проведения логопедических занятий во время проведения физминутки, зарядки для глаз, интерактивных игр на развитие фонематических процессов.
Используя в своей работе логопедическую программу «Игры для Тигры», заметила что, процесс коррекции речи стал боде эффективным и динамичным, так как задания в ней представлены в игровой интерактивной форме. В этой программе более 50 упражнений, собранных в четыре больших блока:
Фонематика
Просодика
Лексика
Звукопроизношение
Применение ИКТ позволяет повысить мотивацию к логопедическим занятиям, поддерживать внимание на всех этапах занятия, развивать познавательную активность детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Здоровьесберегающие технологии наиболее актуальны для детей с ОВЗ. Цель данных технологий: обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения, навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Широко использую в коррекционной работе:
‒ дыхательная гимнастика;
‒ артикуляционная гимнастика;
‒ гимнастика для глаз;
‒ упражнения на развитие координации движений рук и пальцев рук;
‒ Cу-джок терапия.
Очень интересен для дошкольников метод су-джок терапии. Использование су-джокмассажёров – массажных шариков в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий позволяют повысить физическую и умственную работоспособность детей, дает возможность для максимальной целенаправленной коррекционной работы с ребёнком.
Использование оздоровительных технологий происходит в игровой форме: обучение и оздоровление происходит с легкостью, упражнения и оздоравливающие техники остаются в памяти ребенка на долгое время.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.